Русское Движение

В Симферополе ученые и чиновники обсудили степень опасности «Хизб-ут-Тахрир»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
В Симферополе ученые и чиновники обсудили степень опасности «Хизб-ут-Тахрир»Распространение в Крыму радикальных исламских течений, таких, как «Партия исламского освобождения «Хизб-ут-Тахрир», ведет не только к обострению межконфессиональных отношений, но и множит конфликты среди мусульман. Этой проблемой ученые и государственные структуры должны заниматься системно, поскольку рост радикализма во всем мире является неизбежной закономерностью.

Об этом шла речь на круглом столе «Хизб-ут-Тахрир» как угроза национальной безопасности Украины», который состоялся в симферопольском агентстве QHA по инициативе Духовного управления мусульман Крыма.

По словам первого заместителя крымского муфтия Айдера Исмаилова, «Хизб-ут-Тахрир» не скрывает, что является политической организацией, и исходя из своих политических убеждений сторонники этого течения трактуют Ислам, что порождает противоречия среди самих крымских мусульман.

«Они не скрывают, и у них есть много литературы это подтверждающей, что их цель – построение Всемирного исламского халифата. Исходя из своих политических убеждений они трактуют и священные тексты. Это порождает противоречия среди мусульман и выставляет приверженцев Ислама в негативном свете, что приводит к межконфессиональной напряженности. <…> Демократия оценивается ими, как система неверия. Все, кто ее принимает – принимают систему неверия. Вывод – они являются еретиками. <…> Эти идеи направлены на то, чтобы будоражить общество», – подчеркнул Исмаилов.

Он также отметил, что для упрочения своего влияния «хизбы» ведут борьбу за контроль над мусульманскими общинами: «Как политическая сила, они стремятся к власти. Поэтому им нужен подиум для распространения своих идей. Отсюда попытки захвата мечетей, религиозных общин, должностей имамов».

При этом он сообщил, что в настоящий момент на территории полуострова официально зарегистрировано около 50 автономных мусульманских общин, не подчиняющихся ДУМК, и многие из них учреждены приверженцами «Хизб-ут-Тахрир».

В свою очередь, юрист ДУМК Ибраим Каймакан отметил, что «хизбы» сознательно обостряют криминогенную ситуацию, однако правоохранители предпочитают этот аспект не замечать.

«Есть огромное количество преступлений, совершенных членами «Хизб-ут-Тахрир». В том числе, тяжких преступлений, убийств, массовых избиений… Все это локализуется правоохранительными органами, но выводится в бытовую плоскость. Однако, на самом деле сейчас у нас происходит, как выражаются хизбуттахрировцы, «процесс кипения общества». То есть, они добиваются момента, когда общество закипит, и тогда уже люди будут готовы идти еще дальше», – утверждает Каймакан.

В то же время, представителей ДУМК не поддержал глава Рескомнаца автономии Рефат Кенжалиев, много лет до этого проработавший в крымском главке МВД: «Я с этой проблемой сталкивался в главке. И я не видел угрозы Украинскому государству от «Хизб-ут-Тахрир». ДУМК надо просто активнее работать среди мусульман. Вместо этого они, чтобы убрать конкурента, пытаются привлечь государство на свою сторону. Да, в ряде исламских стран эта партия запрещена, но там она везде является оппозиционной, поэтому власти ведут с ней борьбу».

Свои претензии к Духовному управлению высказал и политолог Андрей Никифоров, напомнивший, что ДУМК теснейшим образом сотрудничает с крымско-татарским меджлисом, который также является нелегальной организацией, и тоже не скрывает, что его целью является создание национального государства на полуострове.

«Я не знаю, сколько депутатских мест есть у «Хизб-ут-Тахрир», но знаю, что их немало у другой организации, которая тоже не зарегистрирована в законном порядке, и находится в доверительных отношениях с ДУМК. И эта организация выступает за построение моноэтнического государства. Поэтому, если уж мы тут собрались для откровенного разговора, то будем говорить все», – заявил Никифоров.

В дальнейшем большинство участников круглого стола признали, что деятельность «Партии исламского освобождения» все же вызывает немало опасений.

«Радикализм растет среди молодежи, я с этим сталкиваюсь по роду деятельности, – рассказала преподаватель Таврического национального университета Лиля Бекирова. – Не зная своего языка, культуры, прошлого, студент может заявить: «Я, как истинный мусульманин, объявляю вам джихад, потому что вы, Лиля Сафетовна, не носите хиджаб».

«XXI век – век стратегической нестабильности, поэтому неизбежен и рост радикализма. Соответственно, нужен алгоритм действий, который позволит адекватно реагировать на эти угрозы», – подключился к разговору профессор ТНУ Сергей Юрченко.

В том, что к вопросу исламского радикализма следует подойти системно, коллегу поддержала профессор того же университета Ольга Грива: «Я усматриваю в этой проблеме эмоциональную составляющую и юридическую. Эмоциональную мы сегодня видим. Но надо анализировать документы, анализировать деятельность «Хизб-ут-Тахрир». И если есть основания – задействовать юридические инструменты. Эту организацию запретили 29 государств, и не все они исламские, среди них, например, есть Германия. Какой-то механизм там существовал. Его надо изучить».

Представитель СБУ Дмитрий Воронцов подтвердил, что деятельность исламистов уже изучается экспертами: «Прямых призывов, угрожающих национальной безопасности нами не зафиксировано, но литература такая имеется. В данный момент эта литература проходит оценку в соответствующих учреждениях Украины, которые имеют на это право».

С тем, что предмет разговора требует более глубокого изучения, согласился и профессор ТНУ Юрий Катунин: «Мы все понимаем, что слово сказанное, неосторожное слово, может привести к определенным последствиям. <…> Можно ли запретить думать? Нельзя. Но когда мысли преобразуются в вербальную форму, когда добры молодцы начинают бить стариков…Один из них мне как-то сказал про такого добра молодца: «Да это у него заблуждения». Я говорю: «Это у тебя заблуждения. Он тебе руку целовать должен по традициям твоего народа…»

В итоге эксперты не стали голосовать за очень жесткую резолюцию, проект которой был подготовлен ДУМК, но договорились продолжить разговор на эту тему.

«Нужен диалог, нужно довольно серьезное научное заключение. Не на уровне эмоций. И, действительно, государство должно обеспечить соблюдение закона. Это комплексный вопрос. Мы, ученые, со своей стороны готовы создать специализированный институт, который бы занимался этим вопросом», – заключил Катунин, модерировавший круглый стол.