Русское Движение

Ряды «русских экстремистов» пополнил царь Александр III.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Ряды «русских националистов» пополнились еще одним громким именем – российского императора Александра III (1845-1894). Советский райсуд Уфы, рапортует официальный сайт Прокуратуры Башкортостана, приговорил местного блогера «Илью Машкова» к году исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства.

За что? А за то, что уфимец, видите ли, что разместил на своей странице «ВКонтакте» портрет императора с подписью «Россия для русских и по-русски Александр III, российский император». Да еще сопроводил это изображением человека в маске с пистолетом, подписанным тем же лозунгом.

Ну, за «художества» с пистолетом «Машкова» еще можно было бы хоть как-то зацепить. Но сам-то Александра III причем? Относительно достоверно известно лишь его следующие слова: «Россия должна принадлежать русским и всякий, кто живет на этой земле, обязан уважать и ценить этот народ». В чем здесь «экстремизм»?

Впрочем, в последнее время обнаруживается тенденция: непосредственно на русских классиков русофобы покушаться пока еще не решаются, но зато на тех, кто воспроизводит их мнение, устраивается преследование по пресловутой «русской» статье» УК - 282-й.

Пару лет назад, например, русофобам не угодил великий русский художник-сказочник Виктор Васнецов с его хрестоматийной картиной «Встреча Олега с кудесником» 1899 года. Дело в том, что ее репродукцию воспроизвел на обложке своей брошюры «Волхвы» писатель Алексей Добровольский. И «кое-кто» (имена их ничего не значат, поскольку они – лишь исполнители заказа) обратился с иском в суд привлечь автора (а заодно, как понятно, и Васнецова, точнее – его современных последователей) «за разжигание национальной розни».

Долой, значит, «экстремиста» Васнецова? А затем – Достоевского?

Ну, а после этого русскому народу, гении которого будут низведены до уровня «уголовников», податься будет уже некуда.

Между тем, лозунг «Россия для русских» не так однозначен и прост, как звучит изначально, и уже потому заслуживает детального анализа, писал несколько лет назад на страницах

 

«Русской линии» Алексей Иванов. Традиционно принято считать, отмечал он, что словосочетание «Россия для русских» впервые было озвучено в царствование Императора Александра III. Обычно его приписывают либо самому Государю, либо легендарному генералу М.Д. Скобелеву, якобы озвученным им в такой форме: «Хочу написать на своем знамени: "Россия для Русских и по-русски", и поднять это знамя как можно выше!»

Как бы то ни было, отмечал Иванов, важно учесть, что в своем первоначальном смысле, в эпоху царствования Императора Александра III, лозунг этот, как справедливо заметил современный философ М.Ю. Чернавский, означал «не Россия только для русских, но Россия с опорой на русских». Развивая эту мысль дальше, можно заключить, что в конце XIX века в этот лозунг вкладывали следующий смысл: поскольку русский народ является государствообразующей, титульной нацией Российской империи, то и государство, поэтому, должно строиться по-русски, исходя из нашей национальной идеи, блестяще сформулированной графом С.С. Уваровым: «Православие. Самодержавие. Народность».

Не секрет также, продолжает Иванов, что национальный вопрос в русской консервативной концепции всегда (или почти всегда) был тесно связан с вероисповедным вопросом. Поэтому, как справедливо отмечает современный исследователь А.В. Репников, «не случайно у европейских мыслителей, обращавшихся к истории России, порой создавалось впечатление, что понятие "русский" тождественно понятию "православный"».

Однако в начале ХХ века многое поменялось, отмечает Иванов, идеология русского национализма, ранее воспринимавшаяся как чисто западническая, стала уверенно завоевывать симпатии русских правых. И тогда лозунг «Россия для русских» был принят большинством русских консервативных мыслителей и гордо поднят на знамена монархических партий и союзов. «"Россия – для русских", – таков лозунг Русской Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, – то не только в России не будет Самодержавной Монархии, но не будет и самой России», – писал в одной из программных статей видный русский публицист, редактор консервативных «Московских ведомостей» (как принято считать, именно в этом издании, после длительной паузы, летом 1905 года вновь появился этот лозунг) и организатор Русской монархической партии В.А. Грингмут.

Подводя итог этому краткому обзору отношения русских правых к лозунгу «Россия для русских», отмечает автор, необходимо сделать ряд важных замечаний. Во-первых, в идеологических построениях черносотенцев, лозунг «Россия для русских» играл несомненно важную, но отнюдь не первенствующую роль, занимая соответствующее ему почетное третье место в триаде: «Православие. Самодержавие. Народность».

Во-вторых, отмечает автор, нельзя не признать, что понятие «русский» трактовалось черносотенцами и националистами довольно широко. Под русскими, кроме великороссов правыми всегда подразумевались белорусы и малороссы; да и обрусевшие инородцы, верные уваровской триаде, несмотря на свои явно нерусские фамилии, воспринимались правыми как «истинно русские люди». При этом те русские по рождению люди, которые утрачивали базовые, с точки зрения правых, присущие русской народности качества – переставали быть русскими. «[Когда] я говорю, что Милюков еврей, – говорил граф В.А. Бобринский, – я положительно не оговариваюсь. Я считаю, что не было более меткого и сильного слова члена Думы Пуришкевича (одного из лидеров крайне-правых), как когда он провозгласил: "Можно быть фон Анрепом и русским, можно быть Милюковым и жидом"».

В-третьих, важно отметить, продолжает Иванов, что помимо внутренней направленности, лозунг «Россия для русских» имел еще и другое содержание, «означая еще и то, что русские люди должны развивать свою обширную страну, заселять пустынные земли внутри России и думать о себе самих, а не об освобождении славян от турок и немцев, жертвуя кровь и пот для появления на свет новых маленьких государств, потенциально готовых стать враждебными России». Впрочем, стоит отметить, что в таком его понимании православный смысл лозунга «Россия – для русских» несколько размывался.