По сложившейся за последние годы традиции, как только за окном наступают первые холодные дни, ближайшие соседи России начинают активнее интересоваться вопросами газовых поставок и газового транзита. Этот год исключение тоже не стал.
Украинские власти решили сделать предложение России и Евросоюзу в плане создания международного газового консорциума. Читатели, которые привыкли следить за мировыми новостями, связанными с проблемами поставок российских углеводородов за рубеж, скажут: постойте, так разве ж это новость, разве не то же самое предлагала не так давно российская сторона стороне украинской? Действительно, так оно и было. Правда было это больше восьми лет назад…
Тогда Россия и Украина подписали соглашение о том, что будет создана комиссия, главным занятием которой будет участие в модернизации украинской газотранспортной системы. Такой документ был подписан лидерами двух государств: Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. При этом российский президент заявил, что к международному консорциуму собираются в ближайшее время (на момент 2004 года) примкнуть французские и итальянские бизнесмены, представляющие компании «Газ де Франс» и «Эни». Этот консорциум должен был решить сразу несколько наболевших вопросов: вопрос с так называемым несанкционированным отбором газа Украиной, а также вопрос стабильности поставок голубого топлива в Европу в любое время года, независимо от каких-либо проявляющихся условий. Другими словами, соглашение учитывало буквально все, кроме падения на Землю метеорита и смены власти в Украине. И, как мы все прекрасно знаем, метеорит, слава Богу, на нашу грешную планету не упал, зато уже в январе 2005 года к власти на Украине пришел такой человек как Виктор Ющенко, что для российско-украинских договоренностей оказалось по степени последствий примерно тем же, что и возможное падение крупного метеорита…
В итоге президент Ющенко все планы о создании международного консорциума самым решительным образом отправил в мусорную корзину, заявив, что не видит в нем перспектив для незалежной Украины. По его мнению, «когтистые лапы» Москвы просто хотят заграбастать всю украинскую газотранспортную систему, чтобы пользоваться ею исключительно в своих интересах без какой-либо выгоды для официального Киева. И консорциум, благодаря чаяниям нового украинского лидера, тогда так и не был создан.
Ну, что же… - сказали в Москве, - нет, так нет. Но ведь, как в той же Москве понимали, если оставить ситуацию такой, какая на тот момент с транспортировкой газа в Европу была, то никто не может дать гарантий, что Киев не продолжит «планово» отбирать газ из трубы. Из трубы, которая ведет с территории России в ЕС через, так уже получилось, территорию незалежной Украины во главе с любителями оранжевых цветов и оттенков. И представителям «Газпрома» и российским властям пришлось пойти, как принято говорить, другим путем. Этот другой путь – развитие сначала идей, а потом и поэтапное воплощение в жизнь таких альтернативных газопроводов как Северный и Южный потоки. При этом непосредственное строительство Северного потока началось в том же 2005-м году, когда украинские власти отвергли создание того самого международного консорциума, призванного развивать украинскую ГТС.
И вот, что называется, опомнились… Буквально на днях украинский премьер-министр Николай Азаров то ли нашел в корзине для бумаг скомканные в 2005 году документы о создании консорциума, то ли сам «изобрел велосипед», но так или иначе предложил России и Евросоюзу поднять вопрос об обсуждениях консорциума, касающегося ГТС Украины. Многие на господина Азарова посмотрели с явным недоумением: мол, Николай, так уже вроде проехали… Но одно из главных лиц украинской политики позволило обозначить мировому сообществу всю важность рассмотрения такого вопроса. Важность, по мнению Николая Азарова, заключается в том, что если европейцы собираются использовать исключительно Северный и Южный потоки без транзита российского газа по территории Украины, то во время сильных морозов могут ощутить топливные проблемы. А вот если европейцы в будущем станут покупать газ у России, который идет через украинские территории, то тогда этим европейцам, по версии все того же Николая Азарова, никакая зима не будет страша. Почему? А потому что Украина имеет большие газохранилища, которые и станут настоящей панацеей для европейского потребителя в зимнее время. Другими словами, Украина собирается наполнять свои хранилища российским газом, чтобы потом его перепродавать в Европу тогда, когда там с топливом будет совсем туго. В общем, большой украинский резерв – «УкрКубышка».
Вариант вполне можно было бы рассматривать, если забыть про то, что на дворе уже не 2005-й, а 2012-й год, и про то, что Николай Янович Азаров предлагает европейцам и россиянам в новом консорциуме по 33% соответственно. Если руководствоваться грубыми математическими приближениями, то можно подумать, что всё нормально: вроде бы, всем по трети… Но на самом деле, если консорциум – это 100%, а у России и ЕС в сумме – 66%, то у Киева получается 34%... То есть хоть на процент, но больше, чем у всех остальных. Этакое равноправное партнерство по-азаровски…
При этом украинские власти, видимо, не хотят учитывать того, что газ – российский, а потребитель – европейский, и что роль Украины – это роль уважаемого посредника, но не более. В этой связи совершенно непонятна логика получения Украиной больших преференций (в сравнении с другими сторонами) в том самом международном консорциуме.
Возникает вопрос, а почему это именно сейчас официальный Киев вдруг решил вспомнить об уже изрядно подзабытой инициативе российских властей образца 2004 года. Ситуация весьма проста: официальные власти перестали делать вид, что не замечают тех убытков, которые терпит казна Украины в связи с альтернативными путями поставками российского газа в Европу. В этом случае, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Вот и решился Николай Азаров поднять вопрос консорциума. При этом он ссылается на некие подсчеты, согласно которым развитие украинской ГТС обойдется «всего-то» в 4,5 миллиарда долларов, а вот угрохать на «Южный поток» Россия может свыше 15 миллиардов.
Но даже если допустить, что в Кремле и в «Газпроме», скажем так, подумают над предложением украинских властей, то где гарантии того, что другие люди в Киеве не придут и не скажут (как это уже было в 2005), что Россия снова пытается прибрать украинский газотранспортный кластер к рукам. К сожалению, таких гарантий в Украине сегодня никто дать не может... Даже Азаров…
BO, Володин Алексей