Русское Движение

Схватка за Причерноморье

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Причерноморский регион за свою историю часто становился театром серьёзных исторических событий по причине своего важного стратегического значения. С распадом СССР значимость региона не только не уменьшилась, а, напротив, повысилась. Причерноморье превратилось в одну из тех чувствительных точек, куда было бы стратегически оправдано нанести ощутимый удар по России.

Поэтому целый ряд зарубежных экспертно-аналитических центров занят сбором всей доступной информации о социально-политической ситуации в регионе. Этими же центрами инициируется проект т.н. Великой Черкессии, в котором самим черкесам отведена роль исполнителей.

Черкесы на административном и субрегиональном уровне разделены на шапсугов, кабардинцев, адыгейцев и, собственно, черкесов.

Великая Черкесия – проект объединения всех административно-территориальных единиц, в которых проживает большинство лиц черкесской национальности (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, часть Ставрополья и Краснодарского края) в единую национальную республику.

Один старейших университетов США – Государственный университет Нью-Джерси-Ратджерс, основанный в 1766 г., с некоторых пор принялся за разработку истории взаимоотношений черкесского и русского народов. С этой целью при университете создан Центр изучения фактов геноцида и разрешения конфликтных ситуаций. На официальном сайте Центра изображена видоизменённая карта Кавказского региона с границами новой Черкесии, желательность появления которой отстаивают американские стратеги.

Карта Великой Черкесии с выходом к Чёрному морю

Великая Черкесия, призванная «частоколом» отгородить от России черноморское побережье, должна протянуться от границ Грузии вдоль черноморского побережья до берегов Азовского моря, а сухопутная черкесско-российская граница будет проходить где-то по линии Ростов-на-Дону – Ставрополь – Пятигорск.

Если виртуальная конструкция Великой Черкесии претворится в жизнь, Абхазия останется единственным клочком прибрежной полосы, откуда русские могли бы выходить в море. Абхазы – родственный черкесам народ, и гипотетически Абхазия могла бы стать составной частью Великой Черкесии, но дружественные отношения между Москвой и Сухумом исключают эту возможность в данный момент.

По мнению доктора Мэтью Лайта, профессора политологии из университета Массачусетс, Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию необходимо объединить в единое целое. При этом особенное ударение Лайт делает на земли причерноморских шапсугов, которые обязательно, по его словам, должны будут войти в новообразованную территориальную единицу.

Шапсуги – самобытный народ численностью не более 4 000 чел., который то считают отдельным от адыгов народом, то адыгским субэтносом.

Историческая Шапсугия – прибрежная полоска земли от Сочи через Туапсе до Геленджика и далее – идеальное место для закупорки выхода в Чёрное море со стороны российского Северного Кавказа.

Если проект Великой Черкесии реализуется, России придётся плескаться в «солёной луже» Азовского моря, выход из которого очень легко перекрыть с территории Крыма и той же будущей Великой Черкесии. Параллельно будет проводиться очистка территорий по периметру бассейна Чёрного моря от дружественных России государств. Это будет пресловутое «кольцо анаконды» - классический план американской геополитики в Евразии, суть которого в выдавливании противника вглубь материка от береговых линий с перекрытием ему доступа к морям.

Отмечу, что штаб-квартира Всемирного адыгского братства расположена в Лос-Анджелесе, а один из черкесских идеологов, Ахмат Исмагьил, автор выпущенной в Сирии книги «Кавказская война», прямо заявляет о необходимости «…освободить Кавказ от России».

…Причерноморье всегда привлекало также внимание Польши – традиционного соперника Москвы на европейском театре действий. В польском экспертном сообществе до сих пор остаётся востребованной идея польского прометеизма, получившая активную поддержку в 1920-х – 1930-х маршала Ю. Пилсудского.

Прометеизм – концепция мессианского служения Польши на благо народов Европы в их борьбе с российским экспансионизмом путём раскола России (и СССР) вдоль «национальных швов».

Польшу сравнивали с легендарным Прометеем, который нёс огонь свободы людям (отсюда и название концепции). Официальным печатным органом прометейской идеи были издававшиеся в Париже журналы «Прометей» («Prométhée») (1926-1938) и «Прометейское обозрение» («La Revue de Prométhée») (1938-1940).

Сегодня идеологию польского прометеизма активно поддерживает специализированный портал «Прометейское обозрение» («Przegl?d Prometejski») вместе с Отделом изучения Востока Варшавского университета. На страницах «Прометейского обозрения» можно было прочесть апологетические статьи о прометеизме, в том числе с упоминанием исторического факта – обращения крымско-татарских активистов к полякам в 1920 г. с изъявлением готовности признать над Крымом польский протекторат.

Стойкими носителями прометейского политического сознания являются представители Союза татар Польши. Дело в том, что в современной Польше проживает 5 000 польско-литовских татар. Это – самостоятельная этническая группа татар, сформировавшаяся в конце XIV – начале XV веков на территории Великого Княжества Литовского из поступивших на службу к польским и литовским князьям выходцев из Золотой Орды и Крымского ханства. Они уже окончательно ополячились, и лишь немногие придерживаются мусульманства. Их политические убеждения несут на себе отпечаток антироссийской пропаганды, что характерно для Польши. Поэтому активисты из польских татар рассматривают Татарстан, как территорию, оккупированную Россией, а Крым, как будущее место крымско-татарской государственности.

Польские татары, проживая в Польше около 600 лет, прониклись исконно польским видением российско-польских отношений. Издаётся журнал «Ежегодник польских татар» под патронажем центрального Совета Союза татар Речи Посполитой. В журнале печатаются материалы антироссийской направленности, в том числе авторства представителей кавказских народов. В планах Союза – восстановление музея польских татар, организация информационного центра и расширение контактов с молодёжными организациями Татарстана и Крыма и крымско-татарским меджлисом.

Правда, причерноморский регион не играет главной роли в польской внешней политике. Внимание Варшавы сосредоточено, в основном, на своих западных рубежах – Украине, Белоруссии, России, бассейне Балтийского моря. Но провоцирование антироссийских настроений в Причерноморье отвечает внешнеполитическим интересам Польши.

Сейчас, с приходом к власти партии Дональда Туска, Варшава стремится выстроить ровные и сбалансированные отношения с Берлином, и с Москвой. Варшава хочет быть третьим звеном в оси Берлин – Москва. Польская же национал-консервативная оппозиция, напротив, выказывает прометейские настроения, и в этом смыкается с лидерами организаций польских татар.

Для поляков причерноморская проблематика – это ещё один информационный повод «клюнуть» Россию. Это геополитическая заготовка до «лучших времён», когда к власти придёт оппозиционный лагерь, представленный партией покойного президента Леха Качиньского «Право и справедливость».

В бытность Качиньского президентом активизация Варшавы на кавказском направлении (поездки польских политиков в Грузию, дебаты о грузино-югоосетинском конфликте) – не случайность, тем более что Тбилиси сегодня очень активно взялся за разработку черкесской проблематики.

Оскар Жебровский, польский политический географ, предлагал условно разделить Центрально-Восточную Европу на два разнонаправленных полюса – юго-западный и северо-восточный. К юго-западу он относил Польшу, Чехословакию, Венгрию, Германию и т.д. Северо-восток включал в себя Украину (за исключением западных областей), Белоруссию, Молдавию и Россию. Разделительная линия между ними условно проводилась от Гданьска на Балтике до Одессы на Чёрном море. По Жебровскому, эта черта служила границей двух мировоззренческих парадигм, постоянно конфликтующих и конкурирующих друг с другом.

Следует учитывать эти нюансы.

Доклад прочитан на научно-практической конференции «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра» в Севастопольской Морской библиотеке им. адмирала М.П. Лазарева

Владислав Гулевич