Русское Движение

Русское Закарпатье и Святой архимандрит Алексий Кабалюк

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Архимандрит Алексий (Кабалюк)

Если сейчас у сербов заходит речь о русских Карпатах (Закарпатье), вспоминается прежде всего, что там успешно миссионерствовали сербский архиепископ Иоанн Максимович и архиманндрит Иустин Попович, знаменитый богослов. А вообще-то выявляется незнание истории этой исконно русской земли, отсутствие представлений о трагической судьбе и реальном положении карпаторусов – русинов ([1]).

Сейчас Прикарпатская Русь «отсечена» от православного мира двумя униатскими областями – Ивано-Франковской и Львовской, а с других сторон ее окружают Венгрия, Словакия и Польша – страны, по преимуществу римо-католические, дружественности к Православию не проявляющие. Конфессиональный состав нынешнего населения Закарпатья таков, что отражает глубокие разделения: 40% составляют православные, верные исконному Православию и Московскому Патриархату; 23% принадлежит к раскольнической т.наз. «Украинской православной церкви Киевского патриархата», под идейным руководством униатов созданную украинскими сепаратистами и шовинистами, украинизированными карпаторусами и малороссами, идеология которых – ненависть к русским и обустройство Украины по рекомендациям США ([2]); 28% карпаторусов принадлежит к другой раскольнической «православной церкви» – Украинской автокефальной; 6% составляют сторонники Греко-католической (униатской) церкви ([3]).

Как видим из этих данных, хотя население оказалось разделенным по вероисповедному признаку, все-таки значительная часть осталась верна православной традиции, что в нынешних условиях является отнюдь не легким делом.

Русская идея и Православие для карпаторусов

Проблемы Закарпатской Руси начинаются с ослабления Русского государства и отсутствия политической воли сохранить эти исконно русские земли в своих границах. Уже в XII веке эти области занимают угры, и впоследствии наступает самая большая трагедия жителей Закарпатской Руси, связанная с вытеснением Православия. А именно: в 1596 году, после многовековых усилий, Римской церкви удалось заключить с четырьмя православными епископами Брестскую унию ([4]). С тех пор основной характеристикой вероисповедных процессов в Польше, прибалтийских землях, Белоруссии, Малороссии (Украины) и Карпатской Руси является униатизация и денационализация русского православного населения, а точнее – сопротивление этому. Закарпатская Русь (Закарпатье) часто меняла властителей – от угров до поляков и чехо-словаков. Несколько раз римские священнослужители интенсифицировали униатизацию и католизацию руссов, а соответственно и полонизацию их. Упрочившийся здесь после Брестской унии римокатолицизм при помощи Польско-Литовского государства осуществил нападение на Малороссию, и в 1651 году Киев был разорен римокатолическим польско-литовским войском. В 1711 году польская шляхта и римокатолическое священство открыто повели кампанию по вытеснению православных. С 1717 года в Речи Пасполитой, которая была государством, объединившим Польскую Корону и Великое Княжество Литовское, кампания против православных «руссов» возобновляется и еще усиливается. В 1768 году православные восстали, начали поднимать меньшие или большие локальные бунты, которые вместе с действиями Российского государства по освобождению соплеменников привели в 1790 году к разделу Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией. Закарпатье отошло к Австро-Венгерской империи. С этого времени, а точнее – пять лет спустя, под властью России начался процесс возвращения униатизированных русских к Православию, что распространилось – правда, постепенно и очень медленно – также на не освобожденные еще русские земли, в том числе Закарпатскую Русь.

Конечно, для возвращения к Православию недостаточно было освобождения исконно русских земель и вхождения в состав Государства Российского. Значение имели и другие факторы. Самый важный из них – то, что под духовным влиянием Московского Патриархата осуществилась консолидация русских национальных сил в Москве (1654), затем – объединение юга и севера России (1654???), присоединение Белой Руси (1795). Между тем, для Руси Закарпатской особое значение имеет 1848-й год, когда в Венгрии вспыхнула револуция, а русские войска пошли на помощь императорской семье Габсбургов и прошли Закарпатьем. Таким образом для народа Карпат возникла возможность убедиться, что он говорит на одном языке с «москалями» ([5]). Это событие вызвало к жизни галицийско-русское национальное движение, а то в свою очередь вывело на культурно-политическую сцену ряд значительных историков и просветителей, обновителей русского сознания и русских ценностных ориентаций, в том числе и Православия ([6]). В Закарпатской Руси национальное возрождение происходило благодаря таким выдающимся личностям, как Александр Духнович (1803 – 1865), Иван Силвай (1834 – 1904), Иван Раковский (1815 – 1885), Юрий Венелин (1802 – 1837) и Адольф Добрянский – Сачуров (1817 – 1901). Деятельность этих карпаторусских просветителей в значительной степени способствовала также возвращению жителей Закарпатья в лоно Православия. Позднее это движение в Закарпатье (как и в других неосвобожденных русских землях) поощрялось и поддерживалось выдающимся церковным и государственным деятелем России митрополитом Антонием (Храповицким), до того – архиепископом Волынским, епархия которого граничила со Львовской.

Свято-Николаевский монастырь. Иза

Массовое возвращение населения Закарпатья к Православию началось в 1903 году в селе Иза, где служил Иван Раковский ([7]). Он сам, будучи униатом, перешел в Православие, и примеру его последовали десятки тысяч жителей Закарпатья. Государственные власти и Римско-католическая церковь предприняли ряд мер, включая и геноцидные, чтобы воспрепятствовать возращению к православной вере. Духовным вождем закарпатских русин в это время был иеромонах Алексий Кабалюк ([8]).

Подвиг иеромонаха Алексия Кабалюкаосуществлялся в условиях, когда православное сознание закарпатцев крепло, однако на это весьма жестко реагировали государственные власти Австро-Венгрии и Римско-католической церкви. Так, властями при поддержке Рима был организован известный Мармарош-Сигетский судебный процесс 1913-1914 гг., когда за возвращение в Православие осудили 94 закарпатских крестьян во главе с их духовным вождем, иеромонахом Кабалюком([9]).

Но этот суд стал предысторией намного более страшных событий, включая геноцид над карпаторусами со стороны Австро-Венгерской империи. Начались политические судебные процессы над «русофилами», которых помещали в специально для этого созданные концентрационные лагеря. Геноциду способствовала «Украинско-австрийская партия», возглавляемая униатами и в основном из униатов состоявшая ([10]).

С началом Первой мировой войны получил размах и массовый антирусский террор. Тогда было создано несколько концентрационных лагерей, из которых самый известный -- Талергоф, возле Граца в Австрии. Уже в начальный период было уничтожено более 60 000 человек, 100 000 бежало в Россию, а затем, после первого отступления Русской Армии, уничтожено еще около 80 000. Были убиты также 300 униатских священников, симпатизировавших Православию и России. Этот геноцид исследовал и сведения о нем обнародовал депутат Венского парламента поляк А.Дашинский, после того как все закарпатские и галицийские депутаты-русские были убиты ([11]). Исполнителями большинства убийств и истязаний карпаторусов стали украинизированные русины, принадлежавшие к Греко-католической церкви.

Новая волна насилия над закарпатскими русинами пришла с революцией в России. Когда «революция» достигла Закарпатья, ее осуществители принялись за аресты и устранение всех тогдашних карпаторусских лидеров, в том числе архимандрита Феофана Сабова, а сотни тысяч карпаторусов подвергли насильственной украинизации. Это их потомки сейчас принадлежат к раскольническим структурам УПЦ КП и УАПЦ ([12]).

Апостол Карпатской Руси архимадрит Алексий Кабалюк

Свято-Благовещенский храм в г.Хусте, построенный о.Алексием. Храм был освящен в 1928 г. и некоторое время являлся кафедрой православных епископов.

Будущий святой рожден 12 сентября 1877 года в семье карпаторусского крестьянина-дровосека Ивана Кабалюка, жителя села Ясенье. Семья эта была в русском духе воспитанной, поэтому ребенка назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. С ранних лет Александр стал послушником греко-католического монастыря Киш-Баранья, но в унии разочаровался ([13]), перешел в Православие и бежал на Святую Гору Афон, в русский монастырь св. Пантелеимона. Оттуда его направили в Россию, где он стал послушником монастыря на Холмщине, а впоследствии был рукоположен во священника. Отец Алексий посещал все населенные пункты, жители которых возвращались в Православие. Так, в селе Иза он за один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в следующие два дня крестил 400 жителей соседних сел. За это время, как писала венгерская газета «Вечер», в Мармарошском крае перешло в Православие более 14 000 человек. Цифра эта, конечно же, свидетельствует о размахе православно-русского движения в Угорской Руси. Но оно натолкнулось на жестокое противодействие. Жандармы брали в осаду церкви, устраивали обыски в жилых домах, отнимали книги, в том числе и молитвенники. Крестьян подвергли новому налогообложению, во всех селах установили жандармские околотки, проводившие закрытие православных храмов. Всех людей, перешедших в Православие, стали преследовать и лишать свободы. Между тем, ответ на эти меры – новые переходы в лоно Православной Церкви. Венгерские власти выдвинули серьезные обвинения против отца Алексия, и он вынужден был уехать в Америку, где существовало большое и сильное карпаторусское землячество ([14]). О. Алексий Кабалюк из Америки продолжил свою миссионерскую деятельность и добился того, что сотни тысяч карпаторусов вернулись в Православие. Он наладил переписку со своей паствой в отечестве, но австро-венгерские власти вскоре начали изымать все письма с американскими почтовыми знаками ([15]). Осознав, что посредством почты миссионерствовать в Закарпатье возможностей нет, о. Алексий добровольно вернулся из США к своим пасомым. Но этим воспользовался королевский прокуратор ВенгрииАндор Иллеш, передавший Мармарош-Сигетскому суду акт за № 5919/1913, в котором говорилось: Александр Кабалюк (в монашестве – Алексий), 36 лет от роду, униатского вероисповедания, из крестьян-дровосеков, русский монах, родился и проживает в Ясине. Названный Кабалюк, добровольно вернувшийся из США, совместно еще с 94 лицами, в числе которых также православные священники Григорий Грицак и Николай Сабов, а остальные – крестьяне, жители села Иза, находятся в контакте с графом Владимиром Бобринским, российским подданым, председателем Русского национального союза, депутатом Думы и членом Синода... Названные лица имели целью обратить униатское население государства, жителей Мармароша, Угочи и Переи, в православную русскую веру... Все это – в целях присоединения указанных территорий к Российскому государству.

Отца Алексия Кабалюка осудили на четыре с половиной года лишения свободы и, кроме того, обязали в шестимесячный срок уплатить 100 крон штрафа. Отец Николай Сабов был приговорен к трем годам заключения, остальные – от двух с половиной лет до шести месяцев.

После этого суда император Нилолай II демонстративно даровал отцу Алексию (Кабалюку) золотой наперсный крест за подвижничество, а в православных храмах России были отслужены молебны во славу его подвига.

Вернувшись из заключения, отец Алексий Кабалюк остался в селе Иза, в Свято-Никольском монастыре, который он там основал. И, конечно же, он продолжил свою миссионерскую деятельность. Уже к 1920 году все население Мармарошского округа – а именно: сел Иза, Быстро, Горинчево, Уйбарево, Липча, Селище, Теребля, Кошелево – перешло в Православие. 19 августа 1921 года о. Алексий открыл собор Карпатскорусской Православной церкви. На Сабор прибыло более 400 делегатов из всех православных краев. Делегаты приняли Устав и официальное название: «Карпаторусская Восточная Православная Церковь». Православное население края находилась под юрисдикцией Сербской Православной Церкви еще со времен Австро-Венгрии, и это было причиной того, что сербские монахи пребывали в Закарпатье с миссионерскими целями, а также для поддержания церковных структур. Поскольку на это время пришлись гонения православных в Советском Союзе, отец Алексий не позволил ставить вопрос о переходе под юрисдикцию Русской Церкви, а решил остаться под омофором Сербского Патриарха ([16]).

Активное развитие Православия в Закарпатской Руси мешало римокатоликам, и они через власти Чехословакии организовали раскол ([17]). В роли исполнителя раскола выступил Константинопольский Патриархат, который неканононически объявил Закарпатье своей канонической территорией и назначил епископа.

Отец Алексий (Кабалюк) вновь оказался на страже церковных канонов. Карпаторусская Церковь отстояла свое право быть вне зоны притязаний Константинополя, так что проблема эта была снята в 1946 году, когда о. Кабалюк инициировал движение за присоединение к Русской Православной Церкви, что и завершилось успехом.

Отец Алексий – монах-аскет, но в то же время и политик, и общественный деятель, не только духовный, но и национально-политический предводитель карпаторусского народа. Он был решительным сторонником идеи национального единства карпаторусов с русским народом и воссоединения Карпатской Руси с Россией ([18]).

Мощи преподобного отца Алексия

В 1944 году он стал инициатором созыва Православного сабора, который и состоялся 18 новембра этого года в Мукачеве. Православное население выступило с требованием, чтобы Карпатская Русь была присоединена к Советскому Союзу как Карпаторусская Советская Республика с границами от Ясиня до Попрала и от Ужка до Добричина ([19]). Одновременно Собор просил Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Сербской Православной Церковью и каноническим путем обеспечить переход Мукачевско-Пряшевской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата.

Желания карпаторусов не были до конца исполнены. Сербская Церковь позволила осуществить переход Мукачевско-Пряшевской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата, а вот из Карпаторусской Советской Републики ничего не получилось. Закарпатскую Русь присоединили к Украине, без какого бы то ни было особого статуса, а ее население оказалось подверженным новой беде, измышленной униатами и римокатоликами – насильственной украинизации ([20]). Напрасно карпаторусы писали: «Мы против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими (русинами), а свою страну хотим видеть автономией в рамках Советской России». Ответа не последовало.

Когда начались гонения на Православие и в Закарпатье, это стало трагическим моментом и для отца Алексия Кабалюка. 2 декабря 1947 года его сердце не выдержало, и он, в 70-летнем году возрасте, умер, явно подкошенный бесчестностью новой безбожной власти, переименованием карпатских русинов в украинцев и гонениями на Православную церковь. Сначала осужден был Феофан Сабов, убежденный русофил и главный кандидат во епископа Карпатской Руси. Затем подверглись арестам русофильски настроенные местные деятели, а население подверглось насильственной украинизации. Более 500 русских школ преобразовано в украинские. Несмотря на это около 40% карпаторусов и далее считает себя русскими.

* * *

Преподобный Алексий Карпаторуский

«Независимая» Украина продолжила украинизаторскую политику и поддерживает раскольнические религиозные группы по всей своей территории. Несмотря на это в Закарпатье имеется более 500 православных приходов и 20 монастырей Московского Патриархата. В сентябре 1991 года в Подкарпатской Руси был проведен местный референдум о придании этому краю статуса автономии в рамках Украины. Киевские власти не обратили внимания на этот референдум.

В 1999 году начат процесс канонизации отца Алексия Кабалюка. Открыт гроб, в котором почивают его полностью сохранившиеся тело и мантия.

Канонизация отца Алексия должна бы стать процессом прославления всех святых Подкарпатской Руси и снять завесу молчания с карпаторусской проблема, а монастырь св. Николая в Изе должен стать русинской Лаврой.

Карпаторусы, при всем вышеупомянутом, ждут решения и в правовом аспекте. Геноцид, который осущестляла над ними Австро-Венгрия, не теряет срока давности. В этом смысле следует учиться у армян, которые добились со стороны ООН признания, что над ними осуществляло геноцид турецкое государство. Подобным же образом и карпаторусы хотели бы закончить свою борьбу за истину о Закарпатье русских Закарпатья.

Следующий вопрос – бесправность карпаторусов в суверенной Украине, не менее очевидная, хотя и покрытая молчанием. Репрессии, которым Украинская ССР подвергла карпаторусов, тоже являются предметом изучения и правовой оценки. От результов этого изучения будут зависеть последующие шаги представителей карпаторусов. И это особенно необходимо из-за того, что нынешняя Украина не отказывается от проторенного пути, а использует и далее насилие, ведет денационализацию, антиправославную и антирусскую деятельность. Тем не менее известно одно: преступления не теряют срока давности в принципе. Почему же должны терять его, если дело касается русских – без разницы, велико-, мало-, бело- или карпаторусов?

[1] «Русин» – обычное именование русских с Карпат. «Русин», «руснак» или «руский» ( в женском роде - «руска»), означает человека, говорящего по-русски // См.: Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели. - М., 1916. С. 181.

[2] См.: Милошевић Зоран. Црква, наука и политика. - Источно Сарајево: Филозофски факултет Универзитета у Источном Сарајеву, 2005. С. 103-123.

[3] Статистика держкомрелiгiй, http://orthodoxy.org.ua/page-976.html

[4] См.: Унија. Политика Римокатоличке цркве према православним Словенима / Приредио Зоран Милошевић. - Београд: ИПС, 2005.

[5] Уничижтельное название великороссов, которое придумало и распространяло римокатолическое и униатское священство.

[6] Фролов Кирилл. Русские Карпаты – terra incognita православного мира // http://www.pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty.htm. С. 10.

[7] Иван Раковский – настоятель униатского прихода в селе Иза, видный русский писатель и патриот. Он воспитывал своих прихожан в духе любви к России и Православию, но сам не решился на борьбу с Ватиканом. После смерти Раковского его воспитанники начали помышлять о возвращении в лоно Православной Церкви. Хотя в Венгрии действовала Конституция, гарантировавшая свободу вероисповедания, на православных это не распространялось. Соответственно, когда жители села Иза заявили властям о переходе в Православие, это для них означало путь мученичества.

[8] Фролов Кирилл. Русские Карпаты – terra incognita православного мира. С. 16.

[9] Там же. С. 22.

[10] Там же.

[11] См.: Ваврик В. Терезин и Талергоф. - Филадельфия 1996.

[12] Насколько развернулись тогда гонения, свидетельствуют следующие факты: Василий Ваврик, автор уникальной книги о концлагерях «Терезин и Талергоф», а также «Краткой истории галицийско-русской письменности», работал обычным сотрудником музея; Семена Бандасюка, дважды доктора наук, украинские власти не пожелали брать на работу из-за того, что он отказался записать в паспортной графе национальность «украинец», и он, яркий писатель и журналист, автор многих публикаций, вынужден был продавать свечи в одном из православных храмов; карпаторус Феодор Аристов, автор уникального трехтомного сочинения «Карпаторусские писатели» организовавший в Москве «Карпаторусский музей» с 200000 експонатов, был арестован, а материалы музея, как и тираж его књиги, уничтожены; дочь Аристова, доктор исторических наук Татьяна Феодоровна, продолжила дело своего отца, но ее полностью ингнорируют украинские сепаратисты и униаты.

[13] Фролов Кирилл. Духовный триумф карпатороссов http://www.pravoslavie.ru/put/sv/archimalexijkabalyk.htm . С. 1.

[14] Там же.

[15] Успех о. Алексия Кабальнюка особенно значителен потому, что местное православное священство было малочисленным и весьма слабо образованным. Во время служения в Закарпатье епископа Иринея, в 1926 году, там было около 100 православных священников. Из этого числа только четверо имели законченное гимназическое плюс богословское образование; трое – выпускники русской духовной семинарии, девятнадцать человек – окончили богословские курсы в селе Буштин, девятеро – только основную общеобразовательную школу, остальные – учились, не закончив, педагогических, экономических, военных училищах (См.: Пузовић Предраг. Мисија епископа Иринеја у Карпатској Русији // Годишњак (Фоча) . 2005, №. 4. С. 115).

[16] В Сербии была весьма значимая русская эмиграция. Церковные дела повел митрополит Антоний (Храповицкий), всемерно помогавший карпаторусам. Кроме того, Карпатской Руси немалую помощь оказывала и Битольская духовная семинария, представители которой – Иоанн Максимович и Иустин Попович – некоторое время миссионерствовали на Пряшевщине. А Подкарпатская Русь, в свою очередь, приняла около 11 000 белоэмигрантов из России.

[17] « Что за этим стоит правительство Чехословакии, видно и по тому, что власти одновременно усилили гонения на православных карпаторусов. У них отбираются храмы, запрещается преподавание Закона Божьего в школах, не признаются браки, заключенные с участием православных священников... из календаря удаляются православные праздники, а вводятся римскокатолические и т.д.» (См.: Пузовић Предраг. Мисија епископа Иринеја у Карпатској Русији // Годишњак (Фоча) . 2005, №. 4. С. 101–102). Интересно, что П.Пузович ни словом не упоминает отца Алексия Кабальнюка. Интересно также, что этого апостола Карпатской Руси не упоминает в своих донесениях и епископ Ириней (Ср.: Једлински Радомир. Горазд, епископ чешкоморавски. –Крагујевац, 1991).

[18] Фролов Кирилл. Духовный триумф карпатороссов. С. 6.

[19] Следует подчеркнуть, что в 1919 году на мирной конференции эта область, официально названная Карпатской Русью, в соответствии с Сен-Жерменским соглашением об автономных правах, была присоединена к Чехословацкой Республике.

[20] См.: Милошевић Зоран. «Галицијска идеологија» и политичко-религиозни процеси у Украјини // Политичка ревија (Београд), 2005, №2 .

Зоран Милошевич

Перевод с сербского языка Ивана Чароты

zapadrus.su