На Украине развернулось противостояние власти и оппозиции вокруг законопроекта о языковой политике. Напомню, что 5 июня 2012 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о принципах государственной языковой политики. Несмотря на то, что государственным языком по новому законопроекту остаётся украинский, новая законодательная инициатива привносит в страну значительное языковое разнообразие, ведь к региональным отнесено 18 различных языков : русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский, крымчакский языки.
Каждый из них может использоваться официальными органами на региональном уровне. Для этого нужно, чтобы на нём говорили не менее 10% населения региона. Это значит, что если законопроект будет подписан президентом, русский язык получит статус регионального в 13 из 27 административно-территориальных единиц Украины. Именно шансы, реальные или мнимые, открывающиеся перед русским языком, и создали главный нерв противостояния вокруг нового закона на Украине.
3 июля Верховная Рада приняла во втором чтении доработанный проект закона «Об основах государственной языковой политики», после чего представители оппозиционных сил потребовали признать результаты голосования недействительными, а спикер Рады В. Литвин в знак протеста ушел в отставку.
В это противостояние оказались втянуты все политические силы на Украине и вне стен парламента. На следующий день после принятия законопроекта о государственной языковой политике Тернопольский областной совет прекратил любые контакты и сотрудничество с областной государственной администрацией. То же самое предпринял Львовский облсовет, разорвав договор об аренде помещения Львовской обладминистрации. Экстренный сбор депутатов объявили и в Ивано-Франковской области. На Западе Украины прозвучали призывы и угрозы блокировать автомагистрали и даже раздавать оружие перед поездками на акции протеста в Киев. Высокую активность в противостоянии с властью демонстрируют все политические силы, играющие на националистическом фланге: «Батькивщина» Ю. Тимошенко, «УДАР» В. Кличко, «Фронт перемен» А. Яценюка. Заметно также присутствие наиболее радикальной части сегмента — Всеукраинского объединения «Свобода». Под эгидой Тимошенко создан «Комитет сопротивления диктатуре». Вряд ли стоит сомневаться, что на Юге и Востоке Украины не последует реакции на эти боевые приготовления галичан-западноукраинцев. Хотя от более спокойного, до поры, до времени, Востока страны трудно ожидать столь же темпераментной реакции на рядовой, в общем-то, законопроект и на активность западной части Украины.
Принятие законопроекта имеет также несомненное международное значение: против его принятия выступили диаспоральные организации украинцев, стоящие на националистических позициях. Напротив, позиция официальных структур Российской Федерации, как можно судить по отдельным заявлениям и сюжетам в государственных телеканалах сугубо положительная. В Государственной Думе России уже 5 июня, приветствовали принятие в первом чтении законопроекта о придании русскому языку статуса регионального.
В свою очередь, украинский МИД остро отреагировал на сюжет на российском Первом канале от 8 июля. Возмущение украинских дипломатов вызвало прозвучавшее в сюжете заявление о насильственной украинизации страны, где проживает более 20 млн русских, принудительном насаждении украинского языка, извращении русской истории, внедрении в общественное сознание вранья о геноциде украинцев и героизме бандеровцев.
Таким образом, содержание и обстоятельства принятия законопроекта о языковой политике всколыхнули общественно-политическое противостояние на Украине и в той или иной мере повлияли на двусторонние российско-украинские отношения. Рассмотрение данного вопроса следует поместить сразу в три контекста: цивилизационно-исторический, внутри- и внешнеполитический.
Цивилизационно-исторический. По данным всеукраинской переписи населения 2001 г. русских на Украине насчитывается 8334,1 тыс. человек (17,2% в структуре населения). По данным же Всесоюзной переписи населения 1989 г. численность русских в Украинской ССР составляла 11355 тыс. человек (22,1%). Тем самым за 10 лет украинской независимости количество русских уменьшилось на 3,5 млн человек. Между тем, исходя из исторических и современных реалий, русских следует рассматривать как один из двух государствообразующих этносов Украины наряду с собственно украинцами. Заселение и хозяйственное освоение Новороссии, а также индустриальных центров Украины (Харьковщины и Донбасса) проводилось преимущественно великороссами (русскими). Если посмотреть на карту современной Украины, нетрудно увидеть, что нынешние государственные границы страны формировались в рамках российской имперской и советской государственности. Так, вся Новороссия (юг нынешней Украины) была отвоевана Российской империей в ходе серии русско-турецких войн; такие исторические территории, как Северная Буковина, Галичина, Подкарпатская Русь (Закарпатье) были присоединены к Советской Украине накануне или по итогам Второй мировой войны и т. д. Культурное пространство русского языка намного шире этнических границ русской общины. Число граждан Украины, считающих русский язык родным, определяется социологическими службами в 30-40 процентов. Однако результаты опроса о языковых предпочтениях жителей республик бывшего Советского Союза, проведенного авторитетным в социологических кругах Институтом Гэллапа (США), позволяют считать эти данные сильно заниженными. Респондентам предлагалось заполнить анкету на том языке, который для них предпочтительнее. 83% украинцев выбрали анкету для заполнения на русском языке (http://www.gallup.com/poll/109228/Russian-Language-Enjoying-Boost-PostSoviet-States.aspx). Законопроект об основах языковой политики низведёт русский язык до статуса одного из многих региональных языков или языков меньшинств, что не отвечает историческим и современным реалиям Украины.
Внутриполитический контекст связан с фактически начавшейся предвыборной борьбой на Украине. В октябре должны состояться выборы в Верховную Раду. Зарубежные и украинские эксперты критически оценивают шансы правящей Партии регионов на предстоящих выборах. В том числе, в связи с невыполнением предвыборных обещаний по языку. В. Янукович и Партия регионов на президентских и парламентских выборах опираются на электоральную поддержку населения Юга и Востока. Ключевой лозунг - придать русскому языку статуса второго государственного. Так, 5-й пункт предвыборной программы Януковича на президентских выборах 2010 г. был так и озаглавлен: «Два языка — одна страна!». В программе содержалось обещание: «Выступаю за придание русскому языку статуса второго государственного». Однако за два года пребывания Януковича в должности президента серьезных улучшений в языковой сфере не произошло. Более того, при министре образования Украины — регионале Д. Табачнике продолжилось сокращение численности русских школ на Украине. По данным украинских наблюдателей, последних насчитывается сегодня 850 из 20 700.
Сложное финансовое и социально-экономическое положение Украины, отсутствие реального прогресса в реализации предвыборных обещаний избирателям Януковича в культурно-образовательной и, в целом, в гуманитарной сфере привели к утрате доверия со стороны традиционного электората Партии регионов. Как полагает ряд экспертов и общественных деятелей на самой Украине, языковой вопрос оказался самым дешевым — в виду объективной невозможности в одночасье улучшить финансово-экономическую ситуацию - способом поднятия рейтинга правящей партии в канун парламентских выборов. При этом по сравнению с президентскими выборами 2010 г. произошел очевидный регресс по вопросу о статусе языка. Вместо второго государственного он низводится до одного из многих региональных. По мнению председателя Всеукраинской организации «Русская община Украины» К. Шурова, «если согласно действующему закону русский язык обязателен к изучению во всех школах (независимо от того, с каким языком обучения это школа — русским или украинским), то законопроект Колесниченко-Кивалова, если он станет законом, практически прекратит изучение русского языка как предмета в школах с украинским языком обучения». Все опрошенные украинским изданием «Главред» эксперты сошлись во мнении, что «языковой вопрос» начал подниматься именно сейчас в связи с парламентскими выборами. Украинскими наблюдателями отмечается также заинтересованность в борьбе вокруг за законопроект оппозиционных сил, которые получили удобный объект для атаки в преддверии выборов. Рейтинги неонацистской «Свободы» после начала борьбы вокруг законопроекта поползли вверх.
Крайне важен и третий, внешнеполитический контекст проблемы. 12 июля состоялся визит президента России В. Путина на Украину, в ходе которого обсуждались важные для последней вопросы. Переговорные позиции Киева по ключевому для Украины вопросу о газе выглядят слабее, чем у Москвы. В этой ситуации важно доказать отсутствие прогресса в реализации гуманитарных интересов «русскомовной» части населения Украины. По мнению заместителя директора Центра политической конъюнктуры А. Шатилова, высказанного на страницах «Свободной прессы»: «в последнее время команда Януковича демонстрирует жесты доброй воли. В частности, можно вспомнить принятие Верховной Радой закона о региональном статусе русского языка. Поэтому велика вероятность, что российское руководство захочет отблагодарить своих украинских коллег разделом Керченского пролива на условиях Киева. Не исключаю, что при этом Керченский пролив фактически перейдёт под контроль Украины». Вероятно, этот же фактор будет использоваться украинской стороной и в обсуждении вопроса о цене на газ. Если принять эту точку зрения, языковой вопрос принимает очертания дешевого способа или,по крайней мере, дополнительного аргумента в переговорах с Россией по газу или делимитации границы.
Украинские политологи расходятся в оценках эффективности принятия законопроекта по языку Верховной Радой. Вероятнее всего, регионалы сумеют вернуть на предстоящих выборах поддержку традиционного электората в виду отсутствия сильных конкурентов на Юге и Востоке Украины. При этом усилия противоположной стороны будут играть на руку как регионалам, так и оппозиции. Не исключено и проведение досрочных выборов в Раду: подобные заявления сделали и В. Янукович, и лидеры оппозиции. Полагаем, что за счет принятия законопроекта о языковой политике на время отложено назревшее переформатирование существующего партийно-политического пространства Украины — как на провластном, так и на оппозиционном фланге. И, в первую очередь, появление политической силы, последовательно отстаивающей гражданские интересы русского и русскокультурного Юга и Востока Украины, дающего основные поступления в бюджет страны.
Несомненно также и другое: борьба вокруг законопроекта обострила автономистские и сепаратистские процессы на Украине. В частности, углубило степень неприятия бело-синего Киева националистической Галичиной и, в целом, политическую поляризацию на Украине. Борьба с русским языком, которая велась в течение 20-летия украинской независимости проводниками государственной культурно-образовательной политики из числа галичан, отодвинула на периферию угрозу сепаратизации на Западе и Юго-Западе страны. Новым законом, если он будет одобрен президентом, эффективно воспользуются представители мадьярского (венгерского) и румынского национальных меньшинств, которые получают действенную поддержку со стороны материнских государств. Как полагают многие эксперты на Украине, в проигрыше останутся представители украинского и русского большинств на Украине. Отказ В. Януковича и Партии регионов от обещания придать русскому языку статуса второго государственного в пользу компромиссного законопроекта о региональных языках и языках национальных меньшинств в контексте этих рассуждений приведет к языковому хаосу, к росту государственных расходов и обострению сепаратизма отдельных «меньшинств» Украины.
Э.А. Попов, доктор философских наук,