Русское Движение

Государственный герб России: история и современность

Оценка пользователей: / 23
ПлохоОтлично 

Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года восстановлен исторический герб России в виде двуглавого орла. На Руси он известен в качестве наследственной эмблемы Тверского князя Михаила Борисовича с 60-х годов XV века. Но как герб государства он появился в 1497 году на печати Иоанна III Васильевича. Иоанн III был женат первым браком на тверской княжне и после присоединения к Москве Тверского княжества (1485) мог претендовать на использование этого герба. Вероятно, бОльшую роль в этом сыграл второй брак Иоанна III. В 1472 году он обвенчался с Зоей (Софьей Фоминичной) Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI Драгаса, который употреблял изображение двуглавого орла как эмблему своей династии. Наследником византийского престола после гибели Константина XI при падении Царьграда считался старший брат Софьи царевич Андрей. Иоанн III со временем откупил у него право на византийский престол и именно в качестве наследника последнего императора Восточной Римской Империи стал использовать изображение двуглавого орла.

 

Историки, правда, считают, что влияние на Иоанна III оказал и пример европейских монархов, воспринимавших двуглавого орла как олицетворение императорской, в то время как одноглавый орел символизировал власть королевскую.

За многовековую историю своего существования российский герб никогда не имел узаконенного эталона, поэтому при очередной коронации он, как правило, менял облик и атрибуты. В разное время среди них были: меч - символ сражений, крест - православия, евангелие - надежды, единорог - безгрешности, розы - юности, пальмовая ветвь - триумфа и мира, факел - свободы, масонский жезл - просвещения, лавровый венок - славы, молнии - военной мощи, свастика - прогресса и другие. При этом классические геральдические парадигмы герба отечественными учеными не разрабатывались. Это объяснялось тем, что в России геральдика как наука складывалась под влиянием Запада, но с большим запозданием. Первую попытку обозначить геральдическую парадигму российского герба предпринял царь Алексей Михайлович, пригласив из Австрии герольдмейстера Священной Римской империи Лаврентия Курелича, который в 1672 году подготовил "узаконение", разъясняющее символику герба России. А 1672 году был опубликован первый русский гербовник под названием "Титулярник". К сожалению, после этого геральдическая парадигма российского герба не разрабатывалась и в настоящее время отсутствует.

Необходимость ее разработки диктуется многими обстоятельствами, в частности потребностью в воспитании уважения к государственным символам России, повышении авторитета нашего Отечества, нашей истории, возрождении девальвированного исторического сознания российских граждан, наконец, реализации стройной геральдической политики не только в политической системе государства, но и в Вооруженных Силах Российской Федерации. Это тем более важно в условиях, когда в средствах массовой информации и в сознании большинства россиян процветает обывательский дилетантизм, легковесное толкование символов России, а также исторические мистификации и псевдонаучные спекуляции.

Что же символизирует российский двуглавый орел?

С древнейших времен орел воплощал собой божественность, солнечную силу, царственность, высшую власть, величие и бессмертие. Он выражает также мужественность, бесстрашие, обороноспособность, активность, духовность и возвышенные устремления.

Считается также, что орел летает настолько высоко, что никакие катаклизмы на земле ему не страшны. Поэтому в гербе России орел олицетворяет и то подлинное величие, которое проявляется в тяжелейших испытаниях: достаточно вспомнить Куликовскую битву, Смутное время, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. И сегодня Россия переживает тяжелые времена, но орел в ее гербе напоминает о том, что и на сей раз Россия выстоит и возродиться.

Орел в гербе символизирует также способность к самоотверженному терпению: он может парить высоко в небе, терпеливо выжидая, пока штормы и ураганы под ним не улягутся, что по сути своей глубоко созвучно исключительно русскому христианскому виду святости, названному страстотерпчеством. Наиболее ярко оно проявилось в удивительном подвиге князей Бориса и Глеба, считающихся покровителями русского воинства и заступниками земли Русской. В этом отношении две головы орла напоминают нашим современникам о двух братьях, двух великих страстотерпцах, своей жизнью противостояли войне.

Орел олицетворяет также идею отцовства, которая трансформируется в Государственном гербе в идею Отечества, идею Родины.

Наконец, российский орел выражает и идею обновления, омоложения. По преданиям, орел бесстрашно поднимается высоко, подставляя свои крылья палящим лучам. Затем он камнем падает в океан, а появляется на поверхности с парой новых крыльев, вновь становясь молодым, что, кстати, соответствует идиоме "пройти через огонь и воду". Не случайно погружение в воду стало частью обряда христианского крещения. Для современной России это символическое значение орла подчеркивает оптимистическую идею возрождения.

Что же касается двуглавого орла, то он с древности был символом священного союза, двойной силы, двойной мудрости, "неусыпного бодрствования", всевидения, процветания. Якутские шаманы, изображая его на своей одежде, считали его своим главным помощником, духом верхнего мира, страны предков, которую шаман мог посетить при камлании, лишь превратившись в двуглавого орла.

Российский двуглавый орел указывает на евроазиатский состав России как на уникальное, по мнению Д. С. Лихачева, соединение в ней двух великих культур - Востока и Запада. Две орлиные головы, бдительно смотрящие по сторонам, символизируют надежную охрану страны с Востока и Запада.

В политическом значении двуглавый орел выражает равноправие, демократию, сочетание интересов всех социальных групп, наличие прав и свобод граждан, законность, правосудие и порядок. В этическом значении он - нравственное совершенство, поэтому для христиан он символизирует Иисуса Христа. Алхимики считали его символом философского камня, а масоны - высочайшим символом абсолютного совершенства. Считая, что у двуглавого орла одна голова смотрит в будущее, другая - назад, в прошлое. Это напоминание каждому россиянину, что он должен знать, помнить и гордиться своим прошлым, потому что без прошлого нет будущего.

Как взаимодействие двух противостоящих направлений политических идей и движений, называемых иногда правыми и левыми, двуглавый российский орел с политической точки зрения воплощает в себе сосуществование идеи консерватизма (с ее тягой к стабильности, устойчивости, сохранению старого) и идеи реформаторства (стремление к новизне, смелым социальным преобразованиям и изменениям).

Крылья орла из трех рядов с двенадцатью маховыми перьями - это символ объединения усилий, братских уз, прочного союза и равенства прав субъектов федерации. Двенадцать - священное число, олицетворяющее высшее совершенство, гармонию, целостность, равновесие и порядок. Не случайно этим числом было определено количество знаков зодиака, месяцев в году в атлантической цивилизации, олимпийских богов, подвигов Геракла, звеньев в цепи Будды, учеников Христа, ворот, ступеней и драгоценных камней на стенах Небесного Иерусалима, главных православных праздников, магических растений у розенкрейцеров, музыкальных тонов в додекофонии, орнаментов в одежде китайских чиновников и многое, многое другое.

Три ряда перьев - символ превосходства, уверенности, силы, приспособляемости, а также трех высших духовных ценностей: истины (правды), добра и красоты. Именно эти ценности обусловлены и следуют из деления сознания на разум, волю и высшие чувства, которые являются предметом изучения трех ветвей философии: логики, этики и эстетики. Такая научная картина структуры способности человека к познанию совпадает с христианской картиной деления души, которую проповедовал Спаситель.

Клюв, язык, глаза, лапы и когти орла в геральдике принято называть термином "вооружение". Детали вооружения обычно выделяются цветом, отличным от основной окраски орла, который в таком случае именуется вооруженным. Именно таким был прежний российский двуглавый орел: его фигура была черного цвета; клюв, глаза, лапы и когти - золото, а язык - красного. Вооруженный двуглавый орел считался олицетворением военной угрозы, агрессивности государства, его опоры на военную силу.

Современный российский двуглавый орел представлен невооруженным: его глаз, клюв, язык, лапы и когти имеют тот же цвет, что и оперение. Такой орел символизирует государство, политика которого строиться на оборонительной военной доктрине, опирающейся на принципы добрососедства и миролюбия. Но крепкий и острый клюв орла все же раскрыт: это говорит о том, что Россия способна надежно обеспечить свою безопасность, защитить себя и своих союзников от любо агрессии.

У вооруженного орла язык является показателем свирепости, ярости и гнева. Язык современного невооруженного орла символизирует мудрость, интеллект и духовное богатство как движущие силы на пути духовного развития. Орел в древности считался посланником богов, а его язык олицетворял высшее знание, силу пророческого вещания. В Древнем Риме жрецы-авгуры гадали по ауспициям - полету и пению птиц, пытаясь расшифровать их священные знания. Многие птицы объявлялись вещими, а самой вещей птицей считался орел. Позже у масонов и мистиков он стал символом инициации (посвящения в тайные знания), а его язык - символом голоса бога. Золотой орел на красном поле при Петре I был заменен черным на золотом. В лапах орла - скипетр (символ достоинства и целостности).

Композиция из трех корон в гербе России стала изображаться с 1625 года, а царь Алексей Михайлович объяснял это дополнение присоединением к Руси трех царств: Сибирского, Казанского и Астраханского. Три короны символизировали также христианскую троицу и три христианские добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Когда в 1699 году три короны скрепили лентой Святого апостола Андрея Первозванного, их символику стали связывать с идеей братства и единой, общей истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Сегодня три короны олицетворяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Как символ благословения и награды России: за героическое прошлое, мученическое настоящее и богоизбранное будущее.

Короны символизируют также неусыпную, неустанную, полную забот и беспокойства деятельностью людей, которые облечены властью, поэтому они олицетворяют почетный и священный долг служения народу и высшую ответственность перед ним.

Ленточке между коронами в прошлом не раз придавался статус ленты высшей государственной награды России - Орден Андрея Первозванного, поэтому она была голубой. Лента символизировала богоизбранную миссию России и ее божественное покровительство. Сегодня она выражает идею единства и плодотворного сотрудничества трех вервей власти, необходимость четкой согласованности усилий ветвей власти.

Завитки ленты в в геральдике символизируют верность традициям предков, сохранение всего лучшего, что оставили нам отцы и деды: национальную самобытность, менталитет, боевую славу, достижения науки и культуры. После восстановления Ордена Андрея Первозванного в июле 1998 года ленту в гербе России можно снова назвать Андреевской, указывающую на устремленность России к процветанию, величию и славе.

На груди орла помещен щит с изображением всадника, поражающего копьем крылатого змия. Долгие годы всадник олицетворял великого князя, государя, царя или его наследника. Со времен Петра I его стали величать Святым Георгием, считавшимся покровителем не только русских князей и военных, но и всей России, символом борьбы добра со злом. Сам по себе щит с гербом Москвы указывает на преемственность новой Росии и на нашу столицу, как н собирательницу, защитницу и мать земель русских. Всадника, изображенного на щите, в XIX стали изображать скачущим справа налево.

Красный цвет поля в современном гербе - символ животворной силы, русской идеи, героизма, красоты и победы, а золотой цвет орла - символ достоинства, величия, богатства, великолепия, вечности и славы.

Итак, современный российский герб олицетворяет историческую преемственность России, ее устремленность в будущее, к государству равных прав и возможностей, где удовлетворяются интересы каждого гражданина. К этому постепенно и продвигается новая Россия, выйдя на путь построения правового государства.

© Военно-исторический журнал, 4, 2001 г., полковник Г.В.Ражнев