Русское Движение

ГАЛИЦКАЯ И ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ В БОРЬБЕ ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Галицкая Русь была насильственно отделена от русских земель в последней четверти XIV века. Обескровленные внутренней борьбой части Руси потеряли свою независимость и были оккупированы татарами, поляками и литовцами. Древнерусская столица - Киев - была низведена в польско-литовском государстве до положения уездного города. Случившаяся трагедия постепенно привела к отрезвлению русского народа, вызвала потребность в национальной консолидации и духовном возрождении. И Галицкая Русь не только не отступила тогда от общерусского православного единства, но была в его авангарде. Коренной галичанин, святитель Петр, стал идеологом объединения Русских земель вокруг Москвы. Галицкая Русь - это родина знаменитых православных братств, ставших оплотом Православия и русской культуры в условиях польской оккупации. Православные братства - корпоративные объединения духовенства и мирян. Потребность в их возникновении была вызвана попытками Ватикана и Польши стереть Православную Русь с лица земли.

Идея создания отдельной от Москвы западнорусской митрополии с целью постепенного ее подчинения Ватикану была впервые выдвинута митрополитом Исидором, изгнанным из России и возведенным в Ватикане в кардинальское достоинство. В 1596 году была заключена печально известная Брестская уния.

В XVII веке иезуиты придумали новую идею, призванную не допустить консолидации русского народа и усиления влияния Русской Православной Церкви. Униаты признают, что проект создания "Киевского Патриархата" был изобретен Ватиканом. Под этим названием имелся в виду именно католический патриархат восточного обряда (Рим создал свои униатские "патриархаты" в противовес Православным патриаршим кафедрам - Антиохийской, Иерусалимской и др.).

В 1996 году, на униатском форуме в Нейменгене (Голландия) "400 лет Брестской унии. Критическая переоценка", д-р Фрэнсис Томпсон (Антверпенский университет, Бельгия) утверждал, что униатский митрополит Иосиф Рутский направил в 1624 году в Рим план создания униатского Киевского Патриархата. Согласно плану, "после избрания Патриарха, он и его епископы принесут присягу Святому Престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали "благочестивым мошенничеством", Рутский направил в Рим в 1624 году".

В этих условиях в начале XVII века православные братства получают от Константинопольских Патриархов права на "чрезвычайное управление Церковью", то есть на контроль за деятельностью шатающихся в вере архиереев, церковного суда и т.д. В 1606 году Львовское Успенское Ставропигиальное братство получает даже право управлять Церковью на всех пределах России - вплоть до Москвы. Это происходит в пик русской смуты, когда латино-польские оккупанты не допускают канонического Московского Патриарха до управления Церковью.

Огромную роль сыграли братства в фактическом срыве ватиканского плана Брестской унии - в католичество перешла только часть иерархов без духовенства и народа.

Очень интересна переписка между отступниками от Православия во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рагозой, и ревнителями Православия - Львовскими братствами, афонским иноком Иоанном Вышенским, Александрийским Патриархом Мелетием Пигасом и др. Прекрасно понимая, что у них нет богословских оправдательных документов своего предательства, отступники обвиняют православных в "непослушании епископу" и т.д. Письма же Патриарха Мелетия, Иоанна Вышенского полны более чем резких выражений по отношению к вероотступникам, из которых "волки в овечьих шкурах", "прелюбодеи" самые мягкие.

Галичанин иеродиакон Захария (Копыстенский) написал в 1622 году знаменитый труд "Палинодия", являющийся как антиуниатским богословским трактатом, так и фактически первым учебником русской истории. В "Палинодии" прославляется "мужество народа Российского", северная часть которого покорила Казань и Астрахань, а другая часть "яфето-росского поколения, в Малой России выходече, татары и места турецкие на море чорном воюют". Невозможно пройти мимо произведений афонского инока Иоанна Вышенского (1550-1623), который велел заживо "похоронить" себя в пещере у Эгейского моря, откуда беспощадно порицал отступников - Михаила Рагозу, Ипатия Поцея, епископа Брестского и др. Иоанн Вышенский написал множество ярких посланий, в которых прямо называл латинян слугами дьявола. Очень интересна и актуальна полемика Иоанна Вышенского с иезуитом Петром Скаргой. Оба придают церковно-славянскому языку принципиальное значение. Для Иоанна Вышенского церковно-славянский язык богодухновен, "его же дьявол ненавидит". Скарга же в своей борьбе с Православием проводит дискредитацию и уничтожение церковно-славянского языка.

Из произведений, несомненно написанных Иоанном Вышенским, до нас дошло семнадцать: "Книжка ("Термин о лжи"); сборник о десяти главах с вступлением и двумя предисловиями; послания львовскому братству; Домникии, Иову Княгиницкому; Михаилу Вишневецкому; знаменитая "Зачапка мудрого латынника з глупым русином" - полемика со Скаргой; "Краткословный ответ Петру Скарге"; "Позорище мысленное" и др.

В послании к князю Острожскому Иоанн Вышенский пишет: "Латинская злоковарная душа, ослепленная и напыщенная поганским тщеславием и гордыми догмами, Божьи премудрости, разума духовного, смирения, простоты и беззлобия вместить никак не может. Охраняйте, православные, детей своих от этой отравы; теперь вы явно пострадали, когда на латинскую и мирскую мудрость разлакались... Вы не в папу крестились и не в королевскую власть, чтобы вам король давал волков и злодеев, ибо лутше сам без владык и попов, от дьявола поставленных, владыками и попами, не от Бога званными, в церкви быть, ей ругаться и Православие попирать" (Церковь, Русь и Рим. Н.Воейков. Джорданвилль. 1983).

Важнейшим документом борьбы с латино-униатами является "Перестрогай", написанный неизвестным автором. В нем пламенный защитник православной церкви говорит об упадке Галицко-русского княжества, об уничтожении русских книг фанатиками-домининканцами, об отсутствии просвещения на Галицкой Руси и о произволе разнузданной шляхты.

Очень важным является тот факт, что общерусский литературный язык был кодифицирован в основном во Львове и Киеве. Первая церковно-славянская грамматика была создана греческим митрополитом Арсением Элассонским, преподавателем братской школы во Львове - "Адельфотес, грамматика доброглаголивого эллино-славянского языка совершенного искусства осьми частей слова ко наказанию многоименитому Российскому роду", выпущенная Львовским братством в 1591 году. Выпускник Львовской православной братской школы, ученый монах Памва (Павел) Берында (ск. в 1632 году), является автором первого русского словаря - "Лексикон славяноросский или слов толкование". А гражданский шрифт, разработанный Львовским братством на рубеже XVI-XVII веков, был введен Петром I как гражданский алфавит для всей России.

Много написано о великом русском святом Иове, игумене Почаевском (1550-1651). Галичанами были Киевский митрополит Иов Борецкий, ревностный защитник Православия, в 1624 году впервые четко поставивший вопрос о воссоединении русского народа, и патриарший местоблюститель Русской Православной Церкви митрополит Стефан Яворский (1652-1772).

Национальное самосознание Киевской и Галицкой Руси в XVI-XVIII веках

Идеология национально-политического единства Южной и Северной России была в значительной мере выработана в Малороссии. Венцом ее стал знаменитый "Синопсис", написанный Киево-Печерским архимандритом Иннокентием Гизелем (ок. 1600-1683). Эта книга переиздавалась тридцать раз и стала своего рода учебным пособием по русской истории. Согласно "Синопсису", "русский", "российский", "славянороссийский" народ - един. Он происходит от Иафетова сына Мосоха (имя последнего сохраняется, по мнению составителя, в названии Москвы). "Преславный верьховный и всего народа российского главный град Киев" возник "по благословению и пророчеству изрядного заступника Российского святого Андрея Первозванного". О Владимире Святом сказано так: "Этот великий самодержец Российский... и Киевский и всея Российския земли народ святым крещеньем просветил". "Синопсис" утверждает главенство Суздальско-Владимирских князей после разорения Киева татарами. Куликовской битве отдано более четверти объема "Синопсиса". Для автора борьба Дмитрия Донского с Мамаем - общерусское дело. Киев "богоспасаемый... и первоначальный всея России царственный град Киев... аки на первое бытие возвращается, от древного достояния царского паки в достояние царское приде великого государя нашего, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце... искони вечную скипетроносных его прародителей его отчину, царственный той град Киев... яко природное царское его присвоение возврати..." В результате воссоединения Украины с Россией в 1654 году уроженцы Киева и Львова стали играть заметную роль на научном, литературном и церковном поприще России. Пятнадцать из шестнадцати епископов Русской Православной Церкви, предавших анафеме в 1709 году гетмана Мазепу - малороссы. В их числе: архиепископ Димитрий (Туптало), написавший "Слово о Полтавской победе", патриарший местоблюститель Стефан Яворский, тверской архиепископ Феофилакт Лопатинский, легендарный просветитель Сибири архиепископ Иоанн (Максимович), прадед историка Максимовича. До указа Елизаветы Петровны от 17 апреля 1754 года о поставлении епископов из великороссиян, епископские кафедры в Русской Православной Церкви занимали в основном малороссияне. Когда в соответствии с "Духовным регламентом" Петра I (1721 год) при каждом архиерейском доме стали создаваться духовные школы, учителями там были в основном украинцы.

Воссоединение Руси. Герои и враги

В 1666 году ватикано-польская дипломатия достигает беспрецедентного успеха благодаря интриге тайного католика митрополита Газского Паисия Лигарида, сумевшего пробраться к высшим рычагам управления Русской Православной Церковью, с патриаршего престола свергается патриарх Никон, бывший одним из идеологов воссоединения Западной и Восточной России.* Именно благодаря энергии Патриарха Никона Земский Собор 1651-1653 годов принял решение объявить войну Польше. В 1654 году состоялась Переяславская рада, после которой объединенное московско-запорожское войско освободило Западную Русь. Царь Алексей Михайлович принял титул "Великого Князя Литовского". Казалось, латино-польской оккупации пришел конец. Однако смута, затеянная Лигаридом, дестабилизировала Россию. Митрополит Макарий (Булгаков) в своей "Истории Русской Церкви" прямо утверждает, что если бы Никон остался Патриархом, то раскола бы не произошло, т. к. он был сторонником сосуществования "старого" и "нового" обрядов и фактически достиг примирения с будущими вождями старообрядцев). Проведенный под "режиссурой" Паисия Лигарида Собор 1666 года низверг Патриарха Никона, и проклял старые обряды.

Показательно, что поклонник и слуга "непогрешимого" папы, т.е. "папоцезарист" Лигарид, пропагандировал Алексею Михайловичу "цезарепапистские" теории о превосходстве царства над священством. Следующей задачей Ватикана, Польши и их ставленников во главе с Лигаридом было сорвать воссоединение Запада и Востока Руси. Лигарид убедил царя примириться с Польшей.** Сразу после свержения Никона (1666) в 1667 году был заключен Андрусовский мир, на целые сто лет отодвинувший воссоединение с Россией Белоруссии, Холмщины и Лодонии. Андрусовский мир - реванш Польши за 1612 год. Россия получила только Киев и Левобережье. Поползли слухи об "измене Москвы общерусскому делу". Задача выхода к морю также была отложена.

Латино-польский геноцид

На землях, отошедших к Польше, начался геноцид.

В течение тридцати-сорока лет происходит почти полное уничтожение Православия. Сначала православные братства лишаются прав и привилегий. Затем в православную иерархию вводятся тайные католики. Поучительна история Львовского митрополита Иосифа Шумлянского. Этот деятель принял унию в 1681 году и держал это в тайне девятнадцать лет! За это время он произвел "кадровую революцию", поставив тайных униатов на все ключевые посты. И только в 1700 году открыто заявил о своем униатстве. Подготовленное им духовенство пошло в унию, а православный народ остался без пастырей и иерархии. Православная иерархия сохранилась в Белоруссии, некоторое время держались Львовское братство и Манявский скит, но скоро были сломлены и они. Темная ночь опустилась над Галицкой Русью.

Спасительной ниточкой оказался церковно-славянский язык, богослужение на котором русским удалось отстоять. Те, кто принял унию из страха, пытались в рамках "новой конфессии" отстоять остатки православного богослужения. Однако следующий этап латинизации проводился Ватиканом неукоснительно. После Замостского Собора 1720 года в униатских храмах распространяются латинские культы "Божиего Тела", "Сердца Иисусова", "Сердца Марии", католические праздники, облачения духовенства и др.

На рубеже XVIII-XIX веков русский язык в тайне преподавался из поколения в поколение в нескольких аристократических семьях Галичины и Подкарпатской Руси. Все остальное было ополячено и онемечено. Для народа осталась одна ниточка - церковно-славянский язык. Именно благодаря его сохранению стало возможным галицко- и карпаторусское возрождение.

Под австрийским сапогом

В 1772 году произошел раздел Польши. Червонную (Галицкую) Русь захватила Австрия. В продолжении своего 146-летнего владычества она не обеспечила за русинами ни автономии, ни высшей школы, ни гражданских прав. Вся власть находилась в руках польской шляхты. Российская императрица Екатерина II потом каялась и признала свою ошибку - сдачу Галицкой Руси Австро-Венгрии.

В 1848 году занялась заря возрождения Галицкой Руси. Движение русских войск, через Карпаты пришедших на помощь Австрии против венгерского восстания 1849 г., всколыхнуло народные массы. Этот прорыв "железного занавеса" стал мощнейшим толчком галицко-русского национального возрождения, породившим целую плеяду великих историков и просветителей.

Отметим наиболее выдающихся из них. Денис Иванович Зубрицкий (1777-1862) - потомок галицко-русского дворянства. Его исторические труды имеют непреходящую ценность. Содержащиеся в них акты и документы раскрывают русскую и православную историю Галичины, служат убедительным аргументом против униатско-самостийной мифологии. Наиболее известные из них:

1. Повесть временных лет Червонной Руси. Москва, 1850.

2. Летопись Львовского Ставропигийного братства. Москва, 1850.

3. Начало унии. Москва, 1850.

4. История галичско-русского княжества, с родословной картиной русских князей, галицких в особенности. Львов, 1852-55.

5. Галицкая Русь в XVII столетии. Москва, 1862.

Зубрицкий был последовательным сторонником монополии общерусского языка на Галицкой Руси. Очень актуально его письмо М.А.Максимовичу: "...Ваши мне сообщенные основательные и со систематической точностью изданные сочинения - откуда идет русская земля*** и исследование о русском языке**** читал я с величайшим любопытством и вниманием. Вы опровергли сильным словом мечтательные утверждения писателей и выдумки, как о происхождении народа, так и о русском языке, которые мне всегда не нравились. По моему мнению, народ русский от берегов Тисы и Паннонии до берегов Волги, от берегов Вислы до Русского моря, ... есть народ коренной в этом крае. Мы в Галиции уже 500 лет под иностранною властию, имя русское во время польского ига было предметом ругательства и поношения, но все напрасно, мы гордились своею назвою и происхождением и остались русскими. Это самое разумеется и о венгерских руссах..."*****

Три студента богословского факультета Львовского университета, Маркиан Семенович Шашкевич, Иван Николаевич Вашкевич и Яков Федорович Головацкий, назвав себя "русской троицей", впервые в Галичине в открытую заявили: как на небе Бог в Троице един: так на земле Русь триединая: Великая, Малая и Белая Русь - одна русская земля.****** Эта мысль удивительно пересекается со словами преп. Сергия Радонежского: "Дабы воззрением на Святую Троицу преодолевать ненавистную рознь мира сего".

Антоний Степанович Петрушевич (1821-1913) - крупнейший галицко-русский историк, этнограф, филолог, член Русского Археологического общества в Москве, доктор Киевского университета Св. Владимира, член многих научных обществ России. Автор фундаментальных, требующих скорейшего переиздания трудов: "Русь и Польша" (1849), "Львовская летопись" (1867), "Акты Ставропигийского братства" (1879), и шеститомника "Сводная галицко-русская летопись" (1874-1897).

Невозможно пройти мимо фигуры исповедника и просветителя Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891).

Он родился 26 января 1826 года в Козлове Каменно-Бугского уезда. Окончил Львовский университет. И.Наумович - один из талантливых и плодовитых галицко-русских писателей. Как выразитель идейных стремлений галицко-русского народа, он видел его спасение от гибели и польской неволи в единстве со всем русским этносом. В 1866 году Наумович заявил в сейме: "Панова, вам не уничтожить Руси, она была, есть и будет! Все ее племена составляют один могучий русский народ, сходства нашего языка с языком остальной Руси не уничтожит никто на свете: ни законы, ни сеймы, ни министры"*******. Тогда же Наумович основывает многочисленные клубы трезвости, так как сознательное спаивание галицко-русского народа стало мощным экономическим рычагом лишения его земли. Венцом его деятельности стал открытый переход прихода о. Иоанна Наумовича в селе Гнилички в Православие в 1882 году. Сразу после этого австрийские власти устраивают политический процесс - "дело Ольги Грабарь". Наумович арестован и судим за государственную измену. Римский папа персонально отлучил Наумовича от костела. Вышедши из тюрьмы, Наумович, лишенный сана и прихода, присоединятся к Св. Православной Церкви и переселился в Россию, в "мать городов русских" - Киев, где продолжал свою работу как писатель и журналист. Наумович разработал план эвакуации подвергающихся геноциду галичан на Кубань, но внезапно скончался в Новороссийске, осматривая место будущих поселений. Есть версия, что он был отравлен иезуитами, ибо стал настоящим народным вождем Галицкой Руси. Похоронен он на знаменитой Аскольдовой могиле в Киеве.

Подобный процесс происходит и на Подкарпатской, Угорской Руси. Там русским национальным просветителем является А.В. Духнович (1803-1863). "Русь едина - одна мысль в душе", - был девиз Духновича. Стоит отметить также энциклопедиста и писателя Ивана Сильвая (1843-1904), священника Ивана Расовского (1815-1885), зачинателя Православного движения на Угорской Руси Юрия Ивановича Венелина (1802-1837).

Крупнейшим карпато-русским деятелем был Адольф Иванович Добрянский-Сачуров. (1817-1901). Добрянский - политический лидер угро-руссов, писатель и историк. Он составил "Проект политической программы для Руси Австрийской" (1871), был респондентом К.П. Победоносцева и императора Александра III.

В предисловии к "Политической программе", Добрянский пишет, что "русский народ, живущий в Австрии, является только частью одного и того же народа - мало-бело- и великорусского, - имеет одну с ним историю, одни предания, одну литературу и один обычай народный". В "Программе" Добрянский еще в 1871 году предупреждал о неизбежности войны России с объединившейся Германией, и справедливо указывал, что только сильная единая и неделимая Россия, в союзе с православно-слявянским блоком способна противостоять германизму. А.И. Добрянский был замечательный богослов. Живя на православно-католическом пограничье (формально оставаясь в лоне униатства), он полемизировал с Толстым, написав по просьбе Российского Синода труд "Плоды учения гр. Л.Н. Толстого (1896) "Календарный вопрос в России и на Западе" (1894).

Возрождение Православной веры

Работа великих галицко- и карпато-русских просветителей подготовила массовое возвращение карпатороссов к Православию. На Подкарпатской Руси движение началось в селе Иза, где служил Иван Раковский. Сам оставшись униатом, он воспитал свой приход в Православной вере. В 1903 году село Иза целиком перешло в Православие, затем стали переходить одно село за другим - тысячи людей. В Закарпатье духовным лидером православных русских стал иеромонах Алексей (Кабалюк), на Галицкой Руси - священномученик Максим Сандович. По сведениям львовского униатского журнала "Нива", к 1914 году во Львовской епархии около 400 священников были предрасположены к переходу в Православие. Еще до 1914 года православное движение охватило соседние с Россией уезды: Сокальский, Бродовский, Скалатский, а также уезды, смежные с Буковиной: Косовский, Снятинский и почти все уезды Лемковщины. Например, в Сокальском уезде в Православие перешли почти целиком селения Скоморохи, Ильковичи, Торки, Ульвовск, Стенятин, Светаров, Городиловичи, Завишня, Боратин, Теляж, Доброчин, Конотопы, в Жолковском уезде Кунява, Смереков, Туринка, Честыни... Ватикан и Австро-Венгрия были в бешенстве. И решили принять меры...

Украинский сепаратизм - " дитя Ватикана"

Рим создал в австрийской подъяремной Руси базу для самостийного украинства. Антирусская сепаратистская пропаганда началась в Галичине в 60-х годах XIX столетия во Львовском университете сыновьями польских помещиков, бежавших из России после польского восстания. Вначале пропаганда эта успеха не имела. Даже самостийные пропагандисты избегали слова "Украина", "украинец", употребляя слова "русин" и "русский".

В начале 1880-х годов папа Лев XIII вновь начинает предпринимать усилия для создания в Галичине ватиканского "украинского Пьемонта". План его состоял в том, чтобы вначале украинизировать униатское духовенство, склонявшееся к Православию. Воспитание новой генерации униатского духовенства было решено провести через посредство польских иезуитов. 12 мая 1882 г. папа Лев XIII опубликовал "Апостольское послание", которым он изъял галицкие василианские монастыри из-под власти львовского митрополита и подчинил их польским иезуитам. При этом в своем послании папа заявил: "Мы ничего так не желаем, как того, чтобы послушники изучали самого святого Иосафата и ему подражали". Речь идет об известном идеологе и практике геноцида православных Западной Руси, полоцком униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче. И паписты начали "подражать".

Кардинал Мечислав Ледоховский, состоявший при папе, был произведен в префекты Конгрегации Пропаганды. Он умер в 1902 г., но его заменил его племянник Владимир Ледоховский, который был избран Черным Папой - так в римокатолических изданиях называют главу ордена иезуитов.

Начиная с 1880 годов в управлении польскими монастырями участвовал граф Шептицкий, воспитанник краковских иезуитов, который впоследствии сделался митрополитом Галицким. Он же возглавил "украинское" движение.

"Черный Папа" Владимир Ледоховский умер в 1946 году, а Шептицкий - в 1945 г. Непосредственным надзирателем за василианскими монастырями был младший брат Шептицкого. За это время, то есть в течение шестидесяти лет, два брата Ледоховских и два брата Шептицких воспитали несколько генераций нового униатского духовенства в сепаратистском, русофобском духе. Как же происходило насаждение "украинства" на Галицкой и Карпатской Руси? Шептицкий пригласил из России Михаила Грушевского, который написал свою версию южно-русской истории. Суть ее сводится к теории преподавателя Уманского Базилианского лицея Франциска Духинского о якобы неславянском, финно-угорском происхождении великороссов. Создается "Украинская народно-демократическая партия" костяк которой составляет поставленное Шептицким униатское духовенство, "Научное товарищество им. Т. Шевченко, газеты "Дiло", "Руслан". Все финансируется Австрией. В 1890 г. "австро-украинцы" заключают пакт с Австрийскими властями. Суть его в следующем:

1. Верность Ватикану.

2. Верность Австрии.

3. Союз с поляками.

Тогда же В. Барвинский, один из лидеров "мазепинцев", заявил: "Нам не нужно никакой полиции, мы сами будем жандармами".

Галицкая Голгофа

Процесс Ольги Гробарь был "первой ласточкой". В 1897 году во время выборов в галицкий парламент галицкий наместник граф Бадени залил кровью всю Галицкую Русь: десятки крестьян были убиты, сотни были тяжело ранены, а тысячи заключены в тюрьмы. В 1907 году в г. Горуцке Дрогобычского уезда австрийские жандармы застрелили в день выборов пятерых крестьян. Затем происходит череда политических процессов : дело Семена Бендасюка, о. Максима Сандовича, первый и второй Мармарош-Сигетские процессы над карпато-русскими крестьянами села Иза, перешедшими в Православие и их священником о. Алексием Кабалюком, "дело братьев Геровских" на Буковине. Георгий Геровский - известный ученый, карпато-русский филолог, Алексей - карпато-русский политический лидер, исповедник Православия.

Но это было только начало.

С началом Первой мировой войны австро-венгерский геноцид против галицко-русского и карпато-русского населения принял ужасающие размеры. Австрийские военно-полевые суды выносили смертные приговоры десятками и сотнями, палачи едва успевали их исполнять, снимая с виселиц еще живых людей и добивая их штыками.

Униаты и "самостийники" сыграли в этом геноциде черную роль доносчиков и пособников. Зачастую по доносу одного предателя смертные приговоры выносились сразу десяткам людей. Униаты были активными участниками погромов русских школ и библиотек, чья деятельность была запрещена австро-венгерскими властями сразу по объявлении войны.

Огромный размах в 1914-1915 гг. имели в Галицкой Руси бесчинства разнузданной австро-венгерской солдатни. Сотни крестьян стали жертвами озверевших вояк, вымещавших на безоружных людях горечь поражений, понесенных в боях с русской армией. В деревнях и селах Цуневе, Великополе, Кузьмине, Тростянце и десятках других крестьян вешали, расстреливали, рубили саблями, придумывали для них самые бесчеловечные и изощренные пытки и мучения. Во многих случаях тела казненных оставались без достойного погребения, и их затем хоронили уцелевшие крестьяне или солдаты наступавшей русской армии.

Но и этого показалось мало врагам всего русского и православного. Кровавыми ранами на теле Галицкой и Карпатской Руси стали крепость Терезин и концлагерь Талергоф. От голода, болезней, пыток и издевательств там умерло не менее пяти тысяч человек, а сколько точно - не знает никто. Особенно рьяно преследовали и убивали священников и учителей.

Преступления австро-венгерских властей и войск против мирного населения Галицкой и Карпатской Руси остались без заслуженного наказания. Более того, они могли бы оказаться забытыми, если бы не подвижничество галицко-русских историков и писателей, оставивших свои свидетельства. Одним из первых в этом ряду необходимо назвать Василия Романовича Ваврика. Ваврик, бывший в те годы студентом Львовского университета, сам был узником Терезина и Талергофа, куда попал по доносу ретивого униата. Ваврик поддерживал дух заключенных, распространяя среди них рукописные листки "Терезинская вошь" и "Талергофская хандра". Впоследствии Ваврик составил обширную публицистическую хронику геноцида. Необходимо назвать и Петра Семеновича Гардого, проделавшего огромную систематизаторскую работу и издавшего подробный сборник "Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 годов". Усилия Ваврика, Гардого и многих других авторов не позволили гнусным злодеяниям тихо скрыться в безвестности. Но, к сожалению, и в наши дни подавляющее большинство фактов австро-венгерского геноцида против православного населения Галицкой и Карпатской Руси остается неизвестным русскому читателю.

Размеры и целенаправленность преступлений позволяют придти к выводу, что нам необходимо добиваться международно-правового признания австро-венгерского геноцида 1914-1917 гг. преступлением против человечества, как был признан таковым турецкий геноцид армян в 1915 г. Это не только проявит преступную сущность антиправославной политики Ватикана, но и станет проявлением уважения к памяти тысяч людей, мученически погибших, но не предавших Православной веры и русского духа.

Во власти Польши

В 1921 году на землях Галицкой и Карпатской Руси утвердилась власть новосозданного польского государства. Режим, установленный Юзефом Пилсудским и просуществовавший до 1939 года, принес православным новые гонения. Кровавый австро-венгерский террор отошел в прошлое, но затхлая атмосфера запретов всего русского и православного никуда не исчезла.

Польские власти всеми силами пытались стереть из жизни государства всякие воспоминания о русском владычестве и о России вообще. Помимо преследования Православия, русского языка, традиционной народной культуры, польское господство имело еще одно серьезное негативное последствие. Зажим всего не польского был столь силен и принимал такие уродливые формы, что вызвал сопротивление даже галицких "самостийников", которым так и не удалось создать своего "незалежного" государства. Насколько широким было это сопротивление, теперь судить трудно, однако существовали мелкие подпольные группы, время от времени даже нападавшие на польских чиновников и жандармов. Эти акции, ничего не изменившие, тем не менее способствовали героизации "самостийников" и распространению их идеологии.

Поддерживала сторонников "незалежной Украйны" и Германия, отношения которой с Польшей никогда не были дружественными. С приходом же к власти Гитлера германская поддержка "самостийников" приобрела особенно широкий размах. Именно Германия стала убежищем для лидеров и активистов "Организации украинских националистов" (ОУН). Впрочем, оуновцы были нужны Гитлеру не только как пятая колонна в Польше. Со времен Первой мировой войны умами германских стратегов прочно завладела мысль о том, что только обладание сельскохозяйственными ресурсами Украины позволит Германии успешно вести большую войну в Европе. Именно для утверждения германской власти на Украине немцы поддерживали "самостийников", тем более, что для уничтожения Польши у Гитлера нашелся более серьезный союзник.

В сентябре 1939-го, когда германский блицкриг в считанные дни уничтожил военную мощь Польши, Красная Армия перешла границу и, уничтожая разрозненные очаги сопротивления деморализованной польской армии, устремилась к оговоренной Гитлером и Сталиным линии разграничения.

В "Союзе нерушимом"

С приходом Красной Армии и советской власти земли Галицкой и Карпатской Руси получили официальное наименование "Западная Украина" и были включены в состав Украинской ССР. НКВД сразу же развернул свои органы и начались очередные, теперь уже советские, репрессии. Они не имели выраженного антиправославного характера, жертвами их стали и польские элементы - чиновники, предприниматели, офицеры, полицейские и проч. Однако известно, что единственный способ сделать из русского человека советского - это заставить его перестать быть русским. А поскольку любой самый младший энкавэдэшник твердо усвоил, что "религия - это опиум для народа", что нет никаких карпатороссов или русинов, а есть "украинский народ", то политика "украинизации" проводившаяся советской властью с двадцатых годов, распространилась и на вновь приобретенные территории. Однако за неполных два года политика Советов здесь не успела приобрести системного характера. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к новым испытаниям.

Как уже сказано, униатско-самостийное движение во многом опиралось на германскую помощь. Не удивительно, что лидеры "самостийников" восторженно приветствовали нацистов. Андрей Шептицкий благословил создание галицистко-нацисткого батальона "Нахтигаль", первой акцией которого стал расстрел профессуры Львовского университета. Батальон непосредственно участвовал в отправке галицийских и подкарпатских остарбайтеров в Германию.******** Будущий униатский патриарх Иосиф Слипый был капелланом дивизии СС "Галичина". Люди униатского поповича Степана Бандеры убивали и пытали православных священников, "посмевших" служить по-церковнославянски, отказавшихся переходить в унию или автокефалию.

7 мая 1943 года бандеровцы убили владыку Алексия (Громадского), митрополита Украинской Автономной Православной Церкви, сохранявшего молитвенное общение с Московским Патриархатом. Бандеровцы убили Карпаторусского епископа Мукачевского Михаила (Тарнавского), известного своей стойкостью в вере и высокой духовной жизнью. Они взяли владыку Мануила ночью на квартире во Владимире-Волынском и повесили в лесу.

После Великой Отечественной войны большевики проводили политику репрессий отнюдь не за "украинство". Репрессии против униатов и оуновских банд проводились из-за их тесной связи с нацистами. Это была борьба большевиков против униатской вооруженной силы, а не русских с "украинцами".

Чтобы окончательно закрепить советскую власть на галицких и карпатских землях, советские органы стремились усреднить население Украинской ССР. Для этого нужно было украинизировать новые территории в той же степени, в какой уже были украинизированы земли, входившие в СССР до 1939 года. Именно большевики закрепили в сознании людей униатско-самостийную терминологию и "историографию", в первую очередь ее главный тезис о том, что русские и украинцы являются разными нациями.

Методы "коммунистического воспитания" были уже отработаны. В 1944 году, как только Красная Армия вступила на территорию Подкарпатской Руси, карпатороссов загнали в концентрационный лагерь в Сваляве, где и заставляли проходить "курсы украинизации". Все карпаторусские школы были "украинизированы". В 1947 г. 230-300 тыс. православных лемков, представителей карпаторусской народности, которая всегда держалась Православия и русскости, депортировали, а их земли отдали Польше.

По этому поводу один из карпаторусских эмигрантов писал, что "Советское правительство создало украинскую державу при помощи лиц, поддавшихся галицкой польской украинской пропаганде, стремившихся сделать карьеру на украинской авантюре или в особенности таких, которые опасались восстановления какого-либо небольшевистского порядка и ненавидели Россию...

Окончательная заслуга создания Советской Незалежной Украины принадлежит тов. Сталину, во время "царствования" которого была сформирована Советская Украина. Итак, хай живе товарищ Сталин и хай живе святейший папа Лев XIII - мрачно иронизирует неизвестный карпаторосс, - их портреты заслужили себе место в самом центре "украинского пантеона".

Православное воссоединение и униатский реванш. Что дальше?

Во время войны для мобилизации сил народа Сталин, как известно, пошел на заметное облегчение положения русской Православной Церкви. Не стоит, однако, искать в этом свидетельства изменения сталинского мировоззрения или думать, будто на старости лет товарищ Сталин с теплотой душевной вспомнил свою семинаристскую юность. Жестокие репрессии двадцатых-тридцатых годов обескровили православное священство, и политика жесткого контроля советского государства над церковной жизнью не давали Сталину оснований для беспокойства. Церковь, по замыслу Сталина, нужно было использовать для решения некоторых задач, а если бы в результате она усилилась или могла бы выйти из-под контроля, то емкость ГУЛАГа была неограниченной. Именно из этого исходило советское государство в вопросе о воссоединении православных.

Инициатива о. Гавриила Костельника о воссоединении с Русской Православной Церковью была абсолютно искренней. Он не строил иллюзий и понимал, что относительная свобода Церкви, добытая Русской победой в 1945 г., не может продлится долго, и большевизм, в критический момент опершийся на русские патриотические лозунги, рано или поздно их отбросит. Нужно было действовать срочно.

Львовский Собор 1946 г., осуществивший присоединение греко-католиков к Русской Православной Церкви, был каноничен и намерения его организаторов - о. Гавриила Костельника, Патриарха Алексия (Симанского), митрополита Киевского Иоанна (Соколова) были искренними и православными.

Православные всегда хотели и ныне хотят, чтобы насильственно введенная изуверская Брестская уния была ликвидирована. Нам кажется оптимальной политика России по воссоединению западнорусских униатов в 1860-е годы. Тогда каждому священнику и приходу была предложена альтернатива - Православие или католицизм латинского образца, и каждый мог свободно выбрать свое вероисповедание. Однако в 1946 году политические реалии были совсем другими.

О. Гавриил Костельник был полностью прав - относительная церковная свобода продолжилась недолго. Ее последним проявлением стало Всеправославное совещание 1948 г. в Москве, которое можно назвать духовным итогом Русской Победы 1945 г.

Многие и многие люди, лишенные правильного понимания религиозных вопросов, восприняли Львовский Собор 1946 г. именно так, как приняли его коммунисты - как еще один шаг по закреплению советской власти на новоприобретенных землях. Это заложило бомбу замедленного действия под Русскую Православную Церковь и саму идею борьбы с унией. В безрелигиозном сознании это бросило тень на таких святителей, как о. Гавриил Костельник. Однако будем честны - все это капля в море по сравнению с 400-летним геноцидом Православия и уничтожением Руси как физическим истреблением, так и историческими фальсификациями типа "украинского самостийничества".

Ныне униатство взяло реванш на Галицкой Руси, полностью восстановило свою структуру (более 3 тыс. приходов), превратилось в мощнейшую политическую и экономическую силу, а униатско-самостийническая идеология взяла в свои клещи "незалежную Украину" так сильно, что православное слово еле слышно на этой русской земле.

Немного цифр - как и кто финансирует униатов. Так, только за 1 половину 1998 учебного года католический фонд "Помощь Церкви в беде" потратил 97.550 долларов на обучение в греко-католических заведениях 256 человек, 245 тыс. немецких марок для покупки автомобилей для Киево-Вышгородского экзархата Украинской Греко-Католической Церкви и т. д. Униатов финансирует католический фонд "Помощь Церкви в беде" - тот самый, который финансирует "Христианский церковный общественный канал", антирусскую газету "Русская мысль", и прочие подобные антиправославные структуры.

Стоит ли отчаиваться? Ни в коем случае. Западно-русский исследователь В.П. Завитневич писал, что Брестская уния стала толчком к православной апологетике, оживлению богословской мысли, возрождению русского национального самосознания. Мы должны повторить подвиг Львовских братств - объединиться, наладить школу и книжное дело. Объединившись, отвергнуть новых михаилов рагозов, и взрастить новых Иоаннов Вышенских и Захарий Копыстенских, Ермогенов, Никонов. Униаты-"самостийники" боятся исторической правды как тараканы света, и правда об иезуитской фальшивке - "украинском" сепаратизме, о его грязных подельниках - палачах Талергофа - наше сильное оружие.

Мы должны отдать долг мало почитаемым нами Святым мученикам и исповедникам Галицкой и Карпатской Руси, увековечить память мучеников Талергофа, сказать правду о борьбе Киевской, Галицкой и Подкарпатской Руси за Православие и русскость. Но этого мало. Сейчас на многострадальной земле Галицкой и Карпатской Руси вновь всходят ростки Православия, пока еще слабые и едва заметные, преследуемые властями "самостийной Украины" и опьяненными своими успехами униатами. Любая посильная помощь новым подвижникам Православия - наш долг.

КИРИЛЛ ФРОЛОВ

* Патриарх Никон также предоставил многие монастыри гонимым малороссам. Так, в Иверском Валдайском монастыре было около 300 человек из Малой России, то же - в Чудовом в Московском Кремле, в Новоиерусалимском. Патриарх Никон строго следил за чистотой Православия всех прибывающих из Западной Руси, привлекая лучших, таких как Епифаний Славинецкий. О беспощадной борьбе Никона с латино-польским влиянием свидетельствует его борьба с иконами "фпанкского письма", т.е. обмирщением иконописи. А Лигарид привлекал в Москву "латиномудрствующих", пытавшихся насадить "хлебопоклонную" ересь. Именно Никон установил праздник всех Русских Святых.
** В это же время польский агент Иван Выговский и его "консультант" Юрий Немирич пытались вернуть Малороссию Польше, но после подписания позорного Гадячского мира разъяренные изменой казаки убили Выговского.
*** Полный заголовок: "Откуда идет русская земля? По сказанию Несторовой летописи и по другим старинным писаниям русским". Киев, 1837.
**** "Критико-историческое исследование о русском языке". Санкт-Петербург, 1838.
***** "Путями истории", т. 2. Издание Карпато-русского литературного общества. Нью-Йорк, 1977.
****** В.Р.Ваврик. "Краткий очерк истории Галицко-Русской письменности". Лувен (Бельгия), 1968.
******* Ф.Ф.Аристов. "Карпато-русские писатели". Москва, 1916.
******** Протоиерей Алексий Добош. "Уния на Украине - век ХХ". Каменец-Подольский, 1996.

Литература

1. 400 лет Брестской унии. Критическая переоценка. Издание Библейско-богословского Института. М. 1998
2. Архив Юго-Западной России. Киев, 1859-1911; издано в 37 томах.
3. Б.З.Затихевич. "Палинодия" Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв.
4. Лаппо. Идея единства России в Юго-Западной Руси. Прага. 1929
5. Н.Воейков. "Церковь, Русь и Рим". Джорданвиль. 1981
6. И.Федорович. К 35-летию Львовского Собора 1946 года. ЖМП. 1981. N 4

Статья была опубликована в газете альманахе "Третий Рим" в 1999 году.