Есть в Украине одно по-настоящему особенное явление. Ну, как особенное? Реально даже уникальное. Это ее мытци. Слово «мытець» невозможно адекватно перевести на языки народов мира, русский же вообще умолкает в посрамлении. Ибо мытець - это нечто, абсолютно неизмеримое общим аршином. Русскоязычная калька «человек искусства» - бледная, плоская, постная, ни на йоту не отражает смачной сути явления. А вот скажешь «мытець» - и открывается целый мир феерических откровений.
Так уж повелось в нашей стране, что все по-настоящему большие дела непременно происходят с участием наших мытцив. Особенно, конечно, дела политические, борьбические, протестные. Украинские мытци, а все они имеют совершенно неповторимые, но общие родовые черты, о которых ниже, непременно находятся на переднем краю любой бузы, и чем она комичнее, алармичнее и громче, тем ярче проявляют себя мытци. Ну, вот, скажем, открытые письма власти.
В свое время мытци местные и заграничные, обустраивающие Родину факультативно и виртуально, подписали несколько десятков таких истерических маляв Виктору Ющенко с вымогами что-то усилить, углубить и расширить, особенно финансирование всемирных украинцев, конечно. Надо сказать, что письма бывшему Президенту были, в основном, благолепные и одобряющие, пока Гарант не взялся бороться с Юлиею Тимошенко. За нее мытци стали рвать пасть даже самому Президенту и себе самим, и не подумайте чего плохого. Скажем, целый колхоз поющих пелоток «З Украиною в серци» рвал пасти на десятках концертов по всей стране. Тогда наши мытци показали свою главную, пожалуй, родовую черту – готовность прогнуться под щедрую руку дающего. Прогнуться буквально до перелома позвоночника и своих вчерашних принципиальных уподобань.
Сегодня деятельность мытцив интенсифицировалась необычайно. А как же? К власти пришли те, кого так сладко было называть пятой колонной, украинфобами, бандвом, малороссами и прочими комплиментарными определениями. И тут уже мытци развернулись в полный рост. Особенно возбудились представители сенильной группы товарищей. Присыпанные было нафталином, аксакалы удачно покинули свои уютные схроны и со старческой нервозностью возвысили свои голоса за незалежность Украины как они ее понимают. Они заорали так громко, что захотелось приглядеться. И – ба! Знакомые все лица. Господа мытци Иван Драч, Дмитрий Павлычко, покойный уже Юрий Ильенко, не говоря уже о мытце мытцив Владимире Яворивском. Все эти бывшие товарищи, боюсь даже сказать – коммунисты, сегодня переписали свои биографии в соответствии с требованиями актуального дискурса. И теперь все они, освеженные молодильными яблочками, предстали перед нами загнобленными советским режимом терпельцами, атлантами, на чьих плечах сегодня покоится независимость Украины. В википедических статьях мы с изумлением узнаем, как страшно репрессировали каждого из них в годы советского деспотизма, и, однако, по странной прихоти демонических чекистов, каждый из них неожиданно взлетал на самые высокие посты в советской писательской номенклатуре. А кое-кто даже и во властной.
Вот, скажем, Дмытро Павлычко. Сегодня – несгибаемый моральный авторитет, глава Комитета спасения Украины от межгалактической агрессии, мудрый старец. Читаем оттюнингованную биографию. И - опа! «В 1945-1946 находился в заключении по сфабрикованному сталинскими органами безопасности обвинению в принадлежности к УПА. В 1953 закончил филологический факультет Львовского университета». Т.е., при Сталине попал за принадлежность к УПА (или сфабриковали? Здесь недоработочка, нужно определиться, что все-таки слаще на данный момент) и отсидел целый год. И практически моментально, при Сталине же, поступил в университет на филологический факультет. Не в ПТУ, не в техникум, ни даже в институт тяжелого машиностроения, а в университет, да еще и на самый что ни на есть гуманитарный факультет, что в советское время приравнивалось к идеологически-пропагандистскому фронту. И отбор туда был – будьте нате, с изучением родословной до третьего колена. Саднит неувязочка, да? Что-то вроде появления привычки к хорошему кофе в концлагере...
В 80-е годы прошлого века Павлычко, несмотря на биографию бандеровца-подпольщика, занимал посты секретаря Союза писателей СССР и Союза писателей Украины, был главным редактором модного украинского журнала «Всесвит». Опубликовал туеву хучу всяких творив, многократно воспел Москву, русских братьев и коммунизм и ритуально отпинал националистов. Например:
І хай не лізуть братовбивці з шкіри -
Ніхто ще не зробив з трезуба ліри,
Не вийде з ката й холуя поет!
Или:
Як добре, що на світі є Москва, Моя земля, столиця і надія!
Или:
І на Схід дивились галичани.
На Москву дивись в надії, Львів...
И при этом - «не раз подвергался репрессиям со стороны советской цензуры». За что, Герасим? Сказать бугога - ничего не сказать. Вот подвергнуть бы репрессиям за конъюнктурность, косноязычие и полное отсутствие поэтического дара. Но нет - свежий миф гласит о том, что гнобили именно будущего пламенного националиста, предвидя, видимо, его будущие феерические прозрения. Сегодня вот как пишет мытець:
Я - националист, мои ребята,
Лишь потому, что европеец я.
Собор мне нужен, хлопцы, а не хата,
Где, очумев от ссор, живет семья!
Пуэт, мастер гражданской лирики, публицист. Обе руки левые. Герой Украины. Наш пострел везде поспел.
Путь Дмытра Павлычка практически в ноль повторяет другой лирик и общественный деятель Иван Драч. Тоже практически диссидент, загнобленный властями националист и патриот. Однако так удачно конспирировался, что заработал Госпремию и кучу других ништяков в виде квартир, машин, санаториев, госнаград, не говоря уже о пудовых томах произведений, чьи слипшиеся страницы так никто и не перелистал. Потом резко прозрел и пополнил собой ряды борцов за незалежную Украину.
Вот как они умеют, мытци-то. И тогда вписаться в мейн-стрим, пусть даже и путем некоторых некрасивых писем в органы, покаянных исповедей и прочего. И сегодня на переднем краю, когда другие, менее способные, уже канули в мутные воды реки Леты.
Примерно из той же обоймы покойный режиссер Юрий Ильенко и его здравствующий отпрыск. Слушая их злобные, желчные, полные ненависти к инородцам речи, невозможно поверить, что это тот самый Ильенко - автор чудесных поэтических фильмов. В тоталитарную эпоху загнобленный советской властью мытець творил светлое и доброе, а в райских кущах незалежной демократии, исторгал лишь злобу.
О Яворивском не будем, о нем все сказано.
И вот эти моральные авторитеты сегодня возглавляют борьбу с режимом. Почему именно их выбирают на роль лидеров нынешние оппозиционеры – Бог весть.
Однако смена есть. Среднее поколение так и норовит вырвать знамя из слабеющих рук. Все эти пейсатели, которых никто не читал, поэты, которых никто не слушал, все они кормятся с одной и той же идеи – борьбы с украинофобией, существующей, как правило, только в их воспаленных мозгах, но такой кормящей, такой безотказной.
Кроме готовности многократно менять собственные убеждения и способности позвоночником чуять малейшие изменения конъюнктуры, мытци, по странности дружно, объединены жуткой склонностью к ксенофобии. Это отдельная тема. Только один пример - небезызвестный Сашко Лирнык, бывший ленинский стипендиат, писатель, националист, по сравнению с которым Степан Бандера – клятый москаль, пишет сказки для детей. Например, с таким названием «Про жида Лейбу, Пудика і нечищений оселедець». Чтобы дети, значит, на примере хитрых и умных украинцев, неизменно побеждающих трусливых и алчных жидов, воспитывались истинными патриотами своей Родины. Жирнолохмый, неопрятный сказочник знает, что делает, ибо емкость рынка для его специфической продукции сегодня практически необъятна. Отдельной сферой деятельности г-на Лирныка (Власюка) является возделывание форумной нивы Уанета, на которой мытець, не выбирая слов, гвоздит москалей и прочих неукраинцев. При этом регулярно наведывается в Москву, чтобы снять и там урожай наград, премий и гонораров. И это – одна из наиглавнейших родовых черт наших мытцив. Ненавидеть все русское и российское и неукоснительно совершать вылазки в стан врага с гастрольными чесами. Да что там Россия, Израилем не брезгуют!
Подрастает, конечно, и новое поколение совсем юных мытцив. Эти, пожалуй, могут и отцов переплюнуть. Вот только одна зарисовочка – на Львовской неделе моды, куда в качестве почетного гостя был приглашен российский кутюрье Слава Зайцев, одна юная мысткиня-модельер устроила хепенинг. На сцену было поставлено ведро в цветах российского триколора, и модельки доставали из него бумажные кораблики и выбрасывали вон. Так мыткиня протестовала против ЧФ в Крыму. Что там она пошила – какое это имеет значение? Хоть бы и рукава к спине приторочила. Главное – плюнула в борщ приглашенному гостю.
Мы можем быть спокойны – дело украинских мытцив в надежных руках.
Фима Собак,
alternatio.org