В воскресный день между 22 и 28 января по православному календарю (4 и 10 февраля по н.ст.) Русской Церковью установлен общий праздник Российских Новомучеников и Исповедников. 19 октября/1 ноября 1981 г. Русская Православная Церковь за границей, завершая сложившееся в среде русской эмиграции почитание святых Новомучеников, а также по многочисленным просьбам верующего народа из России, совершила их прославление в Нью-Йорке в Знаменском кафедральном соборе Архиерейского Синода.
Из Акта о прославлении, совершенного 19 октября/1 ноября 1981 г.: “За 64 года советского владычества десятки тысяч храмов и монастырей были разрушены и замучены миллионы людей за то, что они хранили свою православную веру и не поклонились идолу материализма. Молитвенно склоняясь перед всеми ими, Архиерейский Собор определяет причислить к лику святых всех пострадавших от безбожников в России мучеников и исповедников: святителей, священнослужителей, иноков, инокинь и всех православных людей, за православную веру и начала Святой Руси умученных и убиенных.
Имена всех этих святых столь многочисленны, что полностью могут быть известны только Всеведущему Богу, а Архиерейскому Синоду надлежит дополнять их именослов по мере поступления заслуживающих доверия данных о понесенных теми или иными людьми подвига веры во славу Божию.
Особое место в лике святых Новомучеников занимает Царь Мученик Николай Второй как Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности, и Его Семья. Им поэтому на день их убиения, день скорби 4/17 июля, посвящается нарочитая служба с чтением на литургии установленной ранее для панихиды покаянной молитвы. Всем сим святым мученикам и исповедникам будем возносить хвалу, моля их, чтобы своим заступничеством у престола Божия они вымолили России свободу от безбожников и возрождение православной жизни, а примером своим побудили и других чад Русской Церкви стать на путь подвига, веры и благочестия.
Общий праздник Российских Новомучеников и Исповедников устанавливается в воскресный день между 22 и 28 января по православному календарю. Память же отдельных мучеников и исповедников должна совершаться в день их блаженной кончины, когда таковой известен, а в противном случае в день общего праздника Новомучеников”.
Московская патриархия не только не признала зарубежного проставления, но и произвела свое, "альтернативное". В отличие от РПЦЗ день памяти им был установлен на 25 января или следующий за сим воскресный день. Установление в МП даты, отличной от даты, обоснованно принятой ранее в РПЦЗ, как и написание отдельной службы Новомученикам должны были также подчеркнуть непризнание их прославления в 1981 г. В новой, отличной от РПЦЗ, службе МП отсутствуют, например, такие существенные слова: “Не человецы спасают Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги ея, но Церковь спасает человеки силою Христовою, яко же подвиг Ваш показа”.
В официальной идеологии МП по-прежнему считается, что политика лояльности митрополита Сергия “спасла” Церковь. Многие священномученики не удостоились прославления от патриархии именно потому, что отделились от "законного священноначалия" митр. Сергия. В числе таковых "непрославленных" – убитые богоборцами митрополит Иосиф (Петровых), основатель Катакомбной Церкви, ее многочисленное духовенство и множество ее чад. В таком “прославлении” оказалась искажена духовная история Русской Церкви в ХХ веке и умален подвиг наиболее стойких ее мучеников и исповедников – соли Земли Русской.
Различный смысл вложен и в прославление Государя Николая II. В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как “Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности” – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: “С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду”.
В деяниях Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. и в разъяснениях руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих “политических противников” (в основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко перенесший с семьей страдания подобно “миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке” – без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига; патриархийная комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемирный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового мирового порядка антихриста.
В официальном тексте РПЦЗ к готовившемуся прославлению разъяснялось, для чего оно нужно нашему народу. В частности: “При наличии небывалых гонений и страданий наших верующих братьев в порабощенной России, где человеческая помощь бессильна, улучшить положение может только небесная помощь через молитвы св. мучеников, которыя можно и необходимо привлечь прославлением их. Такой путь получения небеснаго заступничества в переживаемый нами период небывалых потрясений, страданий и колебаний особенно уместен”. Значение этих слов сохраняет свою актуальность и в наши дни.