Русское Движение

Проект "Южный поток" будет запущен в декабре

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Газпром досрочно отрапортовал: Россия в рекордные сроки достроила вторую ветку трубопровода "Северный поток", и уже в октябре газ по ней потечет в Европу. Теперь российская компания может все свои силы бросить на очередную "стройку века" - прокладку "Южного потока".

Проект "Южный поток" будет запущен в декабре

Определено также, что строительство нового газопровода стартует в декабре этого года. Известно, что оно начнётся от российского черноморского побережья Краснодарского края в районе Анапы. Именно здесь будет сооружена компрессорная станция "Русская".

Есть, правда, пока некоторые неопределенности с маршрутом. Ранее "Южный поток" планировалось проложить по черноморскому дну к болгарскому берегу, а затем через Сербию, Венгрию и Словению – на север Италии. Теперь проект могут несколько скорректировать: трасса, возможно, пойдет не через Венгрию, а через Хорватию, которая раньше намеревалась подключиться к этой магистрали с помощью ответвления. Партнеры сейчас склоняются именно к такому варианту, так как он позволит сократить протяженность газопровода, а, следовательно, и его стоимость.

Судя по всему, имеющиеся разночтения в ближайшее время будут решены, но главное – проект стартовал. Проект многообещающий и амбициозный. Судите сами: общая длина "Южного потока" составит примерно 3600 километров, его пропускная способность – 63 млрд кубометров газа в год. Он обойдётся участникам – а это Газпром (50%), итальянская Eni (20%), французская EDF и немецкая Wintershall (по 15%) - в 15,5 млрд евро, 10 млрд из которых придётся на морской участок.

Сейчас российский газовый гигант-монополист может праздновать победу. А ведь путь к ней был тернистым. Здесь следует напомнить, что идея строительства нового газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы зародилась ещё пять лет назад. Но для её реализации нужно было убедить Евросоюз, что его страхи оказаться в сырьевой зависимости от Москвы беспочвенны. Несколько лет ушло на то, чтобы найти консенсус с потенциальными партнерами – Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией. И, наконец, с Турцией, в территориальных водах которой должна была пройти часть магистрали. Лишь в конце прошлого года Анкара согласилась с российскими аргументами и дала окончательное "добро" на проводку трубопровода по своей акватории.

Были и другие сложности. Так, Болгария, которая в последнее время отказалась от двух серьезных совместных российско-болгарских энергопроектов, стала затягивать работу по этому газопроводу, и Газпром уже начал прорабатывать румынский вариант маршрута. Но затем София всё-таки дала свое согласие, а 27 августа Газпром подписал с ней протокол, в котором конкретно прописана точка входа будущей магистрали в болгарскую газотранспортную систему, уточнены её параметры и определены дальнейшие шаги в реализации проекта. В обмен он на 11% снизил цены на импортируемый из России газ.

Разногласия возникали и с другими странами. Поэтому таким важным событием для российской стороны стал, например, тот факт, что Венгрия признала "Южный поток" стратегическим проектом и вышла из проекта "Набукко".

Кстати, по мнению многих экспертов, успешное продвижение "Южного потока" фактически поставило крест на перспективе прокладки этого конкурирующего проекта. Представленный ещё десять лет назад, он предусматривал строительство магистрального газопровода протяженностью 3300 километров и мощностью в 31 млрд кубометров газа в год из Туркмении и Азербайджана в обход России в страны ЕС. Ныне даже Соединённые Штаты, которые вместе с Евросоюзом активно лоббировали "Набукко", явно засомневались в его успехе. Вероятность полномасштабной реализации этого газового проекта с каждым годом становится все менее вероятной, заявил недавно спецпредставитель госдепартамента США по вопросам энергетики Европы и Азии Ричард Морнингстар.

Но вернемся к "Южному потоку". Что же он даст участвующим в нём партнерам? Выгоды России понятны: экспорт газа приносит тому же Газпрому 75% выручки, причём главный его рынок – европейский. Но важно и другое. Когда в полную силу заработают энергопотоки, поступающие в Европу с северного и южного "флангов", страна сможет, наконец-то, избавиться от диктата стран-транзитёров, которые в предыдущие годы не раз портили нервы и Москве, и Брюсселю. В совокупности эти трубопроводы способны поставлять европейцам до 118 млрд кубометров газа ежегодно. Для сравнения: в минувшем году транзит газа через своевольную и малопредсказуемую Украину составил 100 млрд кубометров.

Как уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, после запуска "Южного потока" украинская газотранспортная система будет просто не нужна. Возможно, это и некоторое преувеличение, но главный итог в том, что Россия сможет отныне торговать своим сырьём напрямую, без транзитных посредников. А в этом случае договариваться всегда легче.

Надо сказать, что Россия делает большую ставку на эти два проекта. Ведь поставки за границу энергоресурсов приносят в её бюджет 40% поступлений. Как отмечается в докладе, подготовленном группой учёных под руководством академика РАН Алексея Конторовича, за последний год экспорт российского газа на европейский рынок вырос более чем на 9%. Порядка 70% его поставок в этом направлении приходится на Западную Европу. При этом доля Германии составляет около 35% от всего экспорта, Италии – 15%, Франции – 10%. В 2011 году существенно увеличили закупки российского "голубого топлива" Греция (на 38%), Италия (на 30%), Великобритания (на 20%).

Что же касается европейских партнёров, то и их выгода тоже очевидна. К примеру, Хорватия, согласно предварительным оценкам, сумеет окупить этот проект за 15 лет – что неплохо для таких масштабных строек, а за транзит будет ежегодно зарабатывать 24 млн евро. Не останутся в накладе и другие участники.

Главный исполнительный директор проекта "Южный поток" Марсел Крамер отмечает: "Говоря о подобных инфраструктурных проектах нужно всегда помнить о задаче, которую ставят перед собой их инициаторы — а это, в первую очередь, обеспечение надежности поставок как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Европейским покупателям очень важно помнить об этом. Ошибочно рассматривать такие газопроводы как краткосрочную меру, тогда как они рассчитаны на 30, 40 или 50 лет. Именно в таких временных рамках и нужно оценивать газовый рынок. В этом случае станет ясно, что российские запасы газа еще долгие годы продолжат играть определяющую роль для обеспечения бесперебойных поставок в Европу".

Второй момент, по мнению Крамера, заключается в следующем: "Европе требуется современная, качественная, высокотехнологичная и эффективно управляемая инфраструктура. "Южный поток" полностью соответствует этим требованиям. Он будет уникальным, передовым с технической точки зрения проектом, а не стандартной трубопроводной системой. Он, безусловно, будет коммерчески выгодным и сможет привлечь достаточный объем финансирования. Я полностью уверен в будущем "Южного потока", и думаю, что участие в нем позволит транзитным странам диверсифицировать маршруты поставок, а также принесет им доход".

Более того, при нынешнем раскладе политической ситуации в мире у Евросоюза практически не осталось столь же мощных альтернативных источников энергоресурсов. После волны революций в арабском регионе оказались под вопросом поставки североафриканского углеводородного сырья. Видимо, отпадает и Нигерия из-за захлестнувшей ее волны терроризма. Ну а после введенного с 1 июля эмбарго против Ирана все члены Евросоюза, закупавшие у него нефть, полностью свернули импорт из этой страны. А ведь основная его доля приходится на проблемные экономики Еврозоны - Грецию, Италию и Испанию. В той же Греции доля потребления нефти из Ирана достигает 35%.

Потому иных вариантов для Европы остается не так уж много. И самый надежный в таких обстоятельствах – российский. Не лишне тут также напомнить, что ресурсный потенциал нашей страны огромен. По подсчетам Института энергетической стратегии, на Россию приходится 12% мировых запасов нефти, 35% запасов газа, 16% угля и 14% урана.

А ещё стоит вспомнить о неумолимо надвигающемся новом финансово-энергетическом кризисе. Он, наверное, может внести некоторые коррективы в реализацию проекта "Южный поток". Однако несмотря ни на что проект всё-таки будет реализован, считает президент России Владимир Путин. Он уверен, что в среднесрочной перспективе спрос на газ в Европе продолжит расти, и топливо, которое станет поставляться по "Южному потоку", будет востребовано. Об этом глава государства заявил на пресс-конференции по итогам недавних переговоров с премьер-министром Италии Марио Монти.

Отвечая на вопрос журналистов, Путин признал, "что в условиях кризиса объем потребляемого продукта сокращается". "Но мы также знаем, что за трудными временами всегда наступают хорошие", - сказал он. В среднесрочной перспективе объем потребляемого природного газа в Европе "будет точно увеличиваться", в том числе и за счет отказа некоторых крупных потребителей от ядерной энергетики.

Так что проект "Южный поток" сейчас крайне востребован и актуален. Ожидается, что первая ветка новой газотранспортной системы будет введена в действие в 2015 году, а завершение работ, предполагающих строительство четырех газопроводов мощностью каждого в 15,75 млрд кубометров, планируется к 2019 году.

Итак, вроде бы всё разрешилось к удовлетворению всех участвующих в этом проекте сторон. Но естественно напрашивается такой вопрос. Не стоит ли и впредь России и Евросоюзу искать такие же точки соприкосновения и в других экономических проектах, причём не только сырьевых? Ведь взаимный интерес, взаимная выгода могут стать для обеих сторон той отправной точкой, которая позволит им найти не только консенсус в ещё спорных вопросах, но и возможность построения в обозримом будущем единого экономического пространства на европейской части Евразии.

Информационное агентство Инфорос