После американского вторжения в Афганистан эта страна превратилась в мирового монополиста по производству героина. В провинциях Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз расположились центры переработки экстрагированного опия в морфий, а потом в героин. По разным оценкам, от 500 тысяч до двух миллионов афганцев заняты выращиванием опиумного мака. Более 225 тысяч гектаров земель, ранее используемых под традиционные культуры, в последние два-три года были засеяны маком. Афганский наркобизнес чувствует себя настолько уверенно, что в течение последних трех лет производство героина было освоено на крупных фармацевтических предприятиях в Пешаваре и Джелалабаде. И это помимо огромных нарколабораторий, способных перерабатывать десятки тонн опийного сырья в сутки. Движение грузового транспорта, перевозящего опий-сырец, прекурсоры (компоненты для производства героина) и готовую продукцию, хорошо видно на спутниковых фотографиях.
Продукция, полученная после переработки первого урожая, который снимают на маковых полях Афганистана еще в начале мая, докатывается до Урала, Поволжья, Москвы. Приблизительно треть героина идет так называемым Северным маршрутом – через среднеазиатские государства в РФ и далее. Белый порошок, поступающий в РФ, составляет от 30% до 50% зелья, изготовленного в Афганистане. С каждым годом давление огромного количества афганского героина на российский наркорынок становится все более ощутимым. Афганистан в целом ежегодно производит героин, содержащий порядка 153 миллиардов разовых доз, что в 25 раз превышает все население земного шара.
Однако, “международное сообщество” как бы не замечает масштабов проблемы. Например, силы ООН в Афганистане для выявления маковых посевов широко применяют средства космической разведки. ИСЗ находятся на стационарной орбите на высоте 875 километров. Погрешность спутниковой фотосъемки – три-четыре метра. Из околоземного пространства хорошо видно, что произрастает на том или ином конкретном участке. Но никаких практических выводов из этих наблюдений не делается.
Еще лет десять назад проводились переговоры с исполнительным директором Управления ООН по контролю над наркотическими средствами и предотвращению преступности, в ходе которых РФ дала согласие на использование спутника фоторазведки “Космос-2365” (тип КА “Кобальт”) для съемки посевов опиумного мака. На Дальнем Востоке делаются попытки внедрения программы спектрального анализа растений, позволяющей “увидеть” со спутника даже небольшие по площади посевы конопли и мака. Космический мониторинг проводится в Амурской области. Сверяется информация, полученная наземными службами, с данными ИСЗ. В структуре Роскосмоса создан центр, где специалисты на компьютерах обрабатывают спутниковые снимки и наносят на карту участки произрастания конопли. Как утверждают эксперты, при помощи спектрозональной фотосъемки удается получать особые изображения земной поверхности. Например, на обычной фотографии в дневном свете все растения зеленые, а на спектрозональной видны резко контрастные пятна, каждое из них присуще какому-либо растению. Зная спектр наркосодержащих культур, составить специальные карты не составляет труда.
Но никакого интереса американцы не проявили. Ничего не изменилось и по сей день. Более того, официальный представитель НАТО Аппатурай отверг предложение РФ о масштабном уничтожении посевов опиумного мака в Афганистане путем распыления ядохимикатов. Североатлантический альянс проявляет поистине трогательную заботу об афганских наркопроизводителях и наркоторговцах. Дескать, проблему производства наркотиков в этой стране необходимо решать предельно осторожно, чтобы не утратить лояльность местных жителей – для многих из них выращивание наркотика является единственным источником дохода. Зададимся вопросом, кто обеспечивает бедным декханам этот доход? Русские наркоманы. Жители промышленных районов Урала и Сибири, Петербурга и Москвы, Воронежа и Твери.