Русское Движение

Вилайет Крым: к росту исламского радикализма на Украине

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В начале июня в крымском Симферополе под чёрными знаменами с арабской вязью состоялся митинг сторонников незарегистрированной, но активно действующей на Украине исламской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Выход на улицы строителей Халифата, пожалуй, стал шоком для простого обывателя, но не для экспертов. Последние, к слову, неоднократно заявляли о росте исламского радикализма на Юге Украины.

Что же за ростки салафизма взошли в Крыму и являются ли они угрозой стабильности на полуострове и в регионе?

Вилайет Крым: как всё начиналось

Идеи радикального ислама незаметно проникли на полуостров в начале 80-х, когда в Симферопольском медицинском институте начали обучаться студенты-арабы. Им разрешили открыть небольшую молельню. Вполне вероятно, что именно тогда на полуостров завезли первые экземпляры экстремистской литературы на арабском языке. Студенты, отучившись, Крым покинули, а книги остались. В конце 80-х начали массово возвращаться депортированные в 1944-м году в Узбекистан крымские татары. Уезжая с насиженных мест, репатрианты с головой погружались в водоворот бытовой неустроенности и хаоса 90-х, а потому теряли контроль над своими подрастающими чадами, пока занимались вопросами выживания. Именно молодое поколение является основным мобилизационным резервом, поддерживающим идеи халифатизации и введения законов шариата.

Пригодились татары и украинской власти, опасавшейся превращения Крыма в независимое государство с последующим вхождением в состав Российской Федерации, а потому крымским татарам был дан «зелёный свет» на реализацию русофобской политики украинских властей. И татары успешно справляются с отведенной им ролью.

Учитывая, что крымско-татарское население Крыма являлось тактическим, но не стратегическим союзником республиканских властей, ведь опирались татары на Турцию и страны Запада, то активность украинских спецслужб снизилась (они переключились на более прозаичные задачи, связанные с перераспределением собственности и первичным накоплением капитала). Именно русофобия была заложена в основу фундамента актуализирующейся проблемы радикального ислама в Крыму.

Крымско-татарский меджлис, фактически являющийся параллельной властью в республике, стал силой, работающей на ослабление русских в регионе, параллельно отстаивая интересы крымско-татарской общины. Однако меджлис постепенно стал терять контроль над умами своего народа, а народ неспешно начал вникать в идеи Халифата. Благо после распада Союза в царившем на Украине хаосе появились первые эмиссары из Катара и Саудовской Аравии. Вначале их поездки носили ознакомительный характер, однако далее, убедившись в том, что почва для взращивания радикальных идей в Крыму плодородна, а овчинка явно стоит выделки, в регион стали засылать деньги на строительство мечетей. Плацдармом для расширения идей радикального ислама был избран центр Крыма — город Симферополь. Из среды завербованных и вновь обращённых стали назначать ответственных за реализацию указаний из Саудовской Аравии, а с целью обеспечения финансовой самостоятельности ваххабитские общины обрели поддержку среди бизнесменов. Следующим шагом стало налаживание активной пропаганды через исламские культурные центры.

Поле битвы — религия

В 1991 году было восстановлено функционировавшее до 1927 года Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). К 1993 году меджлис стал контролировать деятельность ДУМК, впрочем, не слишком успешно: в Крыму традиционный ислам начал терять свои позиции.

Адепты Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена из Турции стали ослабевать, проигрывая битву за умы конкурентам из монархий Персидского залива. Параллельно действующим с начала 90-х нурсистам развернули кипучую деятельность ваххабиты. Постепенно стала расширяться сеть культурных и религиозных центров. Сейчас под руководством Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид» функционируют исламские культурные центры (ИКЦ) в Киеве, Симферополе, Одессе, Донецке, Луганске, Виннице, Запорожье и Харькове. Официально в центрах «Альраида» занимаются «удовлетворением духовных, культурных, национальных, спортивных, научных интересов людей, исповедующих Ислам, защитой гражданских, социальных и других общих прав, разрешением спорных вопросов среди прихожан».

«Альраид» имеет связи с Министерством вакуфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии, ответственным за пропаганду ваххабизма.

Очевидно, что активная деятельность таких центров и организаций должна быть под контролем спецслужб. Однако те не спешат вникать в догматику ислама и аспекты деятельности исламских культурных центров.

Впрочем, силовики за годы независимости пресекали деятельность не только медресе, готовящего молодую поросль к отправке в Сирию в качестве пушечного мяса для вооружённых бандформирований, находили схроны с оружием в Крыму и даже разгоняли тренировочные лагеря чеченских боевиков.

Чеченская и палестинская эмиграции в Крым

С началом первой чеченской войны в Крым, на лечение в санаториях Сак и Евпатории, начали прибывать чеченские боевики. Часть из них вернулась в Чечню, а часть осела в Крыму и обзавелась собственностью.  По некоторым сообщениям, сейчас чеченцы контролируют санатории вокруг грязевых лиманов и морского побережья Сакского региона, а также торговлю нефтепродуктами и овощами.

Следом на полуостров стали проникать палестинцы, сбежавшие из Палестинской автономии. Пользуясь тотальной коррупцией, палестинцы становились гражданами Украины, предоставляя для регистрации поддельные документы. Получив гражданство, часть эмигрантов осела на территории Украины, а часть обрела возможность беспрепятственно совершать вояжи по всему миру через Турцию.

Выводы

Исламисты в Крыму усиливают позиции. И июньский митинг «тахрировцев» в Симферополе тому доказательство. Запрещённый в судебном порядке митинг незарегистрированной партии всё же состоялся и собрал около двух тысяч человек.

По минимальным подсчётам количество сторонников партии уже превысило шесть тысяч человек, по максимальным — приближается к десяти тысячам. Также разнятся оценки численности мусульман: от 450 тысяч до 1.5 миллионов человек.

Обстановку в Крыму можно охарактеризовать как сложную, но поддающуюся исправлению. Хотя надо признать, что меджлис и Духовное управление мусульман Крыма, к сожалению, не в состоянии сдерживать распространение ваххабизма.

И пока традиционный ислам терпит поражение на всех фронтах и теряет позиции, — государство Украина занимает пассивную позицию наблюдателя, лишь изредка вмешиваясь в ситуацию.

Украинские элиты продолжают использовать крымских татар как средство для уменьшения влияния Российской Федерации в регионе. Преступным является и фактическое самоустранение властей от решения проблемы распространения идей радикального ислама, и использование крымских татар как орудия в реализации русофобской политики.

Решать проблему, по всей видимости, придётся как так и последующим элитам Украины, так и соседним государствам. Происходящее в Крыму не может не иметь последствий.

ОДНАКО, Иван Лизан