Русское Движение

«МЯГКАЯ СИЛА» ЗАПАДА И ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ НА УКРАИНЕ

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

...Бороться с «мягкой силой» Запада и информационными спецоперациями должна украинская государственная власть. В России, например, уже ставят заслон этой «мягкой» отраве, разрушающей государство изнутри. Разработан закон, который присваивает статус «иностранного агента» организациям, получающим финансирование из-за рубежа. Давно назрела необходимость и Украине перенять этот российский и, кстати, американский опыт. В США давно действует Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act), который требует представления списка финансирований, поступающих из-за рубежа. А как же демократические свободы в Украине? Что скажет Запад? А ничего не скажет!

Значительные массы населения украинского государства готовятся в очередной раз стать «искренне заблуждающимися». Именно такое самоназвание носят в нашей стране, начиная с 1991 года, голосующие за кандидатов – то в президенты, то в депутаты – наши сограждане, регулярно разочаровывающиеся в своем выборе через короткий промежуток времени. Да и голосуют как обычно не «за», а «против» кого-то, пытаясь определить, какое из зол, представленных в избирательных бюллетенях, меньшее.

Более двух десятилетий наши мозги усиленно «опыляют» разносчики информационной заразы, бороться против которой впавшему в апатию гражданину «незалежной» Украины было и остается крайне сложно. Тем более что пробиться сквозь жужжащий рой информационных паразитов к достоверной информации – практически невыполнимая задача.

О важности такого не материального ресурса, как сознание человека, в частности сознание человека – гражданина Украины, откровенно говорят цифры. Точнее – суммы, выделяемые из «закромов» государств, находящихся на значительном удалении от украинских просторов.

События последних лет демонстрируют невероятную эффективность использования неправительственных организаций (НПО) как «мягкой силы», но не менее разрушительной, чем вооруженные силы в случае умелого их использования.

Активность НПО на территории Украины всегда основывалась на мощной финансовой базе. И держалась на пике с момента развала Союза до победы «оранжевой» революции – с 1992 по 2005 год. За эти годы под управлением Госдепа США было реализовано около 800 проектов на сумму 3 млрд. долл.

С целью легализации этой деятельности версталось даже законодательство «незалежного» государства – 6 мая 1992 года было подписано «Соглашение между Правительством Украины и Правительством США о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве». Оно стало юридической базой для работы американских НПО в Украине.

Основные усилия американских НПО были сосредоточены на сопровождении избирательных кампаний, в частности выборов 2002 года,  консультировании оппозиционных структур, координации действий «международных наблюдателей» и т.д.  Только на эти цели в 2002 году в ходе избирательной кампании американской стороной было потрачено 20 млн. долл.

Своего пика деятельность американских НПО в Украине достигла на выборах президента в 2004 году. Иностранными структурами в 2004-2005 годах была создана сеть местных НПО, заданием которых было освещение хода избирательной кампании под определенным углом и информационная поддержка В. Ющенко. Лишь по официальным данным Госдепартамента США, американской стороной было потрачено 100 млн. долл., по неофициальным, но достоверным сведениям, – более 200 млн. долл.

Среди основных украинских партнеров американских «спонсоров» были такие организации: «Комітет виборців України», Коаліція громадських організацій «Свобода вибору», Всеукраїнський антикорупційний комітет, Український центр політичних і економічних досліджень імені О. Розумкова, фонд «Демократичні ініціативи», фонд «Європа-ХХІ», «Хартія-4», «Лабораторія F4».

По данным Фонда имени Фулбрайта, с 1992 года, в программах американских фондов приняли участие около 20 тысяч активистов украинских общественных и политических объединений. Среди них бывшие и нынешние нардепы Н. Томенко, А. Шевченко, О. Бондаренко, О. Доний, Г. Немыря, В. Кириленко, В. Каськив и другие. 28 народных депутатов включены в т.н. объединенный реестр выпускников и рассматриваются как лоббисты американских интересов в Украине.

Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.

О. Доний – один из организаторов «революции на граните» в 1990 году, уже тогда ездивший на встречи в США с такими известными деятелями антисоветского и антикоммунистического движения, управляемого Госдепом, как К. Чумаченко (на то время еще не была женой В. Ющенко), Полой Добрянски, Богданом Гаврилишиным.

Вот фрагменты его биографии, напрямую связанные с полученным из-за рубежа финансированием:

в 1992-1994 гг. – руководитель Центра экстремальной политики;

в 1996-1998 гг. – член правления фонда «Відродження», член президиума Конгресса украинской интеллигенции, глава совета директоров благотворительного фонда «Смолоскип»;

в 2004-2007 гг. – президент НПО – Центр исследования политических ценностей, в 2006 году основал «Мистецьке об'єднання “Остання Барикада”».

В. Каськив – известный «потребитель» кругленьких сумм западных фондов:

В 1993-1994 гг. – заместитель директора Центрального союза Украинского студенчества и глава Фонда развития союза;

в 1994 г. – член Национального комитета Молодежных организаций;

в 1995 г. – глава оргкомитета Конгресса молодых реформаторов Центральной и Восточной Европы;

в 1994-1997 гг. – координатор программ Международного фонда «Відродження»;

в 1997 г. – организатор Школы молодых политиков;

в 1997-1999 гг. – руководитель Центра развития коммуникаций;

в 1999-2004 гг. – глава правления общественной организации «Свобода выбора», координатор одноименной коалиции негосударственных организаций;

в 2000 г. – член правления, совладелец ассоциации «Украина - развитие через Интернет»;

в 2000-2001 гг. – внештатный советник Министра экономики Украины;

в 2001 г. – член контактной группы Мирового банка;

в 2004-й – руководитель Координационного центра гражданской компании «ПОРА»;

в 2005-2006 гг. – штатный, а затем внештатный советник президента Украины Виктора Ющенко;

в 2007 году – глава гражданской организации «Институт политического развития». Отмечен среди 15 мировых «лидеров демократии» во время встречи с президентом США Джорджем Бушем в Братиславе (24 февраля 2005 года). Имеет награду «За достижения» от удивительно умело скрывающего свои цели Фонда Глейтсмана (США). Поразительно, что при столь ненавистном ему  нынешнем президенте Украины В. Януковиче Каськив умудряется возглавлять Агентство по инвестициям и управлению национальными проектами с бюджетом в 1 млрд. грн., но с задачами, никого ни к чему не обязывающими, и средствами, уходящими в песок.

В. Кириленко – Народный депутат Украины VI созыва, глава фракции НУНС:

 с конца 80-х годов ХХ века – один из организаторов полулегальной организации «Українська студентська спілка» ("Украинский студенческий союз" - УСС);

в 1992-1993 гг. – глава УСС;

с 1993 по 2003 – функционер различных уровней «Народного Руха»;

с 1998 г.- нардеп Украины от различных партий – НРУ, «Наша Україна», «Наша Украина – Народная самооборона»;

с 19 декабря 2009 года лидер политической партии «За Україну!»;

один из основателей Комитета сопротивления диктатуре, созданного летом 2011 года;

в декабре 2011 года подписал c А.Яценюком соглашение о совместной оппозиционной деятельности и объединении своей партии «За Украину!» с партией «Фронт перемен» после выборов.

Г. Немыря – экс-вице-премьер-министр Украины, заместитель председателя партии «Батьківщина». Его еще называют «представителем Сороса в Блоке Тимошенко».

В середине 90-х стал организатором первой польско-украинской школы социологов.

В 1996-1998 работал проректором Национального университета «Киево-Могилянская академия».

С 1998-го - завкафедрой европейской интеграции Национальной академии госуправления при Президенте Украины.

Семь лет занимал пост председателя правления «Международного фонда "Возрождение"» (МФВ), входящего в сеть фондов Джорджа Сороса. Был директором Центра европейских и международных исследований Института международных отношений Киевского национального университета им.Т.Шевченко, главным редактором журнала "Нова безпека". Преподавал в Институте политических исследований в Бордо, Колледже НАТО в Риме.

Г. Немыря - член-корреспондент «Центра стратегических и международных исследований» (CSIS, Вашингтон), член «Международного института стратегических исследований» (IISS, Лондон) и совещательного совета по Центральной и Восточной Европе «Дома свободы» («Freedom House»).

Кроме всего прочего, Г. Немыря, будучи вице-премьером, с 15 января 2009 года в качестве советника имел загадочного гражданина США – Кеннета Мерфи, который до того более трех лет сопровождал тогдашнего премьера Ю.Тимошенко во время загранпоездок и на закрытых переговорах, не имея на то даже формальных оснований.

Интересно, получал ли этот загадочный американец от СБУ допуск для работы с государственной тайной и где гарантии неразглашения им услышанной информации?

На французском подписном сайте с красноречивым названием «Интеллидженс Онлайн» все же промелькнула информация о том, что  «в вопросах координации своей лоббистской деятельности в западных столицах бывшая муза оранжевой революции полагается на достаточно сведущих американских советников. В ходе её поездки в Париж Юлию Тимошенко сопровождал американец Кеннет Мерфи, профессор международных отношений в Колумбийском университете, который является её консультантом по вопросам дипломатической стратегии…».

Основная координирующая структура американского присутствия в Украине – посольство США, которое осуществляет свою деятельность через USAID – Американское агентство по международному развитию.

Представители посольства США настолько комфортно чувствуют себя в Украине (чуть ли не хозяева!), что в 2008 году американский посол даже лично вручал дипломы выпускникам Академии СБУ – молодым офицерам контрразведывательного ведомства Украины... Сегодня янки тоже не испытывают определенных трудностей в своей работе по сеянию «демократии» на просторах незалежной.

Итак, Американское агентство по международному развитию (USAID) – отвечает за координацию сотрудничества с украинскими представительствами Международного республиканского института (МРИ), Национального демократического института (НДИ) и Фондом Сороса (ФС). Фонд Сороса реализует проекты через Институт открытого общества (Будапешт).

USAID финансирует деятельность МРИ на 90% + 10% Национальный фонд за демократию (NED). Для финансовых расчетов в Украине МРИ использует счет в Акционерном банке «Инг Банк Украина» («Ing Bank», зарегистрированный как банк со 100% иностранным капиталом), располагающемся в Киеве по улице Спасской, дом 30-а, глава правления Эрик Версавел.

Годовой бюджет украинского представительства НДИ – около 1 млн. долл., в 2010 году НДИ получил около 2 млн. долл. для мониторинга проведения избирательной кампании в местные советы по Украине. Из них 900 тыс. – предоставлено USAID, остальное – из центрального офиса Института в Вашингтоне (по линии NED).

В 2012 году Международный республиканский институт (МРИ) и Национальный демократический институт (НДИ) значительно активизировали контакты с руководством ВО «Батьківщина», ВО «Свобода», «Фронт змін», «Наша Україна», НРУ, «Удар» с целью оказания помощи в подготовке их активистов к будущей предвыборной кампании в рамках таких проектов и программ, как:

- «Выборы и политические процессы в Украине»;

- «Партийное строительство в Украине»;

- «Школа молодых политических лидеров»;

- «Твори будущее сам».

Еще в 2011 году фунционеры украинского представительства МРИ наладили сотрудничество с руководителем партии «Наша Украина» В. Наливайченко.

Посольством США в Украине была организована встреча В. Наливайченко с бизнесменом М. Виллардом, поскольку тот изъявил желание «помогать украинской оппозиции», а по словам директора МРИ К. Холзена, США планируют сделать ставку на Наливайченко. С этой целью бывшего руководителя СБУ направили на «усиление» «Удара». Все-таки Виталий Кличко, хоть и кандидат наук, и с галичанами заигрывает, но явно уступает Наливайченко в вопросах продвижения американских интересов на Украине.

В октябре-декабре 2010 года  МРИ выделил около 300 тыс. долл. на информационную кампанию по раскрутке А. Яценюка как «политика новой формации», которая прошла одновременно и в США, и в ЕС. В главном офисе «Фронта змін» на постоянной основе присутствуют три представителя МРИ. А как иначе, деньги не только счет любят, но и «правильное» вложение.

Некоторые фонды, в частности Фонд Аденауэра, с сентября 2011 года оказывают финансовую помощь в первую очередь тем проектам, к которым привлекается ВО «Батьківщина» и некоторые другие оппозиционные партии.

Ожидается, что ВМГО «Опора» получит 400 тыс. долл. (или уже получила), которые будут выплачиваться со счетов Американского агентства по международному развитию (USAID). К началу 2012 года было перечислено 100 тыс. долл. на счета украинского представительства НДИ для тренингов активистов ВМГО «Опора», с целью повышения их профессионального уровня в рамках проекта «Выборы и политические процессы в Украине».

В целом на выборы 2012 года руководитель украинского офиса НДИ К. Вильфор планирует суммарно получить до 2 млн. долл. Ожидается, что из этой суммы 1 млн. будет получен от ENEMO (Европейская сеть организаций по мониторингу выборов) путем договоренностей о совместной работе с ВМГО «Опора».

Практически сформирована сеть отечественных общественных структур, направленных на повышение эффективности реализации американскими НПО своих программ и проектов в Украине. В рамках лишь одной программы - «Развитие демократического общества», которая финансируется Госдепом США и USAID, представительство МРИ потратило более 17 млн. долл.

На парламентские выборы 2012 года МРИ выделил 2 млн. долл., кроме того в 2011 году МРИ было выделено 100 тыс. долл. на лоббирование в органах власти Украины законопроекта оппозиции о выборах народных депутатов; 70 тыс. долл. на проведение тренингов для активистов ВО «Батьківщина» и непосредственно на сопровождение избирательной кампании в 2012 году – 600 тыс. долл.

 

 



Основная структура американского «контроля» избирательного процесса в Украине образца 2012 года – «Громадський консорціум виборчих ініціатив», в который входят такие объединения, как:

-          ВМГО «ОПОРА» (руководитель О. Айвазовская);

-          ВГО «Комітет виборців України» (руководитель А. Черненко);

-          Общественная организация «Лабораторія законодавчих ініціатив» (председатель И. Когут);

-          «Український незалежний центр політичних досліджень» (директор К. Михайличенко).

Кроме того, в контексте подготовки к парламентским выборам структуры американского присутствия тесно контактируют с лидерами крымско-татарских националистов. В частности, функционерами МРИ разработана программа оказания помощи Меджлису в вопросах продвижения его представителей в парламент Украины по результатам выборов 2012 года.

В рамках реализации этой программы американские специалисты, в частности М. Дракмен, совместно с активистом Меджлиса Р. Чубаровым разрабатывают соответствующие варианты, которые предусматривают как формирование новой политической силы с доминированием в ней крымских татар, так и включение их представителей в проходную часть списка партий, с которыми сотрудничал МРИ. В первую очередь, это ВО «Батьківщина», «Фронт змін» и «Наша Україна».

К работе с крымскими татарами МРИ также привлекает тюркскоговорящих тренеров из Азербайджана, Казахстана и Турции для формирования с представителями Меджлиса тактики работы с избирателями, ведения партийной агитации, обучения основам организации массовых мероприятий, решения внутрипартийных конфликтов, манипуляции общественным мнением и т.д. Средства под эту программу поступают из Азербайджана, затем легализуются через USAID.

Понимая необходимость соблюдения финансовой дисциплины в работе с нечистыми на руку украинскими НПО, в 2012 году американская сторона скорректировала систему управления сетью НПО в Украине в сравнении с 2010 годом. Ряд координирующих функций, которые выполнял фонд «Відродження», перешел непосредственно к официальному Вашингтону (Госдеп – USAID - посольство США в Украине).

Для влияния на развитие общественно-политической ситуации в Украине американские и западноевропейские структуры присутствия активно используют разветвленную сеть финансово зависимых медиаструктур и социологических компаний путем реализации различных информационных кампаний, тенденциозно подготовленных исследований, направленных на получение заведомо запрограммированных результатов в отношении деятельности украинской власти.

Наиболее активными в этом виде деятельности являются созданные, контролируемые и финансируемые Госдепом США через сеть неправительственных фондов такие организации, как «Репортеры без границ» (Франция), «Интерньюз Нетворк» (США), «Международная сеть журналистов-расследователей SCOOP» (Дания), «Международная федерация журналистов» (Бельгия) и т.д.

На протяжении 2011-2012 годов в информационных и пропагандистских целях функционерами USAID, НДИ и «Интерньюз Нетворк» в Житомирской, Запорожской, Луганской, Одесской и Тернопольской областях проводились и проводятся тренинги для отечественных журналистов и активистов НПО – пользователей сетями Facebook, Twitter и Live Journal.

Однако необходимо отметить, что в некоторой степени деятельность американской стороны по реализации проектов в информационной сфере была дезориентирована неожиданным для США решением Конституционного суда Украины от 21 октября 2011 года в отношении официальной трактовки ч.3 ст.62 Основного закона государства: «Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем».

Американская сторона фактически утратила возможность влиять на судебную систему Украины путем использования результатов журналистских расследований как механизма защиты от криминального преследования бывших высокопоставленных чиновников.

КСУ считает, что обвинение в совершении преступления не может быть основано на данных, полученных с нарушением установленного законом порядка, средств, источников получения фактических данных, а также неуполномоченными на это лицами. Это значит, что результаты журналистских расследований не будут иметь юридической силы, т.е. не будут считаться доказательствами в судебных процессах.

Американские структуры активно используют социальные сети для усиления своего присутствия в регионах. В частности, с их помощью собирается компрометирующая органы власти информация, происходит обмен опытом и координация действий по организации различных общественных акций и мероприятий.

Американская сторона уверена, что просчеты и снижение активности ее неправительственных структур могут быть компенсированы эффективным использованием сетей Интернета в ходе предвыборной кампании. Как информационный повод для проведения специальных информационных операций используется тема «неудовлетворительной борьбы с коррупцией».

В этом направлении значительно активизирована деятельность USAID с декабря 2011 - января 2012 года с целью снижения рейтингов кандидатов от правящей власти. В декабре 2011 года USAID объявило о проведении третьего этапа проекта «Украина: верховенство права». Цель: опрос «пользователей судебных услуг» с помощью анкетирования для получения информации о недостатках судебной системы Украины.

При финансовом содействии USAID в Украине реализуется проект «Избирательная программа под наблюдением граждан».

Функционеры творческого объединения «Торо» при финансовой поддержке USAID провели в декабре 2011 года «круглый стол» на тему «Коррупция в Украине. Сравнительный анализ специальных исследований: 2007, 2009, 2011 годы и актуальность разработки действенной региональной целевой программы».

То, что знамя борьбы с коррупцией будет поднято на постсоветском пространстве, стало ясно после назначения на должность посла в РФ – М. Макфола, профессора политических наук Центра по вопросам демократии, развития и верховенства закона при Стэнфордском университете.

М.Макфол – автор многочисленных книг по вопросам «перехода к демократическому государственному устройству», специализирующийся именно на вопросах «борьбы с коррупцией». И именно «коррупция» стала основной «фишкой» предвыборных кампаний Яценюка, Тимошенко и Кличко.

«Борьба с коррупцией» стала хорошим информационным поводом и уже традиционным способом внешнего давления на власть при помощи внутренней оппозиции. Его эффективность была доказана в процессе свержения законных властей в Северной Африке и на Ближнем Востоке в 2011-2012 годах. Также свою эффективность доказали и социальные сети при организации скоординированных массовых акций.

Бороться с «мягкой силой» Запада и информационными спецоперациями должна украинская государственная власть. В России, например, уже ставят заслон этой «мягкой» отраве, разрушающей государство изнутри. Разработан закон, который присваивает статус «иностранного агента» организациям, получающим финансирование из-за рубежа.

Давно назрела необходимость и Украине перенять этот российский и, кстати, американский опыт. В США давно действует Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act), который требует представления списка финансирований, поступающих из-за рубежа.

А как же демократические свободы в Украине? Что скажет Запад?

А ничего не скажет! Если верить заверениям того же М. Макфола, финансирование украинских НПО – дела давно минувших дней.

Это «победа Ющенко была обеспечена за счет интенсивной работы американских дипломатов и политиков с украинской молодежью. Была профинансирована организация «ПОРА», - заявил американский посол. - Но! Это была другая администрация, то был Буш и другая политика.

Было время, когда мнение о необходимости поддерживать движения в бывшем СССР было частью политики. Сегодня — это не наша политика. То была политика Буша. Теперь не так. Мы не делаем это. Президент Обама совсем другой! Я представляю политику Обамы! Теперь никакого вмешательства!».

Борис СИМОНОВ, ОДНА РОДИНА