Откуда появилось название Византия? Видимо, не каждый школьник сегодня в состоянии ответить на этот вопрос.
...Так в древности назывался греческий город на европейской стороне Босфора у Мраморного моря. В 330 году н.э. римский император Константин Великий избрал его столицей своей империи и тем самым придал ему всемирно-историческое значение.
Постепенно Византия из торгового провинциального города превратилась в столицу с роскошными дворцами, портиками и площадями. Со всех концов греческого мира сюда стали стекаться произведения искусства, и начался мощный прилив людей из европейских и азиатских областей империи.
|
Превратившись в столицу империи, Византия по воле Константина была названа в его честь Константинополем.
Сами обитатели Византийской империи именовали себя ромеями и империя официально носила название Ромейской. Конечно, она была подвержена сильному влиянию традиций Западной Римской империи, которая пала в последней четверти V столетия н.э под напором германцев. Поэтому наследие Рима, звание императора и сама идея всемирной монархии, а также остатки античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи. Особенно тяжела была для народов Западной Европы утрата идеи всемирной монархии. «Один Бог на небе, один царь на Земле; нельзя небо представить без Бога, а землю — без императора».
Византия сыграла значительную роль в развитии Церкви Христовой и, в частности, православия. В период царствования Константина Великого был найден животворящий Крест Господний. Хотя император не был христианином, но по наказу отца относился к христианам благосклонно. Письменные источники упоминают о таком факте: кесарь Италии Максентий объявил войну Константину и намеревался в его лице уничтожить сильного защитника христиан. Войско кесаря значительно превосходило войско Константина по численности и силе. Византийский император мог уповать только на помощь единого Бога.
И он не ошибся в своем небесном покровителе. Его молитвы были услышаны. На заходе солнца он увидел на небе знамение Креста Господнего и надпись из звезд: «Сим победиши». А на следующую ночь во сне Константин увидел самого Иисуса Христа, который велел ему сделать на войсковых знаменах крест и возвестил, что Константин победит в этой битве. Император сделал такой крест из золота и самоцветов. Аналогичные кресты были изготовлены для всей армии. И действительно, его войско, среди которого были и христиане, на следующий день выиграло битву и вошлo в Рим.
В честь этой победы в городе была поставлена статуя царя с крестом в правой руке. На ней сделали надпись: «Этот спасительный крест — истинный свидетель мужества, которым я спас и освободил город наш от ярма мучителя и вернул Римскому сенату свободу и былую славу».
И впоследствии император Константин и его воины вели свои победоносные битвы под знаменем с изображением креста. Итак, крест, который был у язычников орудием смертной казни, помог Константину в его победах над врагами, стал знаком торжества христиан над язычниками в Римской империи. В честь Животворящего Креста он решил построить храм в Иерусалиме на месте страдания и воскресения Иисуса Христа. В выполнении благих намерений Константину помогала мать — царица Елена. Она приложила немало усилий для того, чтобы найти Крест Господний на Голгофе. На месте страданий и смерти Христа были проведены раскопки и найдены три креста и дощечка с надписью»: «Иисус Назарянин — Царь Иудейский». Эти же слова, как записано в Евангелии, по велению Пилата — правителя Иудеи, были написаны над головой распятого Иисуса (Иоанн, ХIХ, 19). Спасительный Крест сейчас находится в Иерусалиме в серебряном ковчеге, а часть его царица отправила своему сыну Константину.
Сегодня нет возможности увидеть Крест целым. Его части раздавались для освящения по всему миру. В 1681 году часть Креста была доставлена в Москву и хранится в Успенском соборе, часть — находится в Киеве в Софиевском соборе, а наибольшая его часть осталась в Иерусалиме в храме Воскресения, в алтаре греческой соборной церкви в особом ковчеге.
Соседи Византии были, конечно же, недоброжелательны по отношению к своему богатому и могущественному соседу. Императорское достоинство, которое сохранилось в Византии, озлобляло политических деятелей Западной Европы. Они пытались во что бы то ни стало отнять его у византийских царей. Впервые это удалось королю франков Карлу Великому. Несмотря на то, что империя на Западе была восстановлена, многие из государей при законном монархе называли себя императорами и таким образом подпадали под разряд самозванцев. Затем, правда, они покупали согласие на этот титул у византийских императоров. Римский первосвященник вступил на путь честолюбивых притязаний на главенство и начал свою борьбу с патриархом константинопольским. Церковная вражда порой перерастала во вражду политическую. Один из трагических эпизодов — история завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, когда франки, направлявшиеся в Иерусалим, изменили цель похода и убивали восточных христиан, опустошали их страну с не меньшей жестокостью, чем это делали они по отношению к мусульманам.
Но многое Запад перенимал у Византии мирным способом. В то время, сохраняя в себе плоды античной цивилизации, она служила для Европы источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии можно было сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы.
Германские императоры IX и Х столетий стремились вступить в брачное родство с византийскими императорами. Вместе с греческими царевнами приходили в то время в Европу и греческие ученые. Греческое образование было в моде на Западе. Но религиозные распри между западными и восточными христианами впоследствии послужили, пожалуй, главной причиной падения Византийской империи. Когда византийские императоры обращались к Западу за помощью против экспансии мусульман, то те мотивировали свой отказ тем, что греки не истинные христиане.
Другое дело, отношения с Восточной Европой и славянами. Славяне часто соприкасались с Византией и ее войска пополнялись за их счет. Кроме того, они вместе с германцами заселяли земли обширной империи. Из их числа выходили и администраторы и полководцы, и даже один патриарх. Славянские правовые воззрения оказали влияние на обычаи и законы империи. Русские купцы были частыми гостями Константинополя и вели выгодную торговлю. Византия подарила Руси и другим славянским народам христианскую веру, дала им богослужебный язык и письменность. Русичи издавна стремились в Византию, то, вступая с ней в мирные сношения, то, предпринимая на нее опустошительные набеги. Но после принятия христианства наши воинственные предки приходят туда не как завоеватели, а только как союзники. Eще Владимир Великий вскоре после крещения послал в Царьград (Константинополь) отряд своих воинов с целью усмирить мятеж, который подняли против императора его подданные. Из Византии перешли в Русь знаки верховной государственной власти: герб, бармы и шапка Мономаха.
Одним из самых выдающихся и талантливых императоров Ромейской империи был Юстиниан. В 527 году, когда он стал императором, персидская армия беспрестанно атаковала восточные границы Византии, вандалы праздновали победу на территории Северной Африки. Юстиниан решил преобразовать управление империей. Одним из результатов этих реформ стала эффективная налоговая система. Имея достаточные средства, Юстиниан смог содержать большую армию. Император послал армию в Северную Африку, где онa быстро освободилa побережье от вандалов, а затем двинулся в Италию. Тем временем восточные армии успешно боролись против персов пока Юстиниан не заключил перемирие на Апеннинах. В период правления Юстиниана значительно расширились границы Византии.
Его империя прежде всего основывалась на греко-римских традициях. Юстиниану были близки идеалы Рима, и он стремился восстановить Римскую империю не только в территориальных границах, но и по единству веры и закона. Но, с другой стороны, он, как представитель нового христианского государства, испытывал на себе влияние новых условий жизни, зависивших от появления новых народов, от естественной мировой эволюции. Перед ним стоял высокий идеал, оторванный от реальной жизни, но он, как представитель переходной эпохи, творец новой жизни на Востоке, не мог себе не отдавать отчета в том, что происходило в его время, насыщенное сменой идей и настроений. Противоречивость была заложена и в характере самого Юстиниана. Он последовательно проводил свою политику, которая заключалась в войнах с соседями, совершенствовании церковной и законодательной деятельности. Однако император не смог реально оценить истинныe потребности Византии и материальные возможности подчиненных ему народов. Если бы призрак Римской империи не владел его воображением, то он не потратил бы столько сил на далекие военные экспедиции и позаботился прежде всего о защите сердцевины империи и об укреплении Сирии и Палестины. Пожертвовав реальными интересами на Востоке для фиктивных выгод на Западе, Юстиниан подготовил последующие успехи арабов.
Что касается внутреннего состояния Византийской империи после правления Юстиниана, то она осталась при пустой казне. Налоговые средства народов были исчерпаны, армия оказалась дезорганизованной, а неприятель угрожал и с севера, и с востока. Высокие идеалы, которых придерживался Юстиниан, уже никого не вдохновляли. И все-таки он умел пробудить силы государства и показал, что может сделать в VI веке настойчивый и талантливый государь, руководствующийся идеалами греко-римского мира. Многие последующие императоры пытались повторить успехи Юстиниана, но никто не достигал намеченных им целей.
Финансовая и религиозная политика Юстиниана довела Восточную империю до истощения. Побежденные народы чувствовали к победителям отвращение за преследования, которым они подвергались. Кроме того, после смерти Юстиниана долгое время не появлялись талантливые администраторы. Практически вся аристократия или вымерла, или погибла. Византийская правящая верхушка стала пополняться людьми невежественными — без образования и понятий о чести и долге. Даже на престол стали вступать люди ничем не выдающиеся и не приносившие с собой никаких традиций.
Примечательно, что в 1317 году после сильного северного ветра выпал Крест из руки конной статуи Юстиниана, стоявшей на ипподроме. Вероятно, это был знак свыше: через столетие с лишним христианские кресты Константинополя сменили на мусульманские полумесяцы.
Этому трагическому излому в судьбе империи, а вернее, ее полному физическому исчезновению способствовала, конечно же, и многолетняя Персидская война, которая определила целую эпоху в истории Византии. В результате этой войны Персидской монархии был нанесен непоправимый удар. Византия возвратила Сирию и Палестину, но она не обладала достаточной силой ассимиляции и не возвысилась до широких мировых задач, которые ей предстояло решить. Узкий национализм и религиозная исключительность, настаивавшая на признании единой догмы и жестоко преследовавшая инакомыслие, помешали Византии исполнить широкую политическую и религиозную миссию и открыли свободный путь для развития магометанства.
Когда арабы-мусульмане двинулись на север от Аравийского полуострова, через десятилетие после смерти Мухаммада они уже были хозяевами на территории, принадлежавшей Византийской и Персидской империям. Истощенные непрерывной войной эти колоссы не могли активно сопротивляться мусульманской агрессии. Последователи Пророка поначалу насчитывали всего 50 тысяч человек. Однако, благодаря решительности и твердым религиозным убеждениям, они завоевывали один город за другим.
В 635 году пал византийский город Дамаск. Через 100 лет за Босфором у Византийской империи осталась только Малая Азия. В 636 году мусульмане победили персов в сражении у Альквадазии. Но полностью подавить персидское сопротивление оказалось возможным только через пять лет. В 642 году 150000 персов укрепились в горах Загрос. Однако, благодаря тактической хитрости, мусульмане (их было только 30000) окружили персов в узком ущелье. Было убито приблизительно 100000 персов. Мусульмане продолжили свои завоевания, в Африке и Южной Европе, временно оставив в покое Византию. Настоящим бедствием в ХI— ХIV вв. для империи стала череда дворцовых переворотов, ослаблявших силы государства.
В середине ХI столетия Византийскую империю терзали со всех сторон. Венгры взяли Белград в 1064 году. В 1071 году норманны захватили Италию. Но самая большая опасность исходила от новых сильных кочевников — турок и их правителя Сельджука. Турки потеснили арабов и захватили Багдад в 1055 году. В 1071 году византийский император Роман IV Диоген начал войну против них в восточной части империи. Так как в армии было много турецких наемников, то они перешли на сторону врага, чeм обеспечили полную победу Сельджука при Манцикерте. Эта победа была началом больших завоеваний турок. Были захвачены Сирия, Палестина и святой город Иерусалим. Нельзя сказать, что христианская Европа смирилась с потерей Гроба Господня. Началась эпоха Крестовых походов. Византия с конца ХII века уже не могла играть решающей роли на границах Запада и Востока. Ее территория катастрофически уменьшалась.
А в апреле 1453 года еще недавно самая могущественная в мире империя, смогла выставить только 8000 человек, чтобы защитить свою столицу Константинополь от турок-осман. Среди защитников города было 700 генуэзцев и несколько сотен венецианцев. Из- за выгодной оборонительной позиции города жители думали, что он будет стоять до тех пор, пока суда не причалят к берегу. Под командованием проницательного, очень настойчивого и вероломного султана Мехмеда II флот врага сделал то, чего так боялись византийцы. 11 апреля 1453 года турки-османы (до 100 тысяч человек) начали осаду.
С помощью 67 орудий обороняющиеся выдерживали осаду города в течение семи недель. Ранним утром 29 мая 1453 года враг сломил сопротивление христиан и вошел в город. Через три дня разбоев и грабежей Мехмед приказал остановиться и приступить к восстановлению изувеченного города, переименовав его в Стамбул. Были построены новые мосты, виадуки и улицы. Налоговые льготы стимулировали ремесленничество и торговлю. Через 50 лет столица Османской империи стала самым большим городом мира.
Так исчезла величественная когда-то Византийская империя, поражавшая современников своей роскошью, высоким уровнем культуры и просвещенности. Она словно растворилась в других народах и других культурах, но осталась империей духа, которая не имеет границ и которую завоевать невозможно. Византия живет в христианских обрядах, в изобразительном и музыкальном искусстве многих стран, которые испытали на себе ее благотворное влияние.
Георгий МЕЛЬНИЧУК, 3rm.info