Первую часть данной статьи можно прочитать здесь Возвращаясь к упомянутому сообщению МВД Крыма, нельзя не отметить любопытный факт: милиция выражает озабоченность по поводу функционирования и разрастания в Крыму секты «Такфир».
При этом в качестве примера опасности этой секты приводится факт покушения на убийство двух граждан, которые в отличие от радикалов-такфировцев представлены в данном сообщении как «…приверженцы течения «Салафизм», которые пользовались «…большим авторитетом среди сторонников традиционного ислама». Как бы на первый взгляд все нормально: есть радикалы-исламисты, и есть представители традиционного ислама, которые от них страдают. Однако первое впечатление обманчиво. Если бы пресс-служба крымского МВД озаботилась ознакомиться с проблемой или хотя бы проконсультироваться со специалистами, занимающимися проблематикой ислама, то они бы знали, что обе группы – и «Такфир», и «Салафийа» – являются родственными течениями внутри ваххабизма. Более того, до последнего времени так называемые «салафиты» считались и продолжают считаться одной из наиболее радикальных исламистских групп. В некоторых странах деятельность салафитов под запретом – из недавних примеров в январе сего года движение «Салафия» объявлено в Таджикистане вне закона. Решение было принято Верховным судом страны на основании иска Генеральной прокуратуры. Такой шаг мотивируется таджикскими властями защитой конституционного строя, укреплением национальной безопасности страны и предотвращением разжигания межконфессиональной розни [1]. Поэтому погорячилась крымская милиция с объявлением «салафитов» представителями традиционного ислама… religion.in.ua
В этой связи интерес представляет мнение крымского журналиста Дмитрия Зубова, который считает что подобная избирательность объясняется «…значительным усилением влияния ваххабитов на духовное управление мусульман Крыма, которое подчиняется непосредственно крымскотатарскому меджлису» [2]. Иными словами, интерпретировать происходящее можно так, что политически более успешные представители ваххабизма решили убрать чужими руками своих «собратьев», которые не сумели пока инкорпорироваться во властные структуры автономии или Украины в целом.
Помимо упомянутых представителей «Хизб ут-Тахрир» и различных ваххабитских движений, действующих в Украине, активный интерес к нам проявляют и представители одной из наиболее ярких и типичных представителей радикальной исламистской идеологии – экстремистской организации «Братья-мусульмане» [3], – представленной множеством общественных организаций, которые входят в ее сетевую структуру.
Исследователи исламизма в большинстве своем соглашаются с тем, что большинство современных исламистских организаций берут на вооружение идеологию «Братьев-мусульман». Именно эта организация предопределила большинство тенденций, которые наблюдаются сегодня в современном исламистском движении.
«Братья-мусульмане» одними из первых в своей организационной структуре стали применять переходную форму от более четко оформленного организационного идеологического ядра (египетская организация «Братьев-мусульман» [4]) ко все более аморфной, децентрализованной, расползающейся сети и более активному распространению ячеек по принципу, сходному с «франчайзингом» [5]. Такие ячейки разделяют идеологию и общие установки материнской организации и используют ее имя как своеобразный брэнд, но напрямую не связаны с ней организационно.
Сделаем небольшое отступление, и отметим, что «сетевой» характер вообще свойственен исламистским организациям, подобно «Братьям-мусульманам» участвующим в современном цивилизационном противостоянии. Однако это, на наш взгляд, не воспетое американским политологом С. Хантингтоном противостояние Западной и Исламской цивилизаций. Более аргументированной нам представляется точка зрения заместителя директора Института экономических стратегий РАН А.И. Неклесса. По его мнению, «…в мире начинается интеллектуальная, мировоззренческая борьба прежних институтов цивилизации и начал какой-то иной культуры, в которой активно используется такой особый политический инструмент, как «системный терроризм» («новый терроризм»), и все более влиятельной становится экспансия сетевых организаций, базирующихся на существенно иных принципах. Это гибкие, амбициозные корпорации, выступающие как вполне самостоятельные, динамичные субъекты, и производят они порой чрезвычайно эффективные действия. Сетевые организмы функционируют на основе паутины множества горизонтальных связей. В качестве внятной аналогии я бы сослался на «вирусные» атаки или на поведение «червей», «троянов» в электронном пространстве...» [6].
Эти организации интенсивно проникают в политическую и экономическую систему государств; располагают клонированными структурами прикрытия в виде партий и общественных организаций; имеют собственные парламентские фракции и контролируемые средства массовой информации. Осуществляют представительство в международных организациях и участвуют в мировых экономических процессах. Формируют параллельные (теневые) транснациональные сообщества. Реализуют активное идейно-теоретическое обоснование насилия и продуцируют всемирные символы сопротивления (от Че Гевары до Усамы бен Ладена). По мнению военных экспертов, именно подобные организации и являются основными субъектами международного терроризма [7].
При этом, рассматривая экстремистское движение в целом, нельзя не отметить тот факт, что существование радикальных исламистских организаций выгодно многим, в том числе и определенным кругам на Западе (прежде всего в США). Существующая политическая нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке на руку странам Запада, которым не выгодна интеграция исламских государств и выдвижение их в качестве самостоятельного геополитического полюса. Периодические теракты с «исламским» следом в странах Европы, США и России позволяют отвлечь население от внутриполитических проблем и переключить внимание на консолидацию общества перед лицом внешней угрозы. Кроме того, существующее положение дел выгодно Ирану, который претендует на ведущую роль в исламском мире, «…а потому умело разыгрывает как карты внутриисламских конфликтов, вкладывая деньги в дестабилизацию возможных оппонентов и играя на идущем от первых веков ислама противоречии между шиитами и суннитами, так и противостояния ислама Западу» [8]. Именно определенные круги в Иране оказывают финансовую поддержку таким террористическим организациям, как ливанская «Хезболла» и палестинский «ХАМАС».
Но вернемся к нашим «Братьям-мусульманам». Мухаммад Акиф, нынешний генеральный наставник этой организации, в прошлом руководитель Исламского центра в Мюнхене, объясняет трансцендентальный характер движения: «У нас нет международной организации, наше движение строится на основе восприятия вещей. Мы представлены в каждой стране. Везде, где люди верят в программу «Братьев-мусульман». В качестве сторонников идеологии «Братьев-мусульман» Мухаммад Акиф называет Союз исламских организаций Франции Юсефа аль-Кардауи [9].
Бассами Тиби, немецкий профессор сирийского происхождения, известный эксперт по исламу, называет европейских «Братьев-мусульман» «…радикалами в овечьей шкуре, которые усвоили, что могут молчать, пока других обвиняют в ксенофобии». Он отмечает, что любая критика связанных с «Братьями- мусульманами» организаций сопровождается обвинениями в расизме и преследовании мусульманам по религиозному признаку. Он пишет, что «журналисты, которые критикуют эти организации, завалены судебными исками и участвуют в бесконечных проигрышных и дорогостоящих судебных процессах».
Вообще следует отметить, что сегодня в сплоченных рядах исламистов существует тенденция делиться на так называемых «умеренных» и «радикальных». «Умеренные» исламисты стремятся максимально легализоваться в странах Запада, дистанцироваться от своих «радикальных» коллег, и получить признание среди представителей власти. И в первую очередь это относится к европейским «Братьям-мусульманам», а также к палестинскому крылу этой организации террористической группировке ХАМАС (по крайней мере, таковой ее считают в большинстве государств мира). Последнее время новостные ленты информагенств пестрят заголовками о том, что руководство представители ХАМАС негласно встречаются с представителями европейского и американского истеблишмента. Особое внимание «Братья-мусульмане» уделяют своим отношениям с Россией, в которой сегодня видят своего геополитического союзника – к слову сказать, в России, склонной обвинять в терроризме без особых на то оснований, ХАМАС не считается террористической организацией. О причинах такой любви стоит сказать пару слов отдельно.
Пару недель тому, в результате спецоперации секретных служб Иордании был предан огласке секретный программный документ «Братьев-мусульман» по стратегии своей организации в новых условиях региональной ситуации и международной политики. Помимо всего прочего, в документе содержатся откровенные угрозы в адрес короля Иордании Абдаллы, что может нанести ощутимый удар по статусу «Мусульманских братьев» в этой стране. Однако для нас интересны другие положения этого документа [10]. А точнее, предложение установить более тесные связи с Россией, что означает разворот на 180° в своих отношениях с нашим соседом.
На протяжении почти всей истории существования «Братьев-мусульман» эта организация крайне враждебно относилась как к Советскому Союзу, так и к уже независимой России. В 80-х годах при поддержке Саудовской Аравии «Братья-мусульмане» сыграли одну из ключевых ролей в мобилизации и финансировании тысяч арабских добровольцев, отправившихся на войну против советских войск в Афганистане. В конце 70-х – начале 80-х сторонники этой организации оказали значительное влияние и на формирование исламистского подполья в Ферганской долине советской Средней Азии. Отцы современного исламского фундаментализма в этом регионе Рахматулла аллома и Абдували-кори, образовавшие в то время подпольную религиозную школу в Андижане, во многом опирались на труды египетского идеолога «Братьев-мусульман» Саида Кутба [11].
В 90-х годах российские СМИ, ссылаясь на источники в спецслужбах, стали обвинять «Братьев-мусульман» в мобилизации и финансировании арабских моджахедов в Чечне. К примеру, издание «Коммерсант» отмечало, что «…Иорданское отделение международной террористической организации «Братья-мусульмане» в начале 1999 года собрало для Чечни около 20 млн. долларов». В июне 2001-го ИА «Интерфакс», со ссылкой на «компетентные федеральные структуры на Северном Кавказе» сообщило о том, что «…руководство действиями боевиков в Чечне фактически перешло к представителям экстремистского крыла исламского объединения «Братья-мусульмане». Итогом антироссийской деятельности организации стало то, что в феврале 2003-го «Братья-мусульмане» были признаны Верховным судом РФ террористической организацией, и в июле 2006 они оказались в первой версии российского списка террористических организаций [12].
Однако с 2006 года тональность российских СМИ и должностных лиц резко меняется, точнее, пропадает вовсе. Если в 2001 году выступлений российских официальных лиц с обвинениями в адрес «Братьев-мусульман» по поводу их поддержки моджахедов Северного Кавказа насчитывалось 10, в 2002-2005 годах – по два ежегодно, то в 2006 прозвучало лишь одно подобное выступление, а с 2007 года они полностью прекратились. И именно в 2006 году Москва впервые установила контакты с палестинским ответвлением «Братьев-мусульман» – организацией ХАМАС (во 2-м пункте его программы сказано: «Движение исламского сопротивления – одно из ответвлений «Братьев-мусульман» в Палестине»). В марте 2006-го в российскую столицу был приглашен председатель Политбюро ХАМАСа Халед Машаль, который, ко всему прочему, член Ассоциации «Братьев-мусульман» с 1971 года (в 80-х Машаль являлся одним из руководителей кувейтского отделения данной организации).
Аналогичная ситуация наблюдалась и в противоположном лагере. Еще в начале 2000 года тогдашний спикер ХАМАСа (Палестинское отделение «Братьев-мусульман») Абдель Азиз Рантиси (член организации с 1967 г.) организовывал в секторе Газа демонстрации в поддержку «моджахедов» на Северном Кавказе. Их участники жгли российские флаги и портреты Путина, скандировали антироссийские лозунги. В октябре 2000 лидер ХАМАСа шейх Ахмад Ясин в интервью газете «Время новостей» назвал русских «оккупантами», а «мусульман воюющих в Чечне» призывал «сражаться против России». Затем, в течение трех лет руководители ХАМАСа не высказывались по поводу ситуации на Кавказе, но весной 2004 резко изменили тон своих заявлений по этому поводу. Халед Машаль публично выразил «…крайнюю заинтересованность в сильной и единой России». Он пожелал «…чтобы кровоточащая чеченская рана, была залечена как можно быстрее» и даже предложил посреднические услуги в урегулировании этого конфликта [13].
С чем связана столь резкая смена курсов в обоих лагерях? Со стороны России безусловно есть интерес в укреплении своих пошатнувшихся позиций на Ближнем Востоке, в том числе и для решения проблем с исламистами на Северном Кавказе. Владимир Путин не скрывал, что одной из целей активизации политики России на Ближнем Востоке является достижение договоренностей с лидерами арабских стран о пресечении поступающей оттуда поддержки исламистов на Кавказе. Особое внимание в этой связи уделялось суннитским монархиям Персидского залива: Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), Кувейту, Катару и Бахрейну, которые традиционно служат главной опорой для «Братьев-мусульман» в других арабских странах. Ну и, естественно, другим интересом является то, что по «счастливой случайности» в этом регионе оказалось сосредоточено до неприличия много углеводородов, т.е. нефти.
Со стороны «Братьев-мусульман» интерес состоит в том, чтобы, как гласит ранее упомянутый секретный программный документ «…противодействовать американо-сионистскому плану, рассматривающему исламский мир в качестве мишени». То есть использовать «дружественную» Россию в качестве геополитического противовеса...
Анализируя ситуацию в мусульманском сообществе Украины, прежде всего контакты украинских мусульманских центров со всевозможными иностранными структурами, входящими в сеть «Братьев-мусульман», можно отметить, что наибольшим числом подобных связей обладает ассоциация «Аль-Раид» [14]. К примеру, среди спонсоров ассоциации можно встретить такие организации как «Исламская помощь» (Великобритания), «Организация общественных реформ» (Кувейт), «Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи» (WAMY, Саудовская Аравия), «Федерация исламских организаций Европы» (FIOE) ряд других.
Немного остановимся на этих благотворительных организациях, тем более что про них есть что рассказать.
WAMY («Всемирная Ассамблея Мусульманской Молодежи») основана в 1972 году в Саудовской Аравии. По указу короля Фахда WAMY называлась «независимой международной организацией», в статусе которой получила признание ООН, как первая «негосударственная мусульманская молодежная структура». Ее официальный госбюджет с самого начала составил 175 миллионов саудовских риалов (то есть 47 миллионов долларов), и подчинялась Ассоциация саудовскому министру по исламским делам.
На постсоветском пространстве известна прежде всего тем, что в середине 90-х годов распространяла многотысячными тиражами книги идеологов экстремизма: Сайида Кутба, Абу Аля аль-Маудуди, Ибн Абд аль-Ваххаба, а также книгу идеолога дагестанских ваххабитов Багаутдина Мухаммада «Намаз» (спустя несколько лет ее переиздаст организация «Аль-Масар», одесский филиал «Аль-Раида») [15].
По мнению экспертов, в значительной степени WAMY используется для усиления влияния Саудовской Аравии и реализации ее внешнеполитических устремлений в мусульманских общинах и местах компактного проживания мусульман, в том числе на территории РФ и республик СНГ. Одной из активных форм работы ассоциации является подготовка мусульманской молодежи на базе летних лагерей. Учебный цикл продолжительностью 1-2 месяца, включает религиозное обучение, трудовое и физическое воспитание. Некоторые инструкторы в таких лагерях имеют опыт ведения боевых действий в составе исламистских экстремистских организаций в Афганистане, Боснии, Косове и других регионах. Важное значение в деятельности WAMY уделяется религиозно-пропагандистской работе. На ряде проводимых WAMY мероприятий отмечалась пропаганда идей и положений исламистского экстремизма [16]. В 2004 году в США Ассамблея была обвинена в финансировании террористических организаций, ее офисы были опечатаны, а сотрудники и активисты депортированы из страны. Одновременно с этим в самой Саудовской Аравии королевским указом WAMY и группа аналогичных (хоть и менее масштабных) фондов, среди которых «Саудовский комитет помощи мусульманам Косово и Чечни», перестали числиться на дотации государства, став сугубо общественными фондами. Одновременно с этим началась ревизия этих фондов из-за того, что кое-кто в них, по словам американских спецслужб, якобы использовал средства для помощи террористам.
Организация общественных реформ (также встречается название «Общество социальных реформ» – Social reform society), штаб-квартира которой расположена в Кувейте, получила «известность» благодаря своей финансовой, а также «гуманитарной» помощи боевикам в Чечне. По утверждению экспертов, организация имела региональное представительство в Грозном, куда переправлялись деньги из Баку. Кувейтские представители действовали главным образом через Азербайджан, а деньги доставлялись курьерами без особой конспирации под видом пожертвований местным общинам, школам, мечетям и т. д. Однако окончательным получателем была в основном группировка небезызвестного Хаттаба [17].
Исламская помощь – основана в Великобритании (г. Бирмингем) в 1984 году. Основателем организации стал Гани Аль-Бани, отец которого был казнен за участие в покушении на президента Египта Насера. По данным СВР РФ, «Исламская помощь» контролируется и финансируется спецслужбами Великобритании и Саудовской Аравии, а Аль-Бани в сентябре 1997 г. нелегально выезжал в Чечню и встречался там с Масхадовым [18].
Что касается идеологической близости, то, если верить публикациям в печатном органе «Аль-Раида» газете «Арраид», их идеологом, как они сами пишут «наиболее авторитетным ученым современности» является Юсеф аль-Кардауи [19], известный во всем мире как сторонник экстремистских действий. Если проанализировать его выступления и работы, то можно отметить, что его идеологическая линия меняется в зависимости от аудитории. Он приветствует акции террористов-смертников против израильских и американских сил и рассматривает их как высшую форму проявления джихада. По поводу участия женщин в подобных акциях он заявляет, что «со времен пророка они сражаются бок о бок с мужчинами; женщины приносят себя в жертву ради освобождения священных земель, оккупированных Израилем, и это величайшая из жертв на пути Аллаха». По его словам, джихад в Палестине является обязанностью (фард айн) каждого мусульманина. Для участия в нем, в том числе в акциях самопожертвования, мусульманки не обязаны спрашивать разрешения ни у мужей, ни у сыновей, ни у отцов [20]. Кроме того, он осуждает мирный процесс на Ближнем Востоке, называя его «заговором с целью остановить палестинское сопротивление», джихад, по его мнению, обязателен для всей мусульманской уммы, чтобы освободить Палестину, Иерусалим, мечеть «Аль-Акса». В 2004 г. Ю. Кардауи издал фетву, оправдывающую убийства всех американских граждан в Ираке, включая гражданских. В частности, он говорит, что «нет разницы между американскими военными и гражданскими, т.к. и те и другие прибыли, чтобы поработить Ирак, они служат интересам американских оккупационных сил». Издаются фетвы, в которых Ю. Кардауи пишет, что «те, кто называет акции самопожертвования обычным самоубийством, ошибаются» [21].
Что можно сказать в подобной ситуации? Можно, конечно, посоветовать руководству «Аль-Раида» более осмотрительно выбирать спонсоров – ведь как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Но такая рекомендация могла бы быть полезной лишь в случае необдуманного выбора спонсоров. Если же ассоциация «Аль-Раид» знала, у кого берет средства – то тогда ситуация предстает в совершенно ином свете…
Продолжать анализировать имеющуюся информацию можно было бы еще долго. Однако и уже сказанного, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы понять – Украина, по своей воле, или против ее, - оказалась втянутой в большую геополитическую игру с участием организаций, методы деятельности которых принято называть террористическими. При этом выиграть в этой игре Украина вряд ли сможет, а вот проиграет почти наверняка. Причем сильнее всего пострадают простые украинские мусульмане, в соответствии с народной мудростью – «паны дерутся, у холопов чубы трещат», или же с другой, не менее грустной истиной – «рыба гниет с головы, но чистят ее с хвоста».
Примечания:
1. «Салафия» объявлена в Таджикистане вне закона // http://asiaplus.tj/news/47/44944.html
2. Кто заказывал драку в Журавках? // http://www.kp.crimea.ua/news_details.php?news_type_id=1&news_id=7009
3. 18 декабря 2002 г. министр внутренних дел Королевства Саудовская Аравия, принц Нэйеф обвинил это течение в том, что «они политизировали ислам». Принц Нэйеф заявил: «Мы чересчур поддерживали «Братьев-мусульман», которые являются причиной проблем в арабском мире и, возможно, также в мусульманском мире» [Понкин И.В. Ислам во Франции. — М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. — с 9].
4. В 2005 г. Мухаммад Акиф, нынешний генеральный наставник организации «Братья-мусульмане», в прошлом руководитель Исламского центра в Мюнхене, в интервью заявил, что европейские «Братья-мусульмане» не имеют прямых связей с египетским отделением, однако они координируют с ним свою деятельность. Он также отметил, что между европейскими и египетскими «Братьями-мусульманами» нет противоречий.
5. Франчайзинг — развитая форма лицензирования, при которой одна сторона предоставляет другой стороне возмездное право действовать от своего имени, способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
6. Неклесса А. Террор и антитеррор в меняющемся мире. Системы безопасности, основанные на бюрократии и тотальном контроле, оказались неадекватными новым угрозам // Независимая газета. — 2004. — 28 сент.
7. Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е.Э. Месснера (Российский военный сборник). — М.: Военный университет, Русский путь, 2005. — С. 503
8. Крупник И.Л. Религиозный экстремизм на Ближнем и Среднем Востоке // Религиозный экстремизм и фундаментализм: справочное издание. — М., 2008. — С. 87-88
9. Нечитайло Д.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в Европе // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/20-03-07a.htm
10. http://www.ammonnews.net/article.aspx?articleNO=43953
11. Abduvahitov A. Islamic Revivalism in Uzbekistan // Russia’s Muslim Frontiers / Ed. by D. F. Eickelman. - [S. l.]: Indiana Univ. Press, 1993. - Р. 79-100
12. Единый федеральный список организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации // http://nak.fsb.ru/nac/ter_org.htm
13. Тайный план исламистов: сдать Кавказ ради союза с Россией против Израиля // http://izrus.co.il/dvuhstoronka/article/2009-08-30/6085.html
14. «Аль-Раид» (до 2007 года называлась – Межобластная ассоциация «Ар-Раид») была основана в 1997-м на базе объединения арабских студентов, учащихся в украинских вузах. Руководители ассоциации – выходцы из стран Ближнего Востока и Восточной Африки. Первый ее глава – суданец Муаз Абу-Обейда – был депортирован из Украины в 2001.
15. Подробнее о связи WAMY с террористическими организациями см.: Коломиец А. Буш в доле с Бен Ладеном // Еженедельник 2000, 23.04.04, блок С5. http://news2000.org.ua/issue/218/C5.pdf; Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. – М., 2009. – С.453
16. Вихрев М. Исламские организации и их влияние на существование и распространение исламистского экстремизма // http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/13-07-05.htm
17. Поляков К. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы ХХ в. (на примере арабских стран) // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/36601.htm
18. Тульский М. Ислам с неисламском мире // http://www.africana.ru/konkurs/raboti/Tulsky/islam.htm
19. http://islamua.net/islam_ua/fatwa/?aut=9
20. Нечитайло Д.А. Ислам, политика, радикализм в Великобритании // http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/17-07-05.htm
21. Нечитайло Д.А. Деятельность «Братьев-мусульман» в Европе // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/20-03-07a.htm