Русское Движение

Из бумаг архимандрита Трифона

О положении христиан в мусульманском государстве

согласно шариату

Вступление от редакции газеты "Вера" - "Эском":

Российские средства массовой информации не раз с каким-то необъяснимым умилением сообщали о господствующих в воинских расположениях, а еще раньше - в гражданско-правовых отношениях в Чечне норм мусульманского “шариата”. Построенное на таких нормах государство у нас обычно называют “фундаменталистским”. Это, конечно, право народа - жить, как ему хочется. В данном случае - чеченского народа. Однако коренным народом в равнинных районах Северного Кавказа исстари является терское казачество - христиане. Что сулит им православие в таком государстве? Положению христиан в условиях господства шариата и посвящен этот материал, актуальность которого еще и в том, что на переговорах в Чечне этот вопрос остается безо всякого внимания российских властей.

Эту рукопись мы обнаружили в бумагах умершего несколько лет назад в Лальске архимандрита Трифона во время недавнего редакционного паломничества туда; в рукописи нет начала и конца, и попала она к нам совершенно случайно. Впрочем, случайно ли?..

 

Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века. Часть 2

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Часть 1

В 1820–1830-е годы в Европе возникает новый вариант апологетического мифа о Наполеоне: в глазах молодых людей, тип которых представляет бальзаковский Растиньяк, Наполеон становится могучим и умелым покорителем судьбы. А.С. Пушкин с такой «героизацией» императора был решительно не согласен. Уже в романе «Евгений Онегин» в личности Наполеон а подчеркиваются черты индивидуалиста, презирающего людей и готового принести в жертву своему тщеславию сотни тысяч человеческих жизней:

 

Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании первой трети XIX века. Часть 1

Образ Наполеона-антихриста в русском общественном сознании, в том числе и в литературе, уже рассматривался в целом ряде исследований историков и филологов[1], но все же некоторые аспекты этой темы нуждаются в дальнейшей разработке. При этом весьма перспективным представляется использование новых методов – «метода библейских семантических ключей»[2] и «центонно-парафразного метода»[3], успешно применяемых в других областях научного знания, прежде всего в изучении древнерусских памятников.

 

К истории православного движения в закарпатском селе Иза

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Митрополит Георгий (Бранкович)

В начале ХХ века в США православное движение среди эмигрантов из Закарпатья привело к конфликту между униатскими священниками и римско-католическими епископами. В то же время в Венгерской Руси напряженные отношения сложились между крестьянами и униатским духовенством. Можно выделить три главных центра православного движения в Северо-Восточной Венгрии в начале ХХ века: село Иза возле Хуста, село Великие Лучки возле Мукачева и село Бехерево в Восточной Словакии. Переход крестьян в Православие в этих селах имел свои особенности.

Рассмотрим, как развивалось православное движение в селе Иза, так как здесь религиозный характер этого движения был особенно ярко выражен.

 

Из истории Православия в Крыму

Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь8 (21 по новому стилю) апреля 1783 года российская императрица Екатерина II подписала «Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Древняя православная земля, более трех веков находившаяся под властью иноверных, вновь становилась частью христианского государства.

Православие просияло на древней Крымской земле еще в I веке по Р.Х.: здесь проповедовал один из 12 учеников Христовых – апостол Андрей Первозванный, затем сеял слово Божие святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра.

В период рассвета Византии на территории Крыма было пять православных епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская. Известны некоторые святители этих древних кафедр Православной церкви.

 

Памяти «непреклонного»

Генерал Деникин
Генерал Деникин

Великая и чреватая страница Русской Истории заключена: «Скончался Генерал Деникин». Не только — Русской Истории. Генерал Деникин, его служба связаны с Историей вообще, как связана Россия с миром. На протяжении ряда лет «дело Деникина» взвешивалось на мировых весах. От удачи или неудачи этого дела зависели будущие судьбы человечества. Ныне мы это видим. Это определяет место Деникина в Истории. Долго еще историки, политики и государственники будут вглядываться в эту чреватую страницу. Она содержит много учительного, пророческого. Эта страница вскроет много теней и света, но не откроет ни единого темного пятна. Россия не постыдится своего сына: в его «послужном списке» самые ярые искатели «темных черт» не сыщут для себя удовлетворения. В этой странице крови, горя и слез найдут лавры и розы, найдут славу… найдут непроходимые стены терний, но: будут бессильны ткнуть в проступки и преступления — там их нет. Могут подсчитывать ошибки, но не отыщут грязи, подлости, сделок, криводушия, клеветы… — всего того, что связывается обычно с «исторической личностью». Это уже победа. Это — слава и увенчание. Эта победа личности накрепко сплетена со славой и победой национальной. Не много найдется в Истории такой чистоты служения.

 

Православный Восток в трудах общественных и церковных деятелей России XIX века

Сразу следует сделать маленькое, но очень существенное замечание к выбранной теме. Говоря о Православном Востоке, мы подразумеваем здесь не весь христианский Восток в истинном значении этого понятия, а лишь отдельную часть – Константинопольский патриархат и территории Востока, зависимые от него. В смысле всеобъемлющем Православный Восток включает в себя, конечно же, еще Иерусалимский и Александрийский, и Антиохийский патриархаты. Также сюда относятся и те Поместные Церкви Востока, которые в историческом своем развитии были связаны с Матерью Церквей – Константинопольским патриархатом (например, Элладская, Сербская, Болгарская Православные Церкви и проч.) [1].

 

Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории

Крещение Руси
Крещение Руси

Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г.(возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

 

«Я хочу сильного Православия»

Гитлер и архиепископ Цезарь Орсениго, папский нунций в Берлине
Гитлер и архиепископ Цезарь Орсениго, папский нунций в Берлине
Сорок третий принес не только рост авторитета СССР у мировой общественности и укрепление его отношений с союзниками (уже 4 февраля 1943 года, сразу же “вслед за концом 6-й немецкой армии - Иден направил британскому послу в Москве важные инструкции. Они сводились к тому, что пришло время относиться к Советскому Союзу как к партнеру того же ранга, что и Соединенные Штаты, и, само собой, разумеется, обсуждать с ним планы”) [1]. 1943-й год поставил и новые грандиозные задачи послевоенного переустройства Европы, лидером которого должен был стать СССР.
 

«Русская Правда»: история и актуальность

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Синодальный список Русской Правды, 1282 г. Государственный Исторический музей

Синодальный список Русской Правды, 1282 г. Государственный Исторический музей

«Русская Правда» - главный памятник древнерусского права. Еще существуют церковные уставы  святого князя Владимира и Ярослава, но историки до сих пор не пришли к единому мнению об их подлинности. Первым выразил сомнение в подлинности Устава святого Владимира нашедший его текст и издавший Устав Карамзин, позже его мысль поддержал Голубинский. Карамзин настороженно относился к тексту, потому что некоторые его положения противоречили общепризнанным фактам. В частности, его смущало то место, где говорится, что святой Владимир крестил Русь вместе с Патриархом Фотием, но между ними лежит век. Фотий – это 860-е годы, 9-й век, а Владимир – это уже век 10-й. Из этого же исходил Голубинский, но позже, на докторском диспуте Голубинского, его оппонент Ключевский утверждал, что текст в основе подлинный, только позднее переписывался и дополнялся, и в последних списках наряду с Уставами Владимира и Ярослава содержались решения, принятые другими князьями.  Я думаю, эта точка зрения наиболее близка к истине.

 

История Православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
Епископ Тихон с клириками в Сан-Франциско
Епископ Тихон с клириками в Сан-Франциско

24 сентября 1794 года восемь русских иноков-миссионеров из Валаамского монастыря прибыли на остров Кадьяк на край света к далеким берегам Аляски.

Так началась история русского православного миссионерства на американском континенте. Святою ревностью проповедников быстро разливался свет Евангельского учения между новыми сынами России (Аляска до 1867 года принадлежала России): несколько тысяч язычников приняли христианство; была заведена школа для образования новокрещенных детей; выстроена церковь на месте жительства миссионеров.

 
Другие статьи...


Страница 41 из 42