Русское Движение

Нужна ли православным Украины независимость от Московского Патриархата?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В последние дни друзья и знакомые, живущие не в Киеве, с тревогой пишут: «Что там у вас происходит? Украинская Церковь отделяется от Московского Патриархата? Вы вообще понимаете, к чему это приведёт?»

Для начала несколько фактов.

8 июля в Киево-Печерской лавре проходил юбилейный поместный Собор УПЦ МП. Его неожиданно быстрый созыв, без обстоятельного выдвижения делегатов от епархий, вызвал недоумение у той части верующих и священнослужителей, которым не безразлична судьба церковного единства.

Представители православной общественности Украины обратилась к своему священноначалию с призывом не предпринимать шагов к разрыву канонического единства с Московским Патриархом, а демонстранты у стен лавры подтвердили свои просьбы молитвенным стоянием и соответствующим содержанием плакатов и транспарантов.

В тот же день в церковной прессе один из епископов строго отчитал всех «нагнетающих ажиотаж» и уверил, что автокефалия украинской Церкви не будет рассматриваться. Вместе с тем итоговое Постановление Собора (Ухвала) содержит ряд положений, говорящих о том, что подспудное движение к автокефалии и разрыву с Москвой всё же продолжается.

Патриарх Московский в документе нигде не упомянут. Нет ни слова о послушании Матери Русской Православной Церкви, а Матерью называется УПЦ. Нигде не сказано о том, что УПЦ является частью РПЦ. Говорится лишь о каноническом и молитвенном общении с Русской Церковью, но в таком контексте, будто УПЦ - равная РПЦ Поместная церковь.

Список «странностей» в документах Собора можно было бы продолжить. Тут и сомнительное выражение «Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа», отдающее ересью филитизма. И утвержденный в новой редакции церковный Устав, где, по мнению специалистов, припрятаны пункты, открывающие дорогу к полному отделению.

Однако для тех, кто живет и молится на Украине, во всём этом нет ничего удивительного. Тягостная двусмысленность – часть нашей церковной жизни. И даже лидер известного православного братства, один из тех, кто стоял с плакатом у стен лавры, недавно с горечью произнёс: «Наверное, автокефалия всё-таки будет». Потом тяжело вздохнул и добавил: «Но мы должны сделать всё, чтобы это случилось как можно позже…»

Почему же православные Украины в большинстве своем не хотят разрыва с Московским Патриархом и Русской Церковью? Какими могут быть последствия украинской автокефалии? И, наконец, откуда эта обреченность – большинство не хочет, но «всё равно будет»?

Попытаюсь ответить на эти вопросы, а заодно описать украинскую церковную ситуацию и атмосферу, в которой мы живем.

Правда, мне могут сказать: вы, не богослов, можете ли касаться столь сложной и неоднозначной темы. Но, во-первых, богословы Украины избегают высказываний на подобные темы (похоже, опасаются). А во-вторых, вопрос каноничности Церкви, к которой принадлежишь, далеко не отвлеченный. Тут речь идет о наличии благодати, о присутствии в твоей Церкви Самого Бога, а значит - о личном спасении каждого из нас, верующих. Поэтому право на личное мнение, думается, у меня есть.

Итак, я – рядовой мирянин Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. На каждой литургии вместе со всеми, кто находится в храме, когда священник или диакон произносит: «Великого Господина и отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла да помянет Господь Бог во Царствии Своем…», стараюсь нелицемерно, от всего сердца просить Бога о спасении и укреплении, Московского Патриарха, и прошу о нём, как о своём и нашем общем духовном отце и пастыре.

Однако все пятнадцать лет моей осознанной церковной жизни я постоянно слышу в прессе, Интернете, вне храма, а иногда и в храме некий глухой вкрадчивый шепот: «Скоро мы не будем поминатьэтого человека».

В лихие оранжевые годы шепот переходил в откровенный вопль: «Нам нужна своя украинская церковь! Когда же мы, наконец, отделимся от Москвы и её Патриарха? Независимой державе – независимую церковь!» И хотя сегодня, при новой пост-оранжевой власти крики поутихли, в обществе постоянно ощущается опасность отделения, а сторонники автокефалии, закономерно обласканные при Ющенко, ныне, при православном президенте, стали действовать ещё увереннее, а свои позиции укрепили ещё больше. Парадокс? Не знаю.

«Успокойтесь, всё давно решено, - вновь слышу я шепот знатоков закулисной жизни Церкви. - Высшее церковное начальство давно лелеет мечту об автокефалии и втайне готовит отделение, которое неизбежно произойдет в нужное время».

Все эти голоса и намеки, устные и печатные, в светских изданиях звучащие открыто, в церковных – искусно завуалированные, смущают меня и вводят в соблазн. В том числе в соблазн осуждения. Ведь подобное двоедушие – называть «Великим Господином и отцом» и при этом тайно тяготиться связью с отцом, интриговать, стремиться к расколу – отвратительно. Где тут Христос, где Евангелие?

Однако те же знатоки продолжают: «Уже немало епископов поддерживают идею отделения. Их число растёт. Пусть на прямой вопрос на пресс-конференциях они, спокойно глядя в камеры, уверяют, что против автокефалии. Мы понимаем – пока так надо. Но процесс идёт, и рано или поздно он увенчается…»

Стоп! Чем он увенчается?! Отвечают: «Появлением новой украинской автокефальной церкви. Поместной и независимой». И всё это подаётся как несомненное благо.

Но, видимо, я отношусь к тем непродвинутым, неевропейским православным, которые не понимают, в чем состоит это благо и не стремятся к нему. К тем, кто, узнав о внезапном созыве Собора УПЦ, просил Пресвятую Троицу не допустить разрушения Церкви Христовой на землях Святой Руси.

Что ж, видно, пора мне, рядовому мирянину, перейти от смутных тревог и страхов к ясному осмыслению того, почему я не хочу отделения от Московского Патриархата.

Начну с очевидного. Для чего мы, христиане, живем? Наша цель – спасение во Христе, Царство Небесное и жизнь с Богом. Так учит Мать Церковь, и никто пока эту цель не отменил. Как достичь её? Живи по Евангелию. Исполняй заповеди Христа. И тогда встретишь Его и будешь с Ним всегда. Так это? Несомненно.

А теперь я спрашиваю себя. Живу ли я так? Нет, не живу. Наоборот, часто живу так, словно Бога вообще нет. Хотя верю Евангелию. И это страшно, потому что иду в погибель. Вот суть моей жизни. Хочу спастись - и не могу. Стремлюсь вверх - и падаю вниз. Здесь центр моего существования. Здесь решается моя судьба в вечности. Остальное второстепенно.

И тут я задаю себе простой вопрос: создание Украинской автокефальной церкви, отделение от Московского Патриархата может помочь мне стать другим и приблизиться к Царству Небесному? Как разрушение единства канонической территории Московского Патриарха поможет мне исполнить заповеди блаженства – стать кротким, плачущим о грехах, жаждущим правды и чистым сердцем? Да никак! Тут лишь мои тайные отношения с Богом, тайна Его Промысла. И помещенный в новый, для кого-то вожделенный формат поместной церкви, я не стану автоматически милостивым, любящим Бога и ближнего. (Кстати, украинская поместная Церковь в подлинном значении этого слова у нас давно уже есть – мы исповедуем Христа в месте, называемом Украина).

И вот мой первый осмысленный вывод: если отделение от Московского Патриарха никак не решает моей главной проблемы, не избавляет от моей главной беды и ни на шаг не приближает к спасению, это отделение не имеет смысла и мне не нужно. А разговоры об отделении и всяческие радения о нём лишь уводят меня и подобных мне от важнейшего – поиска жизни во Христе.

Но может быть, спрашиваю я себя, ты со своей невысокой кочки не видишь картины в целом? Возможно, связь с Московским Патриархом не позволяет нашей Церкви исполнять свои задачи в этом падшем мире? И только получив автокефалию, Церковь Украины сможет выполнять предназначенную ей от Бога роль?

Простите, какова эта роль? В чем миссия Церкви? Церковь – корабль спасения. Она проповедует Евангелие, указывать путь в Царство Небесное, через церковные таинства соединяет человека с Богом, укрепляя и освящая его. Кроме того, Церковь и её служители призваны являть образцы высокой жизни, праведного христианского поведения, являть себя Небом на земле.

Скажите, имеет ли УПЦ МП в её нынешнем статусе хоть какие-нибудь препятствия для осуществления всех этих задач? Что или кто мешает Украинской Церкви учить своих чад Слову Божию, приносить Богу бескровную жертву, крестить, венчать, провожать в вечность усопших? Кто ставит преграды проявлениям братской любви и стремлению к святости? Ничто и никто.

И вот мой второй вывод: если Украинская Церковь в полной мере может исполнять свою великую миссию на своей земле и не имеет к тому препятствий, её отделение и реорганизация лишены смысла, а следовательно - не нужны и даже вредны, поскольку в духовном плане единство и мир всегда лучше разделений и обособлений.

Но, возможно, есть иные мотивы для стремления к автокефалии? Мне неведомые, но благие и пока недоступные моему пониманию? Быть может, общество Украины получит некие преимущества от обретения нового церковного статуса?

Тогда обратимся к тем людям, кто явно и открыто (или не слишком открыто, но вполне очевидно) выступает за отделение от Московской Патриархии. И следуя принципу «по делам узнаете их», попробуем понять, какие последствия для политики, образования, культуры и общественного сознания Украины будет иметь церковное разделение.

Первое, что бросается в глаза: все аргументы за обособление от Московского Патриарха, исходящие от политиков, деятелей культуры и даже отдельных священнослужителей, не касаются сферы духовной, то есть отношений с Богом. Речь, как правило, идет о весьма приземлённых этнических, державных, фольклорных и прочих прагматических выгодах (да и выгодах крайне сомнительных). И тут сразу же напрашивается еще одна мысль: если устремления и мотивы этих людей не определяются Евангелием, то и результаты их деятельности, скорее всего, будут Евангелию противоречить.

Однако не будем спешить, перейдём к примерам конкретным.

К откровенным сторонникам церковной «самостийности» относятся многие политические деятели Украины со своими командами аналитиков, политологов и журналистов.

Какое им дело до Церкви? Ведь большинство из них не знает молитву Господню «Отче наш» и уж, конечно, не сможет прочесть православный «Символ веры». Иной раз читаешь рассуждения «аналитиков» о Церкви и религии и понимаешь – люди говорят о том, чего не знают, чего не любят, за что не больно. Пишут с позиции наблюдающего за странными и смешными человечками, которые кому-то кланяются, зачем-то встают на колени, кого-то за что-то благодарят. Откуда такое отношение - понятно:здесь верой и не пахнет. Церковь Христова для этой публики не божественное установление, а некая «структура», вроде партии или профсоюза, в которой собирается «электорат». Чего же тогда ждут эти господа от церковного разделения?

Несомненно, для политиков этот шаг в сторону дальнейшего обособления одной части исторической России (Украины) от других, кровно связанных с ней частей, - лишь средство, облегчающее борьбу за власть при уменьшении политической конкуренции. Антирусская карта накануне выборов разыгрывается большинством политиков (все подчеркивают, что Москва им не указ). Теперь же к словесной эквилибристике прибавится и церковная тема (наша партия и наш вождь поддерживает национальную церковь).

В «своей» местной автокефальной церкви политические деятели видят её большую доступность для внешнего манипулирования. А также возможность более эффективного использования церковного народа в совершенно чуждой ему роли – носителя идеологии партий, превращения его из народа Божия в управляемых держателей бюллетеней.

В обособленной церкви борцы за власть надеются использовать церковных иерархов (теперь более от них зависимых) для влияния политического, мирского, а не духовного. Навязать священнослужителям несвойственные и вредные для духовных лиц и для их паствы деяния.

И, возможно, главное: с «национальной церковью» удобнее исполнять волю западных кураторов. Тех, кто всегда в центре своего политического внимания удерживают раскол и ослабление Русского мира и всей православной цивилизации. А идеология «отдельности украинцев» как инструмент этого раскола после разрыва с Московским Патриархом будет поддержана ещё и «отдельностью церкви».

Какие же последствия можно ожидать от деятельности таких политиков на церковном поле Украины?

В случае если автокефалия состоится, она принесёт только зло. Жители Украины и России ещё больше отдалятся друг от друга. Усилится и без того постоянно разжигаемая неприязнь к России. Церковное разделение поощрит русофобию, которую политики давно используют для манипулирования сознанием и которая уже отравила сотни тысяч молодых душ…

Автокефалия «освятит», легализует навязанную псевдопатриотами «нелюбовь» ко всему русскому. А там, где нет любви, нет Бога, нет Христа. Кто в злобе, тот с Диаволом - и рискует остаться с ним навсегда.

Политики Украины, финансово зависимые от Запада, по-прежнему будут вынуждены продвигать в общество Украины «ценности и стандарты» своих европейских кураторов. Только теперь они будут опираться на прозападное, «оранжевое» лобби в Церкви (эта часть клира и епископата сегодня и есть главный мотор движения к автокефалии). А что это за «ценности» известно - узаконенная содомия, «ювенальное» разрушение семьи, совращение детей с помощью новых школьных программ, полная религиозная «толерантность», то есть допуск в страну любых духовных монстров, вплоть до сатанистов.

В конечном счете, на Украине может возникнуть ситуация, приближающая миллионы к вечной погибели.

Активными сторонниками автокефалии также выступают и многие деятели украинской культуры, писатели. От них, как и от политиков, мне ни разу не приходилось слышать о мистической, сакральной стороне церковной жизни. В большинстве своем это либо бывшие коммунисты-атеисты, либо неоязычники, либо вскормленные галицийской идеологией профессиональные русофобы. Вопиющая церковная безграмотность при огромном самомнении заставляет их требовать немедленного слияния канонической Церкви с раскольниками, католиками, униатами в «єдину помісну церкву». О дикости подобного требования они не догадываются, им неведомо, что Церковь есть Тело Христово.Они рассматривают Церковь как еще один атрибут специфически ими понимаемой украинской державности. Вместе с тризубцем, орденоносцем Бандерой и первыми на планете земледельцами украинцами-ариями, жившими якобы сотни тысяч лет назад. И весь этот «болезненный набор» новой автокефальной церкви придётся освящать и помогать внедрению в умы бедных наших соотечественников.

Ведь для украинских «культурных деятелей» важно, чтобы Церковь учила не христианству, но «агрессивному украинству». То есть вместе с ними питала народ той же злобной мифологией, которой господа писатели уже постарались наполнить школьные и вузовские учебники. Это раньше писатель был совестью нации, и эта христианская совесть подсказывала человеку путь к спасению. Нынешний украинский писатель, если чему-то и верен, то не заповедям Христа, а «державе», то есть вместо Бога у него - идол.

Что греха таить, есть тут у «пысьменныков» и личный творческо-коммерческий интерес. Ну не покупают их «литературный продукт» на рынке. Катастрофически проигрывают украинские деятели русским авторам. И церковь, говорящая на украинском языке (а вопрос о реформе богослужения и введении службы на украинском вместо тысячелетнего благодатного церковно-славянского, несомненно, поднимут те, кто сегодня изнутри отрывает Церковь от Московского Патриарха и кто уже сейчас продавливает на отдельных приходах эту замену), - «новая церковь» будет еще одним аргументом в пользу ограничения русского языка, запрета на ввоз российской книги («пысьменныки» об этом мечтают) и дальнейшего вытеснения русского языка из культурного пространства Украины. (Хотя нынешнего главу Союза писателей Украины В.Яворивского, пожалуй, не будут читать, даже если к этому обяжет специальный закон Верховной Рады, а за нечтение будут привлекать к суду).

Чем станет для культуры Украины принятие церковной автокефалии? Последствия этого акта будут катастрофичны. Прежде всего, будет сделан решительный шаг в сторону разрыва с великой русской культурой…

Ах, если бы случилось чудо и те же господа писатели вдруг осознали, что и они тоже (как это не удивительно!) - часть русской культуры! Что язык Украины до своего искусственного ополячивания и большевистской украинизации – это всё тот же русский язык, на котором говорила юго-западная часть Руси. Что существование на территории нынешней Украины двух братских единокровных и единосущных культур могло бы только обогатить нашу жизнь, потому это многообразие надо беречь, а не душить. (Разумеется, говоря об украинской культуре, я не имею в виду конъюнктурные поделки вроде недавно вышедшего романа В.Шкляра, где воины УПА с наслаждением и чуть ли не с песнями режут отвратительных москалей. Речь идёт о гениальном украинском фольклоре, самобытной живописи, музыке, архитектуре…). Народ, имеющий богатую, многослойную культуру, становится сильнее, проникновение других культур делают его только богаче. Однако пока о подобных метаморфозах в душах украинских культурных лидеров приходится лишь горестно мечтать.

Судя по тому, с каким пиететом принимают отдельные украинские иерархи нашу «творчу еліту», усугубится провинциализм культуры, а наглая местечковая имитация, порожденная завистью и глубоко скрытыми комплексами неполноценности по отношению к русской культуре, будет всё громче пытаться выдавать свои потуги за искусство.

Наконец, продолжится процесс формирования искаженной картины мира, с ложными ценностями. Не христианскими, но «европейскими». А что это такое, мы уже знаем. Идол, которому приучили поклоняться Запад, - свобода. Свобода от Бога, свобода греха и беззакония. В политике, в личной жизни. Символ этой свободы – извращенец-наркоман, сбрасывающий бомбы на православные храмы и уверенный в глубине своей затуманенной души в том, что он спасает цивилизацию от «тоталитаризма». И всё это тоже несёт автокефалия. Со временем. Такова тенденция.

Теперь с грустью обратимся к третьей категории сторонников разрыва с Московским Патриархом. Это собственно священнослужители нынешней УПЦ МП. Здесь говорить особенно нелегко. Количество этих людей установить невозможно, поскольку они нигде открыто не выступают. Поэтому об их взглядах, устремлениях и мотивах поведения можно судить лишь косвенно - по их отдельным поступками, высказываниям, интервью.

«Партия автокефалистов» в УПЦ существует, отрицать это невозможно. Все члены этого невидимого «ордена» так или иначе поддерживают идею «особого пути» Украины, её отдельной от России истории. Есть такие священники и епископы, кто почитает Мазепу, а то и Бандеру с Шухевичем, считая их крупными деятелями украинского «освободительного» движения и смыкаясь в этом вопросе со «Свободой» Тягныбока… Некоторые из этих священников находятся в дружеских контактах с раскольниками из «киевского патриархата», с униатами и «клириками» УАПЦ. Для них они - не раскольники, а «ветви украинского православия».

На украинских церковных сайтах, большинство которых контролирует именно «партия автокефалистов», постоянно размещаются материалы, исподволь и весьма подло критикующие Московского Патриарха (разумеется, это лишь «перепечатки» из других изданий). На тех же подчиненных им сайтах привечаются церковные обновленцы всех мастей (в том числе и российские), сочувственно пишется о католиках, обязательно подвергается сомнению необходимость аскетической жизни, правильность канонизации ряда русских святых, чудо благодатного огня. Словом, всё то, что составляет душу православной веры и что давно отбросили любезные нашим автокефалам католики и протестанты (последние уже стыдятся вспоминать о воскресении Христовом, и кто знает, возможно, в украинской автокефальной церкви тоже не будет принято об этом упоминать).

Если я добавлю, что в среде данного священства есть немало скрытых и явных сторонников «оранжевой революции» и президента Ющенко, что систематически кто-нибудь из них пишет или выкладывает в сети какую-нибудь гадость о России, групповой портрет автокефалистов будет завершен, и любой православный Украины (Киева уж точно) узнает описанных мной людей.

Каковы их цели? Ну то, что к спасению свою паству они вряд ли ведут, размещая в своих новостных лентах «толерантные» материалы об извращенцах (есть и такое), а также говоря сочувственно не только о западных христианах, но и вообще о западных преимуществах и повторяя заклинание о стремлении Украины в Европу – это очевидно.

Чего они хотят? «Чисто национальной церкви»? Но это бессмыслица. Наша Церковь Вселенская, её составляют все верующие во Христа, независимо от национальной принадлежности, живущие на Небе и на земле. И это азы Православия, которым учат ещё в воскресной школе.

Хотят разрыва с Русским миром, который они так горячо отвергают и высмеивают? Активной европейской (а еще лучше - американской) ориентации? Но это всё мирские цели, государственная политика. Причём тут Церковь?

Заметим, столь нелюбимый нашими церковными «отделенцами» Русский мир, по мнению не только патриарха Кирилла, новомучеников и исповедников ХХ века и многих духовно просвещенных людей, является одной из главных преград пришествия антихриста. В ограде этого мира в чистоте хранится православная вера - и потому в ней всё еще могут спасаться души человеческие. Неужели и эта миссия Русского мира не устраивает «отцов»-автокефалистов?

Нельзя не вспомнить ещё один факт. Многие сторонники автокефалии пользуются расположением высокого церковного начальства, активно продвигаются на епископские кафедры, получают приходы в столице и в этом продвижении поддерживают друг друга. Складывается впечатление, что желание карьеры, единоличной власти без оглядки на Москву есть вожделенное будущее отдельных священнослужителей. Но стоит ли путать карьеру где-нибудь в Майкрософт с жизнью Церкви, с Небом на земле? Ведь именно Небо, а не власть над душами – цель христианина. И ошибившись целью, можно отпасть от Христа Жизнодавца. В том числе - за грех создания псевдоцеркви.

Однако будем смотреть правде в глаза: принятые последним Собором, состоявшимся 8 июля, изменения в Уставе говорят о том, что данная группа священства определяет климат в УПЦ. И в случае принятия автокефалии, именно упомянутые лица рассчитывают повести Церковь Украины. Главный вопрос: куда и к чему они приведут? Попробуем предположить.

Автокефалия, ведущая к разрушению единства исторически сложившейся канонической территории Московского Патриарха, осужденная многими святыми отцами (за что весьма не любим церковными националистами Лаврентий Черниговский) – эта автокефалия может лишить Церковь Украины благодати. Бог не придёт в наши собрания, они станут мерзки перед лицом Его. А это - раскол, в котором таинства безблагодатны, связь с Богом утрачена.

Есть и другие последствия.

Одобряя европейские устремления власти, новая церковь на земле Украины будет вынуждена закрыть глаза, а фактически благословить все те мерзости, которые нашей власти настоятельно рекомендует легализовать Европейский Союз. Тут и печально знаменитые гендерные программы, когда нашим детям будут рассказывать, что существует не два пола, как об этом говорит Библия, а целых пять. Тут и оправдание известного смертного греха, за который обещана вечная погибель. И введение в этот грех тысяч новых соблазнённых.

Добавим, что подобное прикосновение церкви к тёмным делам падшего мира всегда вызывает обратный процесс. Падший мир проникает в церковную ограду, заражая своими пороками священнослужителей и мирян (пресловутая симония, или церковная коррупция, иные более мрачные падения, о которых умолчим, ибо слишком мерзко).

Не подлежит сомнению: новая «толерантная церковь» будет испытывать сильнейшее давление католицизма.И при слабости украинской Церкви, при силе папской организации вполне реальной становится перспектива изменения православного символа веры и экуменического единения. То есть создания той самой «религии будущего», которая вполне устроит мировое правительство и в нужное время провозгласит «Христом» того, кто будет обманщиком. (Заметим в скобках: если нечто подобное вы скажете нашим «свидомым» клирикам, они рассмеются вам в лицо, скажут, что вы в прелести, что у вас масоны в каждом углу стоят и т.п.)

Только это - правда. Церковная автокефалия, действительно, может привести к гибели Церкви как благодатного собрания, в котором Христос приносит Себя в жертву и Сам раздаваем как Великая Трапеза, как Небесный Хлеб. И тогда в новой церкви, не дай нам Бог, Чаша Христова будет также пуста, как она пуста у греко-католиков и филаретовцев (при всей «православности» облачений и пышности служб).

Неложно верующие тогда оставят храмы (или бывшие храмы) и будут искать вдали от дома каноничные приходы и священство, а те, кто и так не ходил в церковь и был озабочен исключительно правильной покраской пасхальных яиц один раз в году, вообще забудут дорогу к храму.

Кратко скажем еще об одной категории людей, требующих отделения от Москвы. Это церковные невежды из мирян. Те самые любители пасхальной снеди, для которых вера не идёт дальше прыгания через костер и колядования в пьяном угаре. Для них церковь, говорящая по-украински и отказавшаяся от языка, на котором столетиями молились их предки - лишнее доказательство «священности» и правильности их провинциальной жизни (с языком-суржиком, суевериями, приметами-амулетами, языческими застольями на кладбищах). Подойдите к этим вечным колядникам на Рождество и спросите: «Панове, а Кто, собственно, родился?». И ответом вам будем недоуменное мычание.

Им нужна «українська церква», чтобы она освятила воскресный огород вместо воскресной литургии, сало вместо поста и слёзной молитвы. Чтобы она подтвердила правильность их неприязни и агрессии по отношению ко всему русскому и вообще всему высокому и чистому. Неприязни, порожденной обычной завистью и вдохновленной тем, кого не хочется лишний раз упоминать.

Эти господа поддержат любую украинизацию церкви, вплоть до канонизации Тараса Шевченко (такие разговоры иногда слышатся). И это ничего, что поэт писал «прокляну святого бога». Для тех, чей бог - нация и держава, Шевченко вполне святой. А стихотворные призывы к пусканию крови приближают его к современному героическому пантеону бандеро-шухевичей и прочей фашистской нечисти. Кстати, об их наставнике, Донцове, недавно сочувственно отзывался один из влиятельнейших и автокефально ориентированных епископов УПЦ. И это лишний раз говорит о том, что в новой отколовшейся церкви станут возможны самые причудливые и даже чудовищные метаморфозы (вернее, там, где будут называть себя «церковью»).

Зайдите на украинские интернет-форумы. Почитайте, что пишут о России, о Русской Церкви. В общественном сознании Украины искусственно сформирован образ «московского врага». И этот информационный чип вживлен в умы и души сотен тысяч людей, особенно молодых. Наблюдаются потеря новым, да и старым поколением трезвого, вдумчивого взгляда на историю, на общее прошлое народов исторической Руси, ложная национальная самоидентификация. И всё это - результат влияния упомянутых политиков, деятелей местной культуры и, к сожалению, части проавтокефального, «патриотического» клира. Их «стараниями» тысячи, если не миллионы введены в грех личной ненависти к другому (другому ли?) народу, в грех предательства веры отцов.

Что ж, главный виновник всех расколов и разделений, враг рода человеческого, может быть доволен.

А если мы добавим, что активных противников автокефалии крайне мало.

Что многие священнослужители не хотят «ввязываться», боясь лишиться прихода и куска хлеба для своих семей.

Что часть священства уже приняла диктат немногочисленных, но влиятельных автокефалистов.

Что массы церковного народа вообще не понимают сути проблемы (те, кто путает Ивана Купалу с Иоанном Крестителем, выступать в защиту Церкви и веры не могут, так как не знают, о чём говорят).

Что те, немногие, кто решается противоречить церковным «евроатлантистам» и говорить прямо, мы – чада Московского Патриарха и часть Святой Руси, немедленно впадают в немилость, как недавно отлученный от церковного общения глава Союза православных братств В.Б.Лукьяник. Человек, усилиями которого Церкви были возвращены десятки храмов, но теперь раздражающий тайных ревнителей автокефалии своими неуместными напоминаниями о том, что мы – часть Русской Церкви.

Если всё это принять во внимание, напрашивается печальный вывод: у нас, сторонников единства Святой Руси, для которых Святейший Патриах Московский и всея Руси Кирилл не ложно остаётся господином и отцом, вроде нет никакой надежды на сохранение на Украине канонической Церкви. Церковный разлом – наше недалекое будущее.

И вот здесь, после разбора ситуации, многие аналитики обычно ставят точку. Либо закругляют разговор глубокомысленной фразой: мол, «ситуация чревата опасными последствиями».

Однако пишущий эти строки не аналитик. И вместо безнадежной точки попробую поставить точку с запятой, сказать, что же нам всё-таки делать и на что уповать.

Знаю по опыту: лукавый всегда рисует картину страшнее, чем она есть на самом деле. Бесы умеют пугать, искажать картину в сторону безысходности, и всё с одной целью – «перестаньте надеяться на вашего Бога». Но Бог Сам в 90-м псалме святого царя Давида говорит, при каком условии Он может помочь человеку в скорби. Вот это условие: «яко на Мя упова». Главное и единственное условие получения помощи - это упование на Бога.

А мы, часто запуганные демонской силой, забываем о Боге, впадая ещё и в грех малодушия (разве нам победить, нас так мало). Однако тот, кто непрестанно молится и тогда, когда вокруг угасают людские надежды, знает: когда силы заканчиваются - Бог приходит на помощь. И ещё: Бог никогда не попустит испытания, которого мы не в силах понести, и нет ничего без Его воли.

Вытекает ли из этого, что, уповая на Бога, нам не надо ничего делать? Ни в коем случае! Наш путь – молитва и действие.

Нам, на Украине, крайне необходимо создание своих правдивых и влиятельных СМИ. Где народ Божий смог бы высказать свою точку зрения относительно церковного единства.

Важная задача – просвещение церковного народа, разъяснение ему ситуации, что обязательно увеличит число сторонников единства, а наши автокефалисты, если чего-то и боятся, так это подлинного народного движения.

Нужно расширение контактов с политиками, депутатским корпусом, бизнесменами, которые пришли в Церковь, но так же, как и простые миряне, нуждаются в религиозном ликбезе.

Нужна помощь России. Очень нужна. Понимаю, что это звучит утопично, но всё же. Российский чиновник любого ранга, если он хоть чуть-чуть любит свою Родину, должен понять, что вопрос сохранения веры на Украине важнее даже, чем хорошо оплачиваемый транзит газа через её территорию. Газ улетучится, а жить нам вечно. И отвечать - не только за то, что сделали, но и за то, что не сделали, хотя могли.

Безусловно, мы смиренно ждём более властного, строгого отеческого вмешательства в украинские проблемы Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Верим, что он всё еще располагает силой и возможностями для того, чтобы поставить на место украинских тайных раскольников – и не хотим верить тем, кто утверждает, что ситуация уже вышла из-под его контроля.

Нам очень нужна единая, сильная общеукраинская православная организация, куда войдут православные политики, юристы, педагоги, вменяемые деятели культуры. Такие организации уже существуют, но они еще не окрепли, к тому же их постоянно шельмуют, обзывая «политическими православными».

Нужны, наконец, отважные пастыри способные возвысить голос в защиту единства Церкви, которую пытаются разорвать и оболгать. Откуда они могут появиться? Только если Бог управит.

И тут скажу то, что давно лежит во мне, как заветное. Знаете, от чего зависит, сохранится ли единство Церкви или нарисованная здесь картина станет реальностью? От чего более всего? От того, кто, сколько и как истово просит Бога об этом. Город стоит ради одного праведника. Ради молящихся и горячо просящих Бог может помиловать нас. А если труждающихся в молитве не станет - ради кого тогда сохранять Церковь? Тогда Господь попустит нам и пострашнее того, что имеем сегодня. А потому тот, кто сегодня просит Бога не допустить беззаконного раскола, не должен оставлять молитвы и, памятуя о словах Христа «просите, и дано будет вам», - не должен, не смеет не надеяться.

Ян ТАКСЮР (Украина), ФСК