Русское Движение

Сталинград: второе рождение нашей цивилизации

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

70-лет назад, второго февраля 1943 года, закончилась Сталинградская битва. Это событие значимо не только с точки зрения военной истории. Настало время задуматься над тем, какой оно несет духовный, философский, нравственный, цивилизационный смысл.

 

 

С КЕМ МЫ СРАЖАЛИСЬ? Какая сила, какая идея была повержена под Сталинградом? Только лишь идеология германского нацизма как локальное историческое явление? Мы убеждены в том, что — нечто большее: идеология превосходства, расизма, гордыни, грабежа, идеология колонизаторов, делящая мир на господ и рабов. Мировоззрение, представлявшее собой дерзкий вызов Десяти Заповедям Божиим, лежащим в основе актуальной для всего человечества универсальной этики.

НАША ПОБЕДА. Кто победил в Сталинграде? Советское ли государство или коммунистическая идеология? Мы считаем, что коммунизм, как историческое явление, теряется в веренице веков. Победу под Сталинградом одержала наша цивилизация, созданная русским народом и другими этносами, связанными с ним общностью исторической судьбы.

НАШ НАРОД. Сначала — о народе. Как он возник? Что его объединило? Что определило его социально-психологические особенности, его национальный характер? Ответ на эти вопросы — в религиозном выборе, сделанном в 988 году. Крещение Руси сплотило славянские племена в один этнос. Православие оказало решающее влияние на формирование национального характера русских, таких его черт, как мужество, стойкость, готовность идти на жертву во имя своих идеалов, готовность сражаться за правду.

НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Теперь — что мы за цивилизация? Цивилизация является всеобъемлющим понятием, охватывающим духовность, культуру, политику, экономику, народный быт. У каждого из цивилизационных миров — свои особенности, делающие его отличимыми от других. Точкой старта нашей цивилизации стало Крещение Руси. Ее ценности определены евангельским посланием, заповедями Божьими. Наша цивилизация никогда не была колониальной, не стремилась к агрессивной экспансии, всегда оставаясь творческой и устремленной в эсхатологическое будущее.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ. Мы ответили на вопрос о том, что было побеждено под Сталинградом, а теперь зададимся еще одним вопросом — появилось ли нечто качественно новое в жизни нашего народа после этой победы? Можно с уверенностью говорить о том, что под Сталинградом состоялось новое рождение нашей цивилизации. Стоявшей на грани гибели, но выжившей, заново обретшей веру и способной идти в будущее.
Победа под Сталинградом определила победу в Великой Отечественной войне. Победу, после которой для всех народов были открыты пути к новому, справедливому миру, без метрополий и колоний, без рабов и рабовладельцев. Победу, после которой начался взрывной, не имевший аналогов в истории рост нашей цивилизации, рост русских достижений. Это был беспрецедентный рывок.

Новые открытия, новые технические решения следовали одно за другим. Высшей точкой этого процесса стал выход в космос, связанный с именами двух русских людей, сохранивших духовную связь с православной традицией — Сергея Королева, заново обретшего веру в лагерном застенке, и Юрия Гагарина, не побоявшегося с официальной трибуны требовать восстановления Храма Христа Спасителя.

Удивительным образом беспрецедентные успехи нашей цивилизации в советский период происходят в 1940-1950-х годах, когда власть примирилась с Церковью, когда прекратились гонения. В 1942 году были впервые разрешены крестные ходы, началась печататься религиозная литература и т. д. В сентябре 1943 года состоялась историческая встреча Сталина со священноначалием Русской Церкви, после которой было восстановлено патриаршество, освобождены из тюрем и возвращены из ссылок многие архиереи, настоятели монастырей, священнослужители. И до тех пор, пока вражда к Церкви не возобновилась снова, взлет России продолжался.

КРИЗИС ИЛИ АГОНИЯ? Что же было потом? Можно ли сегодня говорить о закате нашей Цивилизации, о «Руси уходящей»? В начале 1960-х гонения на Церковь возобновились, следствием чего стала моральная деградация, кризис смыслов и геополитическая катастрофа 1991 года. После распада СССР наша страна пережила тяжелые времена. Десятки миллионов русских людей оказались за пределами своего государства, останавливались заводы, разваливались научно-исследовательские институты, лучшие кадры выезжали за рубеж.

Но справедливо ли считать этот период следствием слабости наших цивилизационных устоев? Был ли он симптомом скорой гибели нашей цивилизации? Мы убеждены в обратном — эпоха безвременья была лишь проходным эпизодом, но ни в коем случае не концом нашей истории. Это была болезнь, которая отчасти преодолена даже к настоящему моменту. Не агония, ведущая в небытие, как хотелось бы многим. Те, кто поставил России смертельный диагноз, просчитались. Наш цивилизационный иммунитет оказался сильнее, чем думали противники.

ЧЕМУ МЫ ПРОТИВОСТОИМ СЕГОДНЯ? Враждебная нам цивилизация, построенная на порабощении, на ненависти, на комплексе превосходства, на теории «естественного отбора», примененной к человеческому обществу, была побеждена под Сталинградом. Но она не исчезла совсем. Она приобретает новые формы, образы. В современном постиндустриальном, информационном обществе она может не иметь географической локализации, не быть связанной с какой-то отдельной культурой, страной, народом.

Ее сущность коренится в падшей и неопреображенной природе человека. Ее существование — это вопрос греха как субстанционального явления, вопрос антропологии, а не только геополитики. Она порождает хищническую, спекулятивную, движимую духом тщеславия и алчности экономику. Она генерирует пронизанную энергией «телесного низа», обращенную к биологическому, животному началу в человеке антикультуру. Она дает импульс к возникновению виртуального, построенного на информационных манипуляциях псевдосоциума, общества лжи, в котором моральное большинство лишено права голоса и маргинализовано.

В этой ситуации наша цель — сколько можно сопротивляться греху, преодолевая его не только в личном бытии, но и в цивилизационном, геополитическом, экономическом, культурном измерении. Мы должны противостоять хищничеству, растлению, лжи, ненависти, культу потребления. Мы должны защищать наши ценности и святыни, нашу культуру, в основе которой заложены идеалы солидарности, правды, нравственной жизни, идеалы человечности в самом высоком смысле слова. Именно за эти идеалы сражались под Сталинградом наши предки, повергшие в прах миф о превосходстве биологического над духовным, о торжестве звериного начала над человеческим.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Наш народ способен жить по заповедям Божиим, а не только верить в них. Мы верим, что он призван воплотить в жизнь мечту наших предков о справедливом обществе, за которую они отдавали жизни под Сталинградом.

Понимание того, что есть «справедливое общество», не должно быть одномерным и узким. Мы исходим из того, что справедливым является общество, которое создает все возможности для развития всех сторон человеческой природы — для духа, для души, для тела. Для духа — вера, устремленность к религиозному идеалу. Для души — доступ к благам культуры, к образованию и науке, ощущение равных возможностей, работающие социальные лифты, отсутствие кастовости, гордыни, превосходства, пропасти между богатыми и бедными. Для тела — материальный достаток, обеспеченность жильем, транспортом, качественное здравоохранение.

НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ. Может ли существовать такое общество в реальности, а не только в нашем воображении? Не утопия ли это? Достичь подобной цели, безусловно, будет непросто. Для того, чтобы сделать это, нужно соединить в нашем сознании и в социальной практике религиозные идеалы и культурные ценности, эффективные политические модели и информационные технологии, научно-технический прогресс и инновационные экономические решения. Нужен синтез, интегрирующий тысячелетнее цивилизационное наследие Руси и Византии с современными техническими достижениями Запада и Востока. Нужна духовно ответственная элита, способная творчески осуществить подобный синтез, готовая к самопожертвованию и служению во имя великой цели.

СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО. Осуществить такой синтез можно лишь совокупными усилиями всего нашего народа. И этот синтез будет успешен лишь тогда, когда в него будут вовлечены не отдельные группы или страты, но все общество в целом.

Подобное общество не может разобщенным, атомизированным, расколотым на касты. Его экономическая жизнь не может строиться на принципах естественного отбора, «борьбы всех против всех», беспощадной и жестокой конкуренции, пронизанной страстью алчности и стяжательства. Такое общество может быть только солидарным, то есть объединенным вокруг общих ценностей, живущим на принципах взаимопомощи и взаимовыручки. Экономическая модель солидарного общества базируется на устремленности к общему благу, на мотивациях ответственного служения, исполнения профессионального и гражданского долга, мощной вовлеченности государства в экономические процессы, на социально и цивилизационно ответственных предпринимательских инициативах. Солидарное общество органично вырастает из социально-психологических особенностей нашего народа, из качеств русского характера, из вековых традиций общинности, на протяжении веков определявших наш жизненный уклад.

НАШЕ ПРАВО НА СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ. Мы верим: именно солидарному обществу суждено соединить то, что кажется многим несоединимым... Религия и прогресс, духовный рост и техническое развитие, освоение космоса и преображение человеческой души, научные достижения и праведная жизнь по заповедям — все это должен явить миру в грядущих веках наш народ, доказавший в битве под Сталинградом свое право на собственный цивилизационный выбор, на свой уникальный исторический путь.

Александр Рудаков, vrns.ru