Коренное население Украины весьма разнообразно по своему происхождению. Значительная часть коренного населения Северщины или левобережного центра Украины (Сумская, Черниговская, частично Полтавская области), изначально не является украинским и не связана с украинской этничностью потомков т.н. «дулебской» группы Правобережья (древляне, волыняне, бужане, дулебы, поляне).
Они восходят к северянам и горюнам, которые были первым русским этнокультурным ядром, наряду с Киевом как средневековым русскоязычным мегаполисом. Наряду с полянами (изначально более близкими к протоукраинцам), северяне и горюны составили массовую этническую основу Киевской Руси. Различия между ними сгладились. Уже с первой половины XI века о полянах и северянах не упоминали как о существующих племенных союзах. Русской землёй в узком смысле этого слова назывались Левобережье Днепра вместе с дальними северными, западными и южными окрестностями Киева.
Тем не менее, горюны сохранились на Сумщине в компактном расселении до настоящего времени. Это изначальные русские, которых нельзя отнести к великороссам, или к украинцам, что подтверждает факт происхождения русской этничности из Левобережного Поднепровья. К потомкам северян нужно добавить севруков (севрюков), которые, в отличие от обычных селян горюнов, были группой близкой по образу жизни к казакам. Однако севруки предшествовали казачеству по времени и представляли собой отдельную этническую общность. В XVII веке севруки исчезли, или перейдя к обычному сельскому образу жизни, а также войдя в состав великорусской и центральноукраинской народностей. Кроме горюнов и севруков, носителями преимущественно русской этничности были и переселенцы с северо-запада, более близким к белорусам в XV-XVIII вв. Традиционным для этого региона было смешанное русско-белорусско-украинское население. Нужно отметить, что и население городов Киева,Чернигова, Путивля и других в XV-XVI веках было преимущественно русскоязычным, то есть сохранял городской язык Киевской Руси. Позднее в них увеличилось количество украиноязычных горожан, но русский язык в них никогда не исчезал.
Значительная часть формально записанных украинцев этого региона – потомки русского населения или смешанных семей. Изначально здесь были распространены и суржики на правах диалекта, а вовсе не из-за безграмотности. Украинский язык Северщины испытал сильное влияния русского и белорусского языков местного населения. В период массовой миграции украинцев с запада, в XVI-XVII вв., то есть одновременно, здесь появились укреплённые пункты российской администрации и собственное великорусское население. Центром российской администрации была крепость в Путивле. Оба этих процесса взаимосвязаны, так как украинцы расселялись под прикрытием российских гарнизонов, защищавших их от поляков, татар и разбойников. За всю историю славянства Северщина пребывала вне единых с Северной Русью государственных образований не более 300 лет (1300-1500 и 1605-1650 гг.)
Сегодня украинское население абсолютно преобладает в Центральном Левобережье. Однако, это во многом следствие того, что советская власть записывала в «украинцы» не только малороссов, но другие группы населения, тяготеющие к русско-украинско-белорусскому синтезу с местной северской спецификой. Примером может быть дед моей жены Петро Черток, уроженец села в Путивльском районе, во время ВОВ один из командиров в составе партизанского корпуса Ковпака, а после войны – партийно-хозяйственный руководитель в Одесской области. По-украински он не разговаривал, однако его язык не соответствовал и современному русскому, был насыщен и украинскими и белорусскими словами. Происхождение рода по семейному преданию они возводят к Никишке Чертку – одному из наиболее удачливых военачальников Степана Разина. Скорее всего, его вообще нельзя отнести к украинцам, но скажем население более южных районов Сумщины или Полтавщины, это украинцы с сильной русской компонентой в культуре и происхождении.
Фактически же, левобережные украинцы – носители смешанной русско-украинской идентичности, которую можно определить как своеобразную южную русскость. В Российской империи она называлась малороссийскостью, однако это определение неточно и не выдержало испытание историей.
Следовательно, и преобладание русского языка в этих областях не случайно и не является последствием московской ассимиляции. По данным многократного мониторинга Киевского Международного Института социологии, 2003: в трёх областях центрального Левобережье, преимущественное употребление языков распределяется так: русский – 34%, суржик -21%, украинский – 32%.
В целом Левобережный Центр Украины можно определить как синтез украинского, древнерусского и современного великорусского начал, и как специфический регион русской нации, в котором русский язык выполняет объединяющую роль.
Для тех, кто хочет подробнее разобраться в вопросе Древнерусского этнокультурного ядра в Левобережье и современных последствиях для русско-украинского вопроса, рекомендую источники, которые есть в интернете.
Литература
Седов В. В. Древнерусская народность. М., 1999.
Седов В. В. Восточнославянская этноязыковая общность.
Толочко П. П. Древнерусская народность. СПб., 2005.
Абакумов А. В. Киев - родина русского языка. К., 2009
Мавродин В.В. Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времён до второй половины XIV века). «Наука». СПб, 2002.
Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М. , 2002.
Багновская Н.М. Севрюки: население Северской земли в XIV-XVI вв. «Палеотип», М., 2002.
Ляпунов Б.М. Древнейшие взаимные связи русского и украинского языков и некоторые выводы о времени их возникновения как отдельных лингвистических групп //Русская историческая лексикология. М., 1968.
ГОРЮНЫ: история, язык, культура. Материалы международной научной конференции (Институт языкознания РАН, 13 февраля 2004 г.). Сумы, 2005. В том числе: Климчук Ф.Д. (г. Минск). К этноязыковой истории Днепровского Левобережья (в связи с проблемой этногенеза горюнов).
gidepark.ru