Потребитель заплатит за все
Кабинет Министров принял решение о продаже госпакетов акций двух энергогенерирующих и девяти энергоснабжающих компаний.
23 февраля Кабмин постановлением №162 исключил из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, тепловые энергогенерирующие компании «Днепр-энерго» (Запорожье), «Западэнерго» (Львов), «Центрэнерго» (Киевская обл.) и «Донбасс-энерго» (Донецкая обл.), 19 областных энергоснабжающих компаний (облэнерго) и ПАО «Киевэнерго».
Это открыло дорогу к их приватизации. И уже 11 апреля правительство приняло распоряжение №310-р, в соответствии с которым госпакеты акций Днепрэнерго и Западэнерго — соответственно 25% и 45,1% — подлежат продаже в 2011 г.
Проданы будут также акции Киевоблэнерго (25%), Крымэнерго (45%) и еще семи обл-энерго, в частности Винницаоблэнерго (50%), Днепроблэнерго (50%), Закарпатье-облэнерго (50%), Донецкоблэнерго (40,06%), Тернопольоблэнерго (25,99%) и Черновцыоблэнерго (45%).
А еще правительство намерено продать 21% госпакета акций Черкассыоблэнерго вместе с 25% акций этого предприятия, принадлежащих подконтрольному государству ЗАО «УкрЭСКО».
...Или никак
В октябре 2000 г. после завершения ваучерной «прихватизации» ФГИ объявил конкурсы по продаже контрольных пакетов акций шести энергоснабжающих компаний: Киевоблэнерго, Ровнооблэнерго, Житомироблэнерго, Херсоноблэнерго, Кировоградоблэнерго и Севастопольэнерго.
О намерении участвовать в конкурсах заявили шесть крупнейших зарубежных энергетических компаний: Washington Holdings B.V. (США), Union Fenosa Acex (Испания), Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P. (Словакия), Sinergy (США), Electricite de France (Франция) и Kansay Electric Power (Япония).
Потенциальные участники поставили условие: или работать в Украине прозрачно, или никак, т. е. вовсе не работать. Правительство вынуждено было разработать план реструктуризации долгов приватизируемых компаний перед госпредприятием «Энергорынок», методологию определения тарифов на поставки и передачу электроэнергии, а также отключения электроэнергии неплательщикам. Реструктуризируемая сумма составила около 700 млн. грн., были списаны все штрафы и пеня.
В результате в апреле 2001 г. контрольные пакеты акций шести облэнерго были проданы за 865,72 млн. грн. (стартовая цена — 603,53 млн. грн.). AES Washington Holdings B.V. приобрела по 75%+1 акция Киевоблэнерго и Ровнооблэнерго; Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P. — 75,56% акций Житомироблэнерго, 70% — Севастопольэнерго, 65% — Херсоноблэнерго и 51% — Кировоградоблэнерго.
Основываясь на сравнительно удачном опыте, Кабмин в начале 2002 г. утвердил условия проведения конкурсов по продаже контрольных пакетов акций второй группы энергоснабжающих компаний: Винницаоблэнерго (75%), Волыньоблэнерго (75%), Закарпатьеоблэнерго (75%), Запорожьеоблэнерго (60,25%), Днепроблэнерго (75%), Харьковоблэнерго (65%), Хмельницкоблэнерго (70%+1 акция), Тернопольоблэнерго (51%) и Крымэнерго (70%).
Конкурсы предполагалось провести до конца года. Однако правительство отказалось от обязательств реструктуризировать задолженность облэнерго за приобретенную на оптовом рынке электроэнергию (на начало 2002 г. около 14 млрд. грн.), и сроки конкурсов несколько раз переносились, а затем о них вообще забыли.
В сентябре 2007 г. Кабмин принял постановление, которым Минтопэнерго было поручено изъять из уставного фонда НАК «Энергетическая компания Украины» и передать ФГИ для продажи госпакеты акций компаний Львовоблэнерго (26,98%), Одессаоблэнерго (25,01%), Полтаваоблэнерго (25%+1 акция), Прикарпатьеоблэнерго (25,02%), Сумыоблэнерго (25%+1 акция) и Черниговоблэнерго (25%+1 акция).
Однако через несколько дней президент приостановил действие правительственного документа своим указом. В. Ющенко утверждал, что продажа госпакетов акций облэнерго приведет к недополучению НАК «Энергетическая компания Украины» экономических выгод, ухудшит ее платежеспособность, сделает невозможным выполнение обязательств перед кредиторами.
В начале марта 2009 г. ФГИ снова выставил на продажу блокирующие пакеты акций в частных облэнерго (Черниговоблэнерго, Прикарпатьеоблэнерго, Полтаваоблэнерго, Львовоблэнерго и Сумыоблэнерго). Однако в течение года удалось продать только 26,98% акций Львовоблэнерго (за 197,8 млн. грн. при стартовой цене 171,7 млн. грн.), 25%+1 акцию Черниговоблэнерго (223,4 млн. грн. с 119 млн. грн. на старте) и, после нескольких попыток, 25,021% акций Прикарпатьеоблэнерго (по стартовой цене 86 млн. 364 тыс. грн.).
Аукционы же по продаже 25%-ных пакетов Полтаваоблэнерго (за 307,7 млн. грн.) и Сумыоблэнерго (за 209 млн. грн.) постоянно переносились — желающих покупать их не было.
ФГИ даже пошел на разделение блокирующего пакета Полтаваоблэнерго на 25 лотов по 0,97% акций и еще один лот 0,67%, в результате чего удалось продать 9 лотов — 8,76% акций.
Но пакет акций Сумыоблэнерго так и не удалось реализовать, даже несмотря на то что ФГИ снизил стоимость до 108,23 млн. грн.
Не ищите экономического смысла
Пока власть размышляла о приватизации энергоснабжающих компаний, главные игроки отечественного рынка поставок электроэнергии (группа «Приват» Игоря Коломойского, «Энергостандарт» Константина Григоришина, «офшорки» братьев Суркисов, стоящая за словацкой управляющей компанией VS Energy International N.V. группа российских бизнесменов Михаила Воеводина — Александра Бабакова, «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) Рината Ахметова) где мирно, а где путем рейдерских захватов устанавливали контроль над де-юре государственными облэнерго. В результате к концу 2010 г. фактически закончилось доприватизационное распределение контроля над наиболее привлекательными энергокомпаниями. Подтвердить этот факт можно тем, что сейчас у НАК «Энергетическая компания Украины» сохранился реальный оперативный контроль только в пяти энергоснабжающих компаниях — Крымэнерго, Волыньоблэнерго, Винницаоблэнерго, Хмельницкоблэнерго и Закарпатьеоблэнерго.
Облэнерго — весьма прибыльные компании. Дело в том, что государство в лице НКРЭ повышает не отпускные цены энергогенерирующих компаний (они в основном остаются на одном уровне), а тарифы на поставки электроэнергии. И каждое очередное повышение тарифов делает облэнерго еще более прибыльными, так как никаких дополнительных расходов они не несут, а их прибыль растет.
К примеру, из намеченных к приватизации энергоснабжающих компаний в 2010 г. Киевэнерго получила чистую прибыль в размере 157,334 млн. грн., Черкассыоблэнерго — 50,756, Днепроблэнерго — 42,117, Винницаоблэнерго — 41,956, Крымэнерго — 23,558, Черновцыоблэнерго — 4,781, Закарпатьеоблэнерго — 3,973 млн. грн.
Очевидно, что их прибыль возрастет из-за повышения с 1 апреля на 15% тарифов для населения.
Более того, в соответствии с проектом Прогнозного баланса электроэнергии, топлива и расходов энергогенерирующих компаний ТЭС на 2011 г. следующее повышение тарифов запланировано на август, в результате чего они могут составить:
— для городского населения (в квартирах без электрических плит) — до 67,72 коп. за кВт.ч;
— для населения, использующего электроплиты, — 52,04 коп. за кВт.ч;
— для сельского населения — 62,55 коп. за кВт.ч (цены указаны с НДС).
Никакого экономического смысла в очередном повышении нет, так как продажа электроэнергии населению и так очень прибыльный бизнес.
Если же возвратиться к теме продажи госпакетов акций энергоснабжающих компаний, то непонятно, с какой целью в госсобственности оставляют блокирующие пакеты акций.
Говорят, что для управления компаниями. Но как чиновники «управляют» госпакетами акций, видно на примере Тернопольоблэнерго, где у государства аж 51%. Так вот, собрание акционеров здесь проводилось последний раз в 1999 г. Комментарии, как говорится, излишни.
Ожидать ажиотажа на грядущих конкурсах не стоит — вероятно, владельцами госпакетов акций станут «свои».
Так, ДТЭК Ахметова владеет 39,98% акций Киевэнерго, 30,59% Донецкоблэнерго и 12,49% Крымэнерго.
Группа «Приват» и «Энергетический стандарт» Коломойского и Григоришина через офшорные компании Garensia Enterprises Limited, Bikontia Enterprises Limited, Larva Investments Limited контролируют 20,3%-ный пакет Винницаоблэнерго, 15,89%-ный Днепроблэнерго, 40%-ный Тернопольоблэнерго, а через Energy Standard Fund Ltd — 25% акций Черкассыоблэнерго.
Наконец, VS Energy International N.V. владеет 10,53% акций Закарпатьеоблэнерго и 21,98% — Черновцыоблэнерго.
Генерация требует модернизации
Коллаж «2000»
Энергогенерирующая отрасль требует модернизации, а у государства на это средств нет. За последние семь лет в энергогенерирующие компании вложено только около 120 млн. грн., хотя здесь нужны десятки миллиардов долларов. (Сумма, которая требуется для обновления отрасли в течение 10 лет, оценивается в $17—20 млрд.).
Более 90% блоков украинских ТЭС исчерпали расчетный ресурс. Степень износа основных фондов в отрасли достигла 40%, а на некоторых станциях — 70—90%. Построенные в 70-е гг. энергоблоки имеют низкий КПД — в среднем 28—30%, тогда как современное оборудование и передовые технологии позволяют увеличить эти показатели до 40—45%. В результате ТЭС из НАК «Энергетическая компания Украины» ежегодно сжигают «лишние» 10 млн. т угля.
По мнению экспертов, без широкомасштабной модернизации старых энергоблоков и строительства новых уже к 2016 г. страна вследствие роста энергопотребления и выхода из строя вконец изношенных мощностей может столкнуться с дефицитом электроэнергии.
Решение о приватизации энергогенерирующих компаний — это не только шанс на их обновление. Недавно Украина присоединилась к европейскому энергетическому сообществу, и именно производство электроэнергии — та отрасль, которая сулит наибольшие выгоды от выхода к зарубежным потребителям.
Приведем наглядный пример. С 2003 г. «Центрэнерго» и «Донбассэнерго», в которых у государства наибольшие пакеты акций, инвестировали в свое развитие 70 и 50 млн. грн. соответственно. В то же время единственная частная энергогенерирующая компания «Востокэнерго» (в 2005 г. вошла в состав ДТЭК) в 2007 г. начала широкомасштабную трехэтапную программу реконструкции мощностей ТЭС общей стоимостью около $430 млн. К концу 2010 г. модернизировано пять энергоблоков. Ресурс каждого продлен на 15—20 лет, мощность увеличена на 5—15%, а удельный расход топлива снижен на 10—20%.
При этом модернизация проводилась в основном силами отечественных предприятий, получивших не только дополнительные доходы, но и ценный опыт. Так, проект модернизации турбины на энергоблоке №2 Зуевской ТЭС, выполненный в 2009 г. компанией «Турбоатом», удостоен Государственной премии в области науки и техники.
До 2018 г. компания планирует реконструировать все энергоблоки Востокэнерго, вложив $1 млрд. Предполагается, что в результате мощность генерации возрастет на 300 МВт, т.е. более чем на 7%.
Кроме того, в 2012—2013 гг. может быть начато строительство нового энергоблока на Луганской ТЭС (мощность 250 МВт, стоимость 1 млрд. грн.). Здесь планируется применять технологию циркулирующего кипящего слоя, что позволит использовать низкокачественное топливо с высокой зольностью.
Придут свои
...Итак, решено продать госпакеты акций Днепрэнерго (25%) и Западэнерго (45,1%). В госсобственности планируется закрепить по 25% этих ОАО, чтобы государство могло контролировать ситуацию в отрасли, от которой зависит национальная безопасность.
Установленная мощность Днепрэнерго — 8185 МВт. Это 16% мощности всех наших электростанций. На долю ОАО приходится 8,9% общего объема выработанной в стране электроэнергии. В составе компании — Запорожская, Криворожская и Приднепровская ТЭС. Ее преимущества — наиболее низкие затраты топлива при производстве, недостатки — сильная изношенность основных фондов. Аналитики оценивают стоимость компании в $400 млн.
Установленная мощность Западэнерго — 4707,5 МВт, что составляет около 9% общих мощностей электроэнергетики страны. В состав ОАО входят Бурштынская, Ладыжинская и Добротворская ТЭС. Главное преимущество предприятия состоит в том, что Бурштынская ТЭС соединена с европейской энергосистемой (UCTE), и это дает возможность напрямую экспортировать электроэнергию, производимую на «Бурштынском острове». Недостатки компании — наибольшие затраты на транспортировку угля и наименьшая эффективность. Стоимость компании оценивают в $350—400 млн.
По нашему мнению, решение правительства приватизировать блокирующие, а не контрольные пакеты акций Днепрэнерго и Западэнерго фактически сокращает круг потенциальных покупателей до одного. Единственной реально заинтересованной в покупке этих пакетов стороной является ДТЭК, уже владеющая 47,55% акций Днепрэнерго и 24,9% Западэнерго.
Наши прогнозы подтверждает заявление исполнительного директора компании Юрия Рыженкова: в 2011 г. ДТЭК планирует увеличить экспортные поставки украинской электроэнергии в 3,3 раза (на 2,8 млрд. кВт.ч) по сравнению с 2010-м — до 4 млрд. кВт.ч.
Отметим, что в этом году ДТЭК, помимо экспорта в страны Европы и Беларусь, начал поставлять электроэнергию в Молдову с планируемыми объемами около 900 млн. кВт.ч.
По оценкам аналитиков, если правительство установит стартовую цену исходя из текущей рыночной капитализации компаний, то продажа 25% акций Днепрэнерго и 45% — Западэнерго принесет госбюджету около $500 млн.
А поскольку в госбюджете на 2011 г. предусмотрены поступления от приватизации в размере 10 млрд. грн., может быть, выполнить запланированное получится за счет удачной приватизации всех энергогенерирующих компаний.
Более того, решив таким способом бюджетные проблемы, правительство, не исключено, сможет привлечь и средства инвесторов для модернизации тепловой электроэнергетики.
Вот только эти средства частные инвесторы, вне всякого сомнения, попытаются компенсировать за счет потребителей электроэнергии. Напомним в этой связи слова председателя НКРЭ Сергея Титенко, отметившего, что по состоянию на 1 марта население оплачивало только 25,65% фактических затрат на производство, передачу и поставки электроэнергии.
По информации Титенко, реальная стоимость электроэнергии сегодня составляет 1,01 грн. за 1 кВт.ч (с НДС). А это означает, что к концу года следует ожидать очередного резкого повышения тарифов на электроэнергию.
2000, Леонид ГУСАК