Русское Движение

Исламская революция (она же Октябрьская – 1917)

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев родился 13 июля 1892 г. в дер. Елембетьево Уфимской губернии в семье учителя татарской школы.

Детство Султан-Галиева было трудным. Его семья нередко бедствовала, питаясь «лишь ржаным хлебом и чаем», постоянно переезжая с места на место вслед за главой семьи, которого переводили по службе из одной деревни в другую. Как вспоминал потом сам Мирсаид Султан-Галиев: Жили мои родители очень бедно, имели кучу детей (двенадцать человек детей, из них двое умерли в детстве, одна – когда стала взрослой), и так как скудного учительского жалованья не хватало, то отец мой занимался еще столярством: делал шкафы, парты, стулья, а летом занимался в небольших размерах хлебопашеством…1 Образование получил в школах, где преподавал его отец. Помимо основ математики, русского и татарского языка в татарских школах того времени изучали еще арабский язык. И Коран. Мальчик рос очень верующим.

Получив начальное образование, Мирсаид поступил в учительскую школу (которую окончил в 1911 г.) и стал, как и его отец, сельским учителем. Работал в сельских татарских школах. Зарплата учительская была невелика, и Султан-Галиев начал заниматься переводами. Переводил произведения для детей Льва Толстого на татарский язык.

Вот такая жизнь. Рядовой сельский учитель. Никакой политической активности не заметно (сколько бы потом не писали: «С юности проявлял активную…» - не заметно). Сам Мирсаид писал о тех временах так: Связаться с большевистской организацией при всем моем желании не мог, т.к. она была очень «подпольна». С меньшевиками - не хотел.2

Но Султан-Галиев читает и политическую литературу. Для себя. Читает Маркса, Энгельса, Ленина. Вот такие два основных «литературных направления» в голове Мирсаида: Коран и «классики марксизма-ленинизма».

«Я встретил девушку…» Да. И свадьба. Женится на своей дальней родственнице Раузе Чанышевой, сводной сестре своего однокашника татарского князя Кудашева. Переезжает с женой в Москву. Вместе с женой (тоже учительницей) устраиваются на работу в московские школы для татарских ребятишек.

И начинается Первая мировая война.

Защищать злой царизм Мирсаид не рвется. Переезжает подальше от центра – в Закавказье – в Баку. И вот здесь уходит в подполье. Берет себе псевдонимы, начинает писать в газеты политические статьи. О злом царизме. И об исламе. Который, де, не рекомендует защищать царизм. А наоборот. Призывает к свержению царизма. Для открытия свободного пути для всемирного распространения ислама.

Февральская революция 1917 г. застала Султан-Галиева в Баку, где он вскоре стал одним из учредителей газеты «Известия Бакинских мусульманских общественных организаций». Он принял участие в Первом съезде мусульман России в апреле 1917 г. в Москве, где был избран секретарем Исполкома Всероссийского мусульманского совета. Но после этого он не вернулся в Баку, а отправился в Казань, где 7 апреля 1917 г. Мулланур Вахитов (1885 – 1918), инженер-строитель, учившийся ранее в Петербурге и ставший там «пламенным марксистом», сплотил возникшие в феврале 1917 г. рабочие комитеты мусульман в единый Мусульманский социалистический комитет. Но, имея «темперамент предводителя и прирожденного борца, он не был теоретиком». Султан-Галиев стал его заместителем, другом и единомышленником.3

Через Вахитова Султан-Галиев устанавливает связь с руководством большевиков: с Лениным, Троцким, Сталиным. Начинается переписка. И политическое планирование. Всё сводится вот к чему:

Царизм мешал исламу. Временное правительство мешает исламу. Нужно сделать так, чтоб к власти пришли силы, которые не мешали бы исламу. Большевики должны стать такой силой. И мусульмане России поддержат большевиков.

Большевики согласны. Такой политический план большевицкое руководство устраивает. Султан-Галиев постепенно становится своеобразным «связником» между верхушкой партии большевиков и руководителями мусульманских организаций (не только татарских, но и башкирских, и кавказских – связи в Баку остались). Об этом не часто вспоминают, но можно и вспомнить. Именно об этом:

Мусульманские политические организации России летом-осенью 1917 года вступили в сговор с большевиками. С целью свергнуть Временное правительство.

Ну, и цитата с сайта «Ислам-инфо». Не буду выдумывать, возьму цитату с сайта «Ислам-инфо».

*   *   *

В Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. и в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. советская власть провозгласила отказ от империалистической политики, проводившейся царским и Временным правительствами, и заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. Оба документа оказали огромное влияние на мусульманское население как на территории бывшей Российской империи, так и в исламских странах. «Мусульман приводили в ярость колебания Временного правительства, отклонившего требование Всероссийского Съезда мусульман о создании их собственных системы образования, религиозных и военных институтов. Как бы в противоположность деятельности Временного правительства, большевики начали свою восточную политику декларацией «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»…».

«Возвращение мусульманам списка Корана халифа Османа (конфискованного в свое время царскими властями) на съезде мусульман в Петрограде в декабре 1917 г., мечети Караван-Сарай в Оренбурге и башни Суюмбике в Казани, а также другие подобные жесты на Кавказе и в Средней Азии произвели должное впечатление на колеблющуюся часть мусульман… Проводились съезды мусульман, на которых революционеры - большевики, левые эсеры, левые джадиды - сидели рядом с муллами. Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма. Ввиду этого часть мусульманского духовенства даже выдвинула лозунг «За советскую власть, за шариат!».

Ислам-инфо4

*   *   *

Да, это времена Декрета «Об отделении церкви от государства». Это времена уничтожения православных храмов и времена «изъятия религиозных ценностей» (православных). Да, это времена, когда тамбовские, ярославские, костромские крестьяне, крестьянство Сибири и Дальнего Востока с оружием в руках (а иногда и только с вилами в руках) смело выступили против (как они считали) преступной власти большевиков…

Вот именно в те времена, когда многие русские мужики сразу же восстали и противились преступной большевицкой власти…

Мусульманские социалистические полки были созданы в Уфе и Казани, татаро-башкирские батальоны - в Казани и Москве, отдельные отряды мусульман-красноармейцев - в Астрахани, Перми и других городах многонациональной и многоконфессиональной России. Страна бунтовала, и участие крепких и выносливых мусульман в подавлении бунтов и восстаний было как нельзя кстати.5

Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев – это виднейший мусульманский идеолог, благодаря которому установилась тесная связь между большевиками и мусульманами. Во многом благодаря его деятельности большевиков поддержали миллионы (без преувеличения – миллионы) мусульман. Руками организованных (организованных в исламские организации еще до революции) мусульман устанавливалась и укреплялась советская власть во многих и многих регионах России.

*   *   *

Конечно. Когда большевики укрепили свою власть, когда закончилась Гражданская война и власть большевиков оказалась в их уже крепких руках, то – да. Потом. Только потом. Постепенно. Начали большевики разбираться и с мусульманскими организациями.

И тот же Мирсаид Султан-Галиев был арестован, сослан, затем арестован вновь и расстрелян (в 1940 г.).

Реабилитирован Султан-Галиев посмертно в 1990 году. Имя его вновь на слуху. В историческом центре Казани есть сегодня и площадь Султан-Галиева – Солтангалиев м?йданы.

Кто такой Султан-Галиев сегодня? Он – жертва. Жертва страшного и преступного режима большевиков (страшного сталинского режима). «Репрессированный лидер татарского национального движения», «расстрелянный мусульманин, расстрелянный идеолог ислама».

Только мусульманским (исламским) организациям России сегодня не надо забывать (когда они бичуют злой режим большевиков) такие вот русские слова:

За что боролись, на то и напоролись.

Не забываем и то, что Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев – основатель и руководитель Российской мусульманской коммунистической партии.6 Да. За что боролись, на то и напоролись.

---------------------------------

1 Р.Г. Ланда. Мирсаид Султан-Галиев

2 М. Султан-Галиев. Избранные труды. - Казань, 1998

3 Р.Г. Ланда. Указ. соч. // http://historystudies.org/2012/07/landa-r-g-mirsaid-sultan-galiev/

4 http://islam-info.ru/obchestvo/1584-politika-sovetskogo-gosudarstva-na-musulmanskom.html

5 Октябрьская революция и умма России // http://vostokoved2006.narod.ru/st/umma.html

6 http://ru.wikipedia.org/wiki/Российская_мусульманская_коммунистическая_партия