Главным бенефициаром развития сепаратистских процессов в Европе может стать Германия, которая завершила этап экономического "освоения" восточноевропейских стран и теперь заинтересована в конвертации своей возросшей экономической мощи в политическое влияние в ЕС. Одной из наиболее удобных для этого форм является поощрение федерализации Евросоюза за счет придания квазигосударственного уровня наиболее развитым регионам европейских государств. Однако попыткам нового геополитического позиционирования Берлина будут активно противодействовать Соединенные Штаты посредством применения традиционных механизмов отвлечения ресурсов.
В Каталонии стремительно набирает обороты движение за независимость от Испании. На прошлой неделе митинг в поддержку сепаратистских инициатив каталонских социал-демократов собрал в Барселоне около полутора миллионов человек. Между тем в испанской прессе высказываются небезосновательные подозрения, что политические процессы в Каталонии целенаправленно регулируются из Берлина.
После подписания Лиссабонского договора, который предусматривал увеличение представительства регионов в Европарламенте и усиление роли Комитета регионов, Германия получила в свои руки вполне легальные механизмы поддержки сепаратистских организаций и лидеров. В последние годы рост экспортных доходов Германии из-за слабого евро и положение главного распорядителя антикризисной помощи в еврозоне позволили Берлину значительно нарастить свое политическое влияние в ЕС. Это дает основания правительству Ангелы Меркель проводить политику по устранению ограничений роста военно-политического влияния страны, наложенных после Второй мировой войны. Подобные тенденции не могут не тревожить руководство Соединенных Штатов.
Проблема сдерживания политического роста Германии остро вставала в 80-е и в конце 90-х годов ХХ века, однако каждый раз США удавалось отвлечь ресурсы экономического гиганта Европы на интеграцию проблемных восточных регионов: сперва через воссоединение с ГДР, а затем благодаря затратам на подтягивание стран Восточной Европы до уровня Евросоюза. Стимулированный США поспешный уход, практически бегство СССР из Восточной Европы создал экономический и политический вакуум, который вынуждена была заполнить Германия, чтобы не допустить дестабилизации приграничных стран.
Однако нынешнее участие Берлина в дистанционном управлении сепаратистскими процессами в Каталонии свидетельствует, что Германия решила прекратить интенсивное "освоение" восточных территорий и входит в фазу консолидации своей политической и экономической мощи. Удобный способ для этого - создание новой "Европы регионов". Эта инициатива, предполагающая снижение политического влияния европейских государств за счет обособления их наиболее экономически развитых регионов позиционируется как наилучший способ оптимизации расходов по управлению политическим пространством ЕС. Такой подход позволит Германии, опираясь на сотрудничество с Каталонией, Фландрией и Северной Италией, превратиться в политического гегемона ЕС.
Стимулирование европейского сепаратизма выгодно для Германии и как повод для отсечения депрессивных и аграрных регионов от бюджета структурных фондов ЕС. Кроме того, именно самые бедные страны Евросоюза периодически подвергаются критике немецкого канцлера за то, что не желают увеличивать долю бюджетных расходов на развитие общеевропейских вооруженных сил, предпочитая оставаться под военным зонтиком НАТО и США.В нынешней ситуации США скорее всего постараются использовать отработанную схему - отвлечь ресурсы Германии на решение внутриевропейских проблем. Убедить Берлин добровольно подорвать свой лидерский потенциал через безвозмездную помощь всем экономическим аутсайдерам ЕС не удалось. Значит, сейчас возможно возникновение неожиданных вызовов, наподобие "разморозки" одного из этнических конфликтов на Балканах. Еще одним вариантом сдерживания Германии могла бы стать договоренность Вашингтона с Москвой о прекращении строительства новых ниток "Северного потока". Однако такой сценарий маловероятен - США не готовы идти на реальные уступки Москве.
Савелий Генюш - эксперт Центра проблемного анализа.