В наши дни средства массовой информации всего мира передают много сообщений и изображений, связанных со смертной казнью и ее публичном приведении в исполнение. Кадры обезглавливания в Саудовской Аравии, расстрела талибами женщины в Афганистане, а также безосновательная казнь мужчины в Соединенных Штатах после 30 лет заключения стали настоящей сенсацией и облетели весь мир.
Тем не менее, проблема смертной казни в Иране трактуется особенным образом и постоянно используется как средство давления на Исламскую республику. О ней часто пишут тенденциозные СМИ, которые забывают о том, что приведение в исполнение приговора, основанного на шариате, имеет целью только соблюдение законов Аллаха для сохранения общественного порядка. Так, по сообщению сайта иранской Ассоциации защитников прав человека, в Иране разговоры о казни лиц, не достигших 18 лет, сменяются публичным применением этой меры в качестве «двойного наказания».
Однако что скрывается за приговором к высшей мере? Почему некоторые казни происходят публично? Является ли публичная казнь «двойным наказанием»?
Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть философию смертной казни в исламских и западных странах, а затем абстрагированно перейти к проблеме публичного применения высшей меры.
Философия смертной казни на Западе
Судя по философским сочинениям Платона, Руссо, Канта, Шопенгауэра и Гегеля, эти философы одобряли смертную казнь, потому что она удерживает других членов общества от нарушения законов, ограждает граждан от преступников и служит мерой возмездия. Западная философия основывается на библейском принципе «око за око, зуб за зуб». Даже немецкий философ Кант в своем сочинении «Основы метафизики нравственности» писал, что если один человек убил другого, если следует умертвить, и таким образом признавал законность смертной казни убийцы.
Смертная казнь в исламе
Принципы высшей меры наказания в исламском праве, которое составляет основу законодательства Исламской республики Иран, отличаются от западного понимания. В исламском уголовном праве смертная казнь трактуется с трех точек зрения: как возмездие, как наказание и как воспитательная мера.
1. Казнь как возмездие
Эта мера применяется в случае умышленного убийства, и на ней разрешается присутствие членов семьи жертвы.
2. Казнь как наказание
Данный вид наказания определен «святым законодателем», то есть пророком Мухаммедом, и не может быть облегчен. Смертный приговор как наказание может быть вынесен за такие преступления, как прелюбодеяние с замужней женщиной или близкой родственницей, изнасилование, гомосексуализм или интимную связь мусульманки с немусульманином. К этому виду наказания приговариваются лица, совершившие преступления против ислама и общественной безопасности, включая вероотступничество и вооруженные действия.
3. Казнь как воспитательная мера
Такое наказание может определяться судьей, однако большинство шиитских законоведов считают воспитательный принцип менее важным по сравнению с наказанием.