В последнее десятилетие руководство КНР, опираясь на беспрецедентные экономические успехи своей страны, взяло четкий курс на превращение ее в одну из ведущих военных держав планеты. Происходят необычайно быстрые качественные изменения в ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), связанные с пополнением китайского флота боевыми кораблями и катерами нового поколения, оснащенными современными образцами вооружения и радиоэлектронными средствами.
Если сравнительно недавно китайцы заказывали современные боевые корабли в РФ, то в настоящее время КНР осуществляет программу кораблестроения практически полностью самостоятельно, хотя и продолжает зависеть от поставок ряда систем (ракетное вооружение, электронные системы, газовые турбины) из РФ и Украины. При этом подъем китайского военного кораблестроения опирается на беспрецедентный рост коммерческого судостроения. На 2009 год согласно правительственной статистике в КНР насчитывалось 1242 предприятия судостроительной отрасли с общим числом занятых 460 тысяч.
Быстрое развитие коммерческого судостроения КНР превратило эту страну уже в 1994 году в третью судостроительную державу мира после Южной Кореи и Японии. В 2009-м судостроительная промышленность Китая по количеству построенных судов превзошла Японию и стала второй на планете. В 2010-м судостроительная промышленность Китая по числу построенных судов опередила и Южную Корею, оказавшись на первом месте в мире.
Военный сектор китайского судостроения также переживает серьезный подъем, в первую очередь в строительстве надводных боевых кораблей основных классов и десантных кораблей. Последние годы стали временем беспрецедентного наращивания темпов военно-морского строительства в Китае, началом серийного строительства китайских подводных лодок и надводных кораблей нового поколения. В стадию практической реализации вошло строительство проектов новых китайских ПЛА и ПЛАРБ. Ведется строительство неатомных ПЛ новых проектов темпом до четырех лодок в год. Продолжается массовая постройка все более совершенствующихся фрегатов, десантных кораблей, ракетных катеров “водопрорезающего” типа. Появились головные образцы принципиально новых типов десантно-вертолетных кораблей-доков, тральщиков и вспомогательных судов.
Особо следует выделить создание в Китае новых эскадренных миноносцев, оснащенных современными зенитно-ракетными комплексами средней и большой дальности российской (“Штиль-1” и “Риф-М”) и собственной (HQ-9) разработки, что позволяет говорить о начале ликвидации одного из главных недостатков ВМС НОАК – слабости противовоздушной обороны корабельных группировок. С появлением на вооружении эсминцев и фрегатов этих ЗРК, а также с начавшимся оснащением кораблей новыми зенитно-артиллерийскими комплексами и ЗРК ближнего действия китайский флот впервые получил также возможность защиты от противокорабельных ракет.
В этом году в Даляне завершена достройка прибуксированного туда в 2002 году купленного на Украине недостроенного бывшего советского авианосца “Варяг”. Этот корабль должен стать учебно-испытательной платформой для китайского авианосного флота с перспективой развертывания постройки в Китае авианосцев уже по собственным проектам.
Современное развитие ВМС НОАК подчинено доктрине создания флота для действий в “ближней океанской зоне” с упором на строительство подводных сил и большого количества эскадренных миноносцев и фрегатов, способного обеспечивать защиту китайских морских путей, а также вести блокаду Тайваня. С целью создания угрозы островному государству ведется и массовая постройка десантных кораблей. Задачи присутствия в удаленных водах и противодействия ВМС США пока носят второстепенный характер. К настоящему времени ВМС НОАК вышли на первое место в мире по числу кораблей и катеров – в основном за счет мелких боевых единиц. По эскортным боевым кораблям (фрегаты и эсминцы) и номинальному количеству подводных лодок китайский флот – второй в мире после военно-морских сил США.