Чтобы понять, как поступит человек в той или иной ситуации не обязательно быть гадалкой или пророком, просто этого человека нужно хорошо знать. Народы, как и люди, обладают своими «индивидуальными» качествами. Качества эти могут несколько меняться, на каком-то этапе даже могут возникнуть новые качества, но в относительно небольшом для истории промежутке времени, народы свои качества поменять не могут, следовательно, не могут поступить вопреки себе. Т.е. никакого неожиданного поступка от народа мы получить не можем. Все просчитывается.
И еще более чем народ в своих поступках последовательно государство. Китайское государство будет поступать так-то, российское так-то, английское этак.
И в этом смысле ничего мистического в истории нет, всякий успех того или иного народа закономерен, как и закономерны всего его неудачи. Но если логика поступков народов понятна только, если мы возьмем длительный период времени, то логика поведения государства видна на каждом шагу.
Если мы посмотрим на историю последних двухсот лет, мы увидим, что в критических ситуациях судьба России всегда пересекалась с судьбой Англии.
Весь ХYIII век Россия и Англия набирали силу.
Англия в этот период становится великой колониальной державой, Россия идет к этому же. Оба государства участвуют в «Семилетней войне», они торгуют друг с другом, Россия вполне могла вмешаться в дела Англии и Испании на Американском континенте, могла застолбить за собой не только Аляску, но и Калифорнию, к примеру. Но это было слишком далеко от России, требовало больших трат, а в это же время к России под боком отходили райские владения, тот же Крым, Новороссия. Новороссия, т.е. Новая Россия, а у Англии Новая Англия, будущие США, здесь совпадения даже в названиях.
Надо сказать, что и Англия, и Россия того периода уступают по мощи Франции. Франция – самая великая держава Европы в XYIII веке. Но французская монархия находится на излете, она слишком вялая, сытая, ленивая, у нее нет больших проектов для Европы.
Все меняет Великая Французская революция, вулкан разбужен, Франция начинает борьбу за подчинение себе Европы и сталкивается здесь с интересами Англии и России.
Собственно, Наполеон фактически создал общую Европу под главенством Франции, он почти достиг своей цели. Понимая, что все захваченное ему не переварить, он предлагает поделить мир русскому императору Павлу I. Франции отходит Европа, России владения турок, Индия (которую следовало отнять у англичан), и в перспективе, заметим, Китай.
Неплохой дележ, между прочим.
Англия развивает бурную деятельность в борьбе против Наполеона, Испанию к слову, он не захватил не только из-за партизанской войны самих испанцев, но и из-за высадки на территорию Испании английской армии.
Про этот период написано множество книг, много есть размышлений о том, как Англия поспособствовала устранению Павла I. Ну, наверное, англичане действовали в этом направлении, не могли не действовать. Только руки у них были коротки.
Павел сам устранил себя, восстановив против себя все влиятельные силы в стране – высшее чиновничество (граф Пален возглавил заговор), русскую знать (Зубов участвовал в убийстве императора), военных и русское дворянство в целом.
Хотя заметим, что сама политика заключения мира с Наполеоном, была правильной тактикой для России. Наполеон все равно бы не удержал Европу под своим контролем. Именно невмешательство в европейские дела предлагал потом Кутузов, изгнав французов из России.
Если бы Россия не продолжила бы войну против Наполеона, то Англия, Пруссия, Австрия с ним воевали бы столько, сколько бы он прожил. Т.е. лет двадцать Россия могла бы укреплять себя, получая всевозможные выгоды от этой войны. Начни вместо разгрома Наполеона Александр I то, что он планировал раньше, дай крестьянам свободу, а дворянам Конституцию, то судьба мира сложилась бы в нашу пользу уже в XIX веке.
И вот здесь уже просматривается практика российского государства периода империи, практика будущих царей и генсеков уделять внимание внешнему фактору больше, чем внутреннему.
Апофеоз такой практики мы видим у Николая I, он заморозил развитие страны, отдав ее на откуп чиновникам, он весь купается в европейской славе самого могущественного государя. Он сверху вниз смотрит на своего тестя короля Пруссии, он спасет (зачем?) Австрию, подавив венгерское восстание. Он ироничен по отношению к Франции, которая никак не может восстановиться после Великой революции, он издевается над английским парламентаризмом.
При этом Николай I очень доволен собой, Россия при нем стала театром одного актера, все талантливое и живое ему не нравится, вся страна оделась в военную форму.
И при этом внимании к внешней политики Николай с его бездарной дипломатией умудрился просмотреть коалицию всей Европы против него! И при всей милитаризации страны он проиграл войну, в общем-то, небольшим коалиционным силам Европы к Крыму.
Англия всегда выступала против того в Европе, кто становился гегемоном или претендовал на это. Англия загребала жар чужими руками, но могла и воевать, если это было нужно.
Англичане добились того, что французы, которым объективно не было никакого дела до России, вступили в войну против нее. Англия провела работу с Австрией, и та сосредоточила армию на границе с Россией, угрожая войной. Тесть Николая король Пруссии объявил нейтралитет, враждебный России.
Как можно было, царствуя 30 лет, не позаботиться хотя бы об одном серьезном союзнике в Европе? И это при том, что Романовы были родственниками многих европейских монархов.
Англия с минимальными усилиями для себя превратила Россию из гегемона Европы в страну, которая оказалась в фактической изоляции.
Далее Россия десятилетия выползала из положения европейского изгоя. Но и при Александре II, когда спасли зачем-то болгар, выиграли войну у турок, англичане сделали так, что Россию лишили плодов ее победы.
Но к концу ХIX века набирает мощь Германия. Она уже главный враг для Англии. Надо признать, что здесь элита Германии, и ее император, проявили себя не очень умными людьми, имея самую сильную в Европе армию, самую мощную промышленность и самую сильную науку, они все равно явно переоценили свои возможности.
Николай II не хотел войны с Германией, но Романовы отлично понимали, что в союзе с Германией Россия вынуждена будет играть жалкую роль страны второго сорта. Отсюда союз с Францией и… Англией. С той самой Англией, которая гадила России, как могла, почти весь XIX век.
Русский царь – плохой политик, не очень далекий человек, но он не хотел войны с Германией. Тем не менее, вступил в нее. Россия вступила в войну неподготовленной, реформы шли полным ходом, но русская армия была бы готова к боевым действиям только через 4 года, т.е. к 1918 году.
Россия вступает в войну в условиях, когда в обществе нет единства, это даже еще хуже, чем не до конца готовая к войне армия. Два великих политика, которые титаническими усилиями модернизировали страну, Витте и Столыпин, были категорически против любой войны. Они понимали, что все это может привести к полному краху, но Столыпин был убит, Витте был не удел, Россия в войну вступила. И… фактически ее выиграла.
И вот тут Романовы пошли на поразительный шаг, во время войны, перед самой победой они решили сместить Николая. Общество устало от него, сами Романовы еще больше устали от его супруги, но пойти на такой шаг во время войны?
Пресловутый заговор генералов не был бы возможен без поддержки дяди Николая II Великого князя Николая Николаевича, он открыто высказался за отречение царя от трона.
Катастрофа 1917 года была следствием не заговора либералов, тем более не революцией, но следствием действий семьи Романовых. Ибо в этом большом семействе Николай и его супруга оказались в полной изоляции.
Понятно, что Романовы хотели как лучше для России, но… такой поступок во время войны?
А что же Англия? Англия наблюдает, только когда к власти приходит Ленин с его обязательствами перед Германией, когда заключается Брестский мир, английская разведка начинает действовать. План был простой, подкупить тупых латышей, захватить Ленина и Троцкого, провести эту парочку голыми по Москве, а потом расстрелять.
Не получилось, потому что латыши почувствовали запах власти, а власть она сильнее денег.
Потом идет гражданская война. Англичане помогают белым, помогают очень скудно. И вот, в какой-то момент англичане, присмотревшись к Ленину, поняли, что лучшей фигуры, чем он и его кодла, для того чтобы вывести Россию из большой политики просто найти невозможно.
Вот представьте себе, что в Англии побеждают люди, которые разваливают во время войны собственную армию, выступают за поражение в этой войне, разваливают промышленность, объявив национализацию. Разваливают всю экономику за неделю, отменив деньги. Которые объявляют приоритетом государства не национальные интересы, а интересы мирового пролетариата, которые начинаю физически истреблять собственных интеллектуалов.
Представили, что все это происходит в Англии? Как бы поступили бы русские в этих условиях, хоть цари, хоть Временное правительство, хоть белогвардейцы? Правильно! Они бросились бы помогать своим английским союзникам, чтобы избавить их от этой чумы.
А как поступили англичане? Почитайте мемуары Деникина или Врангеля на этот счет, они вели переговоры с англичанами. И те в итоге оставили белых без помощи. Оставили именно в тот момент, когда поляки разбили Красную Армию на голову, когда финны готовы были прийти на помощь белым. Да вся Россия, очумевшая от власти этих психопатов, была против них, крестьяне, поднимали, мятежи, Красная Армия разбегалась, остатки рабочего класса выходили на демонстрации, восстали балтийские моряки.
А сколько было боеспособных сил у красных? От 70 до ста тысяч из всей их многомиллионной армии.
Но французы не давят на Пилсудского, чтобы он шел на Москву, красные бросают все свои силы против Врангеля, тот перестает получать помощь от союзников, терпит поражение. И Россию оставляют Ленину!
Что США и японцы не могли захватить Дальний Восток и Сибирь? Красных партизан испугались? Англичане не могли захватить Кавказ, где их ждали? Не могли высадить с кораблей армию Врангеля где-нибудь в Прибалтике, соединить их наступление с наступлением финской армии? Да были еще десятки мало затратных вариантов.
Большевики сами-то боялись своей армии, распустили после 1921 года большую ее часть. Опорой их в стране были чекисты и чекистские военные формирования.
Великое чудо - победа большевиков есть дело рук сначала Германии, потом Англии и Франции. Ибо все эти государства защищали, прежде всего, на свои национальные интересы. В их интересах было оставить Ленина у власти, что они сделали. Если бы они помогли белым прийти к власти, то у власти оказались бы нормальные русские люди, а это никак не устраивало Запад. И не устраивает до сих пор. Тем более что белые выполнили свой союзнический долг перед Антантой до конца. И Россия по праву бы претендовала бы на плоды победы над Германией.
А так Запад оставил Ленина у власти, а потом с интересом наблюдал, как в великой стране большевики ставили эксперименты над собственным народом. И делали выводы из этих экспериментов, иногда вмешивались в советские дела. Но никогда они не считали Советы серьезным противником! Они всегда знали, что этот режим реакционный, отсталый, а значит, обречен.
Советы все годы у власти занимались промывкой мозгов, нас приучали гордиться их победами, но пришло время для всех трезво посмотреть на все это. Время пришло избавляться от иллюзий, ибо благодаря Системе власти, созданной большевиками, и существующей до сих пор, мы сидим в такой дыре, что дальше некуда.
* * *
Подведем некоторые итоги. В чем причина поражения России? В том, что в начале ХIX века не были проведены необходимые реформы. И самое печальное, что умный Александр I понимал их необходимость. Крестьян нужно было опустить на свободу, исполнительную власть оставить императору, законодательную отдать парламенту, который избирался бы на основе имущественного ценза, в который входили бы дворяне и богатые горожане, суды должны были стать независимыми.
Александр I во второй половине своего правления впал в депрессию, от которой лечился мистикой. Ему было не до реформ, вот вам и «красота» монархии. А ведь люди для проведения реформы были. Был Сперанский, были еще десятки высших чиновников, которые способны были провести в жизнь эти реформы без проблем. И власть осталась бы у Романовых, они не дали разбазарить страну, в случае чего, и пассионарное дворянство получило бы возможность реализовать себя, и экономика стала бы развиваться нормально.
В этих условиях выделил бы русский парламент на поход в Европу против Наполеона? Ох, едва ли! Решила бы русская элита воевать против венгров за интересы Австрии? Нет, конечно!
Англия побеждал во всех этих разборках только потому, что их элита четко преследовала национальные интересы, а Романовы в это же время имели главной целью сохранить свою неограниченную власть. Чувствуете разницу?
В случае реформ уже к середине ХIX века Россия бы имела полноценную национальную армию, а не сословную, а так к национальной армии начался (вынуждено!) переход только после неудачной войны с Японией, и к 1917 годы было ни то, ни се. Уже не сословная, но еще не национальная. Вот главная причина того, что большевики прорвались к власти! Деморализованное русское офицерство, которое просто не знало, как себя вести в этой ситуации.
Ну и много тут еще можно перечислять, тем хватит на 1000 докторских диссертаций. Самое обидное, что Россия к 1917 году все-таки сумела преодолеть многое, стала одной из пяти великих мировых держав, бешеными темпами развивала экономику, к 1930 году она стал бы сверхдержавой, но бомба заложенная Александром I и Николаем I все-таки сработала.
Мы проигрывали англичанам не потому, что глупее их, а потому что во время не были решены элементарные проблемы, которые, к слову, не решены до сих пор.
Александр Самоваров, АПН