Русское Движение

Святитель одной Родины

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

6 сентября – замечательный повод вспомнить об этом удивительном человеке. В этот день на Волыни родился святитель Петр, подвизавшийся в Галичине, митрополит Киевский и всея Руси, немало потрудившийся для того, чтобы Москва стала столицей Русского государства.

Святитель Петр, первый митрополит Московский и Киевский

Еще до рождения будущего святителя его матери Господь в сонном видении открыл особую благодатную избранность ее сына. Благочестивая женщина видела, будто держит она на ру­ках барашка, между рогами которого растет дерево, покрытое красивой листвой, цветами и плодами. В ветвях дерева теплились многочисленные свечи, от него исходило благоухание. В семилетнем возрасте мальчика отдали на обучение. И, как неоднократно описывалось в житии святителя, науки отроку не давались, к тому же и говорил он как-то невнятно. Благочестивые родители скорбели, но не унывали и не уставали испрашивать милости Божией в своих молитвах. И вот, однажды, Петру во сне предстал некий муж в святительском облачении, который сказал: «Чадо, открой уста твои». Отрок послушался, и муж прикоснулся к его языку правой рукой, после чего дивная сладостная благость наполнила гортань. С этого времени не просто исчезло косноязычие будущего святителя, но и открылись в нем такие способности, благодаря которым мальчик обошел всех своих соучеников.

Полученный от Бога дар, святой отрок употребил на служение Господу. В двенадцать лет Петр постригается в монахи в одном из монастырей на его родной Волыни. В обители юный инок усердно изучает Священное Писание и постигает искусство иконописи. Созданные Петром иконы раздавались братии и посещавшим монастырь паломникам. Будущий святитель – автор первой московской чудотворный иконы Пресвятой Богородицы «Петровская».

Икона Пресвятой Богородицы «Петровская»

Добродетельная и подвижническая жизнь инока становится причиной возведения его в сан иеромонаха. Но теперь он чувствует в себе тягу к затворнической и уединенной жизни отшельника. Иеромонах Петр по благословению игумена своего монастыря поселяется у реки Ратс, левого притока Западного Буга, и подвизается в безмолвии и молитве. Но, как говорит Сам Господь в Евангелии: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15). Так и к сему затворнику начали собираться братия, и вскоре на месте его безмолвного уединения возник новый монастырь, впоследствии названный Новодворским. Слава о добродетельном игумене-подвижнике широко распространялась в округе, за духовными наставлениями к игумену Петру приходил и князь Галицкий Юрий Львович. Митрополит Киевский Максим, обходивший русские земли, посетил и ту обитель, в которой подвизался игумен Петр. От него Первосвятитель получил в дар образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым молился до конца жизни.

Тревожная ситуация на Руси XIII века, когда происходили описываемые события, вынудила митрополита Максима перенести кафедру из Киева во Владимир. Недовольный таким поворотом событий Галицкий князь Юрий Львович захотел иметь своего митрополита. С этой целью он отправил игумена Петра в Константинополь. Однако в политические претензии галицкого князя вмешался Промысл Божий. В это время скончался митрополит Максим и Константинопольский Патриарх Афанасий рукоположил игумена Петра не в Галицкие митрополиты, а в митрополиты Киевские и всея Руси. Но этим дело не закончилось. Тверской князь Михаил Ярославич направил в Константинополь своего сподвижника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Во время путешествия по Черному морю Геронтий попал в шторм, и ночью ему явилась Пресвятая Дева со следующим сообщением: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери исполнились в точности.

Святитель Петр

Прибыв в Киев, митрополит Петр оставался в городе около года. Угроза татаро-монгольского нашествия вынудила его перенести кафедру во Владимир, как это сделал и его предшественник митрополит Максим. В страдавшей от иноземного ига раздробленной на удельные княжества Руси святитель Петр часто вынужден был переезжать. Особой заботой его стало утверждение истинной, Православной веры, неустанно он призывал народ к хранению нравственности и христианского благочестия, а враждовавших князей склонял к миру и единству. Неустанно боролся он с отступниками от Православия, которые были и в то время. История сохранила их имена: был лишен сана епископ Исмаил Сарский и предан анафеме некий Сеит.

На первосвятительской кафедре у митрополита Петра открылся талант мудрого политика. В 1313 году ханом Золотой Орды становится Узбек - первый, принявший Ислам. Святитель отправляется к нему. Русского митрополита встречают с почестями и провожают не просто с новым ярлыком, подтверждающим права и льготы русского духовенства, но и с правом вершить суд среди церковных людей по всем делам, включая и уголовные. Также удивительную, несомненно, по милости Божией, политическую прозорливость проявил митрополит Петр и во взаимоотношениях с враждовавшими друг с другом князьями. В начале своей деятельности он поддержал Московского великого князя Юрия Даниловича в споре с князем Тверским Михаилом Ярославичем. А позже он принял сторону Ивана Даниловича (Калиты) Московского.

В 1325 году святитель Петр совершил, без преувеличения, главное дело своей жизни, - кафедра русских митрополитов была перенесена в Москву. Это было началом объединения Руси в единое государство вокруг новой столицы. Также митрополит Петр пророчески предсказал и освобождение от татаро-монгольского ига.

Оставаясь кротким и добросердечным Архипастырем, святитель с душевной болью наблюдал, как споры за великое княжение терзают Русь, как Волынь, его Отечество, была опустошена и покорена литовцами, и самый Киев, первопрестольный город Православия, перешёл в руки язычника Гедимина в 1321 году. Тем более усилил свои труды Первосвятитель, ибо с возвеличиванием Москвы усиливалась Россия, которая впоследствии, наконец, свергла татаро-монгольское иго и явилась в достойном величии сильной державы. Так и Юго-Западная Русь, нынешняя Украина, с помощью Великой России, избавилась от иноверных поработителей и вернулась в православную семью русских народов. Но это будет позже. А пока жизнь митрополита Петра клонилась к закату.

Успение святителя Петра

Но он еще успел сделать последнее важное дело своей жизни. По благословению митрополита Петра в Московском Кремле был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы – первый каменный храм новой столицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли. Под сводами собора святитель собственноручно изготовил для себя каменный гроб, в котором и был погребен после кончины, последовавшей 21 декабря 1326 года. Отшествие в мир иной было столь же чудесным, как и появление в нашем мире этого удивительного человека. Как и многие праведники, перед самою кончиной святитель Петр был удостоен откровения Свыше о своем скором преставлении.

Исполнившись радостью, он поспешил в храм, отслужил Божественную Литургию, вознёс последнюю молитву о православных царях, князьях, о своем возлюбленном по духу, благоверном князе Иоанне Даниловиче и о всех благочестивых христианах земли Русской, помянул усопших в вере, в последний раз приобщился Святых Тайн. Вернувшись в свою келью, митрополит Петр по своему обычаю призвал причт церковный для наставления. Но на этот раз святитель преподал всем присутствовавшим свое последнее благословение, начал петь вечерню и, когда ещё молитва была на его устах, отошел ко Господу.

Глубокое смирение святителя Петра проявилось и после его исхода в Вечность. На гробе почти сразу же стали совершаться различные чудеса, в том числе и исцеления. Но все это происходило тайно. Однако почитание митрополита Петра как святого росло по всей русской земле. Спустя тринадцать лет после смерти, в 1339 году, он был причислен к лику святых.

Святитель Петр почитается, как особо благодатный покровитель Москвы. Без молитвы у его гроба не начиналось ни одно государственное событие. Именно его призывали как свидетеля при составлении государственных договоров, здесь нарекались и избирались все Русские Первосвятители.

Святейший Патриарх Кирилл совершает молебен у раки с мощами святителя Петра в день его памяти – 6 сентября 2011 года

Таковой была жизнь святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, Московского Первосвятителя, послужившего объединению русских земель и освобождению их от иноземных и иноверных поработителей. Пусть оно послужит примером нам, жителям разделенной одной Родины, и тем, кто нами управляет по милости Божией.

Русская Православная Церковь, торжествуя память сего угодника Божия, воспевает: «Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе Архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща. Той бо немощи врачует, и недуги, яко тму прогонит от вопиющих ему: радуйся, иерарше Бога вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго».

Ольга КРАВЕЦ, odnarodyna.com.ua