––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Владимир Лысенко прошел хозяйственную, государственную и партийную школу еще в СССР, с 1995 года возглавлял Красногвардейскую райгосадминистрацию, после чего работал в правительстве Крыма. В целом за 15 лет – до отставки по итогам местных выборов 2010 года, когда в правительстве уже не нашлось места для коммунистов из-за наплыва приезжих «регионалов» – он проработал на разных должностях в семи составах Совмина автономии, закончив чиновничью карьеру на посту председателя Республиканского комитета по торговле и защите прав потребителей. Сейчас Лысенко возглавляет Оппозиционное правительство Крыма, которое регулярно дает свою оценку деятельности официального Совмина и выступает с пропозициями по исправлению ситуации в республике.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
В 2010 году, когда состоялись выборы в местные советы, начался отсчет для нового состава правительства, в котором не нашлось места никому, кроме представителей Партии регионов. И если в первом Совмине Василия Джарты я остался работать, потому что ко мне как к профессионалу не было никаких претензий, то сейчас исповедуется совсем другой принцип. Достаточно посмотреть на привезенных «профессионалов» и созданную ими атмосферу. Задекларированный тезис о том, что правительство будет формироваться исключительно по профессиональным качествам, не выдерживает никакой критики. И этот состав требует жесткого контроля. Потому и возникла идея создания Оппозиционного правительства, ведь сейчас практически никто глубоко не анализирует действия власти, не дает им критической оценки на основе анализа реального состояния дел. Если что-то и слышно, то лишь эпизодически и по самым громким вопросам. В свою очередь, мы информируем крымчан о действительно реальной обстановке социально-экономического развития Крыма, которую никто и никогда не увидит в красивых отчетах власти. И мы не просто критикуем, но и предлагаем свое видение решения наболевших вопросов.
Оппозиционное правительство провело уже 11 заседаний с апреля прошлого года, на которых были приняты десятки проектов решений по самым разным вопросам, начиная от ценовой ситуации в Крыму на потребительском рынке, развития сельского хозяйства, земельной реформы, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социальной защиты и т.д. Все принятые решения и предложения по улучшению работы были направлены во все органы исполнительной власти, начиная от районов, городов, Совета министров и Верховного совета Крыма и заканчивая президентом, премьер-министром Украины и профильными министерствами. Примерно полгода нас просто не замечали, даже отписок практически не было. Однако ситуация в стране объективно ухудшается – может, об этом не говорят в провластных средствах массовой информации, но во властных структурах видят и понимают реальное положение дел. И отношение к нашим предложениям изменилось – стали прислушиваться.
Первым делом мы подняли вопрос о ценовой ситуации на потребительском рынке Крыма. Для меня эта тема почти родная, я возглавлял Республиканский комитет по торговле и защите прав потребителей и мою работу признали успешной. Когда я пришел в комитет, то премьера Виктора Плакиду чуть не сняли именно за ценовую ситуацию – одну из наихудших в стране на 2008-2009 годы. Мы с коллегами взялись за дело, и к 2010-му удалось стабилизировать ситуацию: цены на социально значимые продукты питания не поднимались, а из 19 социально-значимых продуктов питания, по которым ведется анализ, лишь на 5 цена в Крыму была выше, чем в среднем по Украине.
Тем не менее, уже в начале 2011 года правительство оказалось неспособно сдержать рост цен на продовольственные товары, в том числе и на социально значимые продукты. Я неоднократно указывал, что упустить проблему очень легко, если ею не заниматься каждый день. Так и получилось: на 1 мая 2011 года уже 14-15 продуктов в Крыму из 19 социально-значимых продуктов питания стоили дороже, чем на Украине. Это уже ощутимо бьет по карману крымчан. И при этом учтите, что на тот момент еще не начался курортный сезон.
Крым сразу не только вылетел из пятерки лучших регионов страны по социально-экономическим показателям, но и оказался далеко в хвосте. И лишь сейчас, по прошествии года Совмин начинает что-то неуклюже исправлять. Могу с уверенностью сказать, что если бы регулярно не долбили Совмин, то никаких изменений не дождались бы – приезжим чиновникам плевать на крымчан. Нынешние чиновники понимают только прессинг. И мы все-таки заставили власть отчитываться о своей работе.
Таким образом, Оппозиционный Совмин действует в трех направлениях. Во-первых, мы даем оценку деятельности правительства с точки зрения выполнения конституционных полномочий в области социально-экономического развития. Во-вторых, мы даем предложения и видение того, как можно те или иные вопросы решать. В-третьих, мы требуем от власти отчетов о ее деятельности.
Если говорить об оценке экономического состояния автономии, то оно стремительно идет к упадку. Это подтверждается цифрами. Стратегия экономического развития Крыма до 2020 года, разработанная специализированным институтом за миллионы гривен, оказалась попросту неработающей. Посудите сами. Стратегией определены три этапа развития автономии. Первый этап – это стабилизация нашей экономики (2011-2013 годы), второй этап – это рост (2013-2017 годы), и третий – это превращение Крыма в жемчужину(2017-2020 годы). Какая главная цель Стратегии? Я иногда задаю этот вопрос руководителям и ответственным лицам в министерствах, и, к сожалению 95% не знают, что же предусматривает эта стратегия. Я советую им запомнить простую формулу: на основе стабильной экономики, чистой экологии и инноваций улучшить жизнь крымчан. Но что мы видим на первом этапе – стабилизационном? По итогам работы за 2011 год выпуск промышленной продукции увеличился всего на 4,3%, а за 2010 – на 10,5 % (при этом рост по Украине был на 7,3%). Объем строительных работ по сравнению с 2010 годом уменьшился на 3,7% (по Украине увеличился на 11,1%). В сельском хозяйстве даже погода благоприятствовала для развития, но в 2011 году общий объем от производства сельскохозяйственной продукции вырос лишь на 10,5% против 2010 года, а по Украине – на 17,5%. Внешняя торговля получила отрицательное сальдо в 750 млн долларов, а в 2010 году, когда я еще работал в правительстве, было положительное в объеме 237 млн долларов. Экспорт увеличился на 15%, а импорт – 4,8 раза (!), тогда как по Украине экспорт увеличился на 34,3%, а импорт – на 38%. То есть у нас импорт вырос в разы – нам нечего вывозить, мы не торгуем.
Индекс инфляции в прошлом году в автономии составил 106% (по Украине – 104,6%). Крым отметился самым большим ростом индекса потребительских цен! Больше всего подорожали продовольственные товары – это безалкогольные напитки на 14,1% (по Украине – на 13,7%), мясо и мясопродукты на 13% (по Украине – на 9,8%), молоко, творог, яйца – на 12,6% (по Украине – на 6%), рыба и продукты из рыбы на 12% (по Украине – на 9,9%), масло растительное и жиры на 8,9% (по Украине на 6,7%), хлеб и хлебопродукты на 8,4% (по Украине на 6,3%).
В 2011 году стоимость жилищно-коммунальных услуг по автономии возросла намного больше, чем по Украине. Так, квартирная плата выросла на 44%, горячая вода и отопление – на 21,5%, водоснабжение – на 17%, канализация – на 14,7% (по Украине, соответственно, на 19,7%, 15,1%, на 12,9% и на 12,1%). Разница ощутима – это 3-5%.
В сфере транспорта цены возросли на 23,1%, охрана здоровья на 7,1% (по Украине, соответственно, на 20,9% и 6,4%).
Что происходит сегодня? Об этом в Совмине не говорят. Например, доходы крымчан – одни из самых низких. Так, среднемесячная номинальная заработная плата в текущем году за 7 месяцев составила 2511 грн, а по Украине – 2951 грн. Сумма невыплаченной зарплаты в автономии достигла 54 млн грн. Хотя они брали на себя обязательства снизить долги еще к 1 апреля 2011 года, но лишь нарастили. Все это привело к росту задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг до 397,9 млн грн, за электроэнергию – до 454,3 млн грн.
Стабильность? Стабильно плохой остается демографическая ситуация. Коэффициент рождаемости (в расчете на 1 тыс. населения) составляет 11,9, а коэффициент смертности – 14,1. Смертность значительно превышает рождаемость!
Напомню слова председателя Верховного Совета Крыма Владимира Константинова при утверждении бюджета республики на 2012 год, в котором и доходы и расходы уменьшили по сравнению с 2011 годом на 400 млн грн (кстати, если проанализировать этот бюджет, то он совершенно не соответствует даже минимальным потребностям развития Крыма и, самое главное, не предусматривает практически ресурса на социально-экономическое развитие автономии, особенно на строительство, а соцвыплаты переходят исключительно в ручной режим). Константинов тогда назвал бюджет «оптимистическим».
Давайте тогда посмотрим, что же в нем оптимистического. За 7 месяцев текущего года производство промышленной продукции снижено на 2,4%, хотя по Украине наблюдается маленький, но рост на 0,2%. Объем сельскохозяйственной продукции упал на 20,2% (по Украине – на 4,2%). Темпы строительства по Украине снизились на 6,3%, а в Крыму – на 32,3%.
Да если просто сложить два плюс два, то выйдет, что в среднем крымчанам приходится жить из расчета примерно на 550-600 грн меньше, чем среднему гражданину Украины. Улучшили жизнь? И это только за полтора года! А если тенденция сохранится? Нет никакой надежды на исправление ситуации при нынешнем подходе. Джарты обещал крымчанам, что в течение 2-3 лет в Крыму стабилизируется социально-экономическая обстановка, появятся сотни новых рабочих мест (а безработица по-прежнему растет), не будет политических разборок и межнациональных конфликтов, курорты будут стремительно развиваться (правда, министр с болгаркой бегает и расчищает курорты, как будто ему больше нечем заниматься), а тем временем доходы от курортно-туристической деятельности в текущем году уменьшились в 15 раз. Во все отрасли буквально будут привлекаться широкие инвестиции, налоги не будут уходить в Киев, а все нуждающиеся обязательно получат по земельному участку. Эти обещания остались невыполненными!
Могло ли быть иначе? Посмотрим хотя бы на то, с чего начал работу новый Совмин – с оптимизации структуры Советов министров и других органов власти. Помните, какой лозунг был? «Мы приведем профессиональные кадры, это улучшит у нас управляемость, в связи с этим улучшится эффективность работы начиная от правительства и заканчивая министрами и это уменьшит расходы на аппарат». Вы знаете сколько вице-премьеров было при Плакиде? Пять, из них четыре реально действующих. А в первое правительство Джарты в марте 2010 года вошло уже 9 вице-премьеров! Уже не говоря о том, как у нас плодили министров: из одного только Министерства по промышленности, топливной энергетике и транспорту сделали три, и каждому руководителю дали кресло. Для чего это все делалось? Схема очень простая. Надо было привезти целую команду макеевских, поэтому расчищалось поле для их назначения. Джарты обещал, что будет не больше 15 макеевских, а на деле приезжих оказалось больше 200 (со списком приезжих можно ознакомиться здесь).
Я сам был свидетелем того, как два раза в год проходила оптимизация, и Анатолий Могилев продолжает эту практику. Как можно эффективно работать в таких условиях? Приезжают новые люди, кое-как вникают в свою роль, проводят переаттестацию, поднимая на уши коллектив, ведь все сразу начинают думать о сокращениях. При этом расходы на содержание аппарата в 2011 г. выросли на 12 млн грн. Из Совмина вывезли ряд министерств и рескомитетов, отремонтировали здание за безумные деньги, а сейчас опять вселяют обратно. Если учесть, что переезд хуже двух пожаров, то Совмин уже четырежды сгорел дотла в результате этих оптимизаций.
Они, приезжие, не знают специфики региона, им это не нужно, главное кредо – расставить свою подконтрольную команду и дать набить карманы и ей, и себе. У них у всех прошлое, начиная с Джарты, просто кричит о том, что ничего хорошего Крым не ждет. Если их лидер, которого сейчас чуть ли не святым представляют, с битой ходил по рынкам и там же набирал себе команду, то представьте себе уровень этой команды. Они не знают хозяйственной работы, у них нет практики, они все пришли с улицы. Единственное, у них было – они знали, откуда деньги взять и куда их положить.
Я сужу хотя бы по своему рескомитету. Дважды при оптимизации не трогали Рескомитет по торговле и защите прав потребителей – я отстоял, так как большей глупости и придумать сложно, ведь крымская автономия имеет специфическую торговлю, ибо каждый курортный сезон у нас 8-12 тысяч добавляется временных торговых точек. После того, как я ушел, поставили крест на этом комитете, а сегодня опять возвращают. И вот к этой мышиной возне и сводится оптимизация.
Разве так надо превращать Крым в жемчужину? Да у нас сегодня жилищно-коммунальный комплекс находится на пороге техногенной катастрофы. За 2 года ситуация настолько обострилась, что каждый год приходится решать проблемы в аварийном порядке. В Крыму 39 млн кв. м жилого фонда. Из них 45% построено еще в хрущевские времена, то есть в 50-60-е года. Срок их уже эксплуатации подошел к концу, износ составляет от 70 до 80%. Некоторые панельные дома – на грани обрушения. За последние 2-3 года доля ветхого фонда стремительно растет. Жилищный фонд надо срочно спасать! Самый разумный выход – проводить капитальные ремонты, потому что строительство обходится в 1,5 раза дороже из-за необходимости создания инфраструктуры, да и земли под новые стройки уже не найдешь. Но капремонтов делается всего 8-10% от потребности. И с каждым годом увеличивается физический износ и приходит в негодность жилищный фонд. В целом по Украине на эти цели выделили 1 млрд грн, но это ничто!
Я с ужасом себе представляю, что будет, если произойдет землетрясение хотя бы средней силы. Дома посыпятся, канализация и водоснабжение на 100% выйдут из строя.
Посмотрите в каком состоянии находятся теплотрассы, котельные, объекты водоснабжения. Например, в Симферополе из 800 километров труб водоснабжения 300 км имеют износ 90%, тепловые сети и канализация – 60-70%, такая ситуация и по Крыму, а строительство новых инженерных сетей не ведется. Ситуация близка к катастрофической. А если добавить, какая вообще вода течет по гнилым трубам, то становится просто страшно.
Уже и котельные начали взрываться, потому что срок эксплуатации большинства из них перевалил за 25 лет. А крымская власть не готова к такой напряженной обстановке. Вспомните, как зимой чистили дороги. На одну только трассу до Красноперекопска ушло три недели, потому что нет ни техники, ни специалистов.
А возьмите то, что волнует всех без исключения – медицину, которая находится в состоянии клинической смерти. Население Крыма – 1 млн 963 тыс человек. И только в прошлом году крымчане обратились в лечебные учреждения более 3 млн раз! Состояние здравоохранения – ужасное. В Крыму ежегодно умирает более 20 тыс. человек, из них 14,5 тысяч – от сердечно-сосудистых заболеваний, и это прямо говорит об обстановке, в которой приходится жить.
В автономии сейчас насчитывается 125 тысяч инвалидов, но каждый год становится на 12-14 тысяч больше! То есть, через 10 лет число инвалидов удвоится и перевалит за 10% населения. Нормально ли это?
У нас пытаются оптимизировать медицину, перейдя на семейную. Но для того, чтобы быть семейным врачом на селе, ему необходимо обладать знаниями минимум 20 врачебных специальностей, а как это отразится на качестве медицинского обслуживания населения?
Крымчане в полной мере почувствовали положительный эффект от стратегии развития Крыма и ее реализации, от реформ, проводимых властью автономии. Мы вынуждены уже сегодня затягивать пояса. Если сегодня все подытожить, то, к сожалению, власть не решила ни одного задекларированного заявления. Экономические показатели падают, как и уровень жизни. В Крыму при власти Джарты не произошло ни одного серьезного положительного изменения. Экономика на грани фола. Политические противоречия стали еще острее. С такими методами развития региона автономия может превратиться не в жемчужину Украины, а в обнищавшее захолустье на юге Украины. У нас уже глубокий кризис и никаких перспектив, о чем бы ни говорили ручные политологи. В принципе, Крым не имеет никаких шансов на стабильность и развитие при нынешней власти и ее методах. Если мы будем равнодушно смотреть на то, как работает власть, извините, мы вместо жемчужины Украины получим графские развалины.
Даже в сравнении с правительством 1998-2000-х годов, когда экономическая ситуация была сложнее, нынешний Совмин проигрывает. На мой взгляд, то правительство было самым успешным с точки зрения эффективности работы квалифицированных кадров, работавших в связке с депутатами Верховного Совета Крыма.
В 1998 году пришел новый состав ВС Крыма во главе с Леонидом Грачом, сформировавший Совмин из представителей всего спектра политических сил. На момент формирования правительства у нас имелась 6-месячная задолженность по зарплате (причем зарплата выдавалась не деньгами). Пенсионная задолженность составляла 5-6 месяцев – это сотни миллионов гривен. Применялись веерные отключения электроэнергии. Промышленность и сельское хозяйство были в упадке. А криминогенная обстановка была такая, что на улицу боялись выйти, потому что стреляли и убивали. Но на 1 января 2000 года, то есть чуть больше полутора лет прошло, правительство и парламент всю задолженность перед бюджетниками ликвидировали, о веерных отключениях забыли, заработали промышленность и сельхозпредприятия, демонстрируя ежегодный рост 3-4%. И это при том, что между Киевом и Симферополем были очень серьезные разногласия, переходившие в битвы. Нас, глав администраций, каждый месяц вызывали в Киев. Но принятие Конституции в авторстве Леонида Ивановича Грача дало возможность урегулировать отношения между Симферополем и Киевом и снять болезненные национальные вопросы. Начали, наконец-то, наводить санитарный порядок, провели реконструкцию железнодорожного вокзала и аэропорта, хотя денег ни на что не было.
А главное, что тогда всем руководил Верховный Совет, он разрабатывал стратегию социально-экономического развития автономии и нанимал правительство. Мы в Совмине боялись Верховного Совета, потому что нас контролировали и могли запросто снять. А сегодня правительство нанимает депутатов. Перевернули все с ног на голову! Ведь состав Верховного Совета – это результат волеизъявления крымчан, а не отдельная партийная инициатива.
Я бы выделил еще два главных достижения тех лет: ликвидацию бандитизма, после чего люди поверили власти, и остающуюся единственной до сих пор грандиозную стройку газопровода Джанкой – Феодосия – Керчь, которая дала возможность газифицировать 8 городов и районов автономии.
Где стабильность сейчас? Где результаты работы нынешней хваленой профессиональной команды? Они стабильно только падают! Ни жилищно-коммунальный комплекс, ни бюджетные организации не развиваются. Они оперируют только красивыми для себя показателями. По их данным, торговля стала лучше работать. Но подумайте, если торговля – локомотив экономики региона, то это значит, что производства попросту нет!
Что может быть хорошего, если эти же люди снова придут управлять страной еще на 5 лет? Ничего. И первым, что вызовет волну в обществе, будет рост цен на хлеб. Помнится, Джарты при подписании меморандума в сентябре 2010 г. о сдерживании цен на хлеб сказал: «Меморандум, который мы сегодня будем подписывать, можно назвать документом социальной ответственности власти и бизнеса. Учитывая глубокую сакральность отношений украинца к хлебу – это вопрос гражданского доверия к власти. Даже незначительные ценовые колебания на хлеб всегда будут иметь широкий общественные резонанс. Стабильное функционирование потребительских рынков, экономическая обоснованность цен на социальные продукты, их ценовая доступность во многом будет определять социальный климат в Крыму, уровень жизни крымчан». Так вот, в 2011 году те, кто говорил о совести, были подняли цены на хлеб до 20 % . Крыму для того, чтобы удерживать цены, на сегодняшнем уровне нужно для стабилизации иметь 70-80 тыс. тонн зерна в год. На покупку запасов зерна в 2012 году выделили 5 млн грн, тогда как его реальная стоимость – около 110-120 млн грн. До выборов ситуацию удержат любыми методами. А потом пойдет обратный эффект – цена на хлеб подскочит, а за ней потянется все остальное. И никаких золотовалютных резервов не хватит, чтобы вытянуть экономику Украину, годами копившую проблемы в интересах крупного капитала и мелких мошенников. То, что нас ждет, и кризисом-то не назовешь. Будет катастрофа.