Русское Движение

«Российская государственность: истоки, современность и перспективы развития» (К 900-летию со дня рождения князя Андрея Боголюбского).

Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 
Когда мы говорим о праздновании 900-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, то мы понимаем, что это есть некая условная историческая дата. Ведь точных сведений о времени рождения князя не сохрани­лось - это произошло между 1110 и 1125 годами. Может в этом есть некий Про­мысел, что для нас какие-то детали истории сокрыты. Точная дата "взяла бы нас в плен", как-то ограничила. Завершится 2011 год, пройдет юбилей и о князе Андрее Боголюбском снова благополучно забудут. Поэтому, безусловно, хочет­ся, чтобы этим праздником мы только начинали этот разговор. Нужно время, чтобы осмыслить тот исторический путь, который мы прошли, то истори­ческое время, в которое жил князь Андрей  Боголюбский. Ведь каждое время имеет свою логику. Мы смотрим на ХII век со своего исторического берега и оцениваем все через историческую призму тех событий, которые произошли после ­ведь будет и монгольское иго, будет и смутное время, войны …  Может быть, было бы правильней войти в то историческое время, в ко­тором жил святой благоверный князь Андрей Боголюбский - время перелом­ное, во многом определяющее, когда человек находился в особой ситуации ответственности - и посмотреть на все глазами князя, понять, что произош­ло, почему он сделал этот выбор, поче­му перенес великокняжеский престол из Киева во Владимир?  В особую заслугу ему нужно пос­тавить бережное отношение к киев­скому наследию.
В многовековой истории русского народа, его сердце и памяти как самое драгоценное наследие хранится светлый образ златоверхого Киева -  матери городов русских [Повесть временных лет Пер. Лихачева Д.С. // Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков. М.:1957, С.12] Д.С. Лихачев считает, что сам титул города возник как калька с греческого «метрополия» (от греч. μ?τηρ — мать и греч. π?λις — город). Таким образом,  Олег при своем вокняжении в 882 году объявил  Киев столицей своих владений - «матерью городов русских». Само понятие «грады русские» сложилось в 9-10 веках и обозначало всю совокупность владений киевского князя. Скандинавы называли Русь «страной городов» (Гардарики). Эти города находились в определенном иерархическом соподчинении  между собой и признавали верховную власть Киева как резиденции киевского князя. Впервые Киев предстает в русском летописании под 862 годом как «небольшой город» на днепровских кручах. В 882 г. Олег соединяет Новгородское княжество с Киевским и переносит сюда княжескую резиденцию. Во время княжения Владимира Святославича и Ярослава Мудрого Киев достигает расцвета. Об единстве исторической памяти народа свидетельствуют былины, сохранившиеся прежде всего на Русском Севере.  Средоточием  обширного былинного цикла  стала эпоха Крещения Руси и время правления святого равноапостольного  князя Владимира в стольном граде Киеве. Город на Днепре становится местом формирования единой русской народности и его великой культуры, основанной на ценностях и духе христианской веры.


Киев по праву входил в число мировых столиц, соперничая с Константинополем. Об этом свидетельствуют его постройки: Золотые Ворота – парадный въезд в город, собор святой Софии Премудрости Божией, посвященный Господу Иисусу Христу.


Географическое положение Киева не только способствовало его развитию в качестве важнейшего  торгового центра Восточной Европы, но впоследствии стало причиной его экономического истощения и политического упадка. Богатство Поднепровья  сделала Киев притягательным для набега кочевников, а близость   к степи усилила его беззащитность перед этим вековым злом русской истории.  К концу X века Киев  подвергается постоянным опустошениям от набегов половцев. В XII веке нападение половцев продолжаются. С середины 12 века уже заметны явственные следы запустения в Среднем Поднепровье. Свою лепту в этот негативный процесс упадка Киева вносят княжеские усобицы за киевский престол. В этом ряду можно упомянуть разорение Киева в 1169 году войсками коалиции южнорусских и северорусских князей при князе Андрее Боголюбском, опустошение города в 1203 году князем Рюриком Ростиславовичем и т.д. Нашествие монголов в 13 веке  только завершили исторический закат Киева, уход его жителей на северо-восток и юго-запад Руси. Историки различных школ, включая М.Грушевского, констатируют исход жителей из Киева и Поднепровья в 12 столетии. В.О. Ключевский указывает, что можно выделить два основных потока переселения. Часть населения постепенно переселялась на запад в глубь Галиции, а также  на северные склоны Карпат. Другая же часть населения устремилась на северо-восток в междуречье Оки и Волги.
В этом историческом контексте перед нами предстает образ князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Князь в своих  исторических деяниях был бесповоротно устремлен на северо-восток, Здесь в волжско-окском междуречьи  он  заложил основу будущего центра русской государственности. В чреде созидателей и устроителей русской земли  особое место занимает имя владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, 900-летие юбилея которого отмечается в этом году. Образ мысли, духовное устроение и воля определяют жизнь человека, его поступки и чаяния. Дерево познается по его плодам. Так очерчивая круг деяний владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, можно с уверенностью сказать, что вера была определяющим фактором его земной жизни.
 

Как считается,  родился князь Андрей около 1111 года в городе Суздале в семье суздальского князя Юрия Долгорукого.  [Соколов Александр протоиерей. Первый собиратель Руси. Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский – великий князь Владимирский. Его военные и духовно-просветительские труды по объединению русских княжеств. – Н. Новгород:2009.- 348 с.- С. 36] По обычаю своего времени князь имел два имени: мирское имя Китай (Крепость) или Китан, и имя календарное, данное ему при крещении – Андрей. Здесь прошли его детские и отроческие годы, сформировался характер и внутренний духовный мир. Историк 18 века В.Татищева дает описание облика князя Андрея Боголюбского: «Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермные, кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы». Современные исследования ученых-антропологов воссоздают облик князя как человека большой физической силы. По данным последнего исследования, проведенного в 2007 году заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы В.Н.Звягиным, князь Андрей Юрьевич имел типичную славянскую внешность  средне-европейского типа, был человеком крепкого телосложения, ростом около 170-172 см.
На страницах письменных свидетельств бурной эпохи середины 12 века, борьбы за киевское наследие  князь Андрей Боголюбский предстает как мужественный воин, исполняющий свой сыновний долг.
В 1132 г. со смертью старшего сына Мономаха киевского князя Мстислава освободился княжеский стол в Киеве. С тех пор заветной мечтой суздальского князя стало овладеть первым русским столом. Один за другим он совершает походы на Киев и только после третьей попытки (1154 г.) ему удается удержать за собой столицу Древней Руси и сесть "на дедни и отни стол". Во всех походах на Киев его сопровождали старшие дети от первой жены - дочери половецкого хана Аепы. Утвердившись в Киеве, Юрий Долгорукий призвал к себе из Суздаля и младших детей с их матерью княгиней Ольгой, дочерью византийского императора Комнина.


Впервые на страницах русских летописей князь Андрей Юрьевич упоминается под 1149 годом как храбрый воин, прославивший себя мужеством в битве под Луцком. В день памяти святого мученика Феодора князь бился против киевского князя Изяслава Мстиславича на смертельно раненом коне за своего отца Юрия Долгорукого, претендующего на великий киевский престол. Во время похода в Волынскую землю, принадлежавшую князю Изяславу, при переходе под Луцк,  ночью около Муравицы он был внезапно оставлен своими союзниками. Не взирая на советы своего брата Ростислава, считавшего за благо отступить,  князь Андрей решил дождаться рассвета. С рассвета, когда войска пошли в наступление на Луцк, князь Андрей попал в окружение, был ранен двумя копьями и едва не погиб от рогатины иноземного наемника. Князь чудом избежал гибели. Его братья  Борис, Ростислав и Мстислав Юрьевичи вынуждены были наблюдать за этим сражением, т.к. после перехода их войска не были готовы к сражению.
В 1151 г. в битве под Киевом князь Андрей Юрьевич  также показал свой характер. Во время битвы он переправился за Лыбедь, был окружен неприятелем и непременно погиб бы, если бы один половчанин насильно не поворотил обратно его коня. В битве на реке Руте князь Андрей  дрался так отчаянно, что копье и щит его были сломаны, шлем свалился с головы, а конь был ранен. Следует отметить, что в этих трагических событиях проявился не только его воинский характер, но явный политический талант, миролюбие  и высокий нравственный облик. Принимая участие  по воле своего отца суздальского князя Юрия Долгорукого в походах на Киев, он неоднократно стремился примирить князей-соперников, племянника Изяслава с его дядей Юрием. Сложным было положение князя Андрея Юрьевича на юге Руси. Киевский князь Юрий Долгорукий имел сыновей от двух браков. Старший сын – Андрей происходил от первого брака с княгиней Марией дочерью половецкого хана Аепы Осекевича. От второго брака с княгиней Еленой, византийской принцессой были младшие единокровные братья Мстислав, Василько и  Всеволод. В Киеве он был первым помощником своему отцу. Здесь в управление он получил Вышгород (1149, 1154 г.), а так же  Туровское, Пинское и Дорогобужское княжества в 1150-1151 гг. Ростово-Суздальские земли отходили  к младшим сыновьям князя Юрия. С именем князя Андрея связана история как  Вышгорода под Киевом, так и городов Турова, Пинска и Пересопницы в  западнорусских землях.  В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную северо-восточную Русь, где имел уделом город Владимир. Наиболее известен из уделов князя Андрея Боголюбского в южной Руси –Вышгород.



Вышегород расположен  на правом высоком берегу реки Днепр, примерно в 15 км севернее и выше Киева. В X-XII веках – это был  один из важнейших городских центров Среднего Поднепровья. Город по праву можно было наименовать «ключом» к Киеву, т.к. здесь осуществлялся надзор за  водным путем с севера, по рекам Днепр, Ирпень и Десна. В русском летописании Вышгород упоминается как город святой равноапостольной княгини Ольги. С конца XI века город имеет значение важного духовного центра Киевской Руси.  В каменном мемориальном храме князей Бориса и Глеба- первых русских святых находились святые мощи братьев- страстотерпцев. Летописи отмечают, что это был крупнейший храм на Руси. Вышгород становится местом паломничества верующих из различных земель Руси.


В центре Вышгорода находился княжеский детинец. В состав оборонительного пояса крепости входили  пять башен  и городская стена. В северной части Вышгорода располагался ремесленный посад, защищенный валами и  рвом. Общая территория  города перед татарским нашествием составляла не менее 80 гектар. Военная катастрофа 1240 года, нашествие Батыя погружает на долгие столетия город в пучину исторического небытия. Время сохранило нам остатки городских укреплений, валы и рвы Вышегородского детинца, фундаменты Васильевской и Борисо-Глебской церкви. Только в 1693 после вхождения Киева с ближайшими окрестностями в состав Российской державы в Вышгороде была  восстановлена Борисоглебская  церковь. В середине XIX века по проекту известного архитектора Константина Тона на фундаментах древнего Борисоглебского собора была построена кирпичную церковь с колокольней. Вышгород стал местом, с которым связано происхождение величайшей религиозной святыни русского народа Владимирской чудотворной иконы Божией Матери.  На Русь икона была принесена митрополитом-греком Михаилом в 1130 году как дар киевскому князю Мстиславу Изяславичу. По другому сказанию образ Божией Матери попал из Константинополя в 12 веке как дар Патриарха Луки Хрисоверга князю Юрию Долгорукому.

Как великая святыня образ Божией Матери был помещен в Вышгороде в девичий монастырь. Во время нахождения князя Андрея Юрьевича в Вышгороде образ Божией Матери был отмечен чудесными явлениями. Позднее в  Повести о чудесах Владимирской иконы Божией Матери описываются эти события, поразившие жителей Вышгорода и самого князя, а так же  история ее перенесения из Вышгорода во Владимир: «Когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. Впервые, когда вошли в церковь и увидели ее посреди церкви стоящую отдельно, то поставили ее на другое место; во второй раз видели ее, обратившуюся ликом к алтарю, и сказали, что в алтаре хочет стоять. Поставили ее за престолом. В третий раз видели ее отдельно стоявшую вне престола. И других чудес множество. Услышав об этом, князь рад был, и пришел в церковь, и начал осматривать иконы. Увидев же сию икону, которая превзошла все образы, припал к земле, молился и говорил: «О Пресвятая Богородица, Матерь Христа Бога нашего, если хочешь мне заступницей быть в Ростовской земле, посети новопросвещенных людей, да будут все в твоей воле".  [ http://nesusvet.narod.ru/ico/books/vladimirskaya.htm ]
Необходимо отметить, что впервые на страницах русского летописания, в письменных исторических источниках чудотворная икона Божией Матери, ныне именуемой Владимирская, встречается в погодной записи за  1155 год, повествующей о князе Андрее Юрьевиче Боголюбском: «Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогощею из Царяграда... и украсив ю постави и в церкви своеи Володимери». [ПРСЛ. Т. 2. С. 78]
Это существенный момент - ранее об иконе нет никакого упоминания. Именно деяния благоверного князя Андрея Боголюбского дают нам эту святыню. И когда мы говорим об ико­не, смотрим на нее, то говорим так, как нам ее раскрыл князь и смотрим на нее глазами князя Андрея Боголюбского. Князю открылось в этом образе нечто Небесное. И он специально строит для этой иконы белокаменный Успенский собор во Владимире, как драгоценное хранилище для нее. Наше восприятие этой иконы было бы немыслимым без благоговей­нейшего отношения князя Андрея Бо­голюбского к этой святыне. Мы стали относиться к ней не только как к одной из византийских икон. Князь положил начало традиции особого почитания этой иконы. Слава чудотворного образа как символа Святой Руси определена сугубым почитанием этой святыни князем Андреем Юрьевичем. Именно он воздал этой иконе особую честь и хвалу воздвиг, воздвиг великолепный белокаменный собор как место ее охранения и почитания.


 Выезд князя Андрея Боголюбского с образом Божией Матери из Вышгорода в Ростовскую землю

По благословению Божией Матери в 1155 году князь Андрей Боголюбский переносит чудотворный образ Божией Матери из Вышгорода под Киевом во Владимир. Покидая Вышгород, князь Андрей так же забирает собой еще одну реликвию – меч святого страстотерпца Бориса.




Сретение (встреча) иконы Владимирской Божией Матери во Владимире

По воле Пресвятой Богородицы чудотворный образ был помещен в Успенском соборе града Владимира и с сего времени именуется образом Владимирской Божией Матери. Владимир становится стольным градом Северо-Восточной Залесской Руси. Город на Клязьме украшается белокаменными храмами, окружается кругом оборонительных сооружений - стен и башен. О значении этой иконы для созидания культурно-исторического и духовного пространства Северо-Восточной Руси свидетельствует тот факт, что осмыслении событий и фактов истории Владимирского княжества оценивается как перечень чудес Божией Матери и Ее покровительства. [Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.- Л., 1947. -С. 288]
Князь Андрей был свидетелем многих чудес от чудотворного образа Божией Матери и, когда отправлялся на войну, всегда брал с собою эту икону. Свидетельством этого является в литургической жизни Церкви праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня 1/14 августа. В церковный календарь этот праздник был внесен благоверным князем Андреем Боголюбским в связи с победой над волжскими булгарами в 1164 году. Завершая исторический сюжет о связи князя Андрея Боголюбского и Вышгорода, следует отметить, что и в дальнейшем этот город был оплотом и помощью князю Андрею в его политических деяниях. Так в  1169 году Вышгород стал плацдармом для наступления на мятежный Киев коалиции войск южно-русских и северо-русских князей, объединенных князем Андреем Боголюбским.
В особую заслугу князю Андрею Юрьевичу нужно пос­тавить бережное отношение к киев­скому наследию. Современные авторитет­ные историки (в том числе, и киевс­кие) также трезво оценивают истори­ческую роль князя Андрея, который много крови пролил за Южную Русь. Князь проявил себя как защитник Рус­ской Земли, прежде всего Киева, когда он был помощником киевского князя Юрия Долгорукого. Безусловно,  религиозный облик князя Андрея Боголюбского определял его дела по созданию культурной среды Владимирского края, градостроительству и храмоздательству. С именем князя Андрея Юрьевича связано изменение  в середине 12 века статуса города Владимира, ставшего из «мизинного» стольным градом Северо-Восточной Руси. Градостроительная политика князя Андрея является продолжением великого дела святого равноапостольного великого киевского князя Владимира – основателя города Владимира на Клязьме, Крестителя Руси и Залесья. Святой равноапостольный великий князь Владимир основал в 990 году город на Клязьме и освятил его своим именем. Град Владимир на высоких берегах реки Клязьмы был возжжен как светильник христианской веры и благочестия в Залесском  крае. Первые поселенцы Владимира, как можно предположить, были выходцы  из Киевской Руси.  Само положение города, поставленного над клязьминскими кручами, напоминает златоверхий Киев. Об этом свидетельствуют и названия рек – Рпень, Почайна и Лыбедь, которыми новые жители заменили местные наименования, не дошедшие до нас.

Город занимает возвышенность между реками Клязьмой и Лыбедью, оказываясь на своеобразном полуострове. [Мазур Л.Д. Русский город XI-XVIII вв. Владимирская земля. М.:2006.- С.11]
На самой высокой точке города на уровне 50 метров над Клязьмой на вершине Годовой горы был поставлен Успенский собор. Для оценки градостроительной деятельности князя Андрея Юрьевича Боголюбского чрезвычайно важно понимание значения образца, образа нового христианского города. Безусловно, таким градостроительным символом были  Иерусалим и Константинополь. Уже в градостроительстве Киева было заложено стремление следовать этим высоким образцам. Знаменательно, что данная градостроительная традиция на Руси была заложена в Киеве трудами и попечениями ее великих князей строительством Софии Киевской и Золотых Ворот Киева. Князь Андрей Боголюбский сумел предугадать историческую катастрофу, постигшие Поднепровье и Киев, вызвавшие обезлюживание самой территории и упадок города на Днепре как духовного, культурного, политического  и экономического центра. Благодаря его деяниям было сохранено киевское наследие и прежде всего самой спасительной православной веры как главного наследия святого равноапостола Владимира Крестителя, его завета и залога исторического бытия Святой Руси. Подобно Киеву Божией Матери был вручен и новый город Залесской Руси – Владимир. На самой высокой точке города (более 50 метров над уровнем Клязьмы), на кромке береговой кручи по указанию князя Владимира в 990 году  был воздвигнут собор Успения Божией Матери, срубленный из дубовых дерев. Более 165 лет простоял этот храм, заменивший в середине 12 века свои деревянные стены на новые, белокаменные.  Современники, восхищаясь его великолепием, уподобляли собор храму Соломонову. В Успенском соборе, как в дивном ковчеге, святой князь Андрей поместил чудотворную икону Божией Матери, которую привез из Вышгорода. С тех пор она стала именоваться Владимирской. Успенский собор стал средоточием разносторонней духовной культуры Древней Руси. Этот собор сделался главным хранилищем книжных богатств, принесенных сюда князем. Андреем из Киева. Под сенью собора создавались замечательные произведения древней русской литературы: «Сказания о чудесах от иконы Владимирской Богоматери», многие страницы знаменитого «Печерского Патерика».


Главными городскими воротами Владимира при князе Андрее Боголюбском стали Золотые ворота на западе.  Въездные ворота построены в в 1158-1164гг. и несли две  важнейшие функции, как торжественный  парадный въезд в город, а также мощное оборонительное сооружение. Уникальность Золотых ворот Владимира заключается в том, что это единственный сохранившийся в наше время памятник своего рода. Подобного рода сооружения Иерусалима. Константинополя и  Киева дошли до нас фрагментарно. Сакральная география Владимира сложилась волей и верой как великого киевского князя Владимира Крестителя  – основателя города, так и князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сделавшего Владимир политическим и духовным центром. Таким образом, в своей градостроительной политике князь Андрей обращается прежде всего к киевской традиции, через нее соотнося свой город с Иерусалимом и Константинополем.
Многогранна и плодотворна была литургическая деятельность святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1164 году по его почину Русская Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице на 1 августа в память о Крещении Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Вскоре был установлен и праздник Покрова Божией Матери - на 1 октября и  в честь иконы Боголюбивой Божией Матери – 18 июня. Первые богослужения в честь этих праздников были совершены в главном храме Древней Руси - Успенском соборе. В 12 веке далекая Залесская Украйна становится местом собирания русского народа, хранилищем его святынь. В то время, как под ударами кочевников и из-за княжеских усобиц Киевская Русь обезлюживается, в Залесьи строятся и укрепляются города, продолжается дело христианского просвещения. К престолу Божию от «Дома Пресвятой Богородицы» – Владимирской земли восходили молитвы за всю Русскую землю. Духовное содержание культурно-исторического пространства Владимирского края в наиболее сжатой и краткой форме выражает эмблематика - совокупность символов и эмблем. К числу важнейших символов Владимирского края относятся прежде всего чудотворные иконы Владимирской (12в.) и  Боголюбской Божией Матери (1157 г.) Следует отметить, что основной круг символов сложился с участием князя Андрея Юрьевича Боголюбского и само их наличие утверждает важность и действенность тех целей, которые поставил перед собой Владимирский князь.
Высокие духовные цели князя не были чужды его современникам. В этом контексте знаменательно отношение киевского монашества 12 века к деяниям князя. Прежде всего,  это насельники Киево-Печерского монастыря, с которым владимирского князя связывали особые духовные и близкие отношения. Так в  1159 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский преподает Киево-Печерской обители грамоту на ставропигию, начинавшуюся словами: “Се аз великий князь Китай, нареченный во святом крещении Андрей Юрьевич…”. Князь Андрей Боголюбский  монастырю титул "лавра". Согласно своему статусу ставропигиального  Киево-Печерский монастырь имела особые полномочия, оглавлялся архимандритом  и Киевский митрополит не принимал участие в выборах настоятеля Печерской обители до  1786 года. В этой грамоте перечислены владения, дарованные для вечного поминовения рода князя Андрея Юрьевича: города Васильев и Мическ (современный Радомышль). Текст грамоты князя Андрея Боголюбского ХII века сохранилась в списке, протограф (первоначальный список) которого восходит к концу XVI века, и является своеобразным “поновлением” утраченных давних документов, осуществленным архимандритом Мелетием Хребтовичем. Сам текст княжеской грамоты косвенно подтверждает мнение о происхождение наименования местности Китаево в Киеве от прозвища князя «Китай» (Крепость).  Согласно местному киевскому преданию именно здесь на северной горе находился загородный двор князя Андрея Юрьевича во времена его служения своему отцу князю Юрию Долгорукому. Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры и с 12 века славился своими пещерными храмами.


С 18 столетия за Китаевским монастырем закрепилась слава Киевского Афона, здесь начинается духовный путь преподобного Серафима Саровского, получившего благословение старицы Досифеи. С начальной историей этой монашеской обители неразрывно соединено имя святого благоверного князя Андрея Юрьевича.
Слава князя Андрея Юрьевича Боголюбского как храмоздателя связано с созиданием церквей  не только на северо-востоке, но и на юге  Руси. В 1161 году князь Андрей Боголюбский близ Вышгорода в местности, именуемой Межигорье, построил  каменный храм во имя Преображения Господня. В народной памяти на протяжении следующих восьми веков  храм именовали как Белый Спас. Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь был основан в 10 веке митрополит Михаилом первый в списке престоятелей Русской Церкви.
Этапы русской истории представляют города Киев, Владимир, Москва и Санкт-Петербург. Особое место в этом списке столиц занимает Владимир, связующее звено Руси Киевской и Руси Московской.
Дерево познается по плодам, и князя Андрея мы познаем по плодам его деятельности, по его наследию. Каково оно? Владимирская икона, Успенский собор и прежде всего сам  город Владимир в его градостроительной планировке, храмах и монастырях, зданиях, улицах и площадях как историко-культурное и духовное пространство. В летописях отмечается, как князь ук­расил этот город. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский очень береж­но создавал эту градостроительную среду, вносил тот дух, то содержание духовное, которое было связано с Ки­евом. И в этом высоком смысле князь бережно хранил киевское духовное наследие. Там, на берегах Днепра, в этой купе­ли Русь получила огромное духовное сокровище. Он смог увидеть его и понять, что этой жемчужине - вере пра­вославной - грозит опасность. Нет, он не противопоставлял себя Киеву, он ценил значение киевского наследия. Создавая Владимир, он создает особое духовное пространство - пространство веры. Безусловно, для человека 12 века не было никакого деления Руси на южную и северную. Понятие родового деления  было вторично. На первом плане была вера, она определяла то, что представляет из себя человек, его содержание. И именно святой благо­верный князь Андрей сумел киевское наследие перенести на северо-восток Руси и взрастить его. Без князя мы бы лишились этой сердцевины, сущ­ности, которая и составляет смысл исторического бытия русского народа. Безусловно, Русь нельзя делить на не­кие изолированные друг от друга регионы, она является целостным духовным, культурным и историческим пространством. Парадоксальным образом, даже нереализованные проекты князя оказали глубокое воздействие на нас. Так невольным, но глубинным следствием намерения князя Андрея Боголюбского создания Митрополии во Владимире стало изменение титула Предстоятеля Русской Церкви и вместо прежнего «митрополит Руси» был введен титул «митрополит всея Руси» (греч.- τ?ς π?σης ?Ρωσ?ας). Историчес­кая личность князя Андрея Юрьевича Боголюбского и ныне объединяет историческую Русь. Выйдя из Киева земного, князь Андрей Боголюбский сохранил Киев духовный. Киев – это не только и не столько географическое понятие. Это колыбель русской народности и духовности. Это наследие Киева князь Андрей сумел спасти от полного уничтожения в пламени междуусобиц и нашествия иноплеменников и иноверцев. Летописи указывают, что уход из Киева на северо-восток Руси был совершен  «без воли отни». Зная, как усердно и верно исполнял князь Андрей свой сыновний долг, можно утверждать, что этому должны быть обстоятельства, превышающие послушание отцу. Не по евангельскому ли  слову поступил князь, оказав полное послушание воле Божией, исполнив совершенство любви в принятии своего крестоношения?
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 32-33, 37-38).
 
 
   
 
 
 wladimirez.livejournal.com