Русское Движение

Женские имена мечетей – новое или хорошо забытое старое?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Если признаться честно, я был не просто удивлён тем, что мечеть в Аргуне  названа  именем Аймани Кадыровой - матери главы Чечни Рамзана Кадырова, я был шокирован.

 Для меня религия мусульман, самая мужская из всех современных религий, и это я постараюсь аргументировать. Начнём с того, что  ислам как вероучение,  в настоящее время делится на два крупных, назовём их «ортодоксальными», направления (это не значит, что в исламе нет множества других сект, но поскольку нельзя объять необъятное, я постараюсь дать читателю основное) – суннизм и шиизм.

 Непреодолимые различия между ними вызваны расхождением во взглядах на первоначальную историю ислама

 Суннизм, направление ислама, имеющее наибольшее число последователей среди мусульман. Слово "суннизм" происходит от арабского "ас-сунна" - обычай, образец, пример. Его приверженцы именуют себя люди сунны и исходят из убеждения, что придерживаются неискаженной традиции «пророка» Мухаммеда и считают, что после смерти Мухаммеда его заместители (халифы) должны были выбираться верующими.

 Все сунниты принадлежат к одному из четырех мазхабов (религиозно-правовых школ, толков, о них я остановлюсь ниже) - ханафитскому, маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому. Как определенное учение в исламе суннизм оформился в 10-11 вв.   Последователи суннизма составляют большинство населения в мусульманских странах, кроме Ирана и Ирака. В Российской Федерации (и республики Крым, соответственно) подавляющее большинство мусульман являются приверженцами суннизма.

 Шиизм (от арабского "аш-шиа" - группировка, партия, приверженцы) - второе по числу последователей (после суннизма) направление в исламе.

Шииты отвергают принцип выборности халифа. Они считают, что из четырех "праведных" халифов только зять Мухаммеда Али имел право быть повелителем всех мусульман, первые же три халифа являются узурпаторами. После Али право наследования миссии «пророка» Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и дочери пророка - Фатимы.

Шииты признают Коран божественным откровением, однако считают, что в османовой его редакции опущены стихи (аяты), имеющие отношение к Али. Принимают они и сунну, но только в той части, где упоминается Али. Шиизм имеет и свои предания - ахбары, сборники которых почитаются шиитами как и шесть канонических сборников хадисов (предания современников и первых последователей «пророка» о словах и действиях Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины, почитаемых суннитами).

 Поскольку чеченцы в основной своей массе исповедуют суннизм, подробнее рассмотрим именно это направление. Все сунниты делятся в свою очередь на его разные версии – мазхабы. Мазхаб – это как бы богословско-правовая школа. Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «выбрать своим путем». В исламе суннитского толка их четыре:
- ханафитский

 - шафиитский

- маликитский

- ханбалитский

 Различия между мазхабами обычно касаются деталей соблюдения религиозной практики и обычаев. Общее в мазхабах составляет примерно 75 процентов. Сунниты считают, что нельзя считать, что один мазхаб правильный, а остальные три неверные, поэтому, особых разногласий по этому поводу среди верующих нет. Мазхаб - это как бы свой вариант понимания шариата (араб. "аш-шар'а" - "Закон", "ясно установленный путь", комплекс верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и мусульманской общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни). И в самом деле, как понять, что делать мусульманину в том, или ином конкретном случае? В одном хадисе говорится, что в молитве руки надо складывать на груди, в другом – что надо держать их по швам. Как правильно делать это во время намаза? Выход мусульмане нашли. Нужно следовать одному из мазхабов. Тогда, чтобы понять, как делать, например, омовение перед молитвой, простому мусульманину не надо изучать полностью Коран со всеми его толкованиями и все хадисы по этой теме, надо просто выполнять правила того или иного мазхаба.

 В разных местностях традиционно приняты разные мазхабы. В России распространены два мазхаба: шафиитский и ханафитский. Выбирают мазхаб чаще всего  по территориальному принципу. Если мусульманин живет в Махачкале, где следуют шафиитскому мазхабу, и все его знакомые – шафииты, он будет выбирать шафиитский мазхаб. В Казани же, где ханафитов подавляющее большинство, то, скорее всего он выберет его. В Дагестане, Чечне и Ингушетии рапространен шафиитский мазхаб.

 Вкратце рассмотрев внешнюю часть мусульманского вероучения, перейдём к основному в любой религии: душе и посмертному воздаянию за грехи или поощрению в загробной жизни.

В исламе душой женщины, её переживаниями вообще никто из законоучителей веры до недавнего времени  не интересовался.
Женщина в исламе - это не равный партнер мужчины, как в христианстве, и брак - это не таинство.

По законам ислама мужчина может иметь до четырех жен, и он не должен спрашивать разрешения у одной жены, чтобы взять (купить) другую. Она не может учиться и работать без разрешения мужа (ее хозяина), не может выйти из дома без разрешения мужа, не имеет права пригласить в дом кого-то без разрешения мужа. Она не имеет права ни на детей, которые по законам ислама принадлежат мужу, и даже на свое тело, которое тоже принадлежит мужу. Женщина в исламе - жалкое, зависимое, подчиненное существо. А если она себя плохо ведет, муж в любой момент может выгнать ее на улицу. Ему для этого не нужно идти в суд или куда-то. Ему достаточно сказать три раза: я с тобой развожусь. И все. И она должна уйти из дома без денег и средств к существованию. Я рассказал здесь о стандартном узаконенном отношении к женщины в исламе. Такие правила до сих пор существуют во многих исламских странах, таких как Саудовская Аравия, Афганистан, Мавритания и др. Поэтому перейдём к вопросу, куда праведная мусульманка попадёт после смерти.

 Каков же мусульманский Рай? Буду цитировать только исламские источники…

«Рай имеет различные уровни,  на каждом уровне Рая люди также разделены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метров.

Невозможно словами передать красоту Рая. К примеру, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном Аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Её головной убор (платок) лучше, чем весь мир и всё, что в нём есть. Жёны, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете, и даже в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит всё это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом. Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершёнными в этом мире.

Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведённом времени в дольнем мире, и они будут завидовать тем, кто обрёл больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха и во имя Его довольства.

Для праведников, пребывающих в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Любая еда, которую они пожелают, будет им дана. В числе угощений будут «плоды, и пальмы, и гранаты», а также райское вино, которое не будет пьянить. Испражнения будут выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу

Обитатели рая возлежат на «ложах расшитых», на «коврах разостланных». Им прислуживают «мальчики вечно юные», похожие на «рассыпанный жемчуг», которые будут обходить праведников «с сосудами из серебра и кубками хрусталя». В воздаяние за те дела, что они совершили, им будут даны в супруги (гурии) «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому», «девственницы, мужа любящие, сверстницы», «черноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн»

 Комментаторы указывают, что гурии предоставляются в качестве супруг обитающим в раю праведникам на сроки, зависящие от числа благочестивых поступков последних, причем гурии всегда остаются девственницами. Земные супруги, если они вели праведную жизнь, также живут  в раю со своими мужьями ( Коран, сура 43, аят 70). При этом супруги небесные имеют тот же возраст, что и праведники. Согласно комментарию ал-Байдави, им всем по 33 года.[ Мифологический словарь. М.Б.Пиотровский]

 Могу ещё добавить, что в раю женщина должна быть с последним при жизни мужем (если она была замужем неоднократно), следовательно, всё зависит от статуса последнего мужа на том свете. В отличие от христианства, где есть святые и мужского и женского пола, совершенно равноправные в глазах верующих, следовательно, и храмы, посвящённые тому или той святой совершенно равноценны, в исламе нет возможностей помолиться женщине – святой. Мечети, в подавляющем большинстве, названы в честь мужчин, хотя, не могу не отметить, отдельные исключения, всё – таки были и есть.

"Она особенно популярна среди населения, которое исповедует шиитскую традицию, хотя встречается и в некоторых местах суннитского мира. В Турции, например, есть знаменитая мечеть Джами - Мирима, названная в честь дочери одного из султанов. Неподалеку есть еще мечеть, которую построила мать одного из известных султанов, она называется Джами - Валида (от слова "валида" – родительница)".

… в Иране и Азербайджане названия мечетей связаны в основном с родственниками пророка Мухаммада. "Так что можно сказать, что название мечети по имени матери инициатора строительства не выходит за рамки исторической традиции исламского мира", - отмечает Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России. В Чечне есть святыни, связанные с именами матерей выдающихся деятелей, в частности суфийских. "Так что можно сказать, что это в традициях скорее чеченского ислама, чем ислама вообще" отметил ведущий эксперт Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов 

 Как видите, названия мечетей по именам женщин касаются женщин из верхушки мусульманского общества или женщин, происходящих напрямую от основателя ислама.  В Каире есть несколько средневековых мечетей, названных в честь женщин из рода пророка Мухаммеда: мечеть сайиды (сайид – прямой, кровный  потомок Мухаммеда) Зайнаб, мечеть сайиды Сакины, на юге - мечеть сайиды Нафисы, в Саудовской Аравии, например, есть мечеть Айши (Айша - одна из любимых  жен Мухаммада).

 В Самарканде есть мечеть Биби Ханум начала XV века, она названа в честь любимой жены Тамерлана и построена после его индийского похода. В поселке Мардакян в Азербайджане мечеть Туба-Сахи названа в честь женщины, заказавшей строительство. Мечеть Хаджа Фатима в Сингапуре (1845-1846) названа именем аристократки малайского происхождения, мир меняется, и уже есть подобный примеры в глубинке России, в Саратовской области сельская мечеть названа в честь матери председателя местного религиозного общества.

 Мир меняется и закостенелая религия начинает поворачиваться лицом к женщине, хотя, с точки зрения ортодоксов, это есть ересь и попрание основ веры.

 

Попов Евгений