Слово Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета на встрече с представителями Римско-Католической Церкви
в Минском Епархиальном управлении Белорусской Православной Церкви 10 мая 2012 г.
+Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий
Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Кирилл Василь, секретарь Конгрегации по делам Восточных Церквей,
Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Клаудио Гуджеротти, Апостольский нунций в Республике Беларусь,
Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Гурий, управляющий делами Белорусской Православной Церкви!
Досточтимые участники встречи!
Сердечно приветствую всех вас и благодарю за то, что вы с нами в эти очень важные для каждого белоруса дни, когда наша страна отмечает День Победы над гитлеровской Германией. В это время мы вспоминаем трагические судьбы многих наших соотечественников, принявших мучения и погибших в годы Великой Отечественной войны. Каждый третий житель Беларуси погиб в этой страшной войне. Нет ни одной белорусской семьи, историю которой не опалило бы её пламя.
Мы признательны вам за то внимание, которое вы оказали памяти наших предков, встретившись здесь, на нашей гостеприимной земле, для того, чтобы помолиться о тех, кто сражался за нашу общую свободу, за тех, кто был заживо сожжен или иным образом замучен нацистами и их пособниками. Вечная память всем жертвам Второй мировой войны и здравие тем, кто пережил ее ужасы и пребывает среди нас поныне!
Белорусы хорошо знают цену мира. Многие невзгоды, выпавшие на долю нашего народа, научили его терпению и добрососедству. Мы не держим ни на кого зла и открыты для диалога. Особенно важным в деле согласия и взаимопонимания мы считаем религиозный диалог, значимой частью которого являются наши взаимоотношения с Римско-Католической Церковью. Мы ценим интерес, который проявляют католическое духовенство и миряне к жизни Белорусской Православной Церкви, к её позиции по тем или иным актуальным вопросам современности.
Наши взаимоотношения имеют длительную историю. В зависимости от культурно-исторических и регионально-политических реалий, они складывались по-разному. Думаю, что то благополучие в отношениях между православными и католиками, которое по милости Божией существует в Беларуси, стало возможным именно благодаря тому, что наши контакты уже давно не были омрачаемы распрями по так называемому униатскому вопросу. Все те трудности, которые были между нами, — мы надеемся, очень надеемся! — уже в далеком прошлом и никогда не повторятся впредь.
Мы полагаем, что диалог между православными и католиками возможен и в будущем, если наши отношения будут развиваться в свете ранее принятых соглашений между Православной и Католической Церквами.
В частности, стоит упомянуть о Международной смешанной комиссии по богословскому диалогу, выступившей на VI пленарной сессии во Фрайзинге (Германия, 6-16 июня 1990 года) с заявлением, в котором констатируется, что«Уния как метод… не служила целям сближения Церквей. Напротив, она вызвала новые разделения. Создавшееся таким образом положение явилось поводом для столкновений и несчастий, которые запечатлелись в исторической памяти обеих Церквей. Кроме того, и экклезиологические мотивы побуждают искать иных путей».
Здесь же стоит упомянуть и совместный документ, один из вариантов которого был предложен Смешанной комиссией по богословскому диалогу на встречах Координационного комитета в Аричче (Италия, 10-15 июня 1991 года), в котором прямо заявляется: «Такая форма «миссионерского апостолата», именуемая униатством, не может более допускаться как метод и модель в силу нового типа взаимовосприятия католиками и православными впредь в их отношении к тайне Церкви».
Эти два текста легли в основу Баламандского документа, принятого 23 июня 1993 года представителями Римско-Католической и девяти Поместных Православных Церквей. Документ также отвергает униатство «как метод поиска единства, поскольку он противоречит общей традиции наших Церквей».
Эти определения неизменно выражают нашу точку зрения по вопросу о возможности взаимодействия и мирного сосуществования Православной и Католической Церквей в Беларуси, а также раскрывают видение этой проблемы Православной Церковью в целом.
Если мы учтем соответствующий опыт некоторых регионов, то станет ясно, что это не просто вопрос о каких-то абстрактных богословских принципах. Это вопрос о гражданском мире и согласии.
Мы считаем, что и далее в нашей стране нужно сохранять межконфессиональный мир, выражая свою добрую волю уважительным отношением друг ко другу. Апостол Павел призывает христиан к «единству духа в союзе мира» (Еф. 4: 3), из чего следует, что единство духа без союза мира немыслимо.
Искренне надеюсь, что наша встреча внесёт свой вклад в дело укрепления мира между нашими Церквами.
Воистину воскресе Христос!
ФИЛАРЕТ,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси