В свете нового закона о финансировании НКО, хочется отметить следующее:
1. Необходимость подобного закона для меня в принципе самоочевидна, ибо наличие как нелегальной иностранной агентуры, так и вполне легальных иностранных агентов влияния, это так сказать медицинский факт.
Собственно, их отличие от наших правящих элит состоит в том, что если правящая верхушка вынуждена по тем или иным вопросам уступать мировому гегемону по причинам своей экономической и политической зависимости, а так же своего неизменного западничества.
Иностранная легальная агентура, против которой как бы направлен данный закон, связана с осуществлением американских интересов на территории России. Причем не обязательно, что эти группы работают только и исключительно за деньги. Помимо тех, кто питается иностранными трансфертами "на поддержку демократии", существуют и вполне идейные граждане, соревнующиеся в "низкопоклонстве перед Западом" с правящими элитами. Подробнее на тему пятой колонны США вот тут.
2. Тем не менее, примечательно, что закон появился лишь сейчас, а не 1, 2 или 5 лет назад, хотя казалось бы, деятельность этой легальной и нелегальной агентуры была на виду и информация о финансировании тех или иных организаций на территории страны, была хорошо известна уже очень и очень давно. Тут даже оперативная работа по их выявлению не требовалась, так как большая часть из тех, кто ныне попал под новый закон, вполне себе открыто фигурировали в открытых списках Государственного департамента США и связанных с ним неправительственных фондов вроде NDI и NED.
В период конституционного большинства у «Единой России», при большом желании, борьбу с иностранным финансированием НКО можно было бы даже в Конституцию прописать, было бы желание. Но вот желания почему то не было. Ни у самих депутатов, ни у тех, кто их танцует.
3. Собственно, как не трудно заметить, на фактическую деятельность легальной составляющей американского влияния на российское общество, смотрели сквозь пальцы или просто не замечали. А сейчас вроде как поднялись на борьбу с американским влияниям.
Тут надо отделить мух от котлет – с одной стороны есть отголоски зимней истерии про мифическую "оранжевую революцию", которая в целом уже сошла на нет (в смысле истерия).
С другой стороны, есть деятельность американской пятой колонны, которая свою деятельность не прекращает и прекращать не собирается. Это немаловажный инструмент для воздействия на российские правящие элиты. По сути, это один из неформальных элементов влияния и контроля.
В-третьих, если вполне понятное желание правящих элит, законсервировать ситуацию в обществе вообще, дабы преодолеть тем самым последствия прошлогодней выборной катастрофы, которая уничтожила даже видимость стабильности. То, что вернуться назад возможности уже нет, это одно. Но иногда так хочется, чтобы все было как раньше.
4. "Заморозка" России в духе борьбы за стабильность и консервацию существующего положения вещей вполне понятным образом вызывает к жизни целый пакет законов, которыми общество, разгоряченное "реформами Медведева" и всеобщим предвыборным шабашем, пытаются отправить в 2007 год и ранее. На мой взгляд, именно этим обусловлен не только этот, но и целый ряд других законов.
Вопрос американской пятой колонны конечно важен, но он тут вторичен. Не он служит руководством к действию. Путин вполне себе честно пытается выполнить пакет взятых обещаний, связанных с восстановлением/укреплением стабильности. Общество же ныне находится в таком состоянии, что напрямую препятствует созданию даже видимости стабильности. Поэтому вполне логично, власти весьма прямолинейно идут по пути отказа от либерализации общественной жизни периода 2008-2011 годов.
Грубо говоря – если убрать некоторые из очевидно глупых конструктов времен Медведева, то все будет как раньше. Общество будет озабочено потреблением, политикой будет интересоваться слабо, телевизор там и все такое прочее. Вполне естественно, что Путин, как президент "нулевых", имеет определенную тягу к возвращению в золотые времена, когда уличных недовольных было полторы-калеки, поток нефтедолларов заливал казну и была та самая стабильность.
5. Поэтому как я полагаю, легальная часть американской агентуры подпадает под "заморозку" скорее опосредованно, в рамках общей линии на закручивание гаек, в рамках чего выходит фактически пакет законов направленных на расстановку новых "красных флажков", за которые забегать нельзя, иначе будет ата-та...
Разумеется, для самих американцев, это не очень большая проблема. Это проблема скорее техническая.
Помимо легальной, есть и нелегальная агентура, да и способы помощи своим агентам влияния (как в оппозиции, так и во власти) у них разумеется есть. Поэтому как не трудно заметить, реакция США на этот закон не вышла за рамки обычного зудежа по поводу "отсутствия демократии в России". Но это уже их затруднения, которые им и решать. Разумеется, сами агенты влияния, попадут в более сложное положение – чисто с человеческих позиций, для части из них, зарубежная помощь, служила источником их материального достатка и обеспечивала их работой. Но впрочем, уверен, что этот специфический контингент не пропадет.
6. В то, что данный закон якобы закроет вопрос открытой иностранной агентуры в стране, я не верю. Про нелегальную я даже не говорю. Возьмите, например, общество "Мемориал", которое открыто получало деньги от фондов связанных с Госдепом США на программы по борьбе с "проклятым прошлым". Это же самое общество вполне себе открыто и легально участвует в целом ряде программ государственного характера, в том числе в пресловутой компании по десталинизации. Члены "Мемориала" состоят в целом ряде около-государственных структур, их организацию включают в проекты государственных программ, где, в том числе, подразумевается финансирование их деятельности. И ниточки уходят не только к пресловутому Федотову, но и куда как выше.
Так что картина, где есть "хорошие парни" во власти, которые борются против иностранного супостата, является ложной. Вот 11 лет не боролись, а сейчас вдруг озаботились. Ага-ага...
7. Будут ли успехи в общем закручивании гаек? Большие сомнения на этот счет имею я. Проблема несоответствия текущих государственных механизмов общественным запросам постиндустриального общества не есть сугубо внутрироссийская проблема. Аналогичные процессы мы видим в США, Европейском Союзе и даже в Китае. Это общий кризис американской глобальной модели, где политическое бурление в России, является лишь частью общемирового процесса. И от трудностей американской пятой колонны, они не исчезнут.
По материалам Colonel Cassad