Русское Движение

Что думают в Сербии по поводу грядущего «Всеправославного собора»

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
– Интересуются ли священнослужители и миряне Сербской Православной Церкви намеченным на 2016 год так называемым «Святым и Великим собором Православной Церкви»? Как эту тему освещают официальные СМИ СПЦ и ресурсы ревнителей чистоты Православия, такие как ваш сайт «Борьба за веру»? Какие мнения высказываются? 

– Сербская Православная Церковь находится в очень сложной ситуации, тяжелейшей в своей истории и, возможно, наихудшей по сравнению с обстановкой в других Поместных Православных Церквах. Наша Церковь подвергается сильнейшему давлению со стороны Ватикана и Фанара, что проявляется настоящей диктатурой епископов-экуменистов и обновленцев и их духовных чад. Они составляют абсолютное большинство в Архиерейском соборе и держат под своим контролем все церковные структуры.

Напомним, что профессор догматики на Богословском факультете в Белграде епископ Браничевский Игнатий (Мидич) – экуменист и обновленец, реформатор Божественной Литургии и главный проповедник неправославных учений титулярного митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). Его ученик и последователь епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич) молится с еретиками, лишает храмы иконостасов, вводит женщин в алтарь. Епископ Бачский Ириней (Булович) также постоянно практикует моления с еретиками и по сути неофициально управляет Сербской Церковью. Епископ Австралийско-Новозеландский Ириней – еще один экуменист и обновленец, он входит в состав президиума всееретического «Всемирного совета церквей», сотрудничает с  Вашингтоном…

На фоне всех этих внутренних проблем тема предстоящего в Константинополе собора у нас отчасти меркнет. Однако верные чада Церкви внимательно следят за связанными с ним событиями, а наш сайт их регулярно об этом информирует. Вообще наше мнение относительно «Всеправославного собора» выражено в словах святого Феодора Студита, на которого ссылался владыка Феофан, Новый Затворник (архиепископ Феофан (Быстров), – примеч. ред.): «Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». Что же касается официальных церковных СМИ, они публикуют только то, что соответствует экуменическо-реформаторскому курсу наших иерархов. 

– Активный участник процесса подготовки «Всеправославного собора» из Русской Церкви митрополит Иларион (Алфеев) утверждает, что «некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва собора. <…> Верующих пугают тем, что грядущий собор станет „антихристовым“, потому что на нем якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, ее догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения…» Он убежден, что «подобные рассуждения <…> не имеют под собой реальных оснований». А как считаете вы: действительно ли нет поводов для безпокойства в связи с созывом «Всеправославного собора» и причин опасаться утверждения на нем неправославных постановлений? 

– Мы знакомы с этим заявлением митрополита Илариона и в свое время уже комментировали его на нашем сайте. Какие же СМИ тут подразумеваются под маргинальными? Мы полагаем, что речь идет об альтернативных (неофициальных) СМИ, согласующих все свои публикации с учением Церкви, размещающих правдивые материалы и информацию, невыгодную экуменистам и обновленцам и потому замалчиваемую патриархийными сайтами. И вот несколько доказательств справедливости высказываемых на этих ресурсах опасений.

С начала XX века в православной среде усилилось модернистское и экуменическое движение, инициаторы и участники которого своей главной задачей на ближайший период определили созыв некоего «Всеправославного собора», направленного на легализацию во всех Поместных Церквах их нововведений. Сегодня это движение еще более окрепло, активизировалось, и его опасность значительно возросла. Укажем некоторые характерные моменты, подтверждающие правомерность безпокойств верующих. Так, в повестке дня грядущего собора нет пункта об осуждении экуменизма. А, как известно, все предыдущие Соборы созывались именно ради осуждения какой-либо ереси, в конкретный исторический период потрясавшей Церковь. Экуменизм как раз и является таким современным лжеучением, и он даже более опасен, чем все предыдущие, поскольку это – всеересь (по слову преп. Иустина (Поповича)), своим синкретизмом угрожающая Церкви как богочеловескому организму, единому и единственному Телу Христову. Т. е. в настоящее время только осуждение экуменизма может быть причиной для созыва Собора Православной Церкви с эпитетами «Великий», «Всеправославный» или «Вселенский».

Именно поэтому в 1977 году преподобный Иустин Челийский в своем обращении к Архиерейскому собору СПЦ «По поводу созыва „Великого собора Православной Церкви“» писал: «Историческая реальность очевидна: Святые и Богосозываемые Соборы Святых Отцов всегда имели перед собой один или, самое большее, два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими правую веру, раздиравшими Церковь и серьезно угрожавшими спасению человеческих душ, спасению православного народа Божия и всего творения Божия. Поэтому Вселенские Соборы всегда имели христологический, сотериологический, экклесиологический характер, т. е. их центральной темой – всетемой и главным благовестием, всеблаговестием – всегда были Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем, наше обожение в Нем. <…> Это – истинная  православная, апостольски-святоотеческая тематика, безсмертная тематика Церкви Богочеловека во все времена, прошлые, настоящие и будущие. Только она одна может быть предметом и возможного будущего Вселенского Собора Православной Церкви, а не схоластически-протестантский каталог тем, которые не имеют никакой существенной связи с духовным опытом и духовной жизнью векового апостольского Православия, а являются лишь рядом сухих гуманистических теорем».

То, что тревога православных небезосновательна, видно и из следующего факта. После оглашения времени проведения «Всеправославного собора» кардинал Курт Кох, председатель «Папского совета по содействию христианскому единству», с нескрываемой радостью заявил: «Если Православные Церкви обретут большее единство между собой, то для экуменического диалога с нашей католической церковью это будет только полезным и способствующим его развитию» и принесет «много добрых плодов». Обратите внимание: латиняне, вековые враги Православия, радуются единству православных! Митрополит Петр II Петрович Негош говорил: «Латиняне – старые обманщики». Чтобы понять причину радости Коха, следует вспомнить его сетования годом ранее. Тогда главный папский экуменист откровенно признал, что работа Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками зашла в тупик и что хотя «была развита всемирная сеть дружеских экуменических отношений <...>, но, несмотря на все, что было сделано, надо сказать, что цель экуменизма не достигнута: мы еще не нашли единства, и перед нами еще много работы для его поиска».

Латиняне поняли, что путь к унии через диалог – долгий и неопределенный, потому что, как сказал Кох, «действительно существует некоторая напряженность во внутренних отношениях» между делегациями Поместных Православных Церквей (т. е. первенство чести ватиканско-вашингтонского послушника Патриарха Варфоломея все еще не стало и первенством власти). Поэтому паписты изменили план и дали «православным» экуменистам, особенно фанариотам, четкие директивы, как можно быстрее преодолеть этот застой в процессе достижения унии (о существовании срочного приказания свидетельствует то обстоятельство, что Предстоятели Поместных Церквей поспешили в Стамбул на Первой седмице Великого Поста, во время строжайшего воздержания и молитвы). Новый папистский сценарий объединения Православия с ересью, изложенный кардиналом Кохом, звучит так: «Я предполагаю, что проведение Всеправославного собора стало бы очень важным событием. Я слежу за развитием этого вопроса с большой симпатией, потому что убежден: если дело дойдет до открытия Всеправославного собора, то это станет большим подспорьем для  экуменического  диалога с нами».

Так что все более чем очевидно.

Следует принять во внимание и заявление ведущего «православного» экумениста Константинопольского Патриарха Варфоломея. Недавно, совершая визит в Нидерланды, он сказал, что «Православие призвано последовательно применять свои фундаментальные экклезиологические принципы, связанные со вселенскостью и соборностью Церкви, на пути, который станет ответом на вызовы „ортодоксизма“ и „этноцентризма“, направленные против него». Надо иметь в виду, что именно этот человек, открыто угрожающий православным противникам унии (которую он подразумевает под «вселенскостью» и «соборностью» Церкви), будет председательствовать на грядущем «Всеправославном соборе»!

Различные организации и силы нового мирового порядка уже давно стремятся к радикальной реформации Церкви Христовой, поскольку иначе они не смогут утвердить власть антихриста, который не придет, пока православные не отступят от истин своей веры. Поэтому настороженность в отношении «Всеправославного собора» уместна и оправдана. Не надо паниковать, но, как гласит наша народная поговорка: «Тот, кого ужалила змея, боится даже ящерицы». 

– Подготовка к собору идет уже не одно десятилетие, и вынесенные на его повестку темы ранее прорабатывались и согласовывались на многочисленных предсоборных совещаниях. Еще в конце 1960-х годов темы соборного каталога были разделены между Поместными Церквами, обязавшимися подготовить по ним доклады, на основании которых составлялись проекты документов для дальнейшего утверждения на совещаниях и самом соборе. Сербской Церкви поручили разработку темы «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». Известно ли вам что-либо о том, как рассматривался этот вопрос? Что вы думаете о соблюдении постов в современном мире?
 

– В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века среди сербских епископов уже обозначились сторонники сокращения и «смягчения» постов, но святой Иустин Челийский, этот новый светильник Церкви Божией, ясно высказал свою позицию по этому вопросу в письме к епископу Шабацко-Вальевскому Иоанну, племяннику святителя Николая (Велимировича). Письмо было составлено в 1968 году, но оно выражает мнение православных сербов об этой проблеме и по сей день. Отец Иустин указывает на то, что пост есть установление богочеловеческое, утвержденное на Соборах Духом Святым. И жития святых, по его словам, свидетельствуют, что «богочеловеческий пост – святая этическая догма Православной Церкви, которая не может и не должна быть реформирована»: «Евангелие о богочеловеческом посте не может быть изменено, как и Спасово Евангелие вообще. Тот, кто переиначивает Евангелие, будь он хоть Ангелом, подпадает под страшную апостольскую анафему: „Да будет проклят!“ (см.: Гал. 1, 8). Под эту анафему подпадали и подпадают различные еретики, в том числе и последователи римско-католической, латинской ереси. Что в латинской ереси осталось от евангельского богочеловеческого поста? – Почти ничего. Потому что недавно Второй ватиканский собор принял „непогрешимое“ решение: в году сохраняется лишь один постный день – Страстная Пятница». Далее отец Иустин добавляет: «Под влиянием языческой европейской культуры богочеловеческий пост полностью отвергнут в Европе, и Европа распадается в своем антихристианском аскетизме. Конец всему этому может быть только один: плач и скрежет зубов». Наконец, Святой Отец ясно заключает: «Апокалипсически страшно и жутко, что вопрос поста, давно решенный в Православной Церкви на все времена, вообще обсуждается на межправославных конференциях». 

– Существует ли, по вашему мнению, необходимость в обсуждении иных указанных в обнародованной повестке «Всеправославного собора» тем? Судя по официальным заявлениям участников предсоборного процесса, они придерживаются мнения, что в настоящее время в Поместных Православных Церквах утвердились «различные практики» в вопросах церковного календаря, соблюдения постов, подготовки ко Святому Причащению, браков с «инославными» и т. д. Можно ли эти имеющие место различия назвать «разными практиками», нуждаются ли они в унификации и если да, то по какому принципу? 

– Преподобный Иустин Челийский в уже упомянутом обращении к Священному Архиерейскому собору СПЦ писал, что в настоящее время «не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви <...> Этот вопрос (о подготовке к собору, – примеч. ред.) возник еще при жизни несчастного Патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса), известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии, на его так называемом „Всеправославном Конгрессе“ в Константинополе в 1923 году. В то время было предложено, чтобы собор состоялся в Нише в 1925 году; но так как Ниш не находится „на территории Вселенской Патриархии“, собор не был созван». Отец Иустин далее говорит, что «в истории и жизни Православной Церкви никогда ни один Собор, а тем более столь исключительно благодатное и духовное явление, каким является Вселенский Собор, не вызывался искусственно, путем измышления тем для своей работы и заседаний; никогда нарочито не созывались конференции, конгрессы, просиноды и подобные искусственные собрания, совершенно чуждые и не известные православной соборной традиции, а по сути – перенятые от западных организаций, чуждых Церкви Христовой». 

В 1927 году авва Иустин представил сербским читателям книгу святогорского подвижника Даниила о готовящемся «Вселенском соборе». В этой брошюре, которую он считал основным материалом по данной проблеме, перечислены критерии Вселенского Собора. В частности, там отмечено, что Соборы всегда созывались ради борьбы с ересями, угрожавшими вере Церкви. Их созывали не Папы и Патриархи, а благочестивые Императоры, радевшие о чистоте Православной веры. На них велась дискуссия о вере, в ходе которой обличалась ересь, а затем утверждались православные догматы, соответствующие Священному Писанию и Преданию Церкви, а также постановлениям предыдущих Соборов. Эти решения должны были приниматься всей полнотой Церкви – от епископа до мирянина. По словам святого Максима Исповедника, «святы и признаны те Соборы, которые подтверждены правильностью догматов». Еретики тоже имели свои соборы, зачастую даже более представительные по числу участников, чем Соборы православные. Но эти собрания не стоявших в истине отвергнуты Церковью и именуются «разбойничьими». 

В перечне тем грядущего собора, как мы уже сказали, нет осуждения ереси. На повестке дня – вопросы, навязанные Вселенскому Православию Фанаром, «восточным Ватиканом», цель «обсуждения» которых – упразднение аскетического характера Православия (сокращение постов, второбрачие священства) и провокация великих расколов (введение нового календаря). Ввиду перечисленных причин, этот собор, по слову отца Иустина, «вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания». 

Конечно, в практиках Поместных Церквей всегда имелись некоторые различия, но нынешние экуменическо-обновленческие новшества – это «различие» совсем иного порядка, идущее вразрез со святоотеческим учением и традициями всей полноты Православия, а не одной Поместной Церкови. И то, что этому учению и традициям чуждо (например, молитву с еретиками), необходимо устранять из жизни православных христиан. Так, в вопросе о календаре новостильным Поместным Церквам должно последовать примеру Польской Православной Церкви и вернуть благословленный Господом традиционный юлианский богослужебный календарь. Тем более что использование папского календаря для неподвижных праздников при сохранении православного летосчиления для переходящих зачастую приводит к сокращению и даже полному исчезновению Апостольского поста (как это было, например, в прошлом году) и другим грубым нарушениям в церковной жизни. 

Беседовала и перевела с сербского Мария ДЕРКАЧЕВА 

 «Православный крест»,№110, 15 июля 2014 года