Русское Движение

Про подводный човен "Запорожье".

Оценка пользователей: / 6
ПлохоОтлично 
В описаниях, когда топили корабли во время Крымской обороны – весь Севастополь стоял на берегу и плакал. Так почему же мы смеемся над ней? Над лодкой смеяться нельзя – она – страдалица.

Над командой тоже смеяться не стоит. Приехали ребята из степей, никогда в жизни моря не видели, подводная лодка? Что такое – так жеж не знают. В школе они еще и при СССР плохо учились (у меня два полтавчанина-матроса перед картой мира 3 часа Индийский океан искали!), что они сейчас в той школе учат? Да просто – ничего!

Ну, им показали лодку, показали казарму, и служба началась. А то, что лодка приварена к пирсу рельсами, чтобы не утонула, так жеж, разве они видели что-то другое? Наоборот, когда, матери бросаются к иконам и причитают, узнав, что сын стал «подводником», помятуя трагедии на п.л. «Курск» и так далее, сыночек им присылет фотку, на которой видно и лодку и рельсы. «Не волнуйся, мамо, рельсы сделаны еще при СССР, пирс крепкий, еще Лазарев строил – все в порядке! Но я, мамо — подводник, так что ухожу на полгода в автономку».

И ладно, молодые, кто в молодости не любил приврать? Что с них возьмешь? Видела я и личный состав этой лодки и ее командира – хороший, кстати, парень – Олег. Так что не будем мы смеяться и над этими людьми, поставленных системой в такие обстоятельства. Это люди, тоже, терпящие бедствие.

Я совсем о другом сейчас. Я о том, что нельзя смеяться над людьми и над кораблем, но можно поржать над ситуацией, которую я наблюдала в феврале 2001 года.

Итак, все по порядку.

Подводная лодка «Запорожье» в то время стояла наглухо привареная к пирсу, но только не в Южной бухте, а в Балаклаве. Пирс там тоже крепкий, так как это база – подводных лодок ЧФ СССР! Приварили ее, бедолагу, потому, что не было у нее аккумуляторов. Продали и пропили их давно. Такой лодку и нашли украинские подводники на свалке и начали ее реанимировать.

Всем бояццо!!! ПЛ «Запорожье» выходит (может быть) в Черное море!!!

Первым делом создали на ее базе сразу дивизион подводных лодок (да! я даже была знакома с его командиром!), притащили лодку в Балаклаву и начали бороздить и охранять рубежи отчизны.

Ну, это как-то все в городе знали, подсмеивались, да и начинали забывать. Меня это вообще не касалось, пока я не стала работать в миссионерском отделе Крымской епархии. Нас как-то пригласили на лодку на молебен, показали потом ее состояние, мы познакомились с ее командиром, с личным составом. Все путем.

И вот однажды руководитель нашего отдела отец Паисий (сам из Донецка и долгое время служил в Москве, так что человек совершенно не военный и не морской) мне звонит и говорит, что нас приглашают в Балаклаву на праздник. Я спрашиваю: «на какой?» Он мне отвечает: «35 лет лодке «Запорожье»! Я говорю: «батюшка, да какой же это праздник! Плакать надо». Но так как ситуация мне показалась смешной, я согласилась поехать.

Туманное утро конца февраля. Балаклава. Даже идет небольшой снежок. На плацу, зажатом между отвесной скалой и морем, стоят люди… Стоят матросы и офицеры л/с «Запорожье», стоят местные власти и особенно выделяются на фоне подшефного низкорослого личного состава, шефы-великаны из г. Запорожье.

Пробили почему-то по громкой связи кремлевские куранты и боец подошел к флагштоку, чтобы поднять флаг. Заиграл гимн Украины. А он же длинный, а боец этого не знал, да и сейчас его мало кто знает, а дело было в 2001 году. Итак, гимн длинный, а флагшток – короткий. Боец его при первых же тактах почти до конца поднял, а гимн только начался, пришлось – приспустить. Думал, наверное он в этот момент: «Ну вот, сейчас уж конец, как бы успеть поднять». Поднял. А гимн-то не закончился, только половину сыграли. Опять опустил…. короче, так еще три раза.

Муки бойца закончились, а наши (ну, нельзя же в голос ржать при исполнении гимна) только начинались.

Начались пламенные речи о том, как все рады, что на Украине есть такой замечательный подводный човен. Я эти речи не слушала, потому что как дочь морского офицера, и человек, просто прожившая в морском городе почти всю жизнь понимала, что радоваться тут нечему. Лодку давно надо списать. И празднуют 35 лет не имени (Ну, там «Красный Кавказ» или кр «Ушаков» – под именем много коробок), а именно празднуют день рождение – коробки. А коробку сделали в СССР и там, она честно прослужила 20 лет. Тогда почему 35 лет? Так я стояла и вычисляла и не заметила, что на плацу началось новое действо.

Действо под названием парад! Ааааааааааа! – Готова была я проорать, как увидела подобное. «Всех расстрелять!!!!»
И учтите, пишу с любовью, потому что Олег – командир лодки – хороший парень.

Итак – парад.

Как я уже указывала выше – л/с лодки, как на подбор были небольшого роста. Это еще с давних времен пошла традиция в танки и п/л дизельные, долговязых не брать, но не на столько же. Набрали просто каких-то малепусеньких. Шинели на них всех очень смешно смотрятся, ну а как моряки ходят строем давно всем известно, они даже шикуют тем, что в строю они ходить не могут, но не на столько же, чтобы ноги заплетались.

Итак, под какие-то звуки волынки наша доблесть проковыляла мимо нас в сторону ворот. Я думала, что вот откатные ворота сейчас откроются, строй уйдет, его потом командиры расстреляют за такую ходьбу и, все пойдем пить, так нет же!

Ворота открылись, но не потому, что к ним подошел строй!!!! А ПОТОМУ, ЧТО МАТРОС ВАХТЕННЫЙ УВИДЕЛ, ЧТО В ЧАСТЬ ПОДЪЕХАЛА ЗАКАЗАННАЯ РАНЕЕ МУСОРНАЯ МАШИНА!!!!!!!
И вот ей он ворота и открыл. И что вы себе думаете? Машина въезжает на плац, проезжает чуть вперед, в это время, строй, раааа-зворачивается и идет след в след за ней. А что ему делать? Плац-то узкий. И получается, что мимо нас проходит, как действительно бывает на параде, техника в виде мусорной машины и за ней ковыляет доблесть в шинелях до пят.

Утро было туманное, плац, он же причал имеет изгиб, и вот машина, а за ней и строй, ушли за угол и скрылись в тумане.

Мы все вздохнули, и стали расходиться на банкет, как тут к нам подбегает командир лодки и говорит: «Вы только не расходитесь, они сейчас с песней вернутся».

И еще раз – пишу с любовью. С любовью к военным, которых селюки, дорвавшиеся до власти, вот так изуродовали.

Дальше - больше!

А потом, как грится, концерт закатили, с торжественной частью, с вручением памятных адресов и подарков.

Напоминаю, стоит лодка у берега Балаклавской бухты, без аккумуляторов (продали и пропили давно, еще при развале СССР), приваренная рельсами к пирсу, а народ празднует ее 35-ти летие.

И вот шефы из Запорожья дарят капитану очень, ну очень большую бутылку водки. А учитывая, что росточка он небольшого, то бедный кэптн еле ушел с подарком за кулисы. Но, молодец! так сказать, все пропьем, а флот не опозорим! Дальше выходят какие-то дятлы от администрации г. Запорожья по районам. Один дарит процессор, другой монитор, а третий клавиатуру и мышку.

Мы с отцом Паисием повалились под стулья, ржали как подорванные. Уж больно было похоже на церковный амвон при Великом Входе. Дальше больше. Выходит какой-то чёрт из нашей районной администрации и начинает распинаться, насколько могуч и свиреп украинский подводный флот! (Нет, так и заявляет!) И как трепещут в мире, наши враги, зная, что на вооружении Украины, есть такой замечательный и грозный подводный човен «Запорижжя» (Я привожу слова дословно, не придумываю. Просто я уже лежу под стулом и ржу во все горло). И заключительная фраза меня убила, меня уже выносили!

Она была такой (дословно!) «Враги трепещут от одного только слова – подводный човен «Запорожье!» И вот если нам еще купят аккумуляторы»…..

Но, о том, что будет с миром, если на лодку поставят аккумуляторы, зрители уже не стали узнавать, это осталось военной тайной. Оратора заглушил смех и аплодисменты.

Видя, что в зале можно шутить и за это ничего не бывает, на сцену вышли офицеры-подводники от ЧФ РФ. Они подарили юбилярам четыре тома, которые называются: ……………….. «АККУМУЛЯТОРЫ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК!!!!!»

А теперь, серьёзно (более или менее). Это уже не интернетская юморная байка, а вполне достоверная информация.

ДПЛ проекта 641 "Запорожье"
дизель-электрическая подводная лодка (Foxtrot по классификации НАТО) имеет подводное водоизмещение 2,475 тонн и длину 104 метра. Подлодка способна развивать скорость до 16 узлов, погружаться на глубину до 280 метров и находиться в автономном плавании до 90 суток. Численность экипажа составляет 83 человека. "Запорожье" оснащена шестью носовыми и четырьмя кормовыми торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра. На вооружении субмарины могут стоять до 22 торпед или 32 мины.

"Запорожье" – на сегодняшний день является не только единственной подводной лодкой ВМС Украины, но и единственной в мире субмариной проекта 641, по-прежнему стоящей в строю.

Лодка была построена в Ленинграде и 29 мая 1970 года спущена на воду под обозначением Б-435. В течение 20 лет подлодка находилась в составе Северного флота ВМФ Советского Союза и совершила 14 дальних походов. В 1971 году корабль посетил Кубу, а в 1977 году - Тунис. Летом 1990 года субмарину перевели в состав Черноморского флота. В 1997 году в ходе раздела Черноморского флота между Россией и Украиной подлодку решили оставить под украинским флагом и назвали "Запорожье".

С момента постройки "Запорожье" проходила ремонт четырежды. Первый ремонт подлодке понадобился в 1972 году после длительного плавания в Атлантике. С 1979 по 1981 год субмарина проходила средний ремонт в Кронштадте, а с 1995 по 1996 - в Севастополе. Последний, самый продолжительный ремонт субмарины начался в 1998 году уже после ее передачи в ВМС Украины.

Как отмечало издание "Завтра", на момент передачи Украине Б-435 была непригодна для погружения или ведения боевых действий и могла использоваться только для учебных целей.

Самостоятельно реанимировать подлодку у украинских специалистов не получилось, и "Запорожье" передали в распоряжение специалистов судоремонтного завода Минобороны России номер 13 в Севастополе. Таким образом, российским судоремонтникам фактически предстояло полностью восстановить дееспособность подлодки.

С учетом того, что у ВМС Украины попросту не было подготовленных офицеров и матросов для укомплектования экипажа подлодки, Киев не раз заявлял о намерении от "Запорожья" избавиться. За продажу отремонтированного корабля Украина надеялась получить 50-70 миллионов долларов. Среди возможных покупателей рассматривались страны "третьего мира" и даже частные лица, готовые вложиться в переоборудование подлодки в ресторан, музей или казино.

Во сколько обошлось окончательное восстановление "Запорожья", не известно. За восемь лет ремонта (с 1998 по 2006 год) на подлодку, как сообщалось, потратили около 2,8 миллиона долларов. При этом стоимость одних только батарей, поставленных в 2003 году греческой фирмой Germanos, по данным открытых источников, достигла 3,5 миллионов долларов. Россия предлагала поставить аккумуляторы в два раза дешевле, однако украинская сторона в лице президента Ющенко, от сотрудничества с Москвой отказалась.

В 2008 году министр обороны страны Юрий Ехануров заявил, что на завершение ремонта субмарины нужно еще 2,4 миллиона долларов. 

 

Так или иначе, к 2010 году на завершение ремонта "Запорожья" средства найти удалось. Как сообщалось, на подлодку начали устанавливать современные системы связи, гидроакустической и радиолокации, а также новые аккумуляторные батареи. В декабре 2010 года украинская подлодка приступила к швартовым испытаниям, которые планировалось завершить к середине февраля 2011 года. На май того же года минобороны Украины планировало ходовые испытания "Запорожья" и участие подлодки в учении "Фарватер мира-2011". Но, эти заявления оказались слишком оптимистичными.

И вот, Россия завершила ремонт украинской подлодки.

20 марта 2012 года, единственная подводная лодка ВМС Украины "Запорожье" впервые покинула территорию 13-го судоремонтного завода Черноморского флота России. Корабль самостоятельно вышел в Севастопольскую бухту для выполнения учебных заданий и встал на якорь. До конца мая министерство обороны Украины планирует провести первые, после 20 лет ремонта ходовые испытания субмарины.

Как сообщили в Министерстве обороны, в настоящее время в Севастопольской бухте экипаж подлодки выполняет учебные задания по отработке повседневной организации жизни корабля при стоянке на якоре.

"Через несколько дней Запорожье возвратится к заводской стенке, где продолжит подготовку к ходовым испытаниям", - отметили в Минобороны. Сообщается, что ранее состоялись швартовые испытания корабля. "Кроме того, с экипажем Запорожья проводятся учения и тренировки", - добавили в Минобороны.

В ходе ремонта были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта. Виктор Прозоров, начальник ЦКБ ''Черноморец'': ''Срок жизни подлодки определяется состоянием ее корпуса. Мы осмотрели, его состояния хватит на 15 лет''.

Вопрос - "На кой ляд Украине сдалась груда устаревшего металлолома?" лучше не задавать.

 

Старый конь...