Получив независимость как подарок, Украина рассчитывала «зажить паном и все придет даром», но лишь подтвердила другую народную мудрость: «Шаром да даром – уйдет паром!» Более того, она показала, как можно быстро и просто, без ведения активных боевых действий уничтожить почти 20% населения и половину промышленного потенциала, а также обеспечить 60-80%-ный износ инженерной инфраструктуры населенных пунктов. Это итоги той необъявленной войны, которую украинское государство вне зависимости от политического окраса ведет с украинским же народом.
Демографическая трагедия
Население Украины за годы независимости сокращалось такими темпами, которые могли бы свидетельствовать о ведении крупномасштабной войны на ее территории. Напомним, по данным переписи населения 1979 года, в Украинской ССР проживало 49,755 миллиона человек, в 1989 году – эта цифра возросла до 51,707 миллиона. Численность населения Украины, по уточненным данным всеукраинской переписи, которая проводилась 5-14 декабря 2001 года, составляла уже 48 миллионов 457 тысяч человек. То есть по сравнению с 1989 годам убыль населения – 3,25 миллиона, или примерно по 300(!) тысяч человек ежегодно. Как видно из приведенных данных, население Украины уменьшилось не только по сравнению с последней всесоюзной переписью, а и относительно 1979 года. С 2001 по 2012 год ситуация продолжала ухудшаться. Сложно сказать по каким причинам, но запланированная на 2012 год очередная перепись населения (и так готовившаяся с опозданием на год) была перенесена на 2013 год. Согласно данным Госстата, численность населения Украины на 1 июня 2012 года составила 45 миллионов 565 тысяч 909 человек. То есть с момента последней переписи убыль населения составила 2,89 миллиона человек.
Всего же за годы независимости Украина утратила более 6 миллионов своих граждан. Смертность в Украине превышает рождаемость стабильно, на протяжении всего периода независимости. В абсолютном выражении самый заметный урон понесли русские. С 1989 по 2001 год количество русских в Украине уменьшилось на 26,6% и вместо 12 миллионов до переписи 2001 года их осталось 8,334 миллиона.
Гуманитарная катастрофа
Сократилась и средняя продолжительность жизни украинских граждан. По сравнению с 1989 годом мужчины стали жить на 4 года меньше (62 против 66 лет), а женщины – на 2 года (74 против 76 лет). Также за годы независимости в Украине появилось, по разным оценкам, от 5 до 15% функционально безграмотного населения. А это уже показатели первой трети ХХ-го века. Начиная с 40-х годов прошлого столетия такого числа неграмотных на территории Украины не было.
Последние годы в Украине наблюдается эпидемия туберкулёза. Количество больных насчитывает уже сотни тысяч человек. И с каждым годом их относительный вес в структуре населения растет, так как заболевание ширится. Туберкулёз – это болезнь бедных, недоедающих и тяжело работающих, которые не имеют возможности получить адекватную медицинскую помощь вовремя. По данным украинского Госстата, число бедных в стране – порядка 23-25% от всего населения, а по данным ООН – таковых около 80%. Напомню, что прожиточный минимум в Украине менее трёх долларов США на человека. Этого явно не достаточно даже для полноценного питания. Так, по официальным данным, в 2011 году потребление свинины (одного из базовых для жителей Украины источников животного белка) составило всего 18,6 кг в год, тогда как в Украинской ССР в конце 80-х годов прошлого века этот показатель достигал 30 кг в год. Рекордный вал производства свинины (1576 тыс. т в убойной массе) был зарегистрирован в 1989 году, или по 30-31 кг на душу населения, что соответствовало научно-обоснованным медицинским нормам потребления этого продукта питания.
Инфраструктурный коллапс
Сфера ЖКХ в Украине является одной из основных угроз техногенной безопасности государства. Степень износа инженерной инфраструктуры в городах достигает 60-80%. Степень износа жилого фонда сопоставима с износом инфраструктуры. Приватизация государственных предприятий, которые обеспечивали горожан электроэнергией, газом, водой и услугами водоотвода при сохранении ситуации, когда все коммуникации остались на балансе государства, привела к тому, что вся прибыль, полученная за услуги ЖКХ, выводилась в офшоры или использовалась на нужды новых владельцев госсобственности. На модернизацию и обновление инфраструктуры средства не выделялись. Да и назвать прибылью их сложно, ведь никаких расходов новые владельцы не несли. На самом деле это не прибыль, а рента посредника, который вообще никаких услуг не предоставлял, а исключительно занимался сбором денег с потребителей.
На данный момент порядка 70% граждан Украины живет в городах. И в один чудесный момент они могут оказаться без воды, газа, электроэнергии. Коммунальная катастрофа в небольшом промышленном городке Алчевске на Луганщине, которую в течение месяца ликвидировали всеми наличными средствами Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, показала реальную степень готовности государства реагировать на серьезные повреждения инфраструктуры городов. Повреждение магистрального газопровода в Ужгороде в августе-сентябре 2011 года ликвидировали неделю. И неделю областной центр с населением в 120 тысяч человек жил без газа. Случись в областном центре повреждение одновременно в двух, а не в одной системах – и Украина будет не в состоянии ничем помочь своим гражданам. А если такое произойдет в нескольких городах, то цепная реакция может накрыть всю страну.
Экономический спад и финансовое пике
За годы независимости государственный и гарантированный государством долг Украины с абсолютного нуля увеличился до почти 40% ВВП. Каждый житель Украины, включая младенцев и стариков, должен по правительственным обязательствам порядка 10 тысяч гривен каждый. Отмечу, что из общей величины заемных средств на развитие украинской экономики не пошло ни копейки. За годы независимости не был построен ни один завод, ни одна фабрика, ни один квадратный метр жилой площади или общественных зданий. Для народа не было сделано вообще ничего. Все заемные средства шли на развитие частного бизнеса и выводились из страны в иностранные банки. По данным неправительственной организации Tax Justice Network, начиная с 1990 года, из украинской экономики в офшоры выведено 167 миллиардов долларов. По данным украинских экспертов, только за последние два года из Украины была выведена почти треть этой суммы - украинские банки перечислили в офшорные зоны и на Кипр 53 миллиарда 397 миллионов долларов.
Незначительный рост благосостояния граждан, наблюдавшийся в 2000-2008 годах, был связан с резким увеличением потребительского кредитования, обеспечивавшего сбыт в Украине импортных товаров народного потребления. Изменение в налоговой политике, позволившее нескольким миллионам частных предпринимателей самостоятельно выживать, также несколько нивелировало эффект массового закрытия промышленных предприятий и возникший рост безработицы. Но с наступлением активной фазы мирового кризиса, «потребительский рай» закончился. «Дутый» рост сменился вполне обоснованным падением.
Из высокоразвитой промышленной державы Украина превратилась в сырьевой придаток Европы. Основными статьями экспорта вместо станков, машин, высокоточных приборов стали железорудные окатыши, слябы, химические удобрения и зерно.
Украина выпала из первой десятки мировых производителей оружия и не способна вовремя поставить своим заказчикам требуемые виды вооружений. Полностью уничтожено самолетостроение. Если еще проектировать самолеты в стране есть кому, то производить их некому. Судостроение – также убито. В лучшем случае Украина может произвести баржу, но ни авианосец, ни крейсер уже самостоятельно сделать не может.
Заводы по производству сахара почти все порезаны на металлолом. Украина вынуждена закупать тростниковый сахар на Кубе. Страна больше не обеспечивает себя даже продовольствием. Яблоки – из Польши, перец – из Болгарии и Греции, картошка – из Египта, помидоры и огурцы из Голландии и Израиля.
Основной задачей на ближайшую пятилетку для Украины будет задача выживания. Ни о каком развитии и модернизации при сохранении нынешнего политического устройства и речи быть не может. Власти Украины настолько неадекватны, что из года в год, вне зависимости от «окраски» и декларируемой идеологии, делают все возможное для снижения уровня жизни граждан Украины, ухудшения медицинского обеспечения, снижения уровня грамотности (доступности образования), уничтожения экономики и инженерной инфраструктуры.
Из союзной республики с высокотехнологической экономикой, которая обеспечивала внутренние потребности в продуктах и товарах, Украина превратилась в сырьевой придаток стран Запада, который не может себя даже обеспечить продовольствием на 100%. И это – при украинских-то черноземах! Если так «хозяйствовать» и дальше, то еще 21 год «эффективных собственников» и «эффективных менеджеров» Украина просто не выдержит.
В нынешнем году современное украинское государство отмечает свое «совершеннолетие». Именно в 21 год наступает полная гражданская дееспособность в некоторых штатах США, Монако, Гондурасе… А мы что - хуже? Ведь уважаем евроатлантические ценности! Одним словом, отметили такое себе совершеннолетие, в которое вступила не только Украина как «незалежна держава», но и ее бюрократический аппарат, существенно подросший и окрепший за двадцать один год.
С каждым годом взросления Украина все менее эффективно управлялась «благодаря» росту госаппарата и на сегодняшний момент практически подошла к пределу, который характеризует полную неадекватность существующей системы управления тем внешним и внутренним вызовам, которые стоят перед страной.
Впрочем, иначе и быть не могло, поскольку с момента развала СССР кардинально изменились не только условия жизни граждан Украины, но и сама парадигма развития общественных отношений. При этом формы и институты предыдущей системы управления были не только сохранены, но и существенно «модернизированы» до состояния почти что полной нецелесообразности их существования.
Элиты, доставшиеся в наследство
Развал Советского Союза произошел внезапно как с точки зрения подготовки этого процесса и его юридического закрепления в виде Беловежских соглашений, так и с точки зрения осознания народом и элитами факта свершившихся изменений. Поскольку ни национально-освободительной гражданской войны, ни тем более внешней агрессии, вызвавшей появление Украины как самостоятельной единицы на международной политической карте не происходило, управление новым государством осталось в руках той части советской номенклатуры, которая действовала на территории Украинской ССР.
Естественно, бывшие партийные, комсомольские и хозяйственные работники не стали в один момент большими специалистами в самостоятельном управлении государством, поскольку их этому никто не учил и к этому не готовил. Все сколько-нибудь пригодные для стратегического планирования и руководства кадры находились в Москве. Небольшое количество националистов (в основном из числа бывших диссидентов) и лидеров криминальных группировок, разбавившее «старую новую элиту», также мало смыслило в управлении государством.
Такое специфическое соединение достаточно разнородных и совершенно некомпетентных элементов в системе управления государством породило украинского «франкенштейна», который может существовать только в ситуации постоянной внешней подпитки ресурсами, что очень хорошо подтверждается украинскими реалиями: до тех пор, пока была возможность утилизировать советское наследство, он жил на этих запасах. Когда основная часть ресурсов к 2008 году закончилась, пришлось использовать внешние кредиты.
Дублирование функций исполнительной власти
Рост количества чиновников в Украине за годы независимости сравним разве что с уменьшением размеров ее армии, которая с 700 тысяч по состоянию на 1991 год съёжилась до 139 тысяч в 2012 году. Так, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 26 августа 1992 года №505 «О граничной численности и фонде оплаты труда работников и ассигнование на содержание органов государственной исполнительной власти в 1992 году», предельная численность работников центральных органов государственной исполнительной власти составляла 9846 человек, а работников местных органов министерств и ведомств – 53976. Итого – 63822 чиновника. Сравним: в 2012 году – 293179 чиновников. Только в органах исполнительной власти увеличение за 20 лет — в 4,6 раза!
Такое резкое количественное увеличение бюрократии возникло не столько в результате появления у независимого государства новых функций, отсутствовавших у союзной республики, сколько естественным желанием включить в процесс дележа государственного пирога родственников, друзей и знакомых новой властной команды.
Кроме того, появление такого функционально бесполезного, но ресурсозатратного института как Президент Украины создало условия для формирования параллельно действующих структур исполнительной власти на всех уровнях административно-территориального деления страны. Не являясь главой исполнительной власти и одновременно будучи абсолютно безответственным и неподсудным, президент для обеспечения смысла собственного существования и страховки на случай насильственного лишения власти принялся создавать собственную структуру властной вертикали, во многом дублирующую функции соответствующих государственных институтов, входящих в структуру Кабинета министров.
Это привело не только к увеличению числа чиновников, но и к снижению эффективности работы всей системы власти в целом. Поскольку зачастую на двух начальников в центре приходился один подчиненный на месте, это создало возможность либо не выполнять прямые указания из центра, либо трактовать их в довольно широком диапазоне, либо исполнять одновременно несколько директив, часто противоречащих друг другу.
В качестве одной из мер борьбы с такой ситуацией на местах центральная власть постепенно переключала на себя все финансовые потоки. Если в начале 90-х больше половины собираемых налогов оставалось в регионах, то на данный момент порядка трех четвертей средств (а то и больше) перераспределяется через Киев путем бюджетных трансфертов. А с 2010 года распределение бюджетных денег практически полностью осуществляется в ручном режиме посредством Министерства финансов.
Такое нововведение никак не улучшило ситуацию с управляемостью, а привело лишь к росту коррупции, снижению инвестиционной привлекательности регионов и росту капитализации Киева как основного потребителя всех финансовых ресурсов страны, что уже сейчас способствует усилению центробежных сил в стране и росту настроений, ориентированных на необходимость федерализации. Хотя, видимо, основная проблема заключается отнюдь не в том, будет ли Украина унитарным или федеративным государством, а в том, каким способом перераспределяются денежные потоки.
Системный кризис власти непреодолим изнутри
Попытки сделать государственную систему более эффективной и управляемой каждый раз заканчивались общими декларациями. А все так называемые административные реформы сводились к переделу полномочий между различными группами влияния внутри властной элиты и ростом количества чиновников. Не имея никакой программы государственного развития, каждая смена украинской власти приводила лишь к перетасовке чиновников, смене вывесок в госучреждениях, частичного перераспределения их функций, росту чиновничьей массы и расходов на государственное управление.
Каждая следующая итерация в борьбе с раздувшимся бюрократическим аппаратом приводила к тому, что он только увеличивался. И ничего удивительного в этом нет. Ни один «реформатор» не представлял себе отчётливо суть государства, механизм его функционирования, каким оно должно быть (вопрос о качестве образования всех украинских президентов как-то даже не поднимался). С другой стороны, в связи с полным отсутствием в Украине политических партий, структуры которых могли бы взять на себя функции государственного управления, ни один президент не мог отказаться от услуг чиновников, а заставить их самостоятельно уменьшать собственное же количество нереально. Это все равно что приказать им самоликвидироваться.
Кризис системы государственного управления, который охватывает абсолютно все системы в Украине, невозможно преодолеть изнутри. Именно поэтому деградация всех институтов государственной власти со временем будет лишь ускоряться.
Чем сильнее будет ухудшаться экономическая ситуация в Украине, тем быстрее будет расти количество чиновников, поскольку бюджетные деньги будут все более ценным – а для многих и единственным – источником дохода.
Тормозить этот процесс будет лишь конкурентная борьба внутри элит за доступ к источникам обогащения. Только это будет мешать экспоненциальному росту числа бюрократов в Украине.
До тех пор, пока Украина будет продолжать попытки построить неолиберальное общество, администрируемое отжившими свой век институтами власти, страна будет гнить, а не развиваться с очень высоким риском окончательной потери субъектности и последующим распадом на отдельные территории. Неолиберальный «государственный франкенштейн» без ресурсной подпитки может существовать весьма ограниченное время. Производить что-либо самостоятельно он не может. Отсутствие ресурсов означает его смерть.
clck.ru/1_4ML