Иностранные компании, открывшие свои производства в Китае, столкнулись с требованиями, которые зачастую невозможно выполнить. Поэтому многие западные компании рассматривают возможность выхода с китайского рынка. В то же время Китай занимается протекционизмом по отношению к своим национальным компаниям и производителям.
Британские, американские и европейские компании жалуются, что у них крадут интеллектуальную собственность, блокируют доступ к рынкам, фальсифицируют тендеры. В последнее время участились забастовки на предприятиях принадлежащим иностранным компаниям Honda Motor Co, Nikon, Mitsumi Electric, Toyota Motor Corp. Китайские рабочие требуют увеличения заработной платы и улучшения условий труда, не испытывая угрызений совести из-за того, что увеличение роста стоимости рабочей силы делает бизнес в Китае менее привлекательным.
КНР получила от США и Европы инвестиции, передовые технологии и оборудование, миллионы рабочих были обучены квалифицированным профессиям. Взамен Китай предоставлял дешёвую рабочую силу, но делал это не для обогащения инвесторов, а для ускоренного развития своей экономики. За китайским бизнесом всегда стоит государство, ресурсы которого колоссальны. В Китае практикуется система отъема предприятий у инвесторов. После окончания строительства завода инвестору какое то время дают поработать, а затем китайская сторона начинает создавать проблемы, повышаются арендные ставки, исчезают обещанные ранние преференции, появляются новые требования и правила. Владельцы предприятия понимают, что не в состоянии сохранить производство и завод. Им ничего не остается делать, как только продать его, а Китай получает готовый бизнес и технологии.
При этом китайцы не только “отжимают” прибыльные иностранные предприятия на своей территории, но и ведут активную экспансию за рубежом. Здесь огромную роль играет китайская диаспора “хуацяо” - выходцы из Китая, проживающие в других странах. К ним относятся как граждане КНР, временно проживающие за границей, так и потомки китайских эмигрантов более ранних волн, являющиеся гражданами стран, в которых они проживают. Китай и его диаспора связаны традиционными, родственными и земляческими, культурными, деловыми, информационными связями. Хуацяо являются основными инвесторами в экономику Китая и контролируют местный бизнес в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Зарубежные общины этнических китайцев не только многочисленны, но и обладают значительным экономическим потенциалом, сплоченностью, культурной и психологической общностью, а также целой системой пересекающихся связей, позволяющих им действовать как единый организм, независимо от страны проживания. Развитие связей между исторической родиной и зарубежными общинами давно уже стали важнейшей частью внешней политики КНР. Фактор диаспоры учитывается пекинским руководством при анализе отношений со странами проживания диаспоры, поскольку многочисленная и экономически мощная китайская община имеет возможность влиять на внутриполитические процессы этих стран. Китайская диаспора, таким образом, рассматривается политическим руководством КНР в качестве важнейшего внешнеполитического и экономического ресурса этой страны
В 2000 году на Третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята внешнеэкономическая стратегия под красноречивым названием “Идти вовне”. Суть её сводится к расширению экономических связей и укреплению политических позиций Китая во всем мире. Ставка делается на хуацяо, недаром в Китае говорят “Можно сказать, всюду, где светит солнце, есть и наши собратья”. Стратегия “идти вовне” призвана решить ряд экономических проблем, стоящих перед современным Китаем: расширить географию сбыта китайских товаров, увеличить импорт сырьевых ресурсов и каналы поступления капиталов и научно-технических достижений из-за рубежа. И для достижения этих целей китайские власти скупиться не намерены. Сейчас каждой китайской семье, уезжающей в Африку, желтая родина выдает подъемные – 7000 долларов. Если эмигранты в каком-то месте организовали хотя бы чайна-деревню числом более 40 жителей, то на общину выделяются “транши” уже в 100 000 долларов.
Становится все более очевидным, что позиции хуацяо в мире будут укрепляться пропорционально росту китайской экономики. Характерна и обратная зависимость. Потенциал китайской диаспоры далеко не исчерпан. Наличие китайских общин за рубежом обеспечивает Китаю долговременные преимущества в конкуренции за создание экономической империи в Азии и способствует укреплению его позиций в мировой экономике.