Действия «союзников» в Италии во время II-ой Ми-
ровой войне описанные в этой статье, находятся за
гранью человеческого понимания. И ведь приказы
здесь отдавались не младшими офицерами, а марша-
лами, которые прекрасно понимали, что происходит...
Нет ни одних военных действий, в которых не стра-
дало бы мирное население. И трудно определить, чьи
страдания больше, если есть на самом деле какая-то уни-
версальная шкала страданий. Голод, насилие, унижение
— нельзя вычленить из этого списка «самое ужасное».
Можно рассказывать о каждом отдельно или вкупе.
В этом отношении Италия, которая начала войну
на стороне Германии, а в 1943 году перешла в стан со-
юзников, удивительная страна. Нацисты и союзни-
ки… Кто из них освободители, а кто — оккупанты? В
течение двух лет на небольшой территории была воз-
можность понаблюдать разницу обращения с мирным
населением немцев и союзников, которые находились
в одинаковых условиях. Каждая армия на территории
Италии думала о себе, как об «освободительной». И
каждая была иностранной армией.
Кто хорошие? Кто плохие? Все чужие.
В истории Второй мировой войны на территории
Италии есть период, который в исторической литера-
туре Апеннин называется «война с женщинами» («guerra
al femminile»). Конец 1943 начало 1945 гг. Вспыш-
ка насилия против женщин в Италии. Когда читаешь
отчёты этих лет, то видишь сотни зафиксированных
случаев: немецкая ярость около Марцабото, 262 случая
в Лигурии после появлении там «монголов» (советских
дезертиров из Средней Азии в фашистскую армию).
Но ничто не идёт в сравнение с «марокканским
ужасом». На самом деле, это были не только мароккан-
цы, но и тунисцы, алжирцы и сенегальцы — войска,
прибывшие из бывших французских колоний в Север-
ной Африке. Это были даже не войска, а, скорее, «сбо-
рище»: в бурнусах и с кинжалами на поясе для того,
чтобы отрезать носы и уши своим врагам. Они насту-
пали с выкриком Шахады, исламского символа веры:
«Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Магомет —
пророк Его». Французский экспедиционный корпус со-
стоял из двенадцати тысяч «марокканцев».
11 декабря 1943 года они ступили на итальянскую
землю, и начались первые отчёты про изнасилования.
Действительно ли у союзников не было выбора? К
тому времени их войска на территории Италии несли
большие потери. Всё приобретало такие угрожающие
масштабы, что де Голль при посещении итальянского
фронта в марте 1944 года заявил, что «марокканцы»
(goumiers — как их называли сами французы) будут
использоваться только для контроля над обществен-
ным порядком, то есть выполнять роль карабинеров.
При этом французские чиновники настоятельно реко-
мендовали «укрепить ещё и контингент проституции».
Что значит «укрепить»? В романах «Шкура» Кур-
цио Малапарте, «Чочора» Альберто Моравиа отдель-
ным пунктом проходят истории о том, к чему ведёт си-
туация, когда невинность, основанная на незнании и
отсутствии опыта, ничего не значит. Непорочные де-
вушки, прошедшие эти ужасы, почти в мгновения ока
могли превратиться в проституток. В Неаполе в 1944
году для американского солдата килограмм мяса сто-
ил дороже, чем девочка (2–3 доллара).
Трагедия была в том, что в роли «полиции» высту-
пили потенциальные насильники. Любая европейская
женщина среди африканского корпуса именовалась
«haggiala» — шлюха. Это обозначало «пустить козла в
огород».
Что было дальше? В отчётах 71-й немецкой диви-
зии по ситуации в городке Спиньо за три дня (15–17
мая 1944 года) было зафиксировано шестьсот изнаси-
лований женщин. Да-да, эти три дня идут отдельным
пунктом. 14 мая союзники одержали окончательную
победу в Кассино, в результате они отдали на растер-
зание «марокканцам» итальянский юг на три дня.
Сами африканцы ничего не знали о войне, им было
достаточно того, что они сражаются в Европе среди ев-
ропейцев. Это были дикие и нищие племена, страдаю-
щие венерическими заболеваниями. Вследствие этого
отмечались заражения жертв насилия, что вкупе с
огромным количеством вынужденных абортов носило
просто катастрофические последствия для многих де-
ревень в Тоскане и Лацио (регионы Италии).
По отчётам немцев и американцев, французские
командующие не могли их контролировать. Да и хоте-
ли ли? Альфонс Жюэн, маршал Франции, с 1942 года
командовавший французским корпусом «сражающая-
ся Франция» в северной Африке, перед майской бит-
вой произнёс перед своими воинами речь:
«Солдаты! Вы боретесь не за свободу своей земли. На
этот раз я говорю вам: если вы выиграете битву, то для
вас будут лучшие в мире дома, женщины и вино. Но ни
единого немца не должно остаться в живых. Я говорю
это и сдержу обещание. Пятьдесят часов после победы
вы будете абсолютно свободны в своих действиях. Никто
не накажет вас потом, чтобы вы ни совершили…»
Союзники не могли не догадываться о последстви-
ях этого «карт-бланша». Цивилизованные, культурные
французы не питали иллюзий о нравах и обычаях сво-
их североафриканских воинов. Кто же в данной ситуа-
ции больший варвар? Человек, который ведёт себя в
рамках своих жизненных представлений, или тот, для
кого данное поведение рассматривается как «амораль-
ное», но он позволяет развиваться событиям по наи-
худшему сценарию?
Да, не все жители северной Африки имеют повад-
ки животных, но тех, кого послали в Европу в 1943–44
годах, даже в собственной литературе описывают так,
как, например, это сделал марокканский писатель Та-
хар Бен Геллаин: «Это были дикари, которые призна-
вали силу, любили доминировать». Французы пре-
красно знали их повадки, принципы и традиции.
Можно сказать, что к мирному населению было осо-
знанно применено «культурное» оружие.
Пий XII, Папа Римский, официально пишет обра-
щение к де Голлю с просьбой принять меры. В ответ
— молчание.
Но экс-колониальный разврат не унимался и про-
должался в городах Чеккано, Супино, Сгоргола и со-
седних с ними: только 2 июня было зафиксировано
5418 изнасилований женщин и детей, 29 убийств, 517
грабежей. Многие женщины и девушки были изнаси-
лованы, зачастую неоднократно, так как солдаты были
во власти необузданного возбуждения и сексуального
садизма. Если за женщин вступались мужья и родите-
ли, следовало сожжение домов и полное уничтожение
домашнего скота.
Свидетельства потерпевших женщин из официаль-
ного протокола показаний в нижней палате Парла-
мента Италии. Заседание от 7 апреля 1952 года:
«Малинари Велья (Molinari Veglia), на момент со-
бытий ей было 17 лет. Показание дает её мать, Собы-
тия 27 мая 1944 года,Валекорса. Они шли по улице
Монте-Лупино, когда увидели «марокканцев». Воины
подошли к женщинам. Их явно заинтересовала моло-
дая Малинари. Женщины стали умолять ничего не де-
лать, но солдаты их не понимали. Пока двое держали
мать девушки, остальные по очереди насиловали её.
Когда закончил последний, то один из «марокканцев»
достал пистолет и пристрелил Малинари.
Элизабетта Росси, 55 лет, район Фарнета, расска-
зывает, как, раненная в живот ножом, она наблюдала,
как насиловали её двух дочерей, 17 и 18 лет. Рану по-
лучила, когда пыталась их защитить. Группа «марок-
канцев» бросила её рядом. Следующей жертвой стал
пятилетний мальчик, который кинулся к ним, не по-
нимая, что происходит. Ребёнка скинули в овраг с пя-
тью пулями в живот. Через сутки малыш умер.
Эмануэлла Валенте, 25 мая 1944 года, Санта Лу-
чия, ей было 70 лет. Пожилая женщина спокойно ходи-
ла по улице, искренне думая, что её возраст будет слу-
жить ей защитой от изнасилований. Но он оказался,
скорее, её противником. Когда её заметила группа мо-
лодых «марокканцев», Эмануэлла попыталась убежать
от них. Её догнали, повалили, сломали запястья. После
этого она была подвергнута групповому надругатель-
ству. Её заразили сифилисом. Ей было стыдно и трудно
рассказать врачам, что именно с ней произошло. Запя-
стье осталось повреждённым до конца жизни. Свою
другую болезнь она воспринимает как мученичество».
Знали ли другие союзники или фашисты о дей-
ствиях франко-африканского корпуса? Да, так как немцы
фиксировали свою статистику, о чём упомина-
лось выше, а американцы обращались с предложения-
ми «завести проституток».
Итоговые цифры жертв «войны против женщин»
разнятся: журнал DWF, № 17 за 1993 год приводит ин-
формацию историка о шестидесяти тысячах изнасило-
ванных женщин меньше, чем за год, в результате вы-
полнения «марокканцами» роли полиции на террито-
рии юга Италии. Эти число взято на основании заяв-
лений жертв. Кроме того, многие женщины, которые
после таких событий уже не могли выйти замуж или
продолжать нормальную жизнь, кончали жизнь само-
убийством, сходили с ума.
Это вопиющие истории. Антони Коллики, которому
в 1944 году было 12 лет, пишет: «…они вошли в дом,
держали нож у горла мужчин, искали женщин…». Да-
лее идёт история двух сестёр, которые подверглись над-
ругательству двухсот «марокканцев». В результате одна
из сестёр умерла, другая попала в сумасшедший дом.
1 августа 1947 года итальянское руководство пред-
ставило протест французскому правительству. В ответ
— бюрократические проволочки, крючкотворство. Во-
прос был повторно поднят в 1951 и в 1993 году. Ведут-
ся разговоры про исламскую угрозу, про межкультур-
ную коммуникацию. Данный вопрос до сего дня оста-
ётся открытым.
pomnirossiu.ru Диана НИГМАТУЛЛИНА, Анастасия ЛОЗОВСКАЯ