Русское Движение

Европейский выбор окончательно добьет экономику Украины

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Тема вступления Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном оказалась в повестке дня не вчера, а была на плаву буквально самого момента организации этого межгосударственного объединения. Но проводимая Киевом игра, отливающая то торгом, то кокетством, без твердых «да» или «нет», кажется, затянулась. И не без помощи России, как ни грустно это признавать.

Политика неопределенности Киева, помноженная на раздражение Москвы и возведенная в степень нежелания признавать тактические ошибки в диалоге в итоге вылилась в ситуацию, когда вместо обсуждения перспективы присоединения к ТС Украины приходится слышать разговоры — все более и более громкие — о неизбежности едва ли не экономической войны между Таможенным союзом и Украины.

И тут наступил хрестоматийный момент истины, когда ряд видных российских экономистов, включая академиков, сказали буквально по Толстому «Не могу молчать!» и выступили с открытым письмом, что интересно, лишь на имя премьер-министра Владимира Путина.

Письмо являет собой коллективную аналитическую записку, озаглавленную как «Макроэкономический и геополитический сценарий развития событий в случае усугубления кризиса торгово-экономических отношений между РФ и Украиной».

В ней авторы, в числе которых академики Олег Богомолов и Николай Петраков, бывший глава центробанка Виктор Геращенко, экономисты Михаил Делягин, Василий Симчера и Михаил Хазин, по полочкам разложили ситуацию на российско-украинском экономическом пространстве и предложили свое видение тактики диалога с официальным Киевом.

«Несмотря на впечатляющий рост торгового оборота между двумя странами, все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о намерениях России ввести те или иные ограничения на поставки украинской продукции на территорию Таможенного союза», - сетуют авторы высокого обращения, при этом справедливо отмечая, что на самой Украине подобные новости воспринимаются весьма и весьма болезненно.

Это представляется особенно недопустимым в условиях, когда уже на сегодняшний день торговый оборот между странами составляет почти $40 млрд. ежегодно, а по аналитическим прогнозам прогнозам оборот по итогам 2011 года может вырасти и до $50 млрд. При этом само по себе неучастие Украины в Таможенном союзе, как отмечают авторы, негативно сказывается на перспективах развития ряда ключевых отраслей промышленности, на сельском хозяйстве.

Так, Украина не может реализовать свой потенциал в авиакосмической, атомной и транспортной сферах, которые можно было бы поднять на достойный уровень в условиях членства Украины в ТС. Что уж говорить об условиях экономической войны?

На первый взгляд, неподготовленному читателю может показаться странным, что на протяжении всего письма авторы уж слишком переживают о состоянии украинской экономики. Ведь нам и свои вопросы еще решать и решать — что в сельском хозяйстве, что в машиностроении, что вообще в обустройстве.

Но достаточно лишь приглядеться к тексту, чтобы увидеть: авторами представлен по сути действенный алгоритм глубокой терапии, которая бьет по источнику болезни, а не является очередным дешевым обезболивающим, которыми и без того уже откровенно и давно перекормлены экономики — что российская, что украинская.

Опубликованное в российских СМИ письмо видных ученых экономистов к Владимиру Путину с просьбой найти деликатный и эффективный способ привлечь Украину в Таможенный союз прокомментировал один из его авторов - директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин:

- Я не рассматриваю это письмо как надежду, я рассматриваю его как некую свою обязанность, потому что считаю, что наш будущий президент - человек вполне вменяемый и вполне рациональный. И поскольку все изложенное в письме очевидно даже школьнику — ему это очевидно тем более.

И если он эти проблемы не решает — это не потому, что он о чем-то не знает и не потому, что чего-то не может, а потому что просто не обращает на это внимание и не считает чем-то значимым. И есть вероятность 3%, что на данное письмо все же привлечет его внимание, и он о чем-то задумается.

- Обращает на себя внимание, что в своем коллективном письме Вы проигнорировали президента Медведева...

- А простите, пожалуйста, кто такой Дмитрий Анатольевич Медведев? Я могу привести множество примеров, когда Путин что-то сказал, и это сказанное было сделано, хотя достаточно и обратных примеров.

То есть этот человек может, и не живет по принципу «сказано-сделано», но иногда (и достаточно часто) его публично выраженные намерения реализуются. Что же касается уважаемого Дмитрия Анатольевича Медведева, то мне такие примеры неизвестны.

- На Ваш взгляд, с какой стороны — с украинской или с российской — идет более сильное противодействие вступлению Украины в Таможенный союз?

- Проблемы противодействия со стороны украинской элиты — эта внутренняя проблема Украины и ей ее решать, но нам стоит говорить о противодействии вступлению Украины в Таможенный союз со стороны России - вернее сказать, со стороны либерального клана, окопавшегося в управлении нашим государством. Потому что давайте вспомним, как именно Украина не вступила в Таможенный Союз.

Янукович ведь очень серьезно колебался, очень серьезно собирался выйти из ВТО и вступить в Таможенный Союз — это был бы серьезный, беспрецедентный скандал, поскольку из ВТО еще никто не выходил, но, тем не менее, Янукович действительно собирался это сделать. И вот, когда он уже был критически близок к решению вступить в ТС, как из лагеря наших либералов, в частности, с подачи господина Шувалова, пошла информация, что сама Россия однозначно намерена вступать в ВТО. А поскольку эти организации в принципе несовместимы, то тем самым была дезавуирована сама идея Таможенного Союза.

То есть: зачем Украине вступать в организацию, которую часть российского руководства собирается похоронить? Это произвело очень глубокое впечатление на наших украинских коллег и это есть основная причина, почему Украина до сих пор в ВТО и все еще не в Таможенном союзе.

Ну и, кроме того, выход из ВТО — сама по себе страшно болезненная вещь, потому что европейский выбор Украины никем не оспаривается — ни на Украине, ни в России — и европейский выбор предусматривает, в том числе и вхождение в ВТО. Выход из этой организации предполагает столь масштабный конфликт с Западом, на который, например, наше руководство ни разу не решалось за последние 20 лет.

- Ваш коллега Сергей Глазьев в эфире радиостанции «Голос России» противопоставил фактор деградации европейской культуры христианской общности России, Украины и Белоруссии. Как полагаете, этот аргумент в данных обстоятельствах можно считать действенным?

- Единство юридическое, религиозное и прочее — это, безусловно, очень важный аргумент. И забывать о нем никак нельзя. Но самое главное в данном случае то, что Россия — это большой рынок для украинской продукции. В Европу Украине продавать по большому счету нечего. Украина выбирает между Зоной свободной торговли с Европой и Таможенным союзом между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

В первом случае Украина станет лишь рынком сбыта европейских товаров, который добьет ее экономику. А в рамках Таможенного Союза Украина сама будет производящей стороной. Для России это, конечно, будет довольно неприятно, однако мы выиграем за счет восстановления высокотехнологичных производств, которые у нас есть. Так что Глазьев, безусловно, прав, но, как мне кажется, спектр возможностей для Украины тут гораздо шире, он просто их выразил в очень концентрированном виде.

Справка

Изначально договор о создании Таможенного союза был подписан между Россией, Белоруссией, Казахстаном в 1995 году, позже к документу присоединились также Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Однако сегодня данное объединение известно как ЕврАзЭС.

Тем не менее идея создания именно Таможенного союза между тремя бывшими союзными республиками 12 лет витала в воздухе, и лишь в октябре 2007 года в Душанбе был подписан современный договор, подписи в котором поставили Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. Он и дал старт образованию Таможенного союза в современном виде.

На практике организация начала работать в 2010 году, на первых порах без участия Белоруссии, но позже присоединился и Минск. Возможность присоединения к ТС в настоящий момент изучают правительства Киргизии и Таджикистана. Не исключено и участие в нем Украины.

Виктор Мартынюк, KM.RU