Русское Движение

4.07.1591 (17.07). – Отражение последнего татарского набега на Москву (Крымского хана Казы-Гирея)

Оценка пользователей: / 5
ПлохоОтлично 

Донская икона Божией Матери в стане защитников Москвы. Фреска Донского монастыря.

Это произошло в правление Царя Феодора Иоанновича, последнего Царя из прямой непрерывно царствовавшей ветви Рюриковичей. Даже после пресечения его отцом угроз, исходивших от Казанского и Астраханского ханств, оставался еще один осколок Орды – Крым, откуда оккупировавшие его татары, совершали постоянные набеги на русские земли. Воспользовавшись отвлечением русских сил на войну со шведами, хан Казы-Гирей летом 1591 г. предпринял очередной набег на Москву. Его подбивали к этому и шведы, обещая щедрое вознаграждение, и турецкий султан.

По пути в Москву Казы-Гирей, разумеется, жег все русские города и селения, в том числе пригороды Тулы. В начале июля на подходе к Москве 150-тысячное войско крымцев встретило русское войско у Коломенского. Несмотря на меньшую численность русских, в отличие от своего отца (покидавшего столицу при нашествиях 1571 и 1572 гг.) Царь Федор остался в Москве, поручив организацию обороны Борису Годунову: «обоз поставити за Москвою-рекою, за Деревянным городом, промеж Серпуховские и Калужские дороги, и наряд в обозе поставити, и запасы и пушкарей к наряду расписати, и устроити обоз и наряд совсем готово, как, прося у Всемилостивейшего Бога помощи, стоять и битца из обоза против крымского царя Казы-Гирея». На всех городских стенах устанавливались пушки и пищали, дополнительно укреплялись дальние посады. Была составлена ведомость всех мужчин старше 20 лет, которым предписывалось поочередно дежурить на стенах и во всякое время быть готовыми к боевым действиям.

4 июля войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону. Но русские отразили все атаки и нанесли войскам хана серьезный урон артиллерийским огнем, в чем имели преимущество несмотря на меньшую численность войска. В "Жизнеописании Федора Ивановича" сказано: «Весь тот день и ночь со всех стен градных из великих огнедышащих пушек непрерывно стреляли и изо всех обителей, расположенных близ царствующего града Москвы, также непрестанно стреляли и многих поганых побили». Для ободрения защитников города Царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним чудотворную Донскую икону Божией Матери, которая, по преданию, находилась в русском войске еще во время Куликовской битвы. По желанию Федора Ивановича был устроен крестный ход с этой иконой по всем стенам Москвы, а затем ее торжественно принесли в обоз и поставили в походной церкви.

Маневренный бой длился целый день. К вечеру Казы-Гирей, не добившись успеха ни на одном из направлений, перенес свою ставку в село Воробьево (ныне местность Воробьевых гор). Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Борис Годунов уговорил одного дворянина попасть в плен к татарам с дезинформацией о прибытии подкрепления к Москве. Операция по ложному пленению прошла успешно, и дворянин оказался в татарской ставке. На вопрос хана о беспрестанной стрельбе, не приносящей им урона, пленный заметил, что это радость по случаю прибытия тридцати тысяч поляков и немцев. Дворянина жестоко пытали, но он не отошел ни на каплю от своего показания. Имя героя осталось неизвестным.

Убедившись, что Москва надежно защищена, Казы-Гирей не стал больше рисковать. Не дожидаясь рассвета, хан поспешно отступил. На паническое бегство Казы-Гирея обращают внимание многие источники, отмечая, что даже все награбленное в окрестностях Москвы было татарами брошено. "Жизнеописание царя Федора Ивановича" сообщает следующие живописные подробности бегства крымского хана: «Бе же то Воробьево близ царствующего града яко поприща три [три версты], тамо же бе горы велики, зело превысоки; оттуда же узре окаянный царь красоту и величество всего царствующего града и великие каменноградные стены и златом покровенные и пречюдно украшенные божественные церкви и царские великие досточюдные двоекровные и троекровные палаты, паче же слышав великий тресновенный гром и неизреченный гласом звук, иже бысть от великого во граде и изо обитель [монастырей] пушечного стреляния. Видев же окоянный царь благочестивых сопротивное ополчение, зело убоявься, и ужас велий нападе нань и вскоре возвратися со всем своим злочестивым воинством и побеже с велицем страхом, ниже от пути в нощь мало почити хотяще…»

Голландский купец И. Масса, ставший очевидцем сражения, рассказывает, что крымцы в чрезвычайном беспорядке и с такой поспешностью обратились в бегство, что между Москвой и городом Серпуховом повалили много мелкого леса и передавили несчетное множество своих людей и лошадей, так что вся дорога была усеяна человеческими и лошадиными трупами. Правда он отмечает, что, переправившись через Оку, хан захватил во время бегства множество людей из попутных деревень: много женщин и детей было продано в Турцию. Потери татар тоже были велики: в Крым вернулась лишь треть войска. Сам Казы-Гирей приехал в Бахчисарай 2 августа ночью в телеге, раненный, с подвязанной рукой.

Это было последнее нашествие татар на Москву. Но не последний их набег на Русь: уже в мае 1592 г. крымский царевич (калга) Фети-Гирей неожиданно напал на Рязанские, Каширские и Тульские земли. В результате этого нападения множество ничего не подозревавших и не готовых к нападению людей было убито и еще больше уведено в плен.

В память победы в Москве над Казы-Гиреем, на месте, где находилась среди защищавших столицу войск Донская икона Божией Матери, был основан Донской монастырь.

 

Вместе с Новодевичьим, Симоновым, Андрониковым, Донской монастырь составляет полукольцо крепостей, охранявших русскую столицу. Собор монастыря возводили в 1591–1593 гг., перестроили в 1670-х гг. Тогда были уничтожены фрески с изображениями, прославляющими Бориса Годунова. Особенно обширное строительство велось при царевне Софье в связи с Крымским походом князя В.В. Голицына в 1687 г. Новый собор Донского монастыря был достроен в 1698 г. Восьмиярусный иконостас с деревянной золоченой резьбой создан мастерами Оружейной палаты в 1695–1699 гг. Двенадцать башен монастыря служили тюрьмой мятежным стрельцам. На территории Донского монастыря образовалось главное кладбище богатого купечества и элиты русского дворянства. Там погребены выдающиеся писатели и поэты, архитекторы и ученые.

rusidea.org