Как известно, представители украинских общественных организаций (Председатель Общественного Совета Украины В. Халецкий; Председатель Славянской партии Украины А. Лузан; Председатель Патриотической партии Украины Н. Габер) выступили с инициативой о создании Конфедеративного Межгосударственного Союза России, Украины, Белоруссии (газета "Славянские новости" (www.slavonsc.org.ua) №12(117) от 17.07.2012). При всей, на первый взгляд, преждевременности этого предложения, особенно учитывая европейскую политическую ориентацию политической элиты Украины, данная интенция не лишена практического смысла и имеет основание как долговременный социальный и политический проект.
Начнём с того, что Украина и Россия составляют единый кластер с точки зрения разделения труда. Как следствие, они являются друг для друга важными экономическими партнёрами. Об этом, в частности, президент Украины Виктор Янукович заявил 25 августа с.г. в Сочи во время встречи с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Для Украины Россия - один из главных торговых партнеров. Украине и России важно получить взаимные рынки сбыта разнообразных товаров. Важным для двустороннего сотрудничества является налаживание кооперации в сфере тяжелого машиностроения. "Я бы хотел, чтобы мы в разные вопросы внесли как можно больше ясности: что мы будем делать с самолетостроением, энергетическим машиностроением и судостроением", - отметил Янукович.
По-прежнему, решение газового вопроса остается актуальной темой украинско-российских отношений. И хотя достигнуто соглашение о выделение Китайским банком развития кредитной линии размером $3,656 млрд. для внедрения технологий замещения российского газа украинским газифицированным углем (Кабинет министров Украины определил НАК "Нафтогаз Украины" заемщиком по кредиту; создана новая компания акционерное общество "Синтез-Газ Украины" для реализации проектов по замещению газа углем; по оценкам украинского министерства энергетики и угольной промышленности перевод ТЭЦ на уголь позволит Украине сэкономить до 6 миллиардов кубометров газа в год), вряд ли это снимет необходимость стратегического взаимодействия поставщика газа (России) и его потребителя и транзитёра (Украины).
Верховная Рада 30 июля с.г. на внеочередной сессии ратифицировала договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) с СНГ. Виктор Янукович 9 августа подписал закон о ратификации договора о ЗСТ с СНГ. По словам премьер-министр Украины Николая Азарова, Украина заинтересована в скорейшем начале действия договора, поскольку хочет, чтобы украинские товары и услуги не имели никаких препятствий на рынке СНГ. В первую очередь, Украина начнет переговоры о свободном доступе к труботранспорту СНГ.
Украинская сторона также заинтересована объединить усилия, чтобы вместе с россиянами работать на рынках третьих стран, прежде всего СНГ. "Мы хотели бы, чтобы вы выступили одним из наших партнеров в Шанхайской организации сотрудничества. Мы хотели бы стать наблюдателями в этой организации", - сказал Виктор Янукович.
Так что, взаимная заинтересованность Украины и России в развитии экономических контактов налицо.
Заметим, что наряду с прагматическим подходом к вопросам экономического сотрудничества у украинского руководства продолжает наблюдаться привычная за последние годы западная риторика, но в ней появляются новые нотки. "Украина остается верной европейскому выбору, но интеграция в европейское пространство не должна происходить за счет вмешательства во внутренние дела страны", - заявил по случаю Дня Независимости в Киеве 24 августа с.г. президент Виктор Янукович. "Мы ищем свою дорогу к сообществу развитых государств, но интеграция любой ценой за счет утраты независимости, экономических или территориальных уступок, за счет разрешения вмешиваться во внутренние дела - такой путь мы никогда не воспринимали и не воспримем", - сказал он.
По его мнению, актуальным является формирование единого и неделимого пространства безопасности Большой Европы для поддержания мира. В тоже время, необходимо повышение эффективности системы национальной безопасности за счет собственных сил, средств и ресурсов, так как современный мир предъявляет новые требования и к эффективности правительств в отстаивании собственных национальных интересов.
Этот посыл украинского президента о наличии и примате национальных интересов весьма показателен. Государства во все времена, как относительно новые, так и обладающие длительным дипломатическим опытом, строят отношения с другими государствами не в ответ на проявление в обществе соответствующих настроений признательности или ненависти, а взвешивая свои интересы. Такое сотрудничество обычно связывает государства одного региона и классифицируется как региональное объединение. С точки зрения современной теории международных отношений, предпосылкой международного сотрудничества является расширение экономических и гуманитарных задач, с которыми по мере развития современных технологий все более сталкиваются национальные государства. Взаимодействие сторон начинается с конкретных экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем политические проекты. Обособленности приходит на смену "горизонтальная" модель взаимодействия, обеспечивающая координацию межгосударственного сотрудничества в конкретных сферах. Такое сотрудничество минимизирует конфликты между государствами и ведёт к постепенной межгосударственной интеграции. Когда интересы людей совпадают, они помогает сместить интересы конкретных экономических участников к интересам общества в целом. В этом смысле идеологией интеграции является прагматизм. Шаг за шагом, экономическое сотрудничество конкретных субъектов хозяйствования, в конце концов, приведут к системе межгосударственного экономического сотрудничества.
Однако прагматические интересы и ожидание экономической выгоды от интеграции эфемерны, если не подкрепляются социокультурными факторами. Внешняя политика государства определяется господствующей идеологией. Феномены идентичностей и культурных норм оказывают воздействие на внешнюю политику государств, в том числе в сфере сотрудничества и безопасности. Национальные интересы государств и других субъектов международных отношений могут быть переформулированы с изменением культурного контекста, который подлежит изучению и пониманию.
Интеграционной идей славянского союза России, Белоруссии и Украины является то, что украинцы, белорусы и русские являются, по сути, одним народом исторической "Святой Руси". В духовной основе создания Древнерусского государства находятся религиозные ценности Православия. Период 988-1449 гг., когда Русская церковь существует в качестве митрополии Константинопольского Вселенского патриархата, в церковной истории закономерно назван Киевским. Здесь вели свою деятельность такие великие просветители и устроители духовной жизни Руси как первый проповедник святой апостол Андрей Первозванный; просветители - равноапостольные Кирилл и Мефодий; крестители - святые равноапостольные Владимир и Ольга.
Отметим, что Русский мир не предполагает политику "Москва-центризма", хотя Российская Федерация сегодня, за исключением части федерального центра и национальных республик, неотъемлемая часть Русского мира. По своим онтологическим основам цивилизация Русский мир превосходит своим значением нынешние партикулярные интересы политических элит России, Белоруссии или Украины. Исторически Русский мир родился много веков назад на берегах Днепра, и Украина исторически является восточнославянским православным государством - органическим продолжателем Древнерусского киевского государства. Принадлежность к Русскому миру не означает нахождения в закрытой социально-экономической и политической системе. Напротив, интеграционные процессы, которые происходят, например, внутри создаваемого Единого экономического пространства и основаны на свободном передвижении капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, соответствуют общемировым глобальным тенденциям. Гармонизация региональных, межрегиональных и глобальных интеграционных процессов соответствует объективной мировой тенденции XXI в., когда региональные цивилизационные структуры, активно сотрудничая и взаимодействуя между собой, одновременно входят как составные части в единую систему мирового порядка.
В соответствии с цивилизационной доктриной, Русский мир имеет свою историческую территорию евразийское пространство, на которой развивалась политическая история, формировался антропологический и этнографический тип русского человека, особенности его психического характера, которая обеспечивает экономическую основу бытия и воспроизведения Русского мира в физическом и духовном смысле. Русский мир обладает своими культурными кодами, которыми обозначается система культурных символов, в таких сферах как: религия, традиции, язык, обычаи, национальные особенности психического склада, представления о добре и зле, отношение к собственной истории и т.д. Русский мир как Русская цивилизация означает признание исторической непрерывности русской государственности, начиная со времени Киевской Руси - Московского царства - Российской империи - Советского Союза - и заканчивая нынешней Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и интеграционными процессами постсоветского пространства.
Основными помехами региональному объединению является чувство национализма и монопольные интересы. В России, в Белоруссии и на Украине, а также за рубежом, есть влиятельные силы, которые вследствие экономических, идеологических, политических и исторических причин являются противниками славянской интеграции. Что им можно возразить?
Основные положения теории политического реализма связаны с пониманием международных отношений как противоборства государств на основе национальных интересов. Но для понимания международных отношений не пригодна модель конфликта, когда выигрыш одного участника непременно означает проигрыш для другого. Международным делам присуще не только противоборство, но и взаимозависимость. Даже в ситуации реального конфликта взаимодействующие стороны имеют общий интерес в достижении взаимно выгодных результатов, так что на основе рационального поведения участников возможен компромисс между сторонами.
Министр чрезвычайных ситуаций Украины Виктор Балога, ушедший в отпуск для участия в парламентских выборах, публикует на своей странице в социальной сети Facebok размышления, касательно российско-украинских отношений. Он пишет, что по украинской Газотранспортной сети (ГТС) Путин провел шикарную спецоперацию. Вследствие подписанного, по поручению Тимошенко, кабального (по мнению министра-блогера), для Украины газового соглашения, РФ: 1) получила у Украины деньги на реализацию "Северного потока"; 2) "люфт" времени на развитие обходных газопроводов; 3) не платит Украине реальные деньги за транзит газа, которые она платит другим странам Европы. При этом Россия не платит штрафов за уменьшение транзита газа через территорию Украины после того, как новые объемы стали прокачиваться по "Северному потоку". В перспективе Россия будет еще больше снижать транзит газа через Украину, перекладывая на Киев содержание всей инфраструктуры газотранспортной системы, даже, если там будет прокачиваться всего одна тысяча кубометров газа. Это доведет ГТС до банкротства, и её можно будет купить ее просто за бесценок. "І нам усім, вже сьогодні потрібно почати досить уважно думати, а не слухати політиканів, які кажуть що ціна газу для нас прийнятна, подивитися в книжки для оплати за комунальні витрати, а головне подумати, а як зробити так, щоб вирвати Україну з цієї фінансової прірви, і щоб ці збитки компенсувалися не за наш із Вами рахунок", - призывает Балога.
Согласимся с ним: думать иногда действительно бывает не вредно. И то правда, какой смысл было строить России дорогостоящий "Северный поток" для прокачки газа в Европу, если можно прокачивать российский газ через ГТС на Украине? А ведь тогда и Украине не стоило бы беспокоиться по поводу снижения объёмов транзитного газа и, соответственно, падения соответствующих доходов. Надо было просто найти компромиссное решение по использованию и эксплуатации ГТС. А строительство трёх украинских заводов по газификации угля на китайские деньги? Китайский кредит надо будет ещё отдавать, и это в итоге отрицательно скажется на себестоимости выпускаемой на Украине металлургической продукции.
Кстати, основой Европейского экономического сообщества, а впоследствии ЕС, послужило Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), которое возникло в 1951 г. и объединило каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Если уж говорить "о европейском выборе", - России это также касается, то речь должна идти в первую очередь не столько об организационном вступлении в западные альянсы, сколько об умении рационально "по-европейски" мыслить национальными интересами. Дружбу и вражду между государствами надо отличать от эмоциональных установок. Это подтверждают отношения Германии и Франции, которые были врагами во время Второй мировой войны, и стали основными создателями Европейского Союза. А что делить между собой связанным общей историей, культурой, экономикой и в прямом смысле родственными узами народам Украины, России и Белоруссии?
Есть мнение среди некоторых украинских политиков и экспертов, что вступление Украины в Евразийский Союз, её присоединение к Таможенному Союзу, в конечном счёте, означают отказ от права принимать собственные политические и экономические решения. Но такой подход в принципе делает невозможной любую форму интеграции и кооперации. Создание интеграционных объединений в любой области и любой сфере предполагает наличие совместных управленческих структур и учёт интересов всех участников союза. Сотрудничество это ситуация, когда одни участники взаимодействия регулируют своё поведение в соответствии с интересами и ожиданиями других участников через процесс взаимной координации политик. Каждый в результате ожидает улучшения своего собственного положения.
И ещё в отношении угрозы национальному суверенитету Украины со стороны совместных с Россией интеграционных проектов. Согласно результатам исследования, проведенного на Украине социологической службой Центра Разумкова и фондом "Демократические инициативы" в августе 2012 г., 45,2% опрошенных не считают Украину действительно независимым государством. Еще 39,6% считают свое государство действительно независимым, затруднились с ответом 15,1%.
На вопрос, выиграли или больше утратили украинцы и их семьи от провозглашения Украиной независимости, 31,1% считают, что выиграли, 36,6% думают, что больше проиграли. Затруднились с ответом 32,2% респондентов.
Деятельность президента Украины Виктора Януковича поддерживает лишь 13% граждан, хотя в мае 2010 г. поддерживало 40% украинцев. Число не поддерживающих его действия граждан - 47%.
Деятельность Верховной рады Украины полностью поддерживают 4% украинцев, а действия правительства - 7%. Не поддерживают 54% и 58% соответственно.
72% граждан Украины не чувствуют себя хозяевами своего государства. Чувствуют себя хозяевами своей страны лишь 17% респондентов. Большинство (59%) граждан страны не видят сегодня в ней своей социальной перспективы. Видит перспективу лишь каждый третий.Так разве от России исходит угроза национальным интересам Украины спустя 21 год её существования в качестве независимого государства?
Добровольное внутреннее осознанное объединение в форме конфедерации России, Белоруссии и Украины является основой для тесного экономического сотрудничества и активной совместной деятельности при сохранении политических свобод. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для дальнейшего социального развития братских народов, на основании общих целей государств-союзников и взаимных выгод от партнёрских отношений.
Виталий Журавлёв, ИА REGNUM