Русское Движение

Военная ложь фактоидов

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Организаторы войн сначала готовят их в общественном сознании через СМИ

Несмотря на то, что сам термин «пропаганда» появился еще в эпоху Средневековья (по названию католической Конгрегации по распространению веры – Sacra Congregatio Christiano Nomini Propagando), однако как отдельная отрасль знаний она была создана в условиях войны и для войны. Изобретателями современной пропаганды стали известный журналист Уолтер Липпман и психолог Эдвард Бернис. Их нанял президент Вудро Вильсон для того, чтобы сформировать общественное мнение США таким образом, чтобы американцы поддержали решение о вступлении в Первую мировую войну.
За полгода Липпман и Бернис совершили, казалось бы, невозможное: за это время уровень антигерманской истерии в США достиг невероятных высот.

Мастера обмана
. Норвежский исследователь Руне Оттосен, автор книги «Журналистика и Новый Мировой Порядок», выделил основные этапы подготовки обществ к войне. Он утверждает, что правительства всех стран, которые намерены вступить в вооруженный конфликт, действуют по единой схеме. Сперва СМИ, с подачи политиков и чиновников, начинают публиковать материалы, в которых выражается растущая обеспокоенность действиями той или иной державы. После этого начинается фаза оправдания войны, когда применение военной силы называется наиболее эффективным путем восстановления нормальной ситуации. Официальные лица постоянно подчеркивают, что откладывать военное решение невозможно, что переговоры не дают результатов и пр. После этого государство может применить военную силу.

Оттосен в этой связи приводит две показательные цитаты: в 1917 году американский сенатор Хирам Джонсон заявил: «Первой жертвой войны всегда становится Правда». В 1945 году генерал Дуайт Эйзенхауэр (впоследствии президент США) резюмировал: «Войны выигрывает общественное мнение».


Дуайт Эйзенхауэр знал толк и войнах, и в их подготовке…

Известный писатель Норман Мэйлер придумал и ввел в обращение термин «фактоид» – это «факты, которые не существуют до своего появления в газете или журнале». Фактоиды – это не факты, однако люди склонны верить им, поскольку фактоиды частично основываются на реалиях и вписываются в общую канву событий. Джозеф Бойет, автор книги «Не дай себя одурачить» («Won't Get Fooled Again»), отмечает, что военная пропаганда базируется именно на фактоидах.

Существует множество примеров того, как политики использовали средства массовой информации для оправдания войн. Хрестоматийным образцом является франко-прусская война 1870 года, в результате которой была создана Германская империя. Поводом для войны стало «испанское наследство» – трон Испании был вакантен с 1868 года, и испанцы предложили принцу из династии Гогенцоллернов (правила Пруссией) стать их королем. Это категорически не устраивало Францию. Сперва Франция потребовала, чтобы Пруссия отозвала кандидатуру своего принца. Пруссия согласилась. Однако после этого император Франции Наполеон Третий пошел еще дальше – он дал интервью газете, в котором заявил, что если Пруссия еще раз попытается сделать своего принца королем Испании, то Франция это будет считать «казусом белли» – поводом для войны.

Посол Франции обратился к королю Пруссии Вильгельму Первому с требованием, чтобы Гогенцоллерны никогда не претендовали на трон Испании. Король крайне вежливо, но категорически отказался выполнить это требование. После этого в действие вступил «железный канцлер» Пруссии Отто фон Бисмарк. Он оперативно отредактировал сообщение о встрече короля с послом. Благодаря этому у немцев (не только пруссаков, но и жителей остальных германских государств) создалось впечатление, что французы оскорбили их престарелого монарха, а у французов, что Пруссия дала пощечину Франции.


Норман Мейлер назвал военный обман «фактоидами»

Франция объявила войну Пруссии и была быстро разгромлена. Генри Киссинджер, бывший госсекретарь США, в книге «Дипломатия» доказывает, что Бисмарк пошел на этот шаг, изначально зная, что только наличие общего врага способно сплотить немцев и позволит создать империю во главе с Пруссией.

Иногда происходило и обратное: «короли» средств массовой информации использовали силу прессы для достижения своих целей, в том числе и внешнеполитических. Здесь вне конкуренции – Уильям Херст (1863-1951), который стал прототипом главного героя в знаменитой картине Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1949). Херст – мультимиллионер и собственник «San Francisco Examiner» – газеты, которую его отец получил в счет уплаты карточного долга. В 1890-е годы Херст приобрел и основал несколько крупных газет и журналов. Лучшие журналисты того времени работали для его изданий, некоторые из них впоследствии приобрели мировую известность (в их числе был знаменитый писатель Джек Лондон). В 1903-1907 годы Херст был членом Конгресса США. В зените своей карьеры он был владельцем 28 газет, 18 журналов, нескольких радиостанций и киностудий.

Херст превратил газетный бизнес в некую смесь репортерского расследования и низкопробной сенсации. Его имя стало синонимом понятия «бульварная журналистика». Утренние газеты могли выйти с сенсационным сообщением «Кинопродюсер застрелен на яхте Херста», а вечерние газеты сообщали о том, что продюсер скончался от несварения желудка. Политические и расовые воззрения Херста отличались радикализмом и нетерпимостью. Один автор так писал о Херсте: «На протяжении своей долгой и сомнительной карьеры он настраивал американцев против испанцев, американцев против японцев, американцев против филиппинцев, американцев против русских, и для осуществления своих подстрекательских кампаний он публиковал совершенную ложь, фальшивые документы, вымышленные кровавые истории, интригующие передовицы, сенсационные карикатуры и фотографии...».


Уильям Херст любил потешаться над соотечественниками и политиками…


Многие современники полагали, что Херст, дабы поднять тиражи своих изданий, способствовал развязыванию испано-американской войны. Когда в 1898 году в порту Гаваны взорвался американский крейсер «Maine», и при этом погибли десятки моряков, журналистам было рекомендовано не спекулировать на этой трагедии. Однако у Херста были другие планы. В отсутствие других сенсационных новостей он вынес на первую страницу заголовки вроде: «Война? Конечно!».

В 1911 году Херст практически организовал и войну США с Мексикой. Причиной стала угроза конфискации его собственности новым правительством Мексики. Газеты Херста публиковали жуткие материалы о том, как сотни тысяч мексиканских солдат, вооруженных до зубов, маршируют к границе США, чтобы уничтожить все живое. Единственная газета, которая рискнула проверить декларации Херста – «Chiсago Tribune», – послала в Мехико своего репортера. Тот пришел в ужас: никаких приготовлений к войне с северным соседом в Мексике не велось. Репортер написал серию корреспонденций, разоблачавших ложь газет Херста, но половину из них так и не смог опубликовать. В любом случае, план Херста не удался.

Средства массовой информации использовались и спецслужбами. Так, например, США вступили в Первую мировую войну. Война началась в 1914 году, однако до 1917 года США сохраняли нейтралитет, хотя и негласно оказывали поддержку государствам Антанты (Великобритания, Франция, Россия). Население США, в большинстве своем, крайне негативно относилось к идее вступления в войну. В 1916 году президентом США стал Вудро Вильсон, который выиграл выборы, используя изоляционистские лозунги. Но все изменилось в январе 1917 года. Британская разведка передала Америке перехваченную телеграмму, которую министр иностранных дел Германии Артур Циммерман направил германскому послу в США графу Бернсдорфу. Бернсдорф извещался, что Германия планирует начать тотальную подводную войну против судов Антанты, но постарается, чтобы от нападений германских субмарин не пострадали корабли под американским флагом, чтобы у США не было повода нарушить свой нейтралитет. В случае если Вашингтон все-таки примет решение о вступлении в войну, послу Германии в Мексике было указано связаться с президентом Мексики, чтобы побудить его начать боевые действия против США на стороне «Тройственного союза» (Германии, Австро-Венгрии и Турции). Взамен, Германия обещала после войны передать Мексике территории, ранее аннексированные США – современные штаты Техас, Нью-Мексико и Аризона.


Та самая якобы секретная «телеграмма Циммермана»…

Телеграмма была опубликована в американской печати и вызвала бурное возмущение американцев. Месяц спустя Конгресс США официально объявил войну Германии, и американский экспедиционный корпус был переброшен в Европу.

Многие исследователи ныне считают, что телеграмма Циммермана, скорее всего, была фальшивкой, изготовленной британскими спецслужбами. Великобритания таким образом рассчитывала вовлечь США в войну. В военном отношении планы Германии, о которых сообщалось в телеграмме, были бессмысленны. Мексику раздирала гражданская война, ее экономика лежала в руинах, а армия не представляла серьезной военной силы, у нее не было даже достаточного количества патронов. Более того, части армии США фактически проводили операции на ее территории – они пытались поймать лидера мексиканских бандитов (или революционеров) Панчо Вилья, который совершал набеги на американские фермы и города в Техасе. Американская разведка и контрразведка в ту пору не обладала достаточным количеством специалистов и не смогла разгадать эту комбинацию.

Любопытно, что подобную операцию британская разведка провела и во время Второй мировой войны. Историк Фрэнсис Хинсли, автор книги «Британская Разведка во Второй мировой войне» («British Intelligence in the Second World War»), указывает, что в 1939-1941 годы в США работала группа британских агентов, которые пытались сформировать общественное мнение США таким образом, чтобы Соединенные Штаты вступили в войну против нацистской Германии и Италии.


Президент США Вудро Вильсон сделал вид, что поверил фальшивке, и втянул свою страну в Первую мировую…

Дело в том, что изначально американцы относились к этому вооруженному конфликту как к «европейской войне», предпочитая держаться от нее подальше. Как известно, США сперва негласно начали оказывать помощь британцам, воевавшим с Гитлером, а после нападения японцев на Перл-Харбор объявили войну и государствам «Оси». Работа агентов заключалась в том, чтобы снабжать американских журналистов информацией о зверствах нацистов в Европе и их глобальных захватнических планах.

Шедевры обмана. Лоуренс Вэнс, автор книги «Христианство и война» («Christianity and War and Other Essays Against the Warfare State»), опубликовал рейтинг крупнейших обманов в истории американской политики. Вэнс проанализировал тексты выступлений президентов, их последующие действия и последовавшие события.

Ложь №1.
В 1861 году, вступая в должность президента, Абрахам Линкольн произнес буквально следующее: «Жители южных штатов опасаются, что приход во власть республиканцев угрожает их собственности, спокойствию и личной безопасности. Эти страхи абсолютно беспочвенны. Факты, доказывающие обратное, хорошо известны. Еще раз процитирую одну из своих речей: «У меня нет никаких намерений, прямых или косвенных, вмешиваться в систему рабовладения в тех штатах, где оно существует. У меня нет на это законных оснований и, следовательно, намерений это делать».


Авраам Линкольн всегда не любил рабство…


Как известно, в том же году в США началась кровопролитная Гражданская война, а 1863 году Линкольн подписал закон об освобождении рабов и уничтожении системы рабовладения.

Ложь №2.
В 1917 году президент Вудро Вильсон выступил в Конгрессе США. Целью его речи было убеждение парламентариев в том, что США должны вступить в Первую мировую войну. Он заявил: «Мир должен быть безопасным для демократии. Мирные принципы должны вырастать из проверенных основ политической свободы. Мы не придерживаемся эгоистических целей. Мы не преследуем целей завоевания или господства. Мы не ищем никакого возмещения убытков или материальной компенсации за те жертвы, на которые мы осознанно пошли. Мы – первопроходцы в борьбе за права человека и не более того».

Лидеры абсолютно всех враждующих государств пытались представить мировую войну как «войну против варварства», «войну за свободу» и «войну за окончание всех войн». Как известно, реальные цели военных действий были несколько иными, а мир до сих пор не живет на основе принципов, перечисленных Вильсоном.

Ложь №3. В 1928 году будущий президент Герберт Гувер заявил: «Сегодня мы в Америке впервые в истории человечества близки к окончательной победе над бедностью. Бедность и нужда покидают нас. Мы еще не достигли цели, но продолжение политического курса последних 8-ми лет дает гарантию, что скоро, с Божьей помощью, бедность исчезнет в нашей стране».


«Великая Депрессия» 1929 года пришла якобы внезапно…

В 1929 году в США начался крупнейший в истории экономический кризис, названный «Великой Депрессией». В 1932 году каждый третий американец жил за чертой бедности. Любопытно, как изменялось отношение американцев к происходящему: в 1930 году одной из самых популярных песен была «Счастливые дни вернутся» («Happy Days Are Here Again»), в 1931 году – «Я получил пять долларов!» («I've Got Five Dollars»), а в 1932 году – «Брат, подай мне монетку» («Brother, Can You Spare a Dime»). Бедность в США не исчезла до сих пор.

Ложь №4. В 1940 году президент Франклин Рузвельт заявил американцам, обеспокоенным войнами, идущими в Европе, Африке и Азии: «Я уже многократно говорил это, но повторю еще, и еще, и еще: ваши мальчики не будут отправлены на войну. Они пройдут военную подготовку, и с их помощью будет создана такая мощная военная сила, что само ее существование будет удерживать военную угрозу вдалеке от наших границ».

В 1941 году Япония атаковала Перл-Харбор, крупнейшую военную базу США на Тихом Океане. В результате нападения погибли и были ранены 3,6 тыс. человек, потоплены восемь линкоров, три крейсера, три эсминца и восемь иных судов, уничтожены 188 самолетов. Тихоокеанский флот США был наполовину уничтожен. После этого США вступили во Вторую мировую войну. Многие историки отмечают, что ранее Рузвельт предпринял ряд шагов, которые однозначно свидетельствуют о его военных планах.


Президент США Франклин Рузвельт готовился ко Второй мировой, но никому не говорил…

Ложь №5. В 1964 году президент Линдон Джонсон заявил Конгрессу США: «Вчера вечером я заявил американскому народу, что северовьетнамский режим атаковал военные корабли США, находившиеся в международных водах. На основании этого я отдал приказ атаковать силы, которые участвовали в этих враждебных операциях. Наша цель – мир. У нас нет никаких военных, политических или территориальных амбиций в этом регионе».

Речь шла о так называемом «Тонкинском инциденте». По некоторым версиям, причиной инцидента была неисправность радарной системы, установленной на американском эсминце. Заявление Джонсона привело к вступлению США в войну во Вьетнаме, которая продлилась 13 лет. В результате, США потеряли более 58 тыс. солдат и офицеров убитыми и 153 тыс. ранеными. Потери Северного Вьетнама оцениваются в 1,4 млн. человек.

Кроме того, Джонсон лукавил об отсутствии интереса США к Юго-Восточной Азии. Его предшественник Джон Кеннеди (Джонсон был у него вице-президентом) ранее заявил, что необходимо заплатить «любую цену» за то, чтобы Вьетнам не стал коммунистическим. В противном случае, по его мнению, советизация угрожала всему региону Юго-Восточной Азии.


Карл Роув сумел подготовить войну в Ираке…


P.S. Старшего советника президента Джорджа Буша-младшего Карла Роува периодически называют человеком, который «сконструировал» войну в Ираке. Он отвечал за работу Белого Дома с прессой, и именно его действия позволили оправдать вторжение в Ирак. И Ирак, как мы уже знаем, далеко не первый случай в истории человечества, когда политики используют средства массовой информации для оправдания войн…

 По материалам Интернета подготовил Алексей Якубович, telegrafua.com