Русское Движение

«К символу веры русского человека»

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

4 глава книги «Апокалипсис сегодня» …

Чтобы успешно противостоять «всякому злу» необходимо иметь выработанную идеологию, своего рода символ веры русского человека XXI  века. Он должен содержать положения (пункты), которые можно назвать догматами, в том смысле, что они принимаются без обсуждения, на веру. Этот символ веры не заменяет Символа веры  православного христианина. Наоборот он во многом связан с ним идейно.

Не только мы  православные русские люди осознаем актуальность этой задачи. Русские националисты-язычники предлагают русским людям  свои «простые истины». А.Севастьянов пишет: «Необходим общий поиск русской национальной религии на базе культа предков, вер отцов и лучшей части земной философии, в связи с чем овладение философскими системами, в т.ч. неевропейскими (конфуцианство, даосизм, индуизм) приветствуется». (1. А. Севастьянов «О коллективной душе народа» День литературы №7, 2014, с.3). Я уже не говорю о либеральных, неокоммунистических  и прочих идеологиях, которые окружают нас де факто, в СМИ,  с экранов, в образовательных учреждениях. И лишь придерживаясь простых и ясных утверждений русской идентичности, мы не соблазнимся фальшивыми, и последуем своим русским путем в Царство Небесное, стоя на родной земле, в среде своего народа, в окружении своих соотечественников (соплеменников).

Ниже предлагаются для обсуждения эти положения, будем называть их догматами веры Русской Нации в Русскую Православную Церковь, Русскую Землю, Россию, Русский Народ, Родину, Отечество.


Догмат 1. Богоустановленность и структура Нации

 1.1.Богоустановленность Наций.

Каждая Нация имеет свой логос. Логосы Наций созданы Творцом. Каждая Нация призвана раскрыть свой логос в истории. Это осуществляется Народным духом. Вера в Богоустановленность своей Нации есть национализм в самом первичном значении этого слова.

Первый догмат утверждает Богоустановленность Нации и тем самым национализма. Значит, нация священна. Прот. В.В.Зеньковский пишет: «Если семья есть некая «малая церковь», то еще в большей степени это должно быть сказано о национальном единстве...Национальность священна, но не свята, она нуждается в просветлении и преображении. Нужно любить свой народ, ибо вне этого не дано личности раскрыть самое себя, но нужно  разделить с народом его крест, нужно мужественно глядеть во все темное, что есть в народе, молиться о народе, скорбеть о его грехах, сознавать свою вину в этих грехах, - каяться в них. (2.В.В.Зеньковский Собр. Соч. Т.2.М., Русский путь. с. 323). Русская Нация последовательно и неуклонно раскрывала свой логос в Истории. Стадии этого процесса - Киевская Русь, Московское Царство, Российская Империя, Российская Федерация. На первой стадии мы стали православными, на второй - государственниками, на третьей - державниками (имперскими людьми), сейчас делаемся, точнее должны сделаться, в полноте русскими людьми. Эти качества не только сохраняли нас в истории, они  утверждали и утверждают Правду Божию о роде человеческом.

Прот.В.В.Зеньковский пишет: «Только с того момента, когда мы сознаем себя  связанным с  нашим народом и чувствуем свою принадлежность к определенной «нации», в нас открывается в полноте личность, открывается  возможность жить новой,  глубокой жизнью, унаследовать все, что открывается в языке, обогатиться тем материалом, который история накопила и закрепила в языке. В момент рождения национального сознания рождается, однако, не только простое сознание национального бытия: поднявшемуся до национального сознания открывается  священный смысл национальности... Поскольку душа непререкаемо ощущает «священное» в национальном бытии, она, конечно, не ошибается, но как часто - особенно в эпохи религиозных сумерек - это чувство заслоняет живое восприятие Бога, как часто чувство священного начала в национальности является последней и высшей ступенью духовной жизни! Именно здесь зарождается то обожествление своего народа, которое вливает в душу яд язычества, превращает и религию в некий  атрибут народности, вообще  искажает всю духовную перспективы...Если  для многих  весь смысл жизни в том, чтобы жить для родины, любить её, отдать свою жизнь за неё, то именно это отношение к родине требует того, что бы мы до конца поняли всё, что сокрыто в начале национальности, чтобы мы не уклонились от несения креста, связанного с самим существом национальности».(2. В.В.Зеньковский. Собр. Соч. т.2. М., Русский путь. 2008, С.321-322).

1.2. Структура Русской Нации. Триединство Русской Нации

Русская Нация есть триединство русского этноса, русского племени и русской культуры.

Логос  Наций создан по образу и подобию человека, т.е. триединым. Также как человек  создан по образу и подобию Божиему. (подробно об этом 3.Дверницкий Б.Г. Шестоднев о человеке. С-Пб. 2008.). Личность, сущность и жизненность человека соответствуют этносу, племени и культуре Русской Нации. В ветхозаветный период наций как таковых не было. Существовали их составляющие по своему (неполно)  осуществляющие связь (общение) с Богом. С верой в личного Бога жил Израиль, со знанием Бога Абсолюта - эллины, Мельхиседек являл  собою связь с Богом какого-то другого племени. Только в христианстве осуществляется полнота веры, знания и общения с Пресвятой Троицей.

 

2Догматы двуединства

 

2.1. Догмат о двуединстве Веры и Земли.

Каждая Нация имеет дух и плоть, то есть веру в Бога и родную Землю. Дух Русской Нации Православие, плоть - Русская Земля.

«Жизнь в Церкви, - пишет А.В.Карташев, есть явление богочеловеческого порядка. Здесь божественное сочетается с человеческим, абсолютное - с относительным без поглощения последнего. Его обожение лишь последняя цель, а пока - длительный процесс подвига и достижения. А потому надо находить в Церкви между двумя началами - божественным и человеческим - подобающую границу, не смешивая до неразличимости последнее с первым. Это было бы монофизитским кумиротворением в вопросе о форме церковного авторитета. (4. А.В.Карташев Русское христианство // Православие. PRO ET CONTRA. С-Пб.,2012, с.30). Не обретшие веру  в Пресвятую Троицу это «национальные» несториане (ариане).

 

Мы последний оплот Православия в мире. Помните, как начинается «Слово о погибели земли Русской»? «О, светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами - всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!» Это же важнейшее произведение, начало нашей литературы, XIII век - и описание Русской земли венчает вера христианская.

 

2.2. Догмат о  двуединстве Русской Земли.

Русская Земля двуедина, она имеет душу и тело. Тело Русской Земли - это Россия (Русь), душа Русской Земли - Русский Народ.

В более общем виде этот догмат сформулировал А.Ф.Лосев: «Душа всегда должна иметь тело. Или есть душа, есть и тело; или тела нет, тогда и никакой души» (5. Лосев А.Ф. Из ранних произведений М., 1990, с.522).

Двуединство Русской Земли говорит о том, что как не может быть России без Русского Народа, так не может быть Русского Народа без России. Россия имеет границы, потому это тело Русской Земли. Русские это душа Русской Земли, она  «шире» тела. Русская Нация и Русский Народ не синонимы. Логос Нации первичен, его структуру или его часть являет Русский Народ.

Каждый русский человек чувствует свою ответственность за судьбу России. Об этом - строки Н.М.Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни...»

 

2.3. Догмат о двуединстве России.
 
У России два Лика (Лица) - Родина и Отечество. Служение Отечеству  всегда ярко, героично и даже трагично, можно сравнить его со служением апостолов. Служение Матери Родинепроходит как бы в безвестности. Это служение аналогично служению  жен мироносиц, о котором мы знаем несравненно меньше чем о деяниях апостольских.

 

Эту разницу хорошо передал  М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина».

 

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Не полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья,

Но я люблю, за что не знаю сам -

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме сред  желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

 

«Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя»

(Ф.И.Тютчев.1855).

А вот что писал прот. Сергий Булгаков в произведении «Моя Родина» (1938): «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он чрез лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан чрез родину и матерью-землей - и со всем Божиими творением. Человек существует в человечестве и природе. И образ его существования дается в его рождении и родине. Каждый человек имеет свою индивидуальность и в ней неповторим, но равноценен каждый другой, это есть дар Божий. И она включает в себя  не только лично-качественное Я, идущее от Бога, но и земную, тварную индивидуальность - родину и предков. И этот комплекс для каждого человека также равноценен, ибо он связан с его индивидуальностью. И как нельзя восхотеть изменить свою индивидуальность, так и своих предков  и свою родину. Нужно особое проникновение и,  может быть, наиболее  трудное и глубокое, чтобы познать самого себя, в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней  самого себя, узнать в ней свой образ Божий. Часто завидуют родившимся среди потрясающих красот  природы, хотя в очах Божиих, в Софии Божественной все красоты одинаков  потрясающи. Есть предустановленное для каждого откровение Софии в его рождении и в его родине. Чем я становлюсь старше, чем более расширяется и углубляется мой жизненный опыт, тем яснее становится для меня значение родины. Там я не только родился, но и зародился в зерне, самом своем существе, так, что вся дальнейшая моя такая ломаная и сложная  жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Все, все мое - оттуда. И умирая, возвращусь - туда же, одни и те врата - рождения и смерти».

Моя родина, носящее священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии, - кажется, я умер бы от  изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его - в нагорье реки Сосны, - не блещет никакими красотами, скорее даже закрыта некрасотами, серостью,  одета не только в скромной, но и бедной и даже грязноватой одежде. Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, реки и деревьев. Но все это так тихо, просто, скромно, незаметно и - в неподвижности своей - прекрасно. То, что я любил и чти л больше всего в жизни своей - некричащую, благородную скромность и правду; высшую красоту и благородство целомудрия, - все это мне было дано в восприятии родины. И ей свойственна также такая тихость и ласковость, как матери» (6. Патриотизм: общероссийский и национальный. М., АКИРН, 1996, с.133-1234).

Святитель Григорий Нисский писал: «Почитать матерь - дело святое. Но у всякого  своя матерь, а общая для всех матерь - Родина» (Письмо к Софронию 26.».

 

Об Отечестве

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:14-15).   

Отечество - это «земля отцов».

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна СССР и Гимна РФ. Термин выступает как обозначение российского государства в ряде других названий: День защитника Отечества, орден «За заслуги перед Отечеством», школьный и университетский курс «История Отечества».

[5]В период войн призыв к защите Отечества широко использовался многими государствами (лозунг «Отечество в опасности» времён Французских революционных войн, «За Веру, Царя и Отечество» в России до 1917 г., «Социалистическое Отечество в опасности!» времён Великой Отечественной войны, и др.)

Сами освободительные войны в историографии нередко получают названия, связанные с Отечеством - Отечественная война 1812 годаВеликая Отечественная война.

Слово Отечество (как и Родина, Отчизна) часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. «Согласно ломоносовской традиции, слово Отечество пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания Отец отечества»[5]

 

3. Догматы о русскости

3.1.Русский это тот, кто «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» верит в Пресвятую Троицу и Русскую Землю. В народном сознании это выражается понятием «Святая Русь». Значит русский это тот, кто верит в Святую Русь и считает её своим идеалом.

«Русь Святая, храни веру православную,

в ней же тебе утверждение»

(Тропарь русским святым)

Третий догмат Русской Нации гласит: «Русский это тот, кто «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» верит в Пресвятую Троицу и Русскую Землю. В народном сознании это выражается понятием «Святая  Русь».  А. В. Карташев пишет: «древняя письменность, довольно богатая и церковно-патриотическими произведениями, вплоть до XIX  века не знает термина «Святая Русь». Она плод низового, простонародного творчества. Он родился  и хранился в неписаном народном предании».    Митр. Илларион (Алфеев) отмечает: «Красота, забота о творении, общинность - это особенности не только русской духовной традиции, но и культуры в целом. В совокупности это позволяет говорить о феномене «Святой Руси». <  > «Святая Русь» - это призвание русского народа, его цивилизационная самоидентификация, которая является основой для взаимообогащающегося диалога с иными культурами и народами» (7.Православная Беседа. 01/2014.С.10,11).

Святейший Патриарх Кирилл считает, что Русь была названа Святою потому, «что жизненным идеалом народа была святость, весь народ стремился его достичь. Люди не устремлялись исключительно к богатству и к успеху, хотя и не чурались его. Но святость была национальным идеалом, и это сильно отразилось на всей нашей истории, это помогло и спастись от страшного атеистического разгрома... Святая Русь - это уникальный цивилизационный проект со своей миссией, он не должен быть ведомым, он должен генерировать идеи. У нас есть потенциал для развития подлинного диалога Востока и Запад. Не всадника с лошадью, а реальных равновеликих партнеров. И вот только такой диалог приведет к построению единой Европы... «Наше» - под этим словом я подразумеваю всех нас, принадлежащих к единой цивилизации древней Киевской Руси, которая развивалась и стала мощным фактором мировой цивилизации».

Прот.Василий Зеньковский писал о «Святой Руси» следующее: «Нам не дано прозревать будущее, - и это, конечно, к лучшему, так как в этом условие свободного проявления творческих сил. Нам не дано знать грядущие судьбы Православия, грядущие судьбы России, тем менее дано нам знать это, что Россия и Православие находятся в свободном союзе. Ничего метафизически или исторически принудительного в нем нет, и лишьсвободное тяготение России к Православию обращает её в «святую Русь» (разрядка моя). Русская душа полюбила йПравославие, - и в отдельных представителях народа и интеллигенции сказалось такое глубокое понимание Православия, такой высокий духовный рост, обусловленный действенным усвоением Православия, - что мы имеем право верить, что русской душе по силам высокая задача явить миру Православие. Но рядом с этим духовная жизнь России в значительной части развивалась, - при наличии тайной связи с Православием - либо оторвано от Православия, либо в прямой враждебности к нему. В этом - трагедия России, в этом - источник её духовной инертности, отдающей нас в плен Западу. До сих пор у нас непостижимо уживалось рядом и вне-православное, и подлинно православное, и официально православное течения, - но уже близка пора исторического испытания, решительного разделения указанных течений» (2.С.62-63).

«Святая Русь», - писал академик Д.С.Лихачев, - это, прежде всего, святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это её монастыри, церкви, священство, иконы, священные сосуды, праведники, святые события  истории Руси. Все это как бы объединялось в понятии Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и внеземного, реального и было бессмертно».

«Святая Русь» это и состояние души русского человека, которое он выражал в устном народном творчестве, в частности, в пословицах». «Русский Бог велик», «Велик Бог русский и милосерд до нас», «Жив Бог, жива душа моя», «Жить - Богу служить», «Человек ходит - Бог водит», «Нужен путь - Бог правит», «Бог пути кажет», «Человек гадает, а Бог совершает», «Без Бога не до порога», «С Богом начинай и Богом кончай», «Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же кроме Него», «С верой нигде не пропадешь», «Вера спасает», «Вера животворит», «Вера и гору с места сдвинет», «Менять веру - менять и совесть». О русском Боге заговорил и Мамай. Потерпев поражение, он сказал: «велик русский Бог»

«Святая Русь» это и место нашего пребывания на небе, вместе со святыми Русской Православной Церкви. Это место всех прощенных русских людей на Страшном Суде. Заметим, национальные русские святые, подвижники русского Православия - все без исключения патриоты России. Отсюда в тропаре русским святым такие строки: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

А вот что декларировал о русской идентичности XVIII ВРНС: «Русский - это человек считающий себя русским, не имеющий иных этнических предпочтений, говорящий и думающий на русском языке, признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа»

 

3.2.. Догмат о русской и российской идее.

Идея России - единство и неповторимость её народов (соборность на её новом этапе - единство в многообразии).

Русская идея - быть стержневым народ России»

А вот что сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл на  XVIII ВРНС 11.11.2014 г.:

«Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем право забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства.

Очень важным также является поддержка традиционных религий России и существующих в стране национальных меньшинств, представители которых вносят свой значительный вклад в общенародное дело - укрепления экономического, политического и культурного процветания нашей страны. Для всех народов России их страна - это их родной дом, другого нет. А потому каждый народ должен чувствовать себя по-настоящему дома, в безопасности, в доброжелательном окружении многонационального общества.

Судьба же русского народа, его благополучия, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия.

Между тем, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление "русского" и "российского". В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово "русский", как якобы ослабляющее единство нации.

И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций, таких, к примеру, как "поморская", "казачья" или "сибирская".

За попытками исключить употребление слова "русский" просматриваются идеи, которые уже давно показали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории «"плавильного котла". Напротив, необходимо утверждать право народов и религиозных общин на свою идентичность. Таким правом, безусловно, обладает и русский народ, вокруг которого формируется российская нация, российская цивилизационная общность. При этом все народы страны должны иметь возможность раскрывать свою самобытность и мирно договариваться о правилах совместной жизни в рамках общей многонациональной русской цивилизации.

Наш великий мыслитель Николай Яковлевич Данилевский, основатель цивилизационного подхода к изучению истории, писал: "Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает в пространстве и во времени возможного разнообразия, возможной многосторонности существования". Необходимо еще раз ясно и четко обозначить принципиальный момент: для того, чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они вовсе не должны отказываться от своей национальной памяти.

Но и на пути сохранения этой памяти могут возникать и, к сожалению, возникают достаточно болезненные и опасные явления. К таковым относятся попытки конструировать псевдорусские языческие верования. С одной стороны, это крайне низкая оценка религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, а также исторического пути, пройденного православной Русью. С другой стороны, это убежденность в своем личном и узкогрупповом превосходстве над собственным народом. Это очень опасное заблуждение, потому что человек, подчинившийся гордыне, готовит себе личную трагедию. Вместе с тем мы должны понимать, что корни описанного явления произрастают не только из внутренних особенностей отдельных личностей, но имеют общественные причины.

В этом случае приносит свои печальные плоды тенденция игнорирования значения русского народа, ревизия русской истории, пик которой пришелся на те же самые 90-е годы прошлого века, и которая сумела если не подорвать окончательно, то серьезно расшатать веру в свой народ и в свою страну у многих соотечественников. Эти люди были вынуждены искать новое мировоззренческое пристанище: либо за границей, либо в фантастических мирах, связанной с заново выдуманной национальной или религиозной группой. Насколько надорвано должно было быть национальное сознание, в каких пещерах мысли и духа оно должно было оказаться, чтобы кто-то, считая себя носителем русской национальной идеи, отказался от святых и героев родной истории, от подвига своих предков, и сделал своими кумирами нацистов и их приспешников?

Хотелось бы, чтобы такие подходы вошли в повседневную практику центральных органов власти, региональных и муниципальных администраций, стали позицией СМИ. Чтобы люди, отвечающие за вопросы национальной политики, осознали: русский народ является не то, что полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин. Очень важно, чтобы в элитах возникло понимание того, что подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот - выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами.

Справедливости ради нужно отметить, что ситуация в сфере межнациональных отношений за последние годы значительно улучшилась.

Важные перемены, открывающие возможность русского возрождения, восстановления национального самосознания и достоинства, происходят как благодаря ответственной позиции руководства страны, так и благодаря долгим усилиям миллионов людей, хранивших верность нашему историческому выбору и отстаивавших право наследования ему.

Сказанное, однако, не означает, что проблемы уже преодолены. Нашей стране, всем ее народам и, в первую очередь, русскому предстоит предпринять немалые усилия, чтобы проторить достойный путь в будущее. И я надеюсь, что Всемирный Русский Народный Собор внесет в это свой вклад, способствуя единению всех русских людей и выражая их подлинные чаяния и убеждения».

Продолжение следует...