Русское Движение

Конец русского молчания

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

После встречи президента Украины Виктора Януковича  с  национал-демократической  украинской интеллигенцией,   русскоязычная интеллигенция тоже попросила Януковича об аналогичной  встрече. В письме, которое было в связи с этим направлено Президенту, читается явная обида и недоумение в связи с тем, что обговорить проблемы исполнения недавно принятого Закона о языках были приглашены исключительно представители националистически настроенных деятелей культуры

Конец русского молчания

Между тем, выступление  представителей русскоязычной интеллигенции Украины, известных  интеллектуалов, с предложением, или, если хотите,  даже требованием встретиться с Президентом Януковичем – событие в высшей степени знаменательное. Это одна из немногих энергичных попыток остановить эволюцию Украины в сторону апартеида, в лучшем случае  - сегрегации, этих позорных пережитков рабства в бывших колониях, где оставались верховодить белые европейцы. Впрочем, ничем не лучше и расистский режим Роберта Мугабе в Зимбабве. Русскокультурные громко сказали – мы есть! Причем – сказали вежливо. Пока – весьма тактично.

Но что из этого следует и что может получиться?

Марионетки с оборвавшимися нитками

Украина – это бывшая УССР. Не больше, но и не меньше. К сожалению – судя по последствиям за двадцать лет – флаг перемен 80-х из аристократических рук прекраснодушных гуманистов был вырван крепкой хваткой  тех цепких выходцев с периферии, кто научился, под влиянием первичной партийной организации, ладно кропать вирши вроде «Дихаю Леніним». Прототип такого деятеля выведен Ильфом и Петровым в образе Никифора Ляписа-Трубецкого, приспосабливавшего своего Гаврилу под любой редакционный заказ!

В украинской литературе  активистов «Просвиты», родных братьев Ляписа-Трубецкого,  песочил блестящий интеллектуал Николай Фитилев (Микола Хвильовий)! Крыл, на чем свет стоит – к примеру:  «гопаківсько-шароварська просвіта, що, намацавши несподівані для себе можливості (прискорену українізацію), робиться червоною і йде «селозувати» (певніш профанувати) міську пролетарську культуру»[Хвильовий М. Україна чи Малоросія? // Хвильовий М. Твори у 2 т.17, с. 394]

Кстати, любители покопаться в Интернете могут легко сопоставить разные факты из карьеры громогласных трубадуров, сначала воспевавших «руку миллионопалую», а затем, и с тем же энтузиазмом,  «нации, соборности и возрождения». Сопоставить и кое-что резонно предположить, а именно - за натянувшими вышиванки трибунными горлопанами, чьи произведения шли в нагрузку к приличным книгам (ведь в УССР было отлично налажено книгопечатание), стояла мрачная тень КГБ УССР.

Небезосновательно опасаясь подлинных разоблачений и вежливого, но твердого отстранения от общественно-политической жизни, как это произошло в ряде стран Центрально-Восточной Европы, неприметные люди в тиши одинаковых кабинетов швырнули в бой прикормленных банкетных краснобаев. Сделано это было, чтобы запутать вопрос необходимости смены элиты, приведшей к краху страны Советов, довести проблему суверенного государственного строительства до абсурда и увести общественное внимание в другую сторону.

Порок нашей государственности – Администрация Президента находится на одной улице, в двух шагах от Союза писателей…

Вскоре, с учетом растерянности кураторов, также выброшенных в мутные воды рынка, где они столкнулись с конкурирующим криминалитетом, «пысьмэнныки» уверовали в свою звезду и начали кромсать Украину, втискивая ее, кровоточащую, в прокрустово ложе своих убогих представлений о государстве.

Только победа Леонида Кучмы в 1999 году – первая победа оппозиционера на постсоветских выборах – уберегла страну от форсированного сползания в маразм шароварщины и неизбежной в таком случае гражданской войны. Не верите? Резню в Грузии устроил писатель Гамсахурдиа, в Сербской Краине – историк Туджман (директор Загребского Института истории рабочего движения). В Зимбабве – получивший вполне себе лондонское образование учитель Мугабе. В Камбодже – подвизавшийся в Латинском квартале Парижа интеллигент (на средства камбоджийского правительства изучал в Сорбонне престижную радиоэлектронику) Пол Пот – настоящее имя которого  Салот Сар, а Пол Пот является экстравагантным сокращением от французского «politique potentielle», «политика возможного».

У нас таким диктатором вполне мог стать…нет, как раз не журналист Черновол, отличавшийся чувством политического баланса, а его идеологический сосед по диссидентству и акции в кинотеатре «Украина» Иван Дзюба.

В 1992-94 годах, запомнившихся нам приливом  шароварной украинизации, именно литературовед Дзюба был министром культуры, затем он ушел со сцены, а в последнее время занят безуспешной борьбой с Дмитрием Табачником на публицистическом поприще. Если почитать произведения Дзюбы, можно сделать вывод, что получи тот в руки не только министерство культуры в свое время (хотя и это прискорбно), то Франьо Туджман показался бы нам херувимом. 

К несчастью, Кучма прогнал распоясавшихся пачкунов только из сферы хозяйственной, откупившись от этих деятелей областями образования и культуры, которые они и принялись с наслаждением уродовать… Только под конец своего правления Кучма почувствовал, что упустил что-то важное: доказано, что в долгосрочной перспективе побеждает тот, кто ставит как раз на культуру и образование (кстати, эту несложную истину постиг Джордж Сорос – в большинстве стран Восточной Европы его воспитанники – уже весьма влиятельные люди, и именно на него сделал аллюзию в романе «Азазель» Борис Акунин).

А за пределами теплой компании этих бледных копий Михаила Поплавского образованный и творческий слой постепенно рассыпался – эмигрировал, менял род занятий, соглашался на вторые роли. И ползучая украинизация могла бы и победить, если бы не… Ющенко.

На Говерле глупости

По уровню самодурства Виктор Андреевич недалеко ушел от покойного Муаммара Каддафи, разъезжавшего по миру со своей палаткой и дарившего «Зеленую книгу» – произведение само по себе небезынтересное, но состоявшее из причудливых  мозгоизвержений самого экс-правителя Ливии. Наш экс-президент до написания книг не опускался – за него это делала Оксана Забужко. Тысяча лет глупости, ой – то есть 832 страниц «Музея покинутих секретів» были изданы при помощи фонда «Украина-3000» Катерины Ющенко (не удивительно, что с «Больницей будущего» что-то не срослось). Цивилизационный же уровень самого Виктора Андреевича был продемонстрирован по всему спектру: от «Я вам не чабан» до «ну що ви, як молдаван». При этом вся страна покрылась выемками – отовсюду свозились трипольские черепки, ковали «у.е.», пока горячо, мастера народных промыслов и американские антиквары, свежел фасадами Батурин (а туристов как не было, так и нет). Пылали черные свечи Голодомора, татары Выговского вновь рубили стрельцов Трубецкого, по предгорьям маршировала добровольческая дивизия СС Галичина…

Еще немного, и переодетая орками и гоблинами, вооруженная гуцульскими сокирками, украинская армия потащилась бы на Москву, где и полегла бы вся ради комплекса неполноценности и фантазий повелителя специальной, красно-черной породы пчел. Но этого, к счастью, не захотело 94,55% украинских избирателей.

Виктор Ющенко кубарем полетел вниз с Говерлы государственности (между прочим, это благоприятно отразилось на карьере команды с названием «Говерла» - бывшее «Закарпатье» в этом году вернулось в высшую лигу!) и теперь  философствует в очень кругу верных почитателей.

В эти мрачные времена русским и русскокультурным пришлось учиться самоорганизации, гражданскому действию и идеологически просвещаться. С Виктором Януковичем мы связывали такие же надежды, как держатели «Подпольной железной дороги» в США – с Абрахамом Линкольном.

И после долгих колебаний (кстати, Линкольн тоже пошел на решительные шаги только в виду реальной перспективы поражения от армий плантаторов, которые так же «слишком любили своих черных», как украинские националисты русский язык и культуру) дело сделано. Пусть и не до конца. Пусть довольно неуклюже. Что теперь?

Долгая дорога к сосуществованию

Закон "Об основах государственной языковой политики" имеет то же значение, что для американских северян – первая победа над южанами в долине реки Шайло. Не следует думать, что возомнившие себя поводырями нации «пысьмэнныки» и их свиты, а также пережившие облучение пропагандой национального превосходства студенты, бунтовавшие на брусчатке,   так просто сдадутся.

Впереди еще много битв. Будет реализована какая-то более мягкая форма «реконструкции Юга». Должно произойти отторжение от тела самой власти «засланных казачков и казачек» (у Линкольна, кстати, таким оказался целый вице-президент Эндрю Джонсон, тайно поддерживавший южан).

При этом в землях, наиболее пораженных вирусом шовинизма,  есть немало здравомыслящих людей: те же Остап Дроздов, Владимир Павлив, Тарас Черновол. И в диаспоре присутствуют те же профессор Шпорлюк, и профессор Магочи (в отличие от проффесора Кузьо). Разумеется, учитывая возросшее, благодаря попустительству политических авантюристов, влияние идеологов из Свободы, тот же космополитичный медиа-магнат – мэр Львова Садовой – вынужден пока корчить из себя поборника замшелых ценностей, но магнит «Арены Львив» гораздо сильнее вони «черных смолоскипов», подозрительно напоминающих по своей эстетике белые колпаки с круглыми прорезями для глаз. Так что львовский градоначальник не потерянный для общества кадр.

Что касается интеллигенции, то она, увы, бывает, как оказалось, и пролетарской, и племенной, и трусливой, и лицемерной. А вот интеллектуалы во всех странах представляют собой не самоназначенных жрецов, а – кроме успешной профессиональной самореализации – носителей универсальных человеческих ценностей, отраженных, волею победителей над гитлеризмом, в основополагающем документе ООН.

 Максим Михайленко,  Полемикa