В московском храме Святителя Николая на Трёх горах начат сбор подписей за объединение народов России, Украины и Белоруссии. Инициатором проекта выступил глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношению церкви и общества Всеволод Чаплин.
Сам Всеволод Чаплин и другие идейные вдохновители акции по сбору подписей говорят о том, что пора всерьез заявить о необходимости воссоединения по-настоящему братских народов, которые в начале девяностых оказались по разные стороны государственных границ явно не по воле большинства граждан.
Документ, который призывает людей приходить и ставить свои подписи в поддержку воссоединения России, Белоруссии и Украины, содержит следующие слова:
«Воссоединяясь, мы полагаем в основу нашего бытия и развития миролюбие и мораль, веру в добро, принципы фундаментальной справедливости, равенства, достоинства, стремление к счастью и благополучие нашего единого народа. Наше развитие и будущее будут строиться на взаимоуважении с другими народами, взаимообогащая наши культуры и делая жизнь лучше, комфортнее и безопаснее».
Стоит отметить, что в этом документе содержатся достаточно активные призывы к Владимиру Путину, Александру Лукашенко и Виктору Януковичу поддержать идею единения трёх государств на базе титульных славянских наций. При этом в хартии есть пункты и о том, что в процесс объединения вполне могут включиться и другие страны, помимо трёх, указанных выше.
Очевидно, что такое предложение Русской Православной Церкви способно найти огромное количество откликов даже у тех людей, которые далеки от того, чтобы считать себя православными. Идея единения трех государств, в которых проживает, по большому счёту один народ, разделенный искусственными границами, найдет поддержку у миллионов, если эту идею реализовывать не только в масштабах отдельно взятого храма, а пойти с такой идеей дальше. Но надо, как говорится, начинать с малого, и РПЦ сделала первый шаг.
В большинстве своем и русские, и украинцы, и белорусы осознают, что разделение проводилось топорными методами: резали по живому, пренебрегая общими интересами, единым культурным и духовным пространством. Все осознают, все говорят о глупости размежевания, но вот делать шаги к тому, чтобы снова объединить разные части одного народа никто до сей поры не осмеливался.
Сегодня, пожалуй, именно у церкви есть отличный шанс заявить о необходимости объединения, потому что в этом случае на первое место ставится общее духовное начало, которое нельзя спутать ни с чем из того, что было насильственно привнесено в нашу культурную и общественно-политическую жизнь за последние 20 лет.
По понятным причинам, есть и в России, и в Белоруссии, и на Украине (да и за пределами наших стран) силы, которым не выгодно, чтобы народ стал единым целым. Классический закон «разделяй и властвуй» идеально иллюстрируют волю тех, кто не собирается вставать на путь интеграции. Очевидно, что найдутся люди, которые скажут, что в наших странах успело вырасти поколение, которое не приемлет идеи проживания внутри единого культурологического пространства. Да, со времен распада СССР новое поколение вырасти успело, но разве это поколение кто-то и когда-то открыто спрашивал о его интересах в плане взаимодействия трёх государств и их народов. Не спрашивал никто, зато выводы делаются вполне однозначные…
Безусловно, и среди представителей молодой поросли найдется достаточное количество людей, которые не зацикливаются на идеях непременной обособленности и стремлениях к призрачным внешним интересам, а осознают, что единый народ может и, по сути, должен жить в едином государстве и работать на общее благо.
Инициатива Всеволода Чаплина и его единомышленников выглядит очень своевременной. Пока кто-то пытается разбросать нас так, чтобы единственным вариантом сближения было лишь стравливание, РПЦ показывает, что пора реально спросить у народа «Куда идешь?» Для этого есть отличный способ, который можно называть верхом демократии и соблюдения прав человека. Способ этот называется общественным волеизъявлением, то бишь, референдумом.
Весь вопрос в том, решатся ли на этот референдум современные политики, хватит ли у них политической воли раз и навсегда исправить ошибки, допущенные предшественниками во власти, сумевшими провести разрезание по живому. Ведь не секрет, что при объединении народов и стран, у кого-то из лидеров явно останется меньше властных полномочий, чем поступиться готов отнюдь не каждый из государственных мужей.
В общем, первый шаг сделан. Приведёт ли он к реальным политическим решениям – это уже вопрос, ответ на который зависит от каждого из нас.
По материалам "Военного обозрения"