Русское Движение

Во что верит Православная Церковь?

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

Православная Церковь основана Самим Господом нашим Иисусом Христом в Иерусалиме на Пятидесятницу после Воскресения и Вознесения Его на небеса. Тогда Дух Святой сошел на святых апостолов, которые и возглавили Православную Церковь, и до сих пор наша Церковь управляется апостольскими преемниками. Будучи основана Самим Богом, Православная Церковь не имеет своей точки зрения на все мироздание. Наша Церковь слушает только Господа Бога, Который возглавляет Ее. Итак, чему научил Творец Свою Церковь обо всем необходимом для вечной жизни? Учение это, переданное Богом через пророков и апостолов, было кратко это изложено в Символе веры:

Источники вероучения Православной Церкви

Все то, во что верит Православная Церковь, открыто Ей Самим Богом. Это Божественное Откровение, преданное пророками и апостолами, передается в Церкви двумя способами: Священное Предание и Священное Писание (Библия).

Первым и древнейшим способом передачи Божественного Откровения является Священное Предание (2Фес. 2, 15). Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки — потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды. Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в единстве и преемственно силой Божией составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания или, по изречению святого апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).

Именно посредством Священного Предания знание о Боге и о Его спасении было передаваемо от времен Адама и до Моисея. Так же и апостолы передавали учение Христово изначально в устном виде. Гарантом точности передачи Священного Предания является Святой Дух, живущий в Православной Церкви и наставляющий нас на всякую истину (Ин. 14, 16–17). Поэтому голос Духа Святого являет изначальное Откровение Божие тогда, когда одну и ту же истину проповедуют все праведные православные христиане всегда, везде и повсеместно. Особенно важно здесь свидетельство мучеников, казненных за имя Христа, в которых, по Его слову, говорил Святой Дух (Мф.10, 20). Без следования Священному Преданию невозможно получить правильного понимания Библии. Ведь и Господь Иисус Христос изустно открыл апостолам, как понимать Священное Писание (Лк. 24, 27). На основании этого учения и существует православная герменевтика.

Высшей частью Священного Предания является Библия (Священное Писание). Православная Церковь признает Библию непогрешимым словом Божиим, данным Господом Своему народу — Православной Церкви. Библия — книга Завета между Богом и Его народом, а потому принадлежит она не всему человечеству, а только тем, кто вступил в Божий Завет через православное крещение.

Православные христиане написали Библию, вдохновленные Святым Духом. Православная Церковь, руководимая Святым Духом, отобрала подлинные библейские книги и создала библейский канон на своих соборах IV–VII веков. Она же обладает и истинным толкованием Священного Писания.

Согласно самой Библии, ее нельзя правильно понять тому, кто не слушается голоса Святого Духа, живущего в Церкви (2 Пет. 1, 19–21). Православная Церковь отвергает принцип «только Писание», потому что Богу было угодно не только дать людям Свое слово, но и заключить с ними договор и непрерывно общаться со спасаемыми в Православной Церкви. Мы не люди Книги, но люди Бога. Чтобы правильно понимать Библию, необходимо опираться на апостольское Предание, непрерывно сохраняемое в Православной Церкви. Иначе читающий Библию станет еретиком, искажающим Священное Писание.

Кто такой Бог

Истинный Бог, Которого знает Церковь, — это Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Совершенно Справедливый, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, ни в чем не Нуждающийся, Источник радости и счастья, Существующий Сам из Себя, Несотворенный. Он Вседержитель, Который все сотворенное содержит в Своей силе и в Своей воле.

Сущность Бога выше всякого познания не только человека, но и Ангелов. Узнать о Боге мы можем лишь то, что Он Сам решил о Себе открыть Православной Церкви через Свое Откровение (Библия и Священное Предание).

Но самая главная, превосходящая человеческий ум тайна, которую Бог открыл о Себе — это тайна Святой Троицы. Православная Церковь научена апостолами, что Бог — Триедин. Он единственный по сущности, но троичен по Личностям: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Это Три «Я», Которые вечно существуют Одно в Другом. В этой Троице нет никого до или после, нет ни большего, ни меньшего, но все Личности совечны и соравны. Бог есть любовь, и все Три Личности едины в любви. Отец в вечности отдает Себя Сыну и Духу, Сын — Отцу и Духу, а Дух Святой — Отцу и Сыну.

Между Личностями Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Личности; Сын Божий до начала всех времен рождается от Отца, как Свет от Света; Дух Святой вечно исходит от одного Отца. Три Ипостаси, или Личности, Пресвятой Троицы — совершенно равны по Божеству, достоинству, чести, власти, силе. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог, имеющий общую, единую волю, славу, силу, энергию.

Бог Отец — вечный нерожденный Бог, Причина всего сущего, Родитель Сына и Испуститель Святого Духа. Он — единственная Причина Сына и Духа, и поэтому Троица — единый Бог. Он — Отец для всех православных христиан, принявших святое водное крещение.

Бог Сын — вечное Рождение Отца, Слово Его, Образ Отца, Премудрость, Которым Отец создал мир и без Которого никто не придет к Отцу. Сын Божий — глава Православной Церкви, Которая — Его невеста и Его Тело.

Бог Дух Святой — вечная Личность, исходящая только от Отца. Он — дает жизнь всему творению и является Автором Библии и Священного Предания. Он — Источник святости и правды, без Которого никто не сможет войти в Царство Бога. Дух Святой всегда живет в Православной Церкви и сохраняет в Ней неповрежденным учение Христа.

О предопределении

Веруем, что всеблагой и живущий вне времени Бог, вечно зная свободный выбор разумных существ, предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отверг, тех предал осуждению. Это произошло не потому, что Он захотел одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это несвойственно Богу, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). но поскольку Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил.

Православная Церковь верит, что каждый человек и ангел обладает свободой выбора. И именно то, как распорядятся этой свободой человек и ангел, и является причиной того, что Бог от вечности одних предопределяет к вечной славе, а других — к вечной гибели. Ведь спасение совершается в сотрудничестве воли Божией и воли человеческой.

Те, кто предузнаны Богом от вечности, призываются Его Божественной благодатью (несотворенной Божественной силой) к спасению в Православной Церкви. Они принимают открытую Богом православную веру и раскаиваются в своих грехах. Бог очищает их от греха через Крещение и Причастие и другие таинства, дает им Божественную силу к творению добрых дел в Православной Церкви. Бог руководит ими в их христианской жизни и через Церковь помогает побеждать сатану. Бог Сам укрепляет их свободу в добре, и делает свободными детьми Своими. И так люди в Православной Церкви делаются предопределенными к вечной жизни.

Предопределенных к спасению Бог Сам призывает, Сам оправдывает и Сам освящает через Церковь. Но все это происходит не без участия всех сил человека. Бог открывает Себя человеку — человек принимает православную веру и отвергает все ложные учения. Бог очищает от греха в Крещении и Покаянии — человек обещает больше не грешить. Бог дает православному христианину благодать Святого Духа — а он использует ее через веру, действующую любовью (Гал. 5, 6). Поэтому хотя спасение только от Бога, но для него необходимы от человека и православная вера, и жизнь по заповедям Божиим, и принадлежность к Православной Церкви. Свободный выбор человека, делающий его предопределенным к вечной жизни, должен выражаться и в мыслях, и в словах, и в делах, и во всем образе жизни.

Если же некоторые считают, что Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, — это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию — посему мы исповедуем, что Он справедливо предает осуждению тех, которые остаются в нечестии по развращенной своей воле и нераскаянному сердцу. Но никогда не называли и не назовем виновником вечного наказания и мучений, как бы человеконенавистником, Бога, Который Сам сказал, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).

О творении

Православная Церковь верит, что Триединый Бог, желая поделиться Своей любовью с другими существами, задумал и создал всё существующее из небытия. Церковь знает, что единственной Причиной мира является воля Отца, Сына и Святого Духа. Миру не предшествовала ни праматерия, ни иная сила, кроме силы Божией.

Бог сотворил вселенную двойной: мир видимый, материальный, и мир невидимый, духовный.

К духовному миру принадлежат ангелы, а также люди своими душами. Ангелы — сотворенные бесплотные духи, одаренные умом, свободной волей и могуществом.

Все ангелы созданы благими и прекрасными. Но первый из ангелов, Люцифер, возгордился и отпал от Бога. Он стал называться сатаной (противником) и дьяволом (клеветником). Так появился грех, и всякий делающий грех — от дьявола. Вместе с ним от Создателя отпали в самолюбие, гордость и злобу треть ангелов. Они стали называться демонами. Бог сверг их с небес, и в воздухе сатана создал свое царство. Именно демоны обольщают каждого из людей, они создали ложные религии и ереси в христианстве. Писание говорит, что для обмана людей сатана может принимать вид ангела света (2 Кор. 11) и может даже совершать чудеса. Эти чудеса он часто совершает во внеправославном мире для обмана и гибели людей. (Исх. 7).

Те ангелы, которые остались верными Богу, стали непоколебимыми в добре силой Святого Духа (Пс. 32). Они составляют небесную часть Православной Церкви, помогают людям придти к Богу. Каждый крещенный православный христианин имеет ангела-хранителя, помогающего ему во всех добрых делах. Поэтому Православная Церковь почитает ангелов, призывает их на помощь, но запрещает воздавать честь, подобающую только Богу.

Материальный мир создал Бог из небытия за шесть дней. Изначальный мир был нетленным и бессмертным, при сотворении все было «хорошо весьма» (Быт. 1, 31), то есть чисто, прекрасно и безвредно. А венцом творения был человек. Триединый Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему по подобию» (Быт. 1, 26). И сотворил Бог тело первого человека — Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть, душу, его неуничтожимую и духовную часть; ввел Адама в рай; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую женщину — Еву (Быт. 2, 21–22). Отпечаток образа Божиего есть в каждом человеке — это разум, обладающий даром слова и творческой силой. Именно в образе Божием укоренена совесть, этот голос Бога, обращенный к каждому человеку. Так как природным Образом Отца является Сын Божий, то человеку естественно войти в общение со Христом в Его Православной Церкви. При творении Бог дал человеку задание стать по подобию Своему. Подобие Божие для человека — это святость, милость, праведность, даруемые Святым Духом членам Православной Церкви.

Первые люди послушались совета дьявола, вошедшего в змея, и сознательно нарушили заповедь Божию. Тем самым они разорвали союз с Творцом и вошли в союз с сатаной. Это состояние порабощенности дьяволу и греховности передается каждому человеку с момента зачатия и делает его чадом гнева Божия (Еф. 2, 3). Ведь как сказано в Писании: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14, 4). Это состояние называется первородным грехом. Тот человек, который не омоется от первородного греха в Таинстве Крещения, не может войти в Царство Божие, куда ничто нечистое не войдет (Откр. 21, 27).

Следствиями грехопадения является смерть тела и состояние проклятия, наложенного Богом на людей.

О Боговоплощении

Веруем, что Сын Божий вечно рожденный от Отца, стал истинным Человеком, оставаясь при этом таким же Богом, как был и прежде. Оставаясь вездесущим Богом, Он стал ограниченным в пространстве и потому изобразимым Человеком. Один и Тот же стал сотворенным и остался несотворенным, стал и меньшим Отца — по человеческой природе, и остался равным Ему — по природе Божества. Православная Церковь учит, что Господь Иисус Христос — Одна Личность, Одно «Я» Бога Сына, Одного из Святой Троицы, существующее отныне и навсегда в двух природах — Божественной и Человеческой, которые соединились, не слившись во что-то новое, не изменившись, пребывая нераздельно и неразлучно (то есть Иисус Христос навсегда и Бог, и Человек). Человеческая природа Христа совершенна: Он имеет человеческое тело, разумную человеческую душу, волю и действие.

Благодаря тому, что Бог Сын стал человеком, Он стал той дверью, через Которую православные христиане имеют доступ к Богу Отцу. Он — Единственный Посредник между Богом и людьми, без соединения с Которым невозможно прийти к Богу.

Первое рождение Сына — вечное от Отца, а второе — во времени от Девы Марии, произошедшее силой Святого Духа. Поскольку Христос родился от девственной матери, то поэтому Он чист от первородного греха. Так что Христос не грешил и не мог согрешить по причине соединения в Нем Божественной и человеческой природ.

Православная Церковь знает, что Мария — это Дева до рождения Христа, во время Рождения Его и после Его Рождения. Братья Христовы, упоминаемые в Евангелии, — это дети Иосифа Обручника от первого брака. В силу того, что Дева Мария родила по плоти Бога, Она называется и есть Богородица.

Православная Церковь почитает Богородицу Марию как высшую из святых, первую из спасенных и достигшую,  благодаря своей любви, полного богоподобия. Потому Православная Церковь почитает Богородицу выше всех ангелов, как Царицу небесную (см. Откр. 3, 21). Это почитание является исполнением библейского пророчества (Лк. 1, 46–55). Но при этом Православная Церковь не считает Деву Марию богиней и отвергает римо-католическое учение о том, что Богородица рождена без первородного греха.

Об искуплении

Веруем, что Бог Отец помазал Святым Духом Господа нашего Иисуса Христа на то, чтобы стать Царем, Пророком и Священником. Как Царь Он создал Царство благодати (Православную Церковь), как Пророк Он заключил Новый и Последний Завет между Богом и Его народом (православными христианами), как Священник Он принес в жертву Себя для искупления детей Божиих. Крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. И потому Православная Церковь почитает крест как святой жертвенник и знак нашего спасения, разрушающий всю силу сатаны.

Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, сделался новым, Всемогущей Главой людей, которых Он соединяет с Собой в Церковь посредством веры. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия Божия, подавать детям Божиим прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Господь Иисус Христос пострадал за всех нас: со Своей стороны, Он принес Себя в жертву, точно за всех и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те из нас, кто, со своей стороны, добровольно принимает участие в страданиях Его, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10).

Православные христиане участвуют в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями (Гал. 5, 24).

Как верит Православная Церковь, после смерти Господь Иисус Христос Своей бессмертной душой сошел в ад, проповедовал Евангелие и освободил всех ожидавших Его древних праведников. Со смертью душа Христа временно разлучилось от тела, но Его Личность осталась неразрушимой из-за того, что по Божеству Он вездесущ. Тело Христово было нетленным в гробнице, и в этом — основание нетления тел православных святых, соединившихся со Христом.

Основой православной веры является весть о том, что на третий день после распятия Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тем самым Он победил смерть и положил начало процессу будущего воскресения мертвых, которое предстоит всем людям. Он воскрес с той же самой плотью, какая была распята на кресте, и поэтому всем без исключения людям надлежит воскреснуть в тех же самых телах, в которых они жили и умерли.

После Своего воскресения Христос сорок дней являлся апостолам, дал им власть прощать грехи и крестить, открыл им тайны Библии, которые до сих пор хранит святая Православная Церковь. Затем Господь вознесся на небеса со Своим телом, где воссел по правую сторону Отца. Он не только как Бог, но и как человек управляет всем миром и постоянно ходатайствует перед Отцом за православных христиан.

О Церкви

В день Пятидесятницы Господь Иисус Христос послал от Отца Своего на двенадцать апостолов Святого Духа. Так возникла православная Церковь во исполнение слов Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Православная Церковь — не просто общество читающих Библию, а таинственный организм, Тело Христово, одушевленное Святым Духом.

Господь создал видимую Церковь с четкими границами, а не нечто аморфное, невидимое и неопределимое. Церковь Христова неуничтожима, она не могла исчезнуть на целые века, потому что гарантом ее существования является Святой Дух, живущий в ней, и ее Глава Иисус Христос. Так как Церковь — это единое Тело Христово, то она не может погибнуть, чтобы затем быть воссозданой человеческими силами, и не может быть разделена на независимые части. Церковь не может сокрыться (Мф. 5, 14; Мк. 4, 21). Церковь Христова от времен апостолов сохраняется благодаря непрерывной цепи епископских рукоположений. Границы Церкви определяются верностью изначальной апостольской вере, общением с апостольской иерархией, участием в установленных Христом таинствах (особенно в Евхаристии) и следованию заповедям Божиим. Церковь Божия едина и единственна, потому что причащается Тела и Крови Христа, именно поэтому рамки Евхаристии являются видимыми границами Церкви.

Господь предсказал появление лжеучителей, и поэтому в течение тысячелетий от Православной Церкви отпадали через расколы или ереси и отдельные люди, и целые общины. Отделение от Церкви есть отделение от Христа — это смертный грех, лишающий человека вечной жизни. Вера едина, а другие учения — чуждые, лживые. Это секты с иным Иисусом, с другим духом и иным благовестием (2 Кор. 11, 3–4). Без Церкви нет ни Спасителя, ни благодати, ни добродетели (Ин. 15, 4–6), и кто не в Церкви Христовой, тот и не христианин (Мф. 18, 17).

Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла — известно, и на всякую можно выдать метрики. Молоды все секты, и всех их несколько тысяч; создали их люди по наущению диавола.

Господь Иисус Христос говорил о том, что «будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16), и молился: «да будут все едино» (Ин. 17, 21), поэтому все люди, которые находятся вне Церкви не по личному злому выбору или противлению, а по неведению, приглашаются вступить в это единство. 

Православная Церковь свята, ибо в ней живет Святой Дух, Который очищает от грехов и делает из грешников детей Божиих. Только в Церкви люди могут стать подобными Богу при помощи таинств и жизни по заповедям.

Православная Церковь называется кафолической. Она содержит всю полноту истины и имеет все средства, необходимые для спасения. В Церкви Дух Святой лечит все виды греха и учит всем добродетелям. В нее входят люди из всех народов Земли и всех времен. Она выше расовых, национальных и политических разделений. Для всякого, кто любит истину, кто желает прийти к Богу, кто желает обрести святость и совершенство, открыты двери Православной Церкви; и нет другого пути к Богу Отцу.

Апостольская Церковь получила от Христа задание возвестить Евангелие народам всей Земли.

О спасении

Православная Церковь знает, что никто не может спастись без правильной веры во Христа, соединённой с исполнением Божественных заповедей, и без нее невозможно угодить Богу. «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), так что имеющаяся в нас вера через дела оправдывает нас во Христе. Дела же веры есть не только свидетельство нашего призвания, но и плоды, благодаря которым наша вера становится деятельной. Но спасение совершает ни вера, ни дела, но благодать Божия, входящая в человека через таинства, принимаемые христианином по вере, и действующая в нем через добрые дела.

О таинствах

Согласно вере Православной Церкви, таинство — это священное действие, через которое тайным образом действует на человека спасительная сила Божия. Главных таинств семь: 1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Причащение. 4. Покаяние. 5. Священство. 6. Брак. 7. Елеосвящение. Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу.

В Крещении человек таинственно рождается Богом в жизнь духовную. Он перестает быть чадом гнева Господа и становится чадом Бога Отца. Крещению необходимо предшествует покаяние в греховной жизни, православная вера в Спасителя и искупление, испрашивание у Бога доброй совести. Крещение согласно апостольскому Преданию совершается через троекратное погружение в воде «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), во время которого происходит прощение всех грехов, освящение и оправдание, а также возрождение для новой жизни. В Крещении человек умирает вместе со Христом и воскресает вместе с Ним, и Кровь Его очищает от всякого греха (1Ин. 1, 7).

Крестить должно всех: и взрослых и детей (Мк. 10, 14). Детей необходимо приводить ко Христу крещением, иначе они не войдут в Царствие Божие (Ин. 3, 5) по причине первородного греха, смываемого только крещением. При Крещении детям подается благодать по вере тех, кто приносит их, — как и исцеление больных Господь совершал по вере приносящих (Мк. 2, 5). Но к таинству Крещения можно допускать детей только при условии их воспитания в православной вере.

В Миропомазании православный христианин получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую его. В Новом Завете православные христиане получили особые дары Святого Духа: для этого они и помазаны священным миром, которое приготовляется и освящается епископами, и его раздают всем пресвитерам, чтобы они совершали таинство миропомазания и таким образом передавали крещеным особые дары Святого Духа. Во времена апостолов дары Святого Духа передавали через возложение рук, и сейчас эти дары могут передаваться таким же образом руками преемников апостолов — епископами. Но чтобы как можно больше детей Божиих могли получить дары Духа, святые апостолы установили преподавать этот дар через освященное епископами миро — руками пресвитеров.

Православная Церковь до сих пор переполнена дарами Святого Духа: дарами исцеления и различения духов, пророчества и утешения. Дар языков, упоминаемый в Писании, — это чудесная способность осмысленно, без подготовки говорить на реально существующем языке. Все остальные виды глоссолалии Православная Церковь отвергает как порождение темной силы сатаны.

В Покаянии православный христианин врачуется от болезней духовных, то есть от грехов. Господь Иисус Христос, имея власть прощать на земле людям грехи (Мк. 2, 5), после Своего Воскресения даровал право прощения грехов апостолам и их преемникам (Ин. 20, 21–23). Для того чтобы грехи были прощены, нужно, чтобы верующие исповедовали их перед епископом или пресвитером, и он, по власти Божией, прощает им грехи (Деян. 19, 18).

В Причащении православный христианин питается духовно. Спаситель обещал дать особое небесное питание (Ин. 6, 27) и обещал, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим (Ин. 6, 49–51), указав, что без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения (Ин. 6, 53-57). Господь исполнил это обещание, дав апостолам на Тайной вечере Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина (Мф. 26, 26–28; Лук. 22, 17–20). И Сам Христос заповедал апостолам совершение этого таинства (Лк. 22, 19). Преемники апостолов — православные священники всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых (1 Кор. 10, 16), и оно будет совершаться до Второго пришествия Иисуса Христа (1 Кор. 11, 23–26).

Это таинство — чудо из чудес, ибо силой Святого Духа, во исполнение слов Спасителя, хлеб пресуществляется, превращается в истинное Тело Христово, а вино — в истинную Кровь Христову. Те, кто вкушает Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяются с Христом, и Бог поселяется в них, очищая от последствий греха и давая вечную жизнь причастнику.

В Браке православный христианин получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей, так что муж становиться образом Христа, а жена — образом Церкви (Еф. 5, 22–28). Господь Иисус Христос не отверг брака, но признал в браке самый близкий неразрывный союз мужчины и женщины (Мк. 10, 6–9) и освятил его чудом в Кане Галилейской (Ин. 2). Православный брак заключается с благодарственной и священнодейственной молитвой, которую совершают преемники апостолов (1 Тим. 4, 1–5).

В Елеосвящении православный христианин врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных. Это есть таинство, в котором по молитве священников и мирян через помазание освященным елеем больного подается ему благодать Божия, прощающая ему грехи и освобождающая его от телесных недугов (Иак. 5, 14–15).

В Священстве православный христианин получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств. Без таинства Священства не может существовать Церковь. Ведь именно через возложение рук преемников апостолов христианин становиться носителем апостольской власти и благодати и приобретает право совершать таинства Крещения и Евхаристии.

Церковь приняла от Господа и Его апостолов трехстепенную иерархию. Всей полнотой духовной власти обладает прямой преемник апостолов — епископ, управляющий церковной общиной той или иной территории. Он имеет власть совершать все таинства, обязан учить народ Божий слову Господню. А также обладает правом церковного суда. Только он может отлучать грешника от Церкви или присоединять уже отлученных. Именно перед епископом должны решаться споры между христианами. И самое главное, только епископ имеет право через возложение рук передавать христианам дар священства. Поэтому без епископа не может быть Церкви. Так как епископы являются наследниками апостольской власти, к ним относятся слова Спасителя: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10, 16).

Православная Церковь утверждает, что все епископы равны друг другу по благодати. Что же касается титулярных различий (называние епископов архиепископами, митрополитами, патриархами), то все они указывают только на первенство чести того или иного предстоятеля Церкви, но никак не на превосходство власти. Православная Церковь возглавляется Самим Господом Иисусом Христом и потому не может иметь земного главы. Православная Церковь не признала главенства власти римского папы, что и повлекло за собой отпадение от нее Римо-католичества в 1054 году.

Над властью епископа находится власть Собора епископов, которому обязаны подчиняться все епископы этой местности. Исходя из этого, епископа на служение рукополагает собор епископов (не меньше двух или трех), а не один епископ.

Православным епископам помогают в совершении их служения пресвитеры и диаконы. Пресвитеры (или, как их еще называют, священники) рукополагаются одним епископом. Они могут совершать Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Брак, Елеосвящение. Они возглавляют богослужение православных общин. Они учат людей слову Божию. Но при этом пресвитеры не могут ни рукополагать новых пресвитеров, ни обладают властью церковного суда.

Диаконы — это помощники епископов и пресвитеров. Они не имеют права совершать таинств, но помогают при богослужении, а также должны заниматься делами благотворительности и катехизации. В сан диакона рукополагает один епископ.

По правилам Православной Церкви, в священный сан могут быть рукоположены как женатые первым браком, так и целибаты. Исключением является лишь сан епископа, в который, начиная с VII века, рукополагают только целибатов.

О единстве небесной и земной Церкви

Православная Церковь возглавляется Христом, вознесшимся на небеса и сидящим одесную Отца. Поэтому в нее входят не только ныне живущие христиане, но и верные Богу ангелы, подвластные Христу, и души умерших праведников как Ветхого, так и Нового Завета, и вообще души всех верных Богу христиан. Объединенная Христовой любовью, которая сильнее смерти, и вездесущим Святым Духом? Православная Церковь деятельно проявляет это единство в своей жизни.

Во исполнение слов апостола Иоанна: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин. 1, 3), Православная Церковь общается и с апостолами, и с другими святыми, отошедшими ко Господу. Общение это происходит и через апостольское преемство епископата, и через молитвенное обращение к почившим праведникам. Православная Церковь прославляет отошедших к Богу святых и как образцы для подражания (Притч. 10, 7; Евр. 13, 7), и как друзей Христовых (Ин. 15, 15), в которых явилась слава Божия (1 Цар. 2, 8–9). В Православной Церкви христиане просят святых о молитвенной поддержке, о предстательстве перед Богом так же, как мы просим и на земле наших братьев и сестер молиться друг за друга. Но Единственным Посредником между Богом и людьми является Господь Иисус Христос, Который царствует и над мертвыми, и над живыми (Рим. 14, 8).  Ходатайство святых перед Богом, о котором многократно говорит и Библия (Притч.10,7; Иак.5,10–11; 2Мак. 15, 11–14; Сир.44,12–14), — это опыт Православной Церкви,  и он никак не затемняет единственное служение примирения, совершенное Христом Спасителем на Кресте.

Зная, что «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8), Православная Церковь не забывает своей молитвенной заботой и бессмертные души умерших христиан. Церковь знает, что после смерти нет покаяния, но при этом знает, что есть некоторые грехи, которые могут быть прощены и в будущем веке (Мф. 12, 32) в силу искупительного страдания Господа Иисуса Христа. В этом проявляется Христова власть над адом и смертью (Откр. 1, 18).

Смысл церковных молитв, особенно во время принесения жертвы Евхаристии, такой. Многие люди еще на земле, став членами Православной Церкви, начали бороться с греховными привычками (страстями), но не успели с ними справиться при жизни. И молитва Церкви, сопровождаемые милостыней, помогает душе умершего победить эту греховную тягу. Представление, будто человек мгновенно меняется в момент смерти, не имеет основания ни в Библии, ни в учении Православной Церкви. «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Она способна помочь умершему справиться с грехом. Но тот человек, который отпал от Бога и Его Церкви через смертный грех (1Ин. 5, 16), особенно через отступничество, не может получить от Господа прощения, а потому Церковь за таких не молится.

Общение между небесной и земной частями Православной Церкви проявляется не только через молитву, но и через вещественные святыни: храмы, иконы, мощи.

О конце мира и возвращении Христа

Веруя словам Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 24, 14), Православная Церковь ожидает, что, когда неискаженное Евангелие будет проповедано по всем народам, обитающим на земле, и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Святого Духа, наступит конец мира. Православные христиане ждут возвращения возлюбленного Господа Иисуса Христа, чтобы Он забрал нас к Себе, в царство любви Его Отца. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в наш род сила спасения — как закваска в тесто (Мф. 13, 33) — произвела свое дело.

Когда истинная вера будет услышана всеми, не останется смысла в существовании мира в этом виде, наступит конец. Раньше определенного срока сему быть нельзя, убеждена Православная Церковь.

Православные христиане веруют, что вложенная господом в наш род сила спасения удерживает своим действием явление антихриста, как и написано в (2Фес. 2,7–8), который воцарится, когда она перестанет действовать. То есть, пока все предузнанные к спасению не примут то Евангелие, возвещенное нашим Господом, которое проповедали апостолы и которое в неповрежденном виде содержится Православной Церковью, благодать Святого Духа еще пребывает и имеет еще поле деятельности в человеческом роде. Но Православная Церковь также знает, что по мере роста числа предопределенных Отцом ко спасению (Рим. 8, 30) происходит и развитие зла, возрастают предсказанные Господом плевелы (Мф. 13, 24–26), а апостол Павел прямо говорил: «тайна беззакония уже в действии» (2Фес. 2, 7), что и проявляется в мире в существовании тайных антихристианских обществ, в революциях, в расцвете человекопоклонства и в магии. Но сейчас благодать Божия и сила государства сдерживают зло. Когда благодать Божия покинет наш мир и рухнет государственность, явится величайший злодей, последний враг Бога — антихрист.

Православная Церковь в соответствии с многочисленными указаниями из Священного Писания, составила четкий портрет беззаконника и картину последних времен человечества.

Антихрист будет человеком, а не воплощением дьявола. Он будет евреем из колена Данова. Обладая гениальным умом и мнимыми добродетелями, он возгордится и вступит в союз с сатаной. Сам древний змей будет сообщать ему силу к творению ложных чудес. Еврейский народ примет антихриста за Мессию и будет способствовать его воцарению. И он сам всячески будет выдавать себя за Христа Спасителя. Перед ним, как и перед Господом Иисусом, придет предтеча — лжепророк, который будет совершать такие знамения и чудеса, что и огонь будет сводить с неба (Откр.13, 11–14).

Подражая Богочеловеку, антихрист разошлет по всем концам лжеапостолов, чтобы обманом и магией совратить людей, особенно право верующих христиан. Он будет обещать всем мир и безопасность (1Фес. 5, 3). В результате антихрист станет правителем планеты. Власть его будет длиться три с половиной года. Столицей его станет Иерусалим. Он восстановит Иерусалимский Храм и воссядет в нем как Бог, выдавая себя за Бога и  требуя себе подобающего Богу поклонения.

Тогда начнется величайшее гонение на православных христиан. Все храмы будут осквернены. Но до самого конца Православная Церковь сохранится, будет совершаться Литургия и рождаться святые.

Лжепророк поставит изображения антихриста, сделает так, что оно будет говорить и убивать всех, кто откажется поклониться идолу. Все поклонившиеся получат или на руку, или на лоб клеймо с написанным именем антихриста или его числовым эквивалентом (666). Этим знаком люди лишатся Божьей защиты и станут вечными рабами врага. Священное Писание обещает им вечные мучения в гееннском пламени.

Бог не оставит без наказания отступников от православной веры. На погибающую Землю падет ряд казней, больших, чем в Египте. Моря и реки превратятся в кровь. Появятся невиданные болезни. Голод и бедствия охватят мир. Град с небес и чудовищные землетрясения опустошат сушу. Отступники будут ненавидеть друг друга и православных христиан (Откр.).

Чтобы обуздать поток зла, Бог пошлет двух последних проповедников покаяния — пророков Еноха и Илию, живыми взятыми на небо. Под влиянием их проповеди произойдет величайшая победа Бога: еврейский народ покается в своих беззакониях и примет Иисуса Христа, Которого отвергли их отцы. сам антихрист убьет их и запретит хоронить, но Бог через три дня воскресит их и вознесет на небеса.

Разъяренный антихрист соберет свои войска, чтобы уничтожить последних православных христиан. Но когда надежд у Церкви больше не будет, на землю вернется Христос.

Внезапно на небе засияет победный трофей Христа — честной Крест, «явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24, 30). Окруженный бесчисленными войсками пламенных ангелов и сопровождаемый душами всех святых Своих, спустится Он на сияющих облаках на гору Елеон. Антихрист и лжепророк погибнут от одного Его дуновения (2Фес, 2 8).

Возвращение Иисуса Христа будет сопровождаться небывалыми астрономическими явлениями и катаклизмами. Весь мир будет охвачен священным огнем Духа Святого, Который обновит вселенную. И явится новая земля и новое небо, в которых обитает праведность (Откр. 21, 1).

При звуках труб, возвещающих наступающее нескончаемое Царство Бога, совершится величайшее чудо Творца, которого с надеждой ожидает Православная Церковь, — настанет великое время Воскресения (Откр. 20, 12–13).

Ни один человек не избежит воскресения — оживут и праведники, и грешники. Все частицы тел умерших, которые всегда помнила их душа, соединятся вместе по запечатлевшейся в ней форме. Тела наши будут теми же, какими были в момент смерти, и хотя и будут существовать в другом виде, чем сейчас, но при этом полностью будут соответствовать замыслу Творца. Вся природа будет восстановлена такой, какой ее задумал Бог, об этом пишет и апостол Павел (1Кор.15,42–44). Дожившие до Судного дня вовсе не умрут, а мгновенно изменятся в огне. Изменения не коснутся только свободной воли человека. Так навсегда будет поглощена смерть победой (1Кор.15,51–54). По учению Православной Церкви, все мы обречены на бессмертие в телах: только одни — на воскресение славы, другие — на воскресение осуждения. Время закончится, и наступит вечность.

Небеса станут доступны людям. Земля станет землей живых. Сердцем новой земли станет Новый Иерусалим, сходящий от Бога. Так обещал Господь, и так верует Православная Церковь.

Божьих избранников соберут со всех концов земли Ангелы, и они встанут возле  Его престола, остальные люди от первого до последнего человека будут приведены в долину Иосафатову около Иерусалима. По велению Христа, ангелы разделят людей, как пастух отделяет овец от козлов (Мф. 25, 34–45). Сядут судьи — двенадцать апостолов, и раскроются книги совести каждого, откроются все злые и добрые дела людей.

Православные христиане веруют, что грешники получат наказание за свои злые дела и пойдут в вечную муку. Это — смерть вторая. Их ожидает три вида мук: вечный огонь, внешняя тьма и неусыпающий червь. Как учит Православная Церковь, вечный огонь — это проявление в ожесточенных грешниках могущественной силы Бога, обжигающей тех, кто не пожелал примириться с Ним (Евр. 12, 29), как и говорит Бог через пророка Исаию (Ис. 50, 11). Во внешнюю тьму отойдут те, кто не захотел знать Бога (Мф. 22, 13). Гееннский червь будет пожирать их (Мк. 9, 44), «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25,30). И эти страшные муки никогда не прекратятся, и не будет больше спасения тем, кто в этой жизни отверг благодать Бога, подаваемую в Его святой Церкви православным христианам.

Праведники получат вечное небесное сокровище, приготовленное им Богом Отцом еще до творения. Не будет уже ни болезней, ни смерти, ни тления, ни скорби, ни голода, ни жажды. Звери не станут пожирать друг друга. Святые люди уподобятся ангелам, ибо выбор их уже сделан. Слава праведников будет отличаться в зависимости от их трудов во время земной жизни (Ин. 14, 2). Счастье их будет невыразимо никаким языком (1Кор. 2, 9–10). Высшим счастьем будет непосредственное видение Бога лицом к лицу.

Православные христиане веруют и ожидают: Христос исполнит Свое обещание — Он вернется и заберет нас к Себе. Христиане увидят славу Божию и станут причастниками Божественной жизни. В сердце спасенных поселится вся Святая Троица. Побеждающие получат всё. Они станут детьми Бога, будут царствовать с Ним и будут подобны Ему. Имя Бога будет сиять на их челе. Потому и назовутся они богами по благодати, ибо по дару Творца они будут иметь всё то же, что и Бог, кроме общения в Его сущности.

О вещественной святыне

Поскольку человек двухсоставен: материален и духовен, православные христиане почитают и материальные святыни, в полном соответствии с указаниями, данными Богом своей Православной Церкви и изложенными в  Священном Писании.

О святых храмах 

Мы строим храмы, в которых поклоняемся единому Творцу и в которых вездесущий Господь являет Свое особое присутствие, ибо это угодно Богу (Исх. 25, 2, 8). Как Господь повелел Соломону (2 Цар. 7, 13), так Соломон и поступил (3 Цар. 6, 14),  и «храм был угоден Господу, и Господь освятил его» (3 Цар. 9, 3).

После разрушения храма Соломонова, Господь повелел строить новый храм (Агг. 1, 3, 8). Спаситель ревновал о храме (Мк. 11, 17; Мф. 21, 13; Лк. 19, 46), и Православная Церковь  восстанавливает разрушенные в годы гонения храмы и возводит новые. Воссозданные и возведенные храмы освящаются православными епископами, ибо и Спаситель наш признавал освящение от храма (Мф. 23, 19).

Спаситель видел в храме особое присутствие Божие (Мф. 23, 21). В православных храмах Сам Господь незримо присутствует за совершением каждого Таинства, а Таинстве Евхаристии вещественно подает себя каждому православному христианину в Св. Дарах.

после вознесения Господня Апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 53). И проповедуя Христа по всему миру, апостолы приходили в храм Иерусалимский для поклонения (Деян. 24, 11) и молились в храме (Деян. 22, 17). Так и по сей день православные христиане собираются в храмах каждое воскресенье получать спасительные Таинства и прославлять Святую Троицу.

Господь предсказал, что у христиан будут свои храмы, воссозданные и обновленные; пророческое предсказание об этом привел апостол Иаков на апостольском Соборе: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15, 16–17). И сейчас по всему миру во исполнение этих слов сияют в небесной синеве золотые кресты с куполов православных храмов.

Церковь, или храм, православные христиане всегда отличали от жилого дома (1Кор. 14, 34–35). женщинам Православная Церковь не позволяет не только священнодействовать, но и поучать без особого на то благословения.

Храмы Божии должны сохраниться до Второго пришествия Христова, когда придет антихрист и будет глумиться над ними (2 Фес. 2, 3–4).

О святом Кресте Христовом

Православная Церковь почитает и превозносит Крест Христов как орудие нашего  спасения, освящающее и сохраняющее весь мир, о котором молился Господу псалмопевец Давид (Пс. 59, 6), прославлял премудрый Соломон (Прем. 14, 7), пророчествовали пророки (Ис. 11, 12; 60, 13; Зах. 10, 8.

Как кровяной знак на дверях домов избавил от смерти первенцев еврейских, так крест, обагренный Кровью Христовой, избавляет православных христиан от адской погибели (Исх. 12, 7–13). Моисей крестовидным поднятием рук победил амаликитян (Исх. 17, 11), так и Христос, распростерши руки на кресте, победил диавола. В память этого «устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Яхве Нисси», что значит «Господь знамя мое»; жертвенник этот тоже прообразовал крест (Исх. 17, 11–15). Так и ныне православные христиане, знаменуя себя крестным знамением, побеждают силою Креста силу диавольскую. Знамя со змием прообразовало Христа (Ин. 3, 14) — это говорил Сам Спаситель (Числ. 21, 8–9). И Православная Церковь верует, что, с надеждою, верою и любовью взирая на Крест Христов, мы избавляемся от проклятия греха, смерти.

До пришествия Христова крест был позорнейшим орудием казни. Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян. 3, 18), на кресте умер и воскрес и этим спас нас. Крест, таким образом, явился средством спасения всех православных христиан.

Для Православной Церкви Крест — есть орудие примирения с Богом, так как Христос уверовавших в Него иудеев и язычников благоволил примирить с Богом «в одном теле» Церкви Его (Еф. 2, 16 ), и все земное и небесное (Кол. 1, 20).

Крест — оружие и знамя победы Христа над диаволом (Кол. 2, 14), смертью на кресте Он лишил силы владыку смерти, диавола (Евр. 2, 14).

Крест — орудие уничижения за нас и прославления Христа (Флп. 2, 8–9).

Перед пришествием Христовым «явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24, 30), по которому православные христиане узнают своего Спасителя и Судию.

Проповедь христианства была проповедью о Распятом на кресте (1Кор. 2, 2), проповедью о кресте, который считался позором, и она отвращала людей (1 Кор. 1, 23). Но православные христиане вслед за апостолами хвалятся презираемым крестом (Гал. 6, 14), и опасаются, как и апостол Павел, «чтобы не упразднить креста Христова…» (1 Кор. 1, 17–18).

Веруем, что Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней православных христиан (Евр. 7, 27; 10, 10). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Пет. 2, 24). Древо это, то есть крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Такой великой святыней был и ветхозаветный жертвенник (Исх. 30, 22–29 /ср. Лев. 8/). Кровь жертвенника освящала все (Исх. 29, 21).  Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то мы веруем, что тем более святая Кровь Христова освятила Крест, на котором Спаситель принесся в жертву. Кровь Христова от ран гвоздинных обагрила Крест и освятила его.

Веруем также, что вещественная святыня может освящать, так как  Священное Писание говорит нам об этом (Мф. 23, 19; 23, 17).

Многовековой опыт Православной Церкви убеждает нас, что через вещественную святыню происходят чудотворения, и в Библии мы находим множество тому подтверждений. за незаконное отношение к ветхозаветной святыне Господь убивал, карал людей (2Цар. 6, 6). Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами (1Цар. 5, 3–6). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией (Числ. 21, 8–9). И в Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви.

Православная Церковь верует, что вещественную святыню должно чествовать: в Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту. Как и пророчествовало Писание о почитании Креста —  Ис. 60, 13; Прем. 14, 7.

Православная Церковь поклоняется Честному и Животворящему Кресту, как пророчествовал об этом Ветхий Завет (Пс. 131, 7), как поклонялись вещественной святыне ветхозаветные праведники (Пс. 5, 8; 137, 2; а также: Числ. 20, 6; Нав. 7, 6; 4 Цар. 18, 22; Ис. 36, 7). Ветхозаветное пророчество о поклонении кресту признавал и апостол Павел (Евр. 11, 21).

Крест Христов почитается христианами с первых дней христианства. Православные христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах, и эти изображения остались доныне.

О священных изображениях (иконах) и священных предметах

Великий пророк Исаия во время своего видения созерцал Бога, восседающего посреди пламенных Серафимов. Православная Церковь дает нам возможность увидеть лик Творца. Бог по природе Своей невидим и не изобразим, но со времени Боговоплощения Он стал изобразим по плоти (Ин. 1, 18). Мы веруем, что Господь Иисус Христос, воплотившийся от Девы Марии, оставаясь вездесущим Богом, стал ограничен в пространстве по своему Человечеству, а потому и изобразимым.

Православные христиане веруют, что ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второй заповедью Закона, данного Богом через Моисея на горе Синай (Исх. 20, 2–5; Втор. 5, 6–9), что они суть ложные боги и идолы (Пс. 95, 5) и «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8, 4–6), а идолы  — дела рук человеческих (Иер. 10, 3-5;14-15), которые вели к разврату и мерзости (Прем. 14, 12; 4Цар. 23, 6–8).

Также мы веруем, что священные изображения и священные предметы угодны Богу, и, во исполнение слов Священного Писания, где есть прямое повеление Господа о изготовлении таких предметов и изображений (Исх. 25, 10, 17–21, 31–37; 26, 1; 16, 31; 30, 1), Православная Церковь создает их и чтит, поклоняясь почитательным поклонением, которое следует воздавать священным предметам и изображениям и уважаемым людям. Православные христиане не поклоняются иконам и священным предметам так же, как поклоняются Богу, т.е. истинным поклонением, а только почитают их. То же относится и к Пресвятой Деве Марии, и к Ангелам, и к святым, о чем и говорит Догмат VII Вселенского Собора.

Так как в Св. Писании сказано, что все священные изображения и предметы были созданы по образцу, показанному Господом (Исх. 25, 40), считались великой святыней и освящались (Исх. 30, 25, 26–29), православная Церковь так же освящает все священные предметы и изображения. Истинные, священные изображения-образы были не только в скинии, но и в Храме Соломоновом (3Цар. 6, 23–29), и в истинном храме, виденном пророком Божиим (Иез. 43, 11), поэтому православные христиане украшают свои храмы святыми образами — иконами, воздавая им честь, преходящую к первообразному, и когда мы поклоняемся иконе, поклоняемся существу изображенного на ней. Украшая свои храмы иконами, православные христиане деятельно, а не только на словах, исповедуют Христа, пришедшего во плоти (Ин. 1, 18; 14, 9), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Ин. 4, 3). Так поступали и христиане первых веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Не уважающий иконы не уважает и не чтит первообразы, запечатленные на них.

О святых мощах

Мы знаем, что к останкам пророков и праведников всегда относились почтительно (4Цар. 23, 17–18; Сир. 46, 13–15), и Господь, обличая украшение гробниц праведников  (Мф. 23, 15; 29–36), осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков, и мудрых, и книжников, как и отцы их. Поэтому православные христиане почитают и тела угодников Божиих, не предавшиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел угодников Божиих кости их и другие останки. Святынею они являются потому, что остаются памяткой о дорогом для христианства человеке и потому, что Господь через св. мощи посылает Свои чудеса людям. Даже одежда и тень праведников была чудотворной (4Цар. 2, 14; Деян. 5, 15; 19, 12). Поэтому православные христиане почтительно и благоговейно относятся к чудотворным св. мощам.

И как ранее через мощи святых угодников Божиих Господь посылал страждущим чудеса исцеления (4Цар. 13, 20–21; Сир. 48, 14–15), так и ныне в Православной Церкви Он источает через святые останки Своих угодников многоразличные чудеса, ибо Господь всегда во все времена один и тот же, и в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17).