Народный художник России Василий Нестеренко относится к тем счастливцам, которым было дано участвовать в процессе, который иначе как «чудом» и не назовёшь. Среди других художников, выигравших конкурс, он расписывал воссозданный Храм Христа Спасителя. Именно им выполнены росписи «Воскресение Христово», «Апостол Матфей», «Вход Господень во Иерусалим», «Крещение Господне» для Кафедрального собора, написан цикл Богородичных икон и Плащаница, «Тайная вечеря» и картины Евангельского цикла для Патриаршей трапезной.
Василий Игоревич возглавлял коллективы художников, работавших над убранством Тронного зала Иерусалимской Патриархии, Успенского собора в Дмитрове, храма во имя Успения Божией Матери в родовом имении Романовых в селе Домнино Сусанинского района Костромской области. Под молитвенным покровом Патриарха Алексия II он написал для Марфо-Мариинской обители, основанной Великой княгиней Елизаветой Феодоровной, святой новомученицей российской, два её портрета. Они установлены в домике настоятельницы, в музее Елизаветы Феодоровны.
Художник участвовал в крупнейших выставках, по одним названиям которых можно судить о масштабе осмысления истории человечества мастерами кисти, – «Новая волна русского реализма», «Образы казачества», «20 веков христианства», «Тысячелетняя Россия – образы жизни», «Библия в картинах русских художников XVIII-XX веков». Поклонники духовной и исторической живописи Нестеренко, пишущего также портреты, пейзажи, натюрморты, привыкли бывать на его выставках в крупнейших выставочных залах России, Украины, Белоруссии. С работами члена Американской Лиги профессиональных художников хорошо знакомы в галереях США.
Когда знакомишься ближе с творчеством Нестеренко, поражает мощь его размаха: одновременно он может курировать несколько крупных проектов, почти ежегодно проводит несколько персональных выставок в стране. Перечень городов говорит сам за себя: Рязань, Орел, Калуга, Петрозаводск, Тюмень, Вологда, Липецк, Брянск, Белгород, Оренбург, Киев (дважды), Севастополь, Минск, Витебск. Понятие «Россия» включает для художника и Украину с Белоруссией. Для каждого города он подбирает свои вещи. Так, для выставки в Севастополе, посвящённой 150-летию обороны города в Крымской войне, написал картину «Отстоим Севастополь!» К Украине Василий Игоревич испытывает особые чувства, поскольку родился в Павлограде Днепропетровской области. В его планы входит объединение славянских стран посредством искусства. А началось всё с выставок в Минске и памятных мероприятий в Здравнёво – белорусском родовом имении Репина.
В 2008 году по приглашению Министерства культуры Украины Василий Нестеренко принял участие в выставке «Святая Русь – Украина», приуроченной к 1020-летию Крещения Руси.
«Участие в этой выставке, как и работу над росписями Храма Христа Спасителя и над убранством Тронного зала в Иерусалимской Патриархии, считаю своим вкладом в общее дело по объединению наших стран, – говорит художник. – Это противоестественно, что вопреки воле народа мы с украинцами и белорусами находимся в разных государствах».
Его исторические полотна, посвящённые России, всегда столь актуальны, что вызывают дискуссии. И когда художника «пытают» на тему политических аллюзий, Василий Нестеренко объясняет, что это такое, на примере главной работы: «Отстоим Севастополь» для меня означает – отстоим Курилы, Калининград, Крым, отстоим Москву, в конечном итоге. Историческая тема в моём понимании – это мостик к современности и будущему, возможность говорить языком истории об актуальных проблемах».
Василий Игоревич относит себя к активно работающим художникам. И нисколько не ошибается. С апреля прошлого года по март нынешнего у него прошло четыре персональных выставки. В Центральном Пограничном музее ФСБ России «На дальних рубежах» он представил 17 живописных полотен, а также эскизы и наброски, сделанные во время путешествия на Курильские острова и Сахалин. В Манеже прошла выставка «Россия – связь времён», посвящённая 25-летию творческой деятельности Нестеренко. В Чувашском художественном музее в Чебоксарах были представлены работы, посвящённые Великой Отечественной войне, театральные портреты, пейзажи, виды столицы России, а также эскизы и репродукции росписей Храма Христа Спасителя в Москве. Недавно в Выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась ещё одна выставка. В её центре – монументальные полотна «Отстоим Севастополь!», «Клятва князя Пожарского», «Молитва Сусанина», «Игумен земли русской», «Нил Столбенский», «Москва встречает героев Полтавы». Среди новых работ – триптих «Эхо прошедшей войны» – в честь 65-летия Великой Победы (работа участвовала в международной выставке «Победа»), портрет Великого князя Сергея Александровича, бывшего генерал-губернатора Москвы, а также серии пейзажей.
В сентябре, в честь 1000-летия основания Ярославля, в городе был открыт памятник-стела «Клятва князя Пожарского», у основания которого разместили одноимённую мозаичную картину Василия Нестеренко. Сейчас художник также работает над холстом, посвящённым Смутному времени – в 2012 году будем отмечать двойной юбилей: 200 лет наполеоновскому нашествию и Бородинскому сражению и 400 – избавлению России от Смуты.