«Когда последнее дерево будет выкорчевано, когда последняя река будет отравлена, когда последняя рыба будет поймана, вы поймете, что деньги невозможно есть»
Из послания индейских вождей американскому обществу
«Печка Европы»
Расположение мировой погодной кухни приходится на северную Атлантику. Трубы и батареи этой «кухни» – теплое течение Гольфстрим, а котельная – Мексиканский залив. Здесь тропическое солнце 365 дней в году накачивает воду невероятным количеством тепловой энергии. Ходя Кольцевым течением в колоссальной «тарелке» залива, вода нагревается и изливается в океан Гольфстримом.
Эта теплая мегарека мощностью 50 млн.м3/сек (в 20 раз больше общего расхода всех рек мира) течет на север вдоль побережья Северной Америки. Подарив субтропический и умеренный климат восточным штатам США, Гольфстрим уходит от берегов в открытый океан, где встречается с холодным Лабрадорским течением и поворачивает в сторону Европы. Воды океана при этом как бы описывают восьмерку: идущее с севера холодное Лабрадорское течение проходит под теплым Гольфстримом, не препятствуя ему нести тепло в Европу, выныривает у берегов Испании в форме холодного Канарского течения, пересекает Атлантику, входит в Мексиканский залив, нагревается, становится Гольфстримом и опять идет на север.
Климатический рай
По пути Гольфстрим охлаждается, однако приносит в Европу все еще достаточно тепла, создавая в ней необычно мягкий климат. Тепловая мощность этой «реки» эквивалентна мощности 1000000 (одного миллиона!) АЭС, столетиями обогревающих США и ЕС. Да, комфортным климатом эти страны обязаны Гольфстриму, повышающему их среднегодовую температуру на 10-15 градусов. Перечислю и некоторые более важные климатические подарки Гольфстрима.
Первое: он создает райские условия для сельского хозяйства. Средняя урожайность зерновых в черноземной Ростовской области – 28 центнеров с гектара, а в нечерноземной Западной Европе – 65-80 центнеров с гектара. Там (как и в Штатах) нет засух и заморозков, убивающих посевы. Избыток полученного в райских условиях урожая экспортируют: США – 100 миллионов тонн, Западная Европа – 50 миллионов тонн ежегодно. Там урожайность сельхозкультур зависит от климата на 5 процентов, а в России – на 50 процентов!
Второе: они экономят огромные денежные средства на инфраструктуре и ее эксплуатации. Помните, как голливудский Рэмбо кулаком пробивает стену дома? Там стены такие. Попробовал бы он это на наших, в четыре кирпича! А нам они нужны, чтобы не замерзнуть.
Третье: экономится астрономическое количество топливных ресурсов, электроэнергии, стройматериалов, утеплителей; не нужны мощные ТЭЦ, теплотрассы.
Четвертое: прекрасные дороги Запада сохраняются в десятки раз лучше из-за отсутствия
убийственных «промерзания-оттаивания» почвы. А иномарка как на русских дорогах, так и в нашем климате живет намного меньше, чем в родном закордонье.
Пятое: людям в тамошнем климате не нужна ни теплая одежда, ни калорийная пища в условиях холодов. Кстати, их мягкий климат и морщинок на лице делает меньше. Хорошо, правда? Живи не хочу. Однако…
Лабрадорский переключатель
Однако так будет не всегда. Работа планетарной печки «Гольфстрим» периодически нарушается. Да, именно планетарной, ибо течение является ключевым элементом регулирования погоды на всей планете, оказывая влияние не только на температуру океана, но также и на атмосферу – силу, направление, температуру воздушных потоков, количество осадков и так далее. Определяюще важна при этом соленость океанской воды, которая меняется из-за таяния льдов и увеличения потока пресной воды рек. Российские ученые давно указывают на замедление Гольфстрима вследствие опреснения вод Лабрадорского течения. Сейчас их плотность лишь на 0,1 % выше, чем плотность вод Гольфстрима. Не пресловутый «парниковый эффект», не выхлоп вашего автомобиля и дезодоранта, а именно плотность Лабрадорского течения влияет на сегодняшнее потепление. Всего 0,1 процент – и климатический рай по обе стороны Атлантики, пальмы в Лондоне, незамерзающие фиорды Норвегии… Но как только Лабрадорское течение сравнится по плотности с Гольфстримом, оно выйдет на поверхность океана и тем самым перекроет движение теплых вод на север. Мы живем как раз в такой период: скорость течения Гольфстрима уменьшилась в два раза за несколько лет! Грядущие холода – это то, что наступает по естественным причинам.
Правда, «мировому общественному мнению» скармливаются совсем другие сценарии – «глобальное потепление», «парниковый эффект» и так далее. А сами «информированные круги» давно уже знают: мы живем в начале периода естественного похолодания. Да, того потепления, о котором по чьей-то режиссуре, как заведенные, кричат мировые СМИ, вот уже в течение пяти-шести лет НЕТ. Температура мирового океана остается постоянной и скоро начнет снижаться. Но потом через определенное время опять потеплеет! Так называемые «малые» ледниковые периоды случались и прежде. В 1300 году Гольфстрим тоже замедлился – и полтора века в Европе и на востоке Северной Америки лютовал холод. История повторилась в XIV, XV, XVI, XVII и XIX веках. Какие картины писали в 1605-1630 годах выдающиеся голландские художники? Одни названия чего стоят: «Ледяной край», «Ледяной город», «Катание на льду» и многое другое – сплошной снег да лед! Именно то, о чем последние поколения голландцев знают понаслышке. И когда сработает Лабрадорский переключатель, проживание в Европе, Канаде и Америке станет невыносимо, температура воздуха станет сибирской.
Собственно, Сибирь на Европу уже начала свое наступление. Сильнейшие за последний век холода в декабре 2010 года опустились на Англию, парализовав весь транспорт. Стали регулярно попадать под удар холодов США. Комфортабельная жизнь заканчивается, надо готовить сани. И, возможно, кое-кто решил предотвратить остывание Гольфстрима.
Экологическая бомба
20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе на буровой платформе Deepwater Horizon, являющейся собственностью компании British Petroleum (BP) произошла авария, платформа взорвалась и затонула. Из поврежденной скважины на глубине порядка полутора километров стала бить нефть – горячая (+400°C), тяжелая, темная, с высоким содержанием битумов и метана. Выходя из устья извергающейся скважины, под высоким давлением большой глубины (150 атмосфер), она перемешалась с водой, образовывая эмульсию. Малая ее часть (легкие фракции) всплывала на поверхность, была видна и играла свою роль – показывалась в СМИ, вызывала возмущение и так далее. Борясь с нею, BP поливала воды залива дисперсантом Corexit. Corexit: мощный растворитель; формула и характеристики строго засекречены; считается, что он в несколько роз токсичнее для всего живого, чем сама нефть. При этой обработке содержащаяся в эмульсии нефть вовсе не исчезает, а притапливается на дно, где ее потом долго «доедают» бактерии. Так удалось скрыть большую часть всплывшей нефти, серьезно уменьшив размеры нефтяного пятна и, соответственно, сумму штрафа. А большая часть нефти даже не всплыла. На глубине были обнаружены скопления эмульсии огромного размера (например, 16 километров длиной, 5 километров шириной и 100 метров толщиной), которые Гольфстрим медленно уносил в Атлантику. Где-то по пути они всплывали уже не видимой, а тончайшей пленкой. Всего из аварийной скважины вытекло 6 250 000 баррелей нефти, она продолжает сочиться; Гольфстрим уже растащил ее по большей части Атлантики. Один кубометр нефти (5 баррелей) покрывает один квадратный километр океана. Пленка толщиной всего в 50 микрон (толщина человеческого волоса) ведет к снижению испарения на 60 процентов, тормозя остывание воды. Помимо нефти, ВР добавила в воды залива 9 миллионов литров корексита, 10 миллионов литров других химикатов. Вода стала чуть-чуть темнее и потому быстрее нагревается от солнца. Но, насыщенная нефтяной эмульсией, она изменила свою вязкость, что нарушает теплообмен между теплым и холодным слоями – они хуже перемешиваются. Если просто смешать подсолнечное масло и уксус и оставить их в покое, то они снова разделятся – из-за различия в плотности. А взбитые в миксере, они образуют жидкость с совершенно иной плотностью, течь она будет значительно медленнее.
Что имеем в результате?
1. Идет естественный процесс: опреснение Лабрадорского течения, постепенное вытеснение им более легкого Гольфстрима, исчезновение благоприятного климата по обе стороны Атлантики.
2. Происходит катастрофа именно на глубоководной скважине (заглушить которую очень и очень трудно, если вообще возможно), из которой вытекает именно тяжелая нефть (она не всплывает тут же, а разносится по всему океану).
3. Изменяется теплообмен водных масс, тепло не доносится до отдаленных регионов, и в одном месте будет его избыток, а в других – недостаток.
Внутренние течения закупорились в районе Мексиканского залива; насос теплых вод Гольфстрима дал сбой в самом начале – в Кольцевом течении. Там возникла неестественная система с радикально иными параметрами морской воды (вязкость, температура, соленость), что привело к остановке продолжавшегося миллионы лет бега Кольцевого течения. Катастрофа на «Deepwater Horizon» дала толчок к БЫСТРОМУ изменению глобального климата.
Наступление «белой земли»
Первой может пострадать Западная Европа, где ощутимо похолодает, затем изменения климата затронут всю планету. Причем этот процесс будет очень быстрым – 3-20 лет.
Гольфстрим не успеет компенсировать арктические холода; при полной его остановке в Скандинавии образуется крупный ледник, а в Европе наступит ледниковый период. С остановкой Гольфстрима и приходом очередного «малого» ледникового периода, совпадающим с «минимумом Маундера» (снижение солнечной активности), США и Западная Европа не вымрут. Но уровень жизни там серьезно упадет, а экономика может приблизиться к краху. А вот для не избалованной климатом России последствия будут вполне переносимыми.