Вопрос изменения политико — территориального устройства страны стоит на повестке дня так же актуально, как и масса других не менее важных проблем организации государства.
«Будет Украинская Республика формально называться федеративной или нет, фактически она все равно должна организовываться как федерация своих фактических республик-громад. Любое навязывание громадам механической унитарности, принудительных связей будет большой ошибкой, которая приведет только к сопротивлению, реакции, центробежности, или даст основу для новых междоусобиц».
Михаил Грушевский
Сегодня многим понятно, что парламентаризм в сегодняшних условиях не только не отражает всю многогранность украинского общества, а еще и акцентирует несостоятельность и уродливость власти. Развитие страны в целом и регионов в частности в сегодняшних условиях невозможно без изменения формы государственного устройства с унитарной на федеративную.
Впервые я поднимал эту тему на заре независимости, как оппозиционный парламентарий, в составе НАШЕЙ УКРАИНЫ. Тогда, этой же точки зрения придерживался и В.Черновол, а созданная им в феврале 1991 года Галицкая Ассамблея могла принципиально изменить логику развития государства.
Следующим толчком мог стать референдум от 1 декабря 1991 года, когда вместе с обще украинским вопросом были поставлены вопросы на региональных референдумах . В частности 78% жителей Закарпатья, от принявших участия в референдуме, высказались за вхождение края в состав Украины только на условии предоставления ему досоветского статуса автономии. В течении 20 лет результаты референдума не имплементированы. В следствии политических ошибок, мы получили замороженный конфликт , решение которого лежит исключительно в признании Подкарпатских русин и признании их законного права быть хозяевами на Закарпатской земле. Права ,которое признано более чем семьюдесятью государствами и подтверждено международно-правовыми актами. Сегодня мелкие нувориши, или просто воришки, грабят Закарпатье, строят контрабандные тоннели под государственной границей , разворовывают природные богатства края. Так будет до тех пор, пока на этой земле не будет ее настоящий ХОЗЯИН , которым был и есть на сегодня русинский народ. И мы , украинцы, как титульная нация , обязаны не только признать, но и обеспечить условия развития и комфортное существования для каждого коренного народа и национального меньшинства, проживающего на территории Украины.
Залог целостности государства не в показной шароварщине , которую нам демонстрируют политические карлики, а в национальном мире и согласии.
Реальным шагом признания результатов Закарпатского референдума могли бы стать соответствующие решения Верховного Совета Украины, Указ Президента и , в последствии, Решения Кабинета министров Украины. Но до тех пор , пока разные балоги будут представляться от имени края – будущего нет ни у русин ни у венгров, ни у словаков, которые де-факто образовывают национально — культурные сообщества в регионе.
Поэтому мы не можем надеяться на власть. Конституционное собрание не только примет Новую Конституцию , но и кардинально изменит политическую карту страны. Новое политико — территориальное устройство обеспечит развитие регионов, позволит не только формировать, но и контролировать местные бюджеты. Федеративный статус позволит в рамках федерации создавать национально-культурные автономии и присоединять территории, если такое будет предусмотрено на основании международных соглашений. Так , например , может решиться история с еще одним замороженным конфликтом – Приднестровско — молдавской республикой (ПМР).
А в целом, Гражданский Конституционный Конгресс считает, что Украина должна состоять из двенадцати федеративных земель, которые будут включать в себя, по необходимости, национально-культурные округа и города со специальным статусом (Севастополь, Днепропетровск, Одесса). Государственный язык – украинский. Каждая из земель может рассматривать применение региональных языков по необходимости.
- Буковина; столица Черновцы ( вкл. румынский нац.-авт округ)
- Волынь; столица – Ровно;
- Галиччина;столица Львов;
- Донеччина; столица – Донецк;
- Подкарпатская Русь; столица – Ужгород;(вкл венгерский нац.-авт. округ)
- Запорожская Земля; столица – Запорожье;
- Черниговщина; столица – Чернигов;
- Крым; столица — Симферополь ( вкл. крымско-татарскую нац.авт. округ)
- Подолье; столица – Винница;
- Слобожанщина; столица – Харьков;
- Таврия: столица; Николаев ( Одесса –порто — франко. Вкл. Болгарский и турецкий нац.-авт. округ)
- Приднестровье; столица Тирасполь;.
Безусловно, в декларируемом видении государственного устройства нет истины в последней инстанции. Это дискуссия не первого десятилетия. Но именно сегодня приходит время воплощения идеи в реальность легитимным и конституционным путем с учетом не только интересов но и гарантий устойчивого развития государства и общества.
Автор — Председатель исполкома Гражданского Конституционного Конгресса
hvylya.org, Юрий Збитнев