Русское Движение

Никейский собор – 325 год

Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Первый в истории Христианской Церкви Вселенский Собор открылся 20 мая 325 года в Никее (ныне – город Изник на территории Турции), откуда возникло название «Никейский» или «Первый Никейский Собор». Он был созван римским императором Константином I с целью прекратить споры вокруг «арианской ереси», которые раздирали всё Восточное христианство. Так получилось, что по итогам Собора были утверждены основные догматы православной веры, однако арианство приобрело ещё большую популярность.

Участники Собора в Нике обсуждали массу важных вопросов, которые требовали скорейшего разрешения, но главной темой (и поводом) для его созыва было учение Ария. Не секрет, что различные ереси соблазняли христиан и до этого, но арианство искажало саму суть христианства и низводило его смысл до уровня остальных монотеистических религий.

I Вселенский Собор. Икона. Кон. XVI -- нач. XVII в. (ГМЗРК).jpg
I Вселенский Собор. Икона. Кон. XVI -- нач. XVII в.

Основоположником этой ереси стал александрийский пресвитер Арий. Он распространял мысль о тварности Исуса Христа, т.е. утверждал, что Христос был сотворён Богом, а значит, не равен и не единосущен Ему, но только подобосущен. Согласно же христианскому учению, Исус существовал всегда, но однажды – воплотился, чтобы искупить человеческие грехи на Кресте. Именно поэтому христианство называется «религией искупления», и в этом заключается его главный догмат и главное чудо.

Без понятия об искуплении христианство может рассматриваться всего лишь как альтернатива остальным естественным религиям, где заложены схожие моралистические установки. Но именно это и отличает христианство, которое основано на Откровении, от, скажем, иудаизма или ислама.

I Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г..jpg
I Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г.

Учение Ария набирало популярность с огромной скоростью – этому способствовали его ораторские способности и положение пресвитера. Главным его оппонентом выступал епископ Александрийский Александр. Рассудить спорщиков и решил Константин I, который не хотел допустить раздоров в империи.

Любопытны сохранившиеся высказывания Константина, которые характеризуют его отношение к этим противоречиям: «Ведь это же пустые слова, споры по ничтожному вопросу. Для умственной гимнастики специалистов, может быть, и неизбежны такие споры, но нельзя же смущать ими слух простого народа. Виноваты оба: и Александр и Арий. Один задал неосторожный вопрос, а другой дал необдуманный ответ». Более того, император просит спорщиков: «Возвратите мне мирные дни и спокойные ночи. B противном случае мне не останется ничего другого, как стенать, обливаться слезами и жить без всякого покоя».

Арий.gif
Арий

Впрочем, довольно скоро глава империи понял, что спор не является лишь «умственной гимнастикой специалистов», но выходит за рамки Восточной Церкви и касается, в том числе, и Запада. Таким образом, Константину пришла мысль о созыве епископов со всей империи и даже других стран, в том числе из Армении, Персии, Скифии, хотя до этого проводились исключительно поместные соборы церквей.

Евсевий на гравюре Нового времени.jpg
Евсевий на гравюре Нового времени

Первый Вселенский Собор стал уникальным событием не только в церковной жизни, но и в истории всей мировой культуры. К сожалению, мы не имеем протоколов заседаний в Никее, которые, скорее всего, и не велись. Не знаем мы и точного числа участников – по разным данным, от 220 до 320 человек.

Ересь арианства не была проблемой Запада, поэтому Римский папа Сильвестр отправил в Никею всего лишь двух своих заместителей. Из-за границы империи приехали епископы из Керчи – Воспорского (Босфорского) царства, Пицунды на Кавказе, из Скифии, Персии и Армении.

Икона I Вселенский собор.jpg
Икона I Вселенский собор

Православную группу на Собре представили великие церковные деятели, которые впоследствии были канонизированы. Многие из них, гонимые за веру, приезжали на Собор из ссылок и каторг изувеченными. Помимо ярого противника Ария Александра Александрийского, в полемике участвовали Афанасий Великий, Леонтий Кесарии Каппадокийской, Евстафий Антиохийский и Иаков Низибийский. С острова Кипра приехал Спиридон Тримифунтский – аскет, прозорливец и чудотворец. С сожжёнными руками приехал Павел Неокесарийский; у Пафнутия Фиваидского и Потамона из Египта были выколоты глаза. По словам очевидцев, Константин, эмоционально приветствовал, обнимал и целовал мучеников в выколотые очи. Среди их оппонентов, между тем, были все основные лидеры арианства.

Икона, изображающая святых отцов Первого Никейского собора, держащих Никейский символ веры.jpg
Икона, изображающая святых отцов Первого Никейского собора, держащих Никейский символ веры

Открытие Собора было торжественным: по этому случаю в Нике устроили целый парад. Император выступал как бы в роли куратора и верховного судьи, что также являлось уникальным для церковных соборов. Сам Константин, впоследствии канонизированный Церковью, тогда ещё не был христианином или даже оглашенным (он будет крещён только перед смертью). Однако он был воспитан в уважении к христианству и всегда стремился решить все спорные вопросы между церквями мирным путём. «…рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю». – Говорил глава империи на открытии Собора.

Император Константин Великий.jpg
Император Константин Великий

Затем начались прения, и самое активное участие в них принял император Константин. «Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был как-то усладителен и приятен». – Пишет об этом Евсевий Кесарийский, сильно увлекавшийся арианским учением, но искавший расположения императора. В ходе спора Арий и его сторонники выступали довольно дерзко, что вызывало возмущение православных. Словесное состязание было весьма эмоциональным и горячим, и неудивительно, что участвовавший в Соборе Николай Мирликийский, он же – Никола Чудотворец, в пылу жаркой полемики ударил еретика Ария в лицо. (Впрочем, был ли святой в Никее, доподлинно неизвестно).

На одном из заседаний Евсевий Кесарийский, первоиерарх Палестинского округа, предложил противопоставить арианству ясное исповедание православной веры в виде крещального символа своей Церкви. Константин принял эту инициативу, но предложил внести в символ только одно слово - «единосущный» («омоусиоус»). Таким образом, в Символ веры был внесен термин «Единосущный Отцу» - он должен был навсегда закрепить в сознании христиан истину о Божественности Иисуса Христа, который вочеловечился для искупления всего человеческого рода.

Никейский собор (румынская фреска, XVIII век).JPG
Никейский собор (румынская фреска, XVIII век)

Отредактированный Символ, оканчивающийся анафематствованием арианского учения, подписали почти все, включая самых ярых сторонников Ария, которые не хотели быть сосланными. Лишь двое земляков пресвитера – ливийцы Феона, епископ Мармарикский, и Секунд, епископ Птолемаидский, отказались подписать Символ, и были сосланы вместе с Арием.

Примечательно, что в результате противостояния арианству в христианстве утвердился главный догмат Святой Троицы, но с самим учением Ария на этом не было покончено. Оно ещё на протяжении нескольких веков становилось поводом для различных церковных расколов, пока не было изжито окончательно в раннем Средневековье.

Между тем сам Константин, как ни странно, позже поддержал арианство, которое было весьма популярным среди духовенства на Востоке. Из ссылки были возвращены многие сторонники этого учения, а представители противоположной партии, наоборот, были репрессированы. Спустя несколько десятилетий, в 381 году, император Феодосий I был вынужден созвать Собор в Константинополе, на котором арианство было вновь осуждено. Именно тогда был утверждён Никео-Цареградский Символ веры, текст которого используется в богослужении христианскими церквями по сей день.

Что касается Первого Собора в Никее, то он продлился целых три месяца и навсегда остался в истории как уникальное явление мировой культуры, церковной жизни и политики. Торжество закрытия Собора состоялось 25 августа 325 года. По описанию непосредственных участников, завершилось это мероприятие пышным обедом.

Алексей Голубев, diletant.ru