Во время "парада суверенитетов" после распада Османской империи в 1919 году, свою политическую независимость провозгласило Алавитское государство со столицей в порту Латакия.
Франко-британская конференция в Сан-Ремо состоявшееся после Первой мировой войны 19 - 26 апреля 1920 г. предоставила Франции мандат на управление Сирией не дожидаясь того, как её мандат будет утверждён Советом Лиги Наций и только 2 сентября 1920 г. Франция получила мандат от имени Лиги Наций на управление территорией алавитов. Алавиты начали сопротивление и были вынуждены в октябре 1921 г. принять решение о капитуляции, после чего, 1 июля 1922 г., Государство алавитов была включено в состав французской подмандатной Сирии.
Французы разделили Сирию на 6 автономий: Государство Дамаск, Государство Алеппо, Государство Алавитов, Великий Ливан, Государство Друзов и санджак (провинция) Александретта [29 июня 1939 года территория после референдума, была включена в состав Турции, что было признано Францией 23 июля того же года].
1 декабря 1924 года алавиты отделились от федерации, а Алеппо и Дамаск сформировали государство Сирийскую республику.
В рамках французского мандата Государство Алавитов - подмандатная территория Франции на территории современной Сирии существовало с 1922 по 1936 гг. Алавитское государство существовало в 1930-1936 годах - под названием Санджак Латакия. Территория государства была населена преимущественно алавитами - последователями эзотерического [с античности словом "эзотерический" называли тайное учение, передаваемое только некоторым ученикам (эзотерикам)] течения гулата [термин, которым обозначается ряд сект в шиизме, объединяемых верой в то, что потомки пророка по линии Али ибн Абу Талиба – двоюродного брата и зятя Мухаммеда, шиитские имамы - обладают качествами божественности].
Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживали 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. Алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936 г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946 г.
Сирия постоянно выражала недовольство существованием отдельного Алавитского государства: в 1930 г. автономия алавитов была урезана, и в 1937 г. она была вынуждена войти в состав Сирии.
В 1936 г. шейхи алавитов, желавшие покончить с отношением со стороны суннитов и шиитов как к еретикам, приняли декларацию о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу.
Это течение ислама отличается своей неоднородностью, и к этой неоднородности имеют самое непосредственное отношение алавиты. Последние выносят за скобки обязательность намаза, поста, закята (пожертвований в пользу страждущих), хаджа (паломничества к святыням Мекки и Медины). Правда, речь не идет о полном игнорировании этих классических исламских столпов веры. Присутствуют символические трактовки.
Хорошо известно, что ортодоксальные шииты и сунниты традиционно отвергают употребление спиртных напитков, а также празднование Рождества и зороастрийского Нового года.
[Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда).]
Надо заметить, что все вышеперечисленное представляет собой предположения, потому что речь идет об очень изолированной группе, которая предпочитает не делиться с посторонними своими истинными верованиями и при необходимости мимикрирует под доминирующие в тот или иной период религии. Сведения об алавитском учении получены из свидетельств их религиозных оппонентов и ренегатов.
За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, поскольку ещё в 1973 году, то есть до исламской революции в Иране, имамы шиитов-двунадесятников приняли фетву, что на алавитов распространяются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). Подобным образом Тегеран относится и к йеменским хуситам, хотя они принадлежат к другому течению шиизма, зейдитскому, и отрицают верования, связанные с сокрытым имамом, на которых зиждется иранский политический мессианизм. В 1974 г. самый влиятельный шиитский богослов того времени – ливанец Муса ас-Садр – издал фетву, согласно которой алавиты были ветвью шиизма, однако это мало повлияло на презрительное и недоверчивое отношение к ним со стороны других направлений ислама как в Сирии, так и в других мусульманских странах.
В настоящий момент, когда решается вопрос о судьбах несуннитского ислама в Сирии это очень опасно для алавитов. Ведь среди радикалов распространены лозунги "Христиан — в Ливан" и "Алавитов — в могилу". Если сказать прямо, то для алавитов приготовлена ещё более страшная судьба, чем даже для христианского населения Сирии.
В настоящее время алавиты, равно как и христиане, друзы, езиды и исмаилиты, напряжённо ждут, какой курс возьмёт новая власть, и смогут ли они спокойно жить дальше, не опасаясь за свою безопасность. Причём алавиты находятся под самой большой угрозой из-за особой ненависти всех исламских экстремистов к еретикам, которых ненавидят даже больше, чем иноверцев.
ИГ и подобные террористические организации ставили своей целью полное очищение территории страны от всех инаковерующих и инакомыслящих.
Поэтому алавиты опасаются, что после победы повстанцев их просто вырежут. Исходя из того, что алавиты – чужие для всех прочих конфессий, они не могут даже надеяться на эмиграцию: в Европе и США к ним относятся с подозрением, как к "клану Асада". Считается, что 90% бойцов сил безопасности и 70% офицерского состава Сирийской армии были алавитами. Кроме регулярной армии, на стороне правительства сражалось алавитское ополчение – Шабиха ("призраки"). Если внимательно посмотреть на карту Сирии и российские базы, то сразу бросится в глаза, что это территория бывшего Алавитского Государства. Здесь редчайший случай, когда местное население будет лояльно и дружественно к нашим солдатам и матросам, поскольку только от них будет зависеть будущность и жизнь жителей этой территории.
Республиканцы в Конгрессе США предлагают Турции создать буферную зону на севере Сирии, требуя при этом не лезть к курдам. Если этого не удастся добиться, тогда США угрожают Турции сосредоточатся на поддержке курдов. При этом израильское лобби в США активно продвигает идею о создании Курдистана.
Всего 100 лет назад, как было показано выше, на месте Сирии могло появиться сразу шесть новых стран, некоторые из них сегодня могут получить второй шанс на обретение государственности.
Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил о слабых ожиданиях по поводу сохранения единства Сирии. По его мнению, до сих пор никто так и не ответил на вопрос, каким образом удастся найти консенсус интересов суннитов, шиитов, алавитов, друзов и христиан, передает РИА "Новости"
Израиль сразу после падения режима Асада начал наземную операцию в юго-западной части Сирии и оккупировал значительные территории этой страны. В свою очередь боевики Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ)* заявили, что освободят от израильской оккупации не только территории южной Сирии, но и сам Иерусалим.
Однако Израиль не единственный претендент на сирийские земли. Президент Турции Эрдоган пообещал журналистам исправить "ошибку Первой мировой войны" и "интегрировать" сирийские города Ракка, Дамаск, Алеппо и Идлиб в состав Турции.
Путин, выступая 19 декабря 2024 года на ежегодной пресс-конференции главы государства отметил:
"… местное население в Сирии "обратилось с просьбой включить их в состав еврейского государства". "И это уже тогда будет другая проблема".
"Если все, что происходит, приведет к дезинтеграции Сирии, то тогда это вопросы, которые должны будут решаться местным населением в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций и с правом нации на самоопределение", — сказал Путин, назвав это сложным вопросом, "не для сегодняшнего обсуждения".
Тем не менее, "в случае появления на части территории Сирии государства алавитов, оно может развиваться по аналогии Израиля - опираясь на поддержку других, более сильных стран (в сегодняшней ситуации - России и Ирана) и выступая в качестве форпоста борьбы против религиозного экстремизма на Ближнем Востоке. Причем, скорее всего, государство алавитов включит в свой состав также исмаилитов, отчасти друзов и всех сирийских христиан - от армяно-католиков и греко-католиков до православных арабов и ассирийцев"**.
Евг. Попов
*- "Хайят Тахрир Аш-Шам" (ХТШ), международная террористическая группировка - запрещена в РФ